Взаимодействие воспитателя и логопеда.
статья по логопедии

Кочнева Анастасия Юрьевна

«Учитель – логопед, воспитатель и родители — как три стороны устойчивого треугольника, внутри которого уютно устроился  малыш»

Калинина О.Н

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc21 КБ

Предварительный просмотр:

Равносторонний треугольник – наиболее устойчивая геометрическая фигура, и именно устойчивость и надежность являются важными факторами при взаимодействии учителя – логопеда, воспитателя и родителей.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько тесно и четко организована преемственность в их совместной работе. Поэтому наша общая задача - объединение усилий для достижения общей цели — помочь ребенку шагнуть в мир правильной, красивой речи и освоиться там как можно успешнее.

 

Общаясь с родителями, анализируя их работу с ребенком дома, понимаешь, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно. Одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что речевые дефекты сами исправятся к школе. Есть родители, которые считают, что исправление речевых дефектов – это обязанность только логопеда и воспитателя, сами не прикладывают никаких усилий, желания в коррекционной помощи ребенку.И только немногие родители осознают всю проблему речевого недоразвития ребенка, вкладывают посильную помощь для коррекции речевых недостатков.

 

Однако хочется напомнить, что главные педагоги, главные воспитатели для ребенка – это его родители. Те, кому в первую очередь дети подражают, для кого родители – пример, и не только в речевом развитии, а на всю жизнь.

Поэтому главная задача учителя – логопеда, воспитателя – правильно и доступно донести информацию до родителей – как влияют речевые нарушения на общее развитие ребенка, как осуществляется коррекционная работа, для чего она проводится, какова роль родителей в речевом развитии ребенка и в исправлении речевых нарушений.

С этой целью проводятся:

- групповые собрания;

- индивидуальные беседы;

- имеется наглядная информация;

- проводится показ индивидуальной коррекционной работы родителям (имеется возможность наглядно показать трудности и успехи ребенка, на что необходимо обратить внимание дома.)

- у каждого ребенка имеется индивидуальная тетрадь для логопедических занятий, в которой фиксируется содержание логопедической работы, записываются домашние задания.

 

Но, к сожалению, не все родители подходят ответственно к выполнению домашних заданий, не все тетради вовремя забираются домой, и возвращаются обратно. И,к сожалению,не все родители реагируют на напоминания, замечания в тетради насчет невыполненных заданий.

Поэтому необходимо продолжается поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребенка и профилактике нарушений, так как в своей работе я пользуюсь таким девизом –

«Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

 

И именно воспитатель становится связующим звеном между учителем – логопедом и родителями. К сожалению, мамы и папы не всегда могут попасть на консультацию к учителю-логопеду. А воспитатель, встречая и провожая детей, может побеседовать с родителями, рассказать о проделанном, посоветовать, на что обратить внимание в ближайшее время, передать рекомендации логопеда.

 

Воспитатель не дублирует работу учителя - логопеда, а лишь дополняет и углубляет ее. Учитель - логопед формирует первичные речевые навыки у детей с различными языковыми нарушениями, а воспитатель их повседневно закрепляет.

 

Для этого имеются тетради взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, в которой прописывается коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения.Воспитатель проводит артикуляционную гимнастику для развития мышц органов речевого аппарата, уточняет движения органов артикуляционного аппарата при произношении различных звуков. Отрабатывает речевой материал с детьми по автоматизации звуков. Педагог поправляет неправильное звукопроизношение детей, так как достаточный уровень самоконтроля в таком возрасте еще не развит. Такая работа ведется как непосредственно в речи, так и на материале специально отобранных совместно с логопедом потешек, скороговорок, стишков.Здесь же даются упражнения на развития психическихпрцессов.

Воспитатель в течение дня учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы красивым полным предложением, выполнять различные инструкции. Воспитатель побуждает детей к речи и обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться, расширяет содержание разговора вопросами, создает интерес к теме разговора у других детей.

 

Занятия учителя – логопеда и воспитателя объединены одной тематикой. Совместно ведется работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений и активизацией словаря, подбирает лексический материал к определенным темам.

Воспитатель готовит детей к праздникам в детском саду, раздает стихи для заучивания, инсценировки. Необходимо учитывать рекомендации логопеда по подбору произведений для каждого конкретного малыша. Если стишок, выученный специально для мамы, окажется сложным или невнятно произнесенным — это только расстроит и маму и ребенка.

С воспитателями проводятся в течение года консультации, практикумы, направленные на развитие речи детей и устранение речевого недоразвития.

Проводятся взаимопросмотры открытых занятий по развитию речи.

Воспитателям в начале года предоставляется экран звукопроизношения детей по результатам обследования, с помощью которого воспитатели могут планировать индивидуальную работу со всеми детьми, имеющих какие-либо нарушения звукопроизношения.

Вот такой вот получается чудесный треугольник! Убери из коррекционного процесса любую сторону, и работа рассыплется. Поэтому, напротив, необходимо приложить все усилия, чтобы укрепить устойчивую фигуру помощи ребенку, совместно создавать единое пространство его речевого развития. Только объединив усилия, можно избежать неведения относительно планов и намерений всех трех сторон. И только так можно вырастить гармоничную и счастливую личность из маленького непоседливого шалунишки.

Родитель, Воспитатель, Логопед!

Всех треугольник оградит от бед

Равносторонней каменной стеной,

И их не переломишь по одной.

Стоят горой за счастье малыша -

В единстве развивается душа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия воспитателя и логопеда в средней группе детского сада для детей с ОНР

В тетрадке собраны задания для индивидуально подгрупповой деятельности воспитателя на логочасе...

«Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. И особенно на этапе обучения. От качества речи ребенка зависит успешность его обучения, поэтому главной задачей родител...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

Взаимодействие воспитателей, учителя-логопеда и других специалистов, работающих с детьми с ОНР.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется четко продуманной системой интеграции логопедии в процесс всей жизнедеятельности детей с ОНР. Процесс логопедизации воз...

взаимодействие воспитателя и логопеда

Если ребенок посещает детское учреждение, то решение задач речевого развития ложатся на плечи не только логопеда, но и воспитателя. Успех коррекционно-развивающей работы будет зависеть  от их тес...

Журнал взаимодействия воспитателей и логопеда

Журнал позволяет отслеживать усвоение  лексического материала детьми...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОНР

Если говорить вам сложно –музыка всегда поможет!                   В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положи-тель...