Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие "связной речи в дошкольном возрасте является
важным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов - является использование метода наглядного моделирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov_cherez_naglyadnoe_modelirovanie.docx | 18.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
Подготовила учитель-логопед IКК Ельчищева Любовь Николаевна, МКДОУ Нововоронежский детский сад № 4
Развитие "связной речи в дошкольном возрасте является
важным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов - является использование метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Это опорные схемы,мнемотаблицы, пиктограммы, предметные картинки. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Метод наглядного моделирования способствует:
- усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями);
- передачи события при помощи заместителей;
- овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины;
- определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
- формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;
- обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.
Я начинала свою работу с активизации словаря детей словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками с помощью наглядной основы - моделей-картинок, а затем моделей-знаков, обозначающих части речи.
Дошкольники учились обозначать каким-либо одним символом («заместителем») реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта. Затем дети объединяли модели-картинки по смыслу в словосочетания.
Также важным этапом была работа с использованием наглядного моделирования над родственными словами, так как она развивала у воспитанников языковое чутье, расширяла словарный запас, формировала навык словообразования.
Так я использую игру “Снежная куча”. Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово - птица - снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
В результате использования моделей-предлогов в упражнениях и заданиях, дети-логопаты научились пониманию смыслового значения наиболее распространённых предлогов русского языка и правильному употреблению в речи предложно-падежных конструкций.
Также я использую схемы для формирования грамматического строя речи через игры
Одним из любимых видов у детей является такое моделирование, как пиктограмма (символических изображений, заменяющих слова). Я использую их, в основном при работе со звуками.
При обучении детей составлению рассказов-описаний, я пользуюсь схемами Т.А.Ткаченко и сенсорно-графической схемой В.К.Воробьёвой, которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их
При затруднении детей-логопатов в заучивании наизусть стихотворений, приходилось заменять символами почти каждое произносимое слово. Иногда символическая аналогия позволяли записать целое предложение на одной карточке. Но, если необходимо было обратить особое внимание детей на какие-то слова, то я их выносила на отдельную карточку. При заучивании наиболее сложного текста некоторые слова заменяла соответствующей буквой или оставляла крупно напечатанными на карточке. Очень длинные тексты дети пересказывали по схеме-плану. Учитывая возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, .более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т.п.
Использованная литература
- Абызова Т.А., «Формирование речевых умений связного устного высказывания у детей с ОНР через моделирование плана высказывания». Методические рекомендации.
- Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», Москва, Просвещение, 1981
- Каширина И.И., Костылева Н.А. Играем, говорим, рисуем, учимся от 3 до 5 лет. Где, куда, откуда или, котенок Пух и его друзья, г. Воронеж: «Институт практической технологии», 1998
- Малетина Н., Пономарева Л., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР». Журнал «Дошкольное воспитание», 2004 №6.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
- Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д., «Занимательные символы», Москва, Прометей, 2002
- Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
- Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет», Москва, ГНОМ и Д, 2001
- Ушакова О.С. «Программа развития речи у детей дошкольного возраста в детском саду». Москва, СФЕРА, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня ...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.По результатам диагностики уровня сформи...
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
Проект «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
Мы стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, её объём и характер становятся главным показателем успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, труд...
Консультация для воспитателей « Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»
« Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования»...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания....