Методическая разработка коррекционно–образовательной деятельности по систематизации представлений об окружающем мире по теме «Транспорт»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал разработан с целью расширения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР о транспорте, который встречается в сказках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_teme_transport_zpr.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка коррекционно–образовательной деятельности
по систематизации представлений об окружающем мире по теме « Транспорт»
с детьми старшей группы компенсирующей направленности
для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
(с задержкой психического развития)
Разработал:
учитель-дефектолог
Лебедева Гульбиви Хасановна
Санкт-Петербург
2023
Целевая аудитория: дети с задержкой психического развития 5-6 лет.
Цель: расширение и систематизация представлений детей с ЗПР о транспорте, который встречается в сказках.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять способность детей отгадывать загадки.
- Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека, а также в жизни сказочного персонажа.
- Формировать у детей навыки поиска необходимой информации о транспорте в книгах.
- Продолжать учить дифференцировать транспорт по видам.
Коррекционно - развивающие:
- Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, активизировать словарный запас по теме «Транспорт».
- Развивать внимание, логическое и ассоциативное мышление, память, умение узнавать сказочный транспорт.
- Формировать умение выделять признаки группировки транспорта, по которому сгруппирован транспорт.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к транспортным средствам.
- Способствовать проявлению интереса детей к литературным произведениям.
- Воспитывать старательность, трудолюбие, наблюдательность, усидчивость.
Формы совместной деятельности взрослых и детей:
- беседа
- диалог
- дидактические игры: «Классификация», «Четвертый лишний»
- музыкальная игра: «Автобус»
Предварительная работа: Беседы: «Виды транспорта», «Транспорт в жизни людей» и др. Рассматривание иллюстраций по теме транспорт. Чтение рассказов, стихов и сказок по теме. Проигрывание музыкальной игры «Автобус».
Виды детской деятельности:
Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Материалы и оборудование:
Магнитные доски 3 шт., книги сказок, демонстрационные изображения транспорта разных видов, карточки с условными обозначениями видов транспорта, раздаточный материал с изображением транспорта из сказок, демонстрационный материал для игры «Четвертый лишний».
Ход образовательной деятельности
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть 1.Вход детей в помещение. Приветствие. Моделирование проблемной ситуации. Цель: психологический настрой на предстоящую деятельность. Тренировка речеслухового внимания и памяти. Развитие логического мышления. | Дети сидят за столами напротив доски. | - К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. Садитесь за столы. - Ребята, для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься нужно отгадать загадки, послушайте Учитель-дефектолог загадывает загадки, получает ответы детей. Демонстрирует изображение отгаданного транспорта, вешает на доску. -Молодцы, правильно, все отгадали. А как называется все это одним словом? | Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы. Ответы детей: Самолет, автобус, корабль, автомобиль, вертолет, поезд. Транспорт. |
Основная часть. 1.Беседа на тему «Сказочный транспорт» Цель: актуализация полученных знаний. Формирование навыка самостоятельного поиска информации в книге. Развитие произвольного внимания. | Дети сидят за столами напротив доски. Дети сидят на стульях, напротив трёх магнитных досок. На 1-ой доске солнце и облако (воздушный транспорт), на 2-ой доске – море (водный транспорт), на 3-ей доске дорога (наземный транспорт). Около досок стоит стол с разложенными на нём карточками, на которых изображен сказочный транспорт. | -Ребята, к нам сегодня на занятие в гости пришли две книги: « Сказки» и «Транспорт», как вы думаете, что объединяет эти книги, почему они вместе. -Правильно в сказках транспорт особенный, какой? Сейчас мы его рассмотрим. Подходите к доскам, присаживайтесь на стульчики. -На какие виды делится транспорт, в том числе и сказочный? Для вас на досках подсказки. -Мы сейчас будем вспоминать сказочный транспорт, и помогут нам в этом сами сказки. Учитель-дефектолог раздает книги сказок «По щучьему велению», «Оловянный солдатик», «Руслан и Людмила», «Алладин и волшебная лампа», «Летучий корабль» -Назовите транспорт, который вы нашли в сказках. | Ответы детей: в сказках тоже бывает транспорт. Сказочный, волшебный. Дети садятся на стулья, рассматривают доски. Дети отвечают, опираясь на условные обозначения на досках: воздушный, водный, наземный. Дети берут книги и начинают их исследовать, находить в них сказочный транспорт. Ответы детей: Печь, сани, бумажный кораблик, бочка, ковёр-самолёт, летучий корабль. |
2. Дидактическая игра «Классификация» Цель: развитие познавательных и мыслительных процессов. Перевод пассивного словаря в активный, развитие связной речи. Обучение умению работать в подгруппе по очереди. | Дети по одному подходят к столу с раздаточным материалом. | -Верно! А теперь мы с вами определим, к какому виду транспорта относится сказочный транспорт, который вы нашли в книгах. Дефектолог организует дидактическую игру «Классификация». Совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания. | Дети поочередно подходят к столу. Выбирают одну карточку, переворачивают её лицевой стороной, узнают и называют сказочный транспорт и определяют к какому виду он относится. Вешают карточку на доску с соответствующим условным обозначением. |
Динамическая пауза. Цель: развитие общей моторики; правильной координации движений. Развитие речевой памяти. | Дети выходят на свободное пространство в группе. | -А теперь немножко отдохнём. Встанем в круг. Дефектолог под музыкальное сопровождение организует упражнения на координацию речи с движением. | Дети встают в круг, выполняют движения под музыку, пропивают слова песни. |
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Развитие словесно-логического мышления. | Дети сидят за столами напротив доски. На доске дидактический материал для игры «Четвертый лишний». | - Посмотрите на доску, что нарисовано на картинке? Как вы думаете, что лишнее? Почему? Дефектолог организует дидактическую игру «Четвертый лишний», с опорой на наглядные изображения. | Дети садятся за столы. Рассматривают изображения на доске, дают ответы, обосновывают свой выбор. |
Заключительная часть Цель: подведение итогов занятия, рефлексия. | Дети сидят за столами. | -Все сегодня справились с заданиями, отвечали верно, старались. Молодцы! -О чем мы сегодня говорили? -Какой бывает транспорт? -А ещё каким он бывает? -Для чего нужен транспорт? -Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии? -На этом наше занятие подошло к концу, прощаемся с нашими гостями и идём к воспитателю. Всем спасибо! | Дети отвечают: О транспорте. Перечисляют виды. Бывает сказочным, волшебным. Чтобы ездить, возить груз, людей. Перечисляют, что понравилось и запомнилось. Дети прощаются с гостями, уходят в раздевалку. |
Литература:
1. Оглоблина И.Ю. Развиваем речь и мышление. Практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: пособие для логопедов и педагогов-дефектологов.- М.: Издательство ВЛАДОС, 2021 г. – 168 с.
2. Пилипенко Л.В. Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ. – М.: Скрипторий 2003, 2008 г.
Список интернет-источников:
1. Дефектолог.ru
2. Maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»
Данная образовательная деятельность направлена на продолжение ознакомления дошкольников с "Красной книгой", формирование понимания неразрывности свяизи человека и природы,закрепление навыков рисования...
Методическая разработка коррекционной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие в сказку».
Методическая разработка коррекционной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)
закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)
закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...
Методическая разработка по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему "Семья"
Методическая разработка содержит в себе конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлен...
Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"
Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о домашних животных,конкретизировать предст...
Методическая разработка с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром в младшем возрасте на тему «Путешествие в осенний лес»
Цель: Формирование знаний о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные:- закреплять основные цвета «желтый», «красный»;- расширять ...