Методическая разработка коррекционно–образовательной деятельности по систематизации представлений об окружающем мире по теме «Транспорт»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Материал разработан с целью расширения и систематизации представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР о транспорте, который встречается в сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme_transport_zpr.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка коррекционно–образовательной деятельности

по систематизации представлений об окружающем мире по теме « Транспорт»

с детьми старшей  группы компенсирующей направленности

для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

(с задержкой психического развития)

Разработал:

учитель-дефектолог

Лебедева Гульбиви Хасановна

Санкт-Петербург

2023


Целевая аудитория: дети с задержкой психического развития 5-6 лет.

Цель: расширение и систематизация представлений детей с ЗПР о транспорте, который встречается в сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять способность детей отгадывать загадки.
  • Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека, а также в жизни сказочного персонажа.
  • Формировать у детей навыки поиска необходимой информации о транспорте в книгах.
  • Продолжать учить дифференцировать транспорт по видам.

Коррекционно - развивающие:

  • Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы, активизировать словарный запас по теме «Транспорт».
  • Развивать внимание, логическое и ассоциативное мышление, память, умение узнавать сказочный транспорт.
  • Формировать умение выделять признаки группировки транспорта, по которому сгруппирован транспорт.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к транспортным средствам.
  • Способствовать проявлению интереса детей к литературным произведениям.
  • Воспитывать старательность, трудолюбие, наблюдательность, усидчивость.  

Формы совместной деятельности взрослых и детей:

  • беседа
  • диалог
  • дидактические игры: «Классификация», «Четвертый лишний»
  • музыкальная игра: «Автобус»

Предварительная работа: Беседы: «Виды транспорта», «Транспорт в жизни людей» и др. Рассматривание иллюстраций по теме транспорт. Чтение рассказов, стихов и сказок по теме. Проигрывание музыкальной игры «Автобус».

Виды детской деятельности:

Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Магнитные доски 3 шт., книги сказок, демонстрационные изображения транспорта разных видов, карточки с условными обозначениями видов транспорта, раздаточный материал с изображением транспорта из сказок, демонстрационный материал для игры «Четвертый лишний».

Ход образовательной деятельности

Этап образовательной

   деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

1.Вход детей в помещение. Приветствие. Моделирование проблемной ситуации.

Цель: психологический настрой на предстоящую деятельность.

Тренировка речеслухового внимания и памяти. Развитие логического мышления.

Дети сидят за столами напротив доски.

- К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. Садитесь за столы.

- Ребята, для того чтобы узнать, чем мы будем сегодня заниматься нужно отгадать загадки, послушайте

Учитель-дефектолог загадывает загадки, получает ответы детей. Демонстрирует изображение отгаданного транспорта, вешает на доску.

-Молодцы, правильно, все отгадали. А как называется все это одним словом? 

Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся за столы.

Ответы детей:

Самолет, автобус, корабль,  автомобиль, вертолет, поезд.

Транспорт.

Основная часть.

1.Беседа на тему «Сказочный транспорт»

Цель: актуализация полученных знаний.

Формирование навыка самостоятельного поиска информации в книге. Развитие произвольного внимания.

Дети сидят за столами напротив доски.

Дети сидят на стульях, напротив трёх магнитных досок.

На 1-ой доске солнце и облако (воздушный транспорт), на 2-ой доске – море

(водный транспорт), на 3-ей доске дорога (наземный транспорт).

Около досок стоит стол с разложенными на нём карточками, на которых изображен сказочный транспорт.

-Ребята, к нам сегодня на занятие в гости пришли две книги: « Сказки» и «Транспорт», как вы думаете, что объединяет эти книги, почему они вместе.

-Правильно в сказках  транспорт  особенный, какой?

Сейчас мы его рассмотрим. Подходите к доскам, присаживайтесь на стульчики.

-На какие виды делится транспорт, в том числе и сказочный? Для вас на досках подсказки.

-Мы сейчас будем вспоминать сказочный транспорт, и помогут нам в этом сами сказки.

Учитель-дефектолог раздает книги сказок «По щучьему велению», «Оловянный солдатик», «Руслан и Людмила», «Алладин и волшебная лампа», «Летучий корабль»

-Назовите транспорт, который вы нашли в сказках.

Ответы детей: в сказках тоже бывает транспорт.

Сказочный, волшебный.

Дети садятся на стулья, рассматривают доски.

Дети отвечают, опираясь на условные обозначения на досках: воздушный, водный, наземный.

Дети берут книги и начинают их исследовать, находить в них сказочный транспорт.

Ответы детей: Печь, сани, бумажный кораблик, бочка, ковёр-самолёт, летучий корабль.

2. Дидактическая игра «Классификация»

Цель: развитие познавательных и мыслительных процессов. Перевод пассивного словаря в активный, развитие связной речи.

Обучение умению работать в подгруппе по очереди.

Дети по одному подходят к столу с раздаточным материалом.

-Верно! А теперь мы с вами определим, к какому виду транспорта относится сказочный транспорт, который вы нашли в книгах.

Дефектолог организует дидактическую игру «Классификация». Совместно с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Дети поочередно подходят к столу. Выбирают одну карточку, переворачивают её лицевой стороной, узнают и называют сказочный транспорт и определяют к какому виду он относится.  Вешают карточку на доску с соответствующим условным обозначением.

Динамическая пауза.

Цель: развитие общей моторики; правильной координации движений. Развитие речевой памяти.

Дети выходят на свободное пространство в группе.

-А теперь немножко отдохнём. Встанем в круг. Дефектолог под музыкальное сопровождение организует упражнения на координацию речи с движением.

Дети встают в круг,  выполняют движения под музыку, пропивают слова песни.

3. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Развитие словесно-логического мышления.

Дети сидят за столами напротив доски.

На доске дидактический материал для игры «Четвертый лишний».

- Посмотрите на доску, что нарисовано на картинке? Как вы думаете, что лишнее? Почему?

Дефектолог организует дидактическую игру «Четвертый лишний», с опорой на наглядные изображения.

Дети садятся за столы.

Рассматривают изображения на доске, дают ответы, обосновывают свой выбор.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия, рефлексия.

Дети сидят за столами.

-Все сегодня справились с заданиями, отвечали верно, старались. Молодцы!

-О чем мы сегодня говорили?

-Какой бывает транспорт?

-А ещё каким он бывает?

-Для чего нужен транспорт?

-Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?

-На этом наше занятие подошло к концу, прощаемся с нашими гостями и идём к воспитателю. Всем спасибо!

Дети отвечают:

О транспорте.

Перечисляют виды.

Бывает сказочным, волшебным.

Чтобы ездить, возить груз, людей.

Перечисляют, что понравилось и запомнилось.

Дети прощаются с гостями, уходят в раздевалку.

                                                  Литература:

1. Оглоблина И.Ю. Развиваем речь и мышление. Практический материал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста: пособие для логопедов и педагогов-дефектологов.- М.: Издательство ВЛАДОС, 2021 г. – 168 с.

2. Пилипенко Л.В. Практический материал к организации педагогического процесса в ДОУ. – М.: Скрипторий 2003, 2008 г.

Список  интернет-источников:

1. Дефектолог.ru

2. Maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Прогулка на природу»

Данная образовательная деятельность направлена на продолжение ознакомления дошкольников с "Красной книгой", формирование понимания неразрывности свяизи человека и природы,закрепление навыков рисования...

Методическая разработка коррекционной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Путешествие в сказку».

Методическая разработка коррекционной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в сказку»....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим: беседа на тему «Транспорт. Работа инспектора ГИБДД » ( Подготовительная группа)

закрепить знания о различных видах транспорта и их назначении; убедить детей в необходимости и важности работы регулировщика; развивать логическое мышление; упражнять в словообразовании; закрепить пра...

Методическая разработка по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе на тему "Семья"

Методическая  разработка  содержит  в  себе  конспект  организованной  образовательной  деятельности  по  развитию  речи  и  ознакомлен...

Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"

Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о  домашних животных,конкретизировать предст...

Методическая разработка с использованием ИКТ по ознакомлению с окружающим миром в младшем возрасте на тему «Путешествие в осенний лес»

Цель: Формирование знаний о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе.Задачи:Образовательные:- закреплять основные цвета «желтый», «красный»;- расширять ...