Игры и игрушки особенного ребёнка
статья по коррекционной педагогике

Антонова Светлана Александровна

В игре ребёнок познаёт жизнь. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В игре ребёнок формируется как личность Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Если процесс развития игры не происходит самостоятельно, то перед специалистом и родителем стоит важная задача определить, что важно в этой игре, какова ее ценность, можно ли заменить игру и когда это лучше сделать.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrushki2022.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблематика.

Значение игр и игрушек в игровой деятельности у детей с особенностями развития

Тема.

Игры и игрушки особенного ребёнка

Учитель-логопед

Антонова Светлана Александровна

Москва 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ

ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ

ОСОБЕННЫЕ ДЕТЕЙ

  • ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
  • ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
  • ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ СЛУХА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ

Игра — основной вид деятельности ребёнка. С. Л. Рубинштейн (1976) в игре ребёнок познаёт жизнь. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В игре ребёнок формируется как личность  Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей.

На первом году жизни ребёнок активно овладевает своими действиями и движениями, манипулирует с игрушками, т.о. знакомится с окружающим «гремящим» «звенящим» «жестким» «мягким» миром. Необходимо предлагать ребёнку именно те игры, которые соответствуют этапам онтогенеза. Важно ориентироваться на психологический возраст ребенка, а не на биологический, потому что у детей с особенностями развития, большинство психических функций развивается с задержкой .

Если процесс развития игры не происходит самостоятельно, то перед специалистом  и родителем стоит важная задача определить, что важно в этой игре, какова ее ценность, можно ли заменить игру и когда это лучше сделать. Для принятия правильного решения необходима ранняя комплексная диагностика.

ЗНАЧЕНИЕ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ

Учеными установлено, что за последние годы возросло количество нарушений у новорожденных детей. Появилась острая необходимость ранней «...диагностики отклонений по основным «линиям развития» (двигательное, познавательное, социальное, речевое); определение актуального уровня развития. Определение возможного прогноза развития.» Приходько О. Г. (2009)

В условиях успешной ранней диагностики становятся понятны дефицитный  развития ребёнка. Поскольку в развитии детей игра занимает важную роль, для каждой категории особенных детей требуется специальный подбор игр, что бы восполнить необходимые дефициты.

ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

Исходя из вышесказанного, выявляются разные категории детей с особенностями развития. Я хотела бы  остановиться на некоторых из них  в возрасте 2-3 лет

  • Дети с особенностями социально-коммуникативной сферы
  • Дети с особенностями двигательной сферы
  • Дети с особенностями слуха

Мы рассмотрим особенности игр и игрушек у этих категорий детей

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ

      Основная трудность в развитии таких детей  – это отсутствие мотивации к чему либо, к познанию, к общению , к игре. Поэтому так важно подобрать мотивационные стимулы, те игры и игрушки, которые вызывают у ребенка интерес и потребность играть, постепенно расширяя этот спектр. Эти игры и игрушки предоставляются ребенку нередко, в качестве поощрения. С помощью мотивирующих игр и игрушек, взрослый расширяет разнообразие игровых действий и поощряет ребенка за

  •  коммуникативные сигналы – взгляд, в сторону взрослого,
  • вокализации/лепетные слова,
  • игровые действия со стороны ребенка.

     Очень часто у детей с особенностями социально — коммуникативной сферы есть трудности с интеграцией сенсорных систем. В большинстве случаев именно это становится препятствием в развитии ребенка, тормозит его познавательную активность и способность к взаимодействию и коммуникации.   Поэтому игры, в которых включены тактильная, вестибулярная, слуховая и другие системы, могут помочь такому ребёнку начать общаться и вступать в игровое взаимодействие. Именно такие игры будут первоначально в запасе ребёнка.

«Чудесный мешочек», «Сортёры», «Батутик», «Канатик», «Кто поёт?»

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ  ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Основной особенностью развития ребенка с двигательными нарушениями являются моторные трудности.

  • Трудно взять и удержать игрушку,
  • Трудно подойти к другому ребенку и предложить поиграть и так далее.

Таким образом основное направление в развитии их игровой деятельности  будет правильное позиционирование, т.е. подбор такой позы, в которой ребенок сможет быть сосредоточен на самой игрушек и игре. Не отвлекаться на удержании тела, головы, рук. Обзор происходящего вокруг должен быть как можно шире. Сами игрушки должны быть удобны для удержания в руке, оптимальны по весу и фактуре, что бы не выпадали и ребенок мог ими свободно манипулировать.

 Крупные мягкие пирамидки, конструкторы и кубики, матрешки, счеты, кинетический песок, тактильные мешочки, игрушки на липучках

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ  СЛУХА

Иногда у ребенка раннего возраста могут быть поздно возникшие нарушения слуха, которые могут скрываться за отсутствием речи в этом возрасте, поэтому важна точная диагностика. При установленных нарушениях важен правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат.

Особенностью игрового взаимодействия с ребенком с нарушением слуха будет, в первую очередь комментирование взрослым всех своих действий, медленное произнесение фраз и паузы для осознания ребёнком и возможностью дать ответную реакцию.

«Улиточка»,  « Зоопарк», «Магазин», «Хлопки»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенные дети нуждаются в целенаправленном подборе игр и игрушек для  устранения дефицитов развития.

Особенно важным становится взаимодействие в игре взрослого и ребёнка

Неотъемлемым фактором в создании положительного потенциала развития особенного ребёнка это ПОХВАЛА.

В игре особенные дети легче усваивают и запоминают материал, получают удовольствие от игры;

Проявляют желание повторить игры в самостоятельной деятельности;

В процессе игры дети приобретают специальные знания, умения, навыки;

Повышается уровень развития познавательной активности, творческих способностей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приходько О. Г. «Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом» Диссертация — 2009
  2.  Белоусова Л.Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика.– 2002. – №2.
  3.  Никольская О. «Аутичный ребёнок. Пути помощи» - 2007
  4.  Балобанова В. П. «Слух ребёнка раннего возраста» - 2018
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1990. –
  6. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  7. Захарова И. Ю. Моржина Е. В. Игровая педагогика таблица развития, подбор и описание игр. - 2018
  8. Совершенствование движений и сенсомоторного развития – http://www.method.novgorod.ru/.
  9. Удалова Э.Я., Метиева Л.А.Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 3.
  10.  Ранняя диагностика нарушений развития речи. Под редакцией Н.Н. Володина В.М. Шкловского- 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игрушки для особенных детей

Причина и следствие Если непонимание причинно-следственных отношений сочетается у вашего ребенка с плохо развитыми физическими навыками, используйте только игрушки, для воздействия на котор...

«Игра и игрушка в жизни ребёнка. Ранний возраст»

Цель: Научить детей элементарным действиям с игрушкой.    Игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего возраста....

Консультация для родителей."Игра и игрушка в жизни ребёнка"

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, способствует всестороннему развитию малыша.  Игрушка, в данном случае, выступает в качестве эталон...

«Игры и игрушки для ребёнка с РАС»

Ранний детский аутизм - это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения с окружающим миром. Причины возникновения аутизма до сих пор неизвест...

«Игры и игрушки для ребёнка с РАС»

Ранний детский аутизм - это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения с окружающим миром. Причины возникновения аутизма до сих пор неизвест...

Психологическая консультация «Развитие детей 4-5 лет: какие игры и игрушки нужны ребёнку»

В данной публикации представлены презентация к родительскому собранию в средней группе детского сада и план-конспект консультации для родителей о возрастных особенностях детей 4 - 5 лет, о том, какие ...

«Играйте вместе с детьми» Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребё

laquo;Играйте вместе с детьми»Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских ...