Развитие памяти ребёнка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности. июль 2023
статья по коррекционной педагогике
Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие памяти ребёнка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности
Память: общее понятие, значение и существенные признаки
Изучение человеческой памяти началось много веков назад, когда человек только начинал догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию, полученную из окружающей среды. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга. Платон первый среди ученых заговорил о памяти как о самостоятельном психическом процессе. Он дал следующее определение: Память – это отпечаток перстня на воске. Именно он считал память хранилищем всех знаний.
Память — это форма психического отражения, которая заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении прошлого опыта и делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения.
В греческой мифологии есть богиня памяти Мнемозина (или Мнемосина, от греческого слова «воспоминание»). Она знает «всё, что было, всё, что есть, и всё, что будет». Она открыла способ рассуждать и определила для всего сущего порядок названий. По имени этой богини память в психологии часто называют мнемической деятельностью.
Стоит ли доказывать универсальность и значение такого, всем известного феномена, как память? Каждый человек получает впечатления об окружающем его мире. Эти впечатления оставляют у него определенный след, сохраняются и закрепляются, а при необходимости и возможности – впоследствии воспроизводятся. Все эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, научения, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря памяти, ее совершенствованию человек выделился из царства животных и достиг тех высот, на которых сейчас находится. Кроме этого, дальнейший прогресс человечества невозможен без постоянного совершенствования этой функции.
Без постоянного обновления опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
У всех живых существ есть память, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У организмов существует только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая (генетическая) проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая (механическая) выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. У животных возможности для запоминания ограничены: они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условно–рефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.
У человека есть речь, которая является мощным средством запоминания, является способом хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Человеку нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека существует три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания; вторая – с употреблением логики; третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Запоминание, сохранение и воспроизведение информации - являются основными функциями памяти. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам. Функции памяти имеют разную степень развития у каждого человека. Например, есть люди, которые с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти усвоенный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Существуют такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Наша память может годами сохранять какой-нибудь незначительный момент, увиденный в детстве, но в то же время способна нас подвести, отказавшись вспомнить, как выглядел человек, с которым беседовал несколько минут назад. Память — это основа, на которой творит мозг, это мы сами: наша личность, наше отношение к людям, наши возможности и наше мышление.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения.
Как видно из определения, в памяти выделяют четыре основных процесса. Достаточно часто память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, который направлен на сохранение в памяти полученных впечатлений.
Все наши образы, слова, а так же впечатления должны удержаться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Следует помнить, что память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
В магнитофон мы закладываем диск, нажимаем на нужные клавиши, и записанная ранее музыка снова звучит. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.
Будем ли мы считать магнитофон исправным, если он не будет стирать с диска записи, которые уже отслужили? В нашей памяти так же есть такой очистительный, а может быть и разрушительный процесс — процесс забывания.
Многие люди о качестве памяти судят только по процессу воспроизведения. Мы стремимся, чтобы оно было точным и своевременным. При этом, чтобы информация выдавалась именно тогда, когда в ней появилась нужда. За это ответственна готовность памяти.
К запоминанию можно предъявить следующие требования: запоминать можно быстро и медленно, много и мало, — и лучшей будет считаться память того, кто запоминает быстро и много.
К сохранению же предъявляются следующие требования — хранить надежно, долго и без потерь.
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти мысли, образы, движения, пережитые чувства. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность и работа.
Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным. Всё проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.
И.М. Сеченов считал память «основным условием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития». Память — это сила, «которая лежит в основе всего психического развития. Без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». Наши действия были такими же: мы ограничивались бы в них лишь врожденными реакциями на непосредственные раздражения и были бы лишены возможности планировать на основе предшествующего опыта нашу будущую работу.
Представим себе человека, который утратил память. Его утром разбудили и сказали, чтобы он завтракал и шел на занятия в школу. Скорее всего, он не пришел бы на учебу, а если бы и пришел, то не знал бы, что там делать, забыл бы, кто он, как его зовут, где живет и пр., забыл бы родной язык и не мог сказать ничего вразумительного, ни одного слова. Прошлого для него больше не существовало бы, настоящее было бесперспективно, так как он ничего не может запомнить, ничему не может научиться.
В учебной работе память играет особо важную роль. В её процессе учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Именно поэтому педагогически важно развивать у учащихся хорошую память.
Так что же такое «хорошая» память? Это память, которая может быстро и много запоминать, долго и качественно хранить, точно и вовремя воспроизводить.
Наиболее прочно человек запоминает те события, факты и явления, которые имеют для него и для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, запоминается человеком значительно хуже и быстрее забывается все то, что для него малозначимо. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
Теории механизмов памяти
В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Разумеется, следы прежних воздействий нельзя понимать как какие-то отпечатки, наподобие следов человека на влажном песке. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах (прочность следов и зависит от того, какие изменения, электрохимические или биохимические, имели место). Эти следы могут при определенных условиях оживляться (или, как говорят, актуализироваться), т. е. в них возникает процесс возбуждения в отсутствие раздражителя, вызвавшего указанные изменения.
Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.
В настоящее время нет единой теории механизмов памяти.
Более убедительна нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменение в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов не соответствует той или иной закрепленной информации.
Другая теория - молекулярная теория памяти, считает, что под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка). Ученые даже пробуют извлечь из мозга умершего животного эти, как они называют, «молекулы памяти».
Многие столетия разрабатывалась ассоциативная теория механизмов памяти. Связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в памяти, называют ассоциацией (ассоциация в переводе с греческого — «соединение», «связь»). Без ассоциаций невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
Сущность ассоциативной связи заключается в том, что появление в сознании одного элемента этой связи вызывает появление в сознании другого элемента этой же связи. Например: человек слышит фамилию человека, и у него в сознании возникает его образ. Когда читаем английское слово «thе tаblе», у нас всплывает понятие «стол». Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.
Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Следует различать три вида ассоциаций:
- ассоциации по смежности;
- ассоциации по сходству;
- ассоциации по контрасту.
В основе ассоциаций по смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Например, ассоциации по смежности возникают при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).
Ассоциации по сходству возникают в тех случаях, когда предметы и явления чем-то похожи друг на друга. Например, вид плакучей ивы может вызвать в сознании образ женщины в горе, а рассказ о великом полководце Кутузове может вызвать образ Суворова. Или, например, «Ваше имя и отчество, Кирилл Казимирович, мне запомнить легко. Это связано с тем, что учителя математики в школе звали также».
По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Например, когда ученик получает плохую отметку, он вспоминает, как раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, которую проявил другой человек в подобной ситуации.
Конкретное содержание ассоциации определяется целым рядом условий, в частности большую роль играют интересы и профессия человека. Например, нетрудно догадаться, какого рода образы по ассоциации вызовет слово «корень» у математика, ботаника, зубного врача.
Ассоциативные механизмы, несомненно имеют место в памяти. Используя их, можно организовать запоминание и воспроизведение.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение.
Память — это сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Это запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.
Так с чего же начинается деятельность памяти? Она начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание — это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.
Процесс запоминания протекает в трех формах:
- запечатление;
- непроизвольное запоминание;
- произвольное запоминание.
Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения. Эмоциональное впечатление является обязательным условием запечатления. Именно таким эмоциональным восприятием обладают композиторы и художники.
Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Например, учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Непроизвольное запоминание - это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Так как запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим: «Само запомнилось». На самом деле это строго закономерный процесс. Как показывают исследования, для продуктивности непроизвольного запоминания важно то место, которое занимает в деятельности данный материал. Лучше запоминается материал, который входит в содержание основной цели деятельности, чем тот материал, который включен в условия, способы достижения этой цели.
Например, младшим школьникам и старшеклассникам дали решать пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предложили припомнить числа из условия задач. Младшие школьники запомнили почти в три раза больше чисел, чем старшеклассники. Это объясняется тем, что у младших школьников умение сложения и вычитания чисел ещё не стало навыком, оно для них является содержательным целенаправленным действием. Оперирование числами у младших школьников составляло содержание цели этого действия, тогда как у старшеклассников оно входило в содержание способа, а не цели действия.
Исследования показывают, что материал, который занимает место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются с ним.
При изучении непроизвольного запоминания текста, было обнаружено, что более легкий текст запоминается хуже, чем текст средней сложности. Сложный и объемный текст мы запоминаем лучше, если предварительно составляем план текста. А если план дается в готовом виде, то запоминание проходит хуже.
Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу: непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним + эмоциональную реакцию человека.
Известно, что мы непроизвольно запоминаем полно и прочно, иногда на всю свою жизнь именно то, что имеет для нас особенно важное жизненное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Непроизвольное запоминание будет тем более продуктивным, чем более заинтересованно мы отнесемся к содержанию выполняемой задачи.
Так, если ученика интересует предмет, он запоминает его содержание лучше, чем тогда, когда школьник слушает «для порядка».
Ведущей формой запоминания у человека является произвольное запоминание. Оно возникает в процессе трудовой деятельности, в общении людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки, необходимые для трудовой деятельности.
Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, которые побуждают нас запоминать. Информация, которая нам сообщается, может быть понята и заучена. Но если эта информация не имеет для школьника устойчивой значимости, то она может быстро забываться.
Так, материал, который запоминается только для экзамена, очень быстро забывается. Зубрёжка, без установки на прочное и длительное закрепление, не удерживается в памяти.
Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Понимание — это необходимое условие логического и осмысленного запоминания. То, что мы понимаем, запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. И наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Материал, который мы не понимаем, обычно не вызывает и интереса к себе.
Если человеку в процессе обучения необходимо запомнить большой объем материала, то он прибегает к заучиванию.
Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. Заучивание представляет мнемическую деятельность, которая направлена на сохранение в сознании того, что связано с целями или намерениями личности. Например, учитель, начиная работать с классом, ставит цель запомнить учеников; юристу, в соответствии с целью деятельности, необходимо удержать большой объем законодательной информации.
Рассмотрим некоторые закономерности запоминания.
Зависимость запоминания от цели, которую поставил человек:
- материал, который учат только для того, чтобы сдать зачёт, экзамен, забывается сразу после экзамена;
- цель, более значимая эмоционально или практически, способствует более прочному запоминанию. Например, в одной группе дети просто заучивали слова, в другой заучивание этих слов было включено в игру «магазин». По результатам, учащиеся второй группы слова запомнили лучше, так как в игре абстрактная цель – запомнить - превращалась в жизненно важную.
Зависимость запоминания от организации процесса заучивания.
Эта закономерность проявляется в продуманной последовательности заучивания и распределения заучиваемого материала во времени. Например, в процессе обучения студенту и школьнику приходится учить одновременно ряд разных учебных дисциплин.
Рекомендации
Для эффективного запоминания в процессе заучивания, следует выполнять следующие рекомендации:
- Организовать заучивание так, чтобы два схожих предмета не надо было учить один за другим, так как аналогичный материал труднее дифференцировать и удерживать в памяти. Процесс запоминания будет прочнее и легче, если учить математику, стихотворение по литературе при такой последовательности: сначала математику, а затем стихотворение. Не следует учить друг за другом схожие предметы, например, русский иностранный языки, математику и физику.
- Заучивание следует распределять по времени. Продуктивнее будет возвратиться к материалу через 2-3 часа, чем читать подряд 2-3 раза.
- При запоминании, близком к тексту, большой по объему материал следует разбить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению его в целом.
В запоминание следует включать все виды памяти.
В учении всегда следует опираться на зрение, слух и двигательную память. Поэтому, запоминая материал, его следует записывать, конспектировать, составлять план, структурно-логические схемы, читать вслух, повторять вслух или про себя. Не забывайте про двигательную память, например, при заучивании стихотворения, можно передавать движениями его содержательную часть.
Запоминая сложный материал, его следует воспроизводить вслух. Воспроизводя про себя, человек вспоминает опорные положения. Воспроизводя вслух, он воспринимает свой развернутый ответ и точно фиксирует, что он запомнил, а что ему следует еще повторить.
При запоминании материала, в котором преобладают механические связи, следует применять мнемические, или мнемотехнические приемы запоминания – это специальные приемы для облегчения запоминания. К ним относятся:
- Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации: последовательность цветов в спектре мы запоминаем фразой: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Ритмизация - перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Например: биссектриса - это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Медиана - это такая обезьяна, которая прыгает на сторону и делит ее поровну.
- Находить необычные, яркие образы, картинки, которые по «методу связки» соединяются с информацией, которую надо запомнить. Например, нам необходимо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Будет легче запомнить этот набор слов, если вообразить их "персонажами" яркого и фантастического мультфильма. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов.
- Запоминать сложный материал можно используя Метод Цицерона. Необходимо представить, что вы обходите свою комнату, где все хорошо знакомо. Информацию, которую необходимо запомнить, нужно мысленно расставить по ходу прогулки по комнате. Возобновить информацию можно, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».
- При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы:
Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость такова: 89= 35+ 54;
Выделить знакомые числа - например, в числе 859314 выделить 85- год рождения сестры, 314- цифры числа "пи" и т.д.
- Прием «вешалка» - эффективен при запоминании опорных слов, дат с которыми увязывается вновь заученное. Например, даты исторических событий легче запомнить, если заучивать не каждый год, в отдельности, а запомнить одну дату и, отталкиваясь от нее, запоминать следующие события, как бывшие через 2, 3, 5 лет после нее. (Пушкин родился в 1799г. - на один год раньше XIX столетия. Лермонтов родился в 1814, умер – 1841 году.)
Следующими процессами памяти являются сохранение и забывание.
Сохранение — это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу.
Забывание — это исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.
Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание — это плохое сохранение материала памяти. Поэтому сохранение — это не что иное, как борьба с забыванием.
Забывание представляет собой весьма естественный, целесообразный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Если бы мы не обладали бы способностью забывать, то наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Наш мозг был бы перегружен информацией. А забывание дает нашему мозгу возможность освобождаться от избыточной информации.
Тогда почему мы говорим о необходимости борьбы с забыванием? Дело в том, что человек, к сожалению, часто забывает то, что ему нужно и важно помнить.
Поэтому и речь идет не о борьбе с забыванием вообще, а о борьбе с забыванием нужного, важного, полезного материала. Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и поэтому не получает достаточного подкрепления.
Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для снижения забывания, необходимо выполнить ряд операций:
1. Понять, осмыслить информацию, т.к. механически выученная, но не понятая до конца информация, она быстро и почти полностью забывается.
2. Повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).
Рекомендации
Для лучшего сохранения информации необходимо чаще повторять материал в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания будут максимальны. Лучше всего действовать следующим образом: в первый день — 2-3 повторения, во второй — 1-2, с третьего по седьмой — по одному повторению, после этого одно повторение с интервалом в 7-10 дней. Следует помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями с периодическими повторениями намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации уже через неделю после сдачи зачёта или экзамена.
Изучение процесса забывания выявило одну интересную особенность: наиболее полное и точное воспроизведение (особенно обширного материала) обычно бывает не сразу после окончания заучивания, а через 1-2 дня, когда материал как бы закрепится в памяти.
Такое отсроченное воспроизведение того, что казалось не закрепившимся в памяти, называют реминисценцией (что означает «вспоминание»). Реминисценция чаще встречается у детей, чем у взрослых, и возникает в результате отдыха и снятия торможения, вызванного утомлением нервных клеток мозга. Из этого вытекает, что непосредственно перед ответом или экзаменом загружать свой мозг заучиванием не следует. Гораздо лучше можно ответить, если закончить подготовку хотя бы за день.
Важным средством против забывания является повторение. Известная всем пословица гласит: «Повторение — мать учения». Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти. Учитывая, что забывание происходит особенно быстро в первое время, начинать повторять необходимо как можно раньше, чтобы предупредить забывание, а не тогда, когда учебный материал уже почти забыт. По выражению великого русского педагога К. Д. Ушинского, именно тогда мы будем «укреплять здание», иначе нам придется «чинить уже развалившееся здание». Чем раньше мы приступим хотя бы к беглому повторению материала, тем легче он полностью восстановится и тем меньше потребуется для этого повторений.
Основной путь предупреждения забывания — это применение усвоенных знаний на практике. Школьник, систематически применяющий в упражнениях и диктантах выученные правила правописания, не забывает их. Решая задачи на применение определенных формул, учащиеся прочно запоминают их.
Результаты нашего запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. В чем же отличие этих процессов друг от друга?
Всем знакомы такие факты, когда мы хотим и никак не можем вспомнить услышанную когда-то мелодию, фамилию человека, содержание прочитанного рассказа, материал учебного предмета. Не можем вспомнить — значит забыли? Но слышим мелодию или фамилию человека, читаем рассказ или раздел учебника, и возникает своеобразное чувство «знакомости», т. е. мы осознаем, что все это уже воспринимали раньше. Значит, это не совсем было забыто, иначе чувство «знакомости» не появилось
Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание — это появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия).
Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, которые закрепляются в нашей памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Физиологически это означает наличие различных следов — стойких, прочных (воспроизведение) или слабых, нестойких и непрочных (узнавание).
Узнавание - более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести (назвать) все запомнившиеся объекты. После этого ему предъявили уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 - новых, незнакомых. Нужно было среди этих 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания — 35 объектов.
Отсюда следует, что узнавание не может быть показателем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания надо ориентироваться только на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентируется на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему все знакомо. Ученик считает – знакомо, значит - усвоено. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а воспроизведения. Поэтому при заучивании необходимо проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда, закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздела, доказать теорему, решить задачу.
Когда учащийся вспоминает хорошо знакомый материал, например выученное наизусть стихотворение, грамматическое или математическое правило, то он воспроизводит его легко, без всяких волевых усилий. В тех же случаях, когда ученик не очень четко усвоил учебный материал или давно не повторял его, воспроизводить его уже трудно. В таких случаях прибегают к припоминанию.
Припоминание — наиболее активное воспроизведение, связанное с напряжением и требующее определенных волевых усилий. Процесс припоминания протекает успешно, когда забытый факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, которые сохранились в памяти. Когда школьник припоминает какой-либо забытый им исторический факт, он легче воспроизводит его в связи с другими фактами и событиями. Важным является способность вызвать цепь ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. Припоминая, где забыл, книгу, ученик старается вспомнить все, что происходило с ним в течение дня, где он в последний раз был, когда книга находилась у него в руках, с кем он при этом разговаривал, о чем думал. Припоминая все эти обстоятельства, он активно воспроизводит те ассоциации, которые воссоздают последовательность событий и облегчают припоминание забытого.
Следует помнить совет К.Д. Ушинского — не подсказывать нетерпеливо, ученику, старающемуся, припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания — то, что удалось припомнить самому ученику, будет в дальнейшем помниться хорошо.
Поэтому желательно чередовать разные способы работы. Скажем, сегодня ребенок сделал все задания молча, читая учебник и конспектируя. Завтра позанимайтесь с ним вдвоём: один будет читать, а второй постарается запомнить на слух. Послезавтра попробуйте использовать речедвигательную память: проговаривать прочитанное вслух или шёпотом.
Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. Объясняется это тем, что память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
- Объект запоминания. Что же запоминается человеком? Предметы и явления, мысли, движения, чувства. Соответственно этому различают такие виды памяти, как образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная.
- Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают произвольную и непроизвольную память.
- Длительность сохранения информации в памяти. В данном случае имеют в виду кратковременную, долговременную и оперативную память
Следовательно, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго помнится.
Виды памяти и их характеристика
Существуют следующие виды памяти: образная память, словесно-логическая память, двигательная или моторная память, эмоциональная память.
Образная память.
Образная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Различают следующие подвиды образной памяти: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую.
Следует помнить, чем больше видов памяти участвует в запоминании, тем прочнее запоминается материал и лучше воспроизводится.
Зрительная и слуховая память наиболее отчетливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, специалистов парфюмерного производства) или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха.
Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Некоторые художники, например, могут писать портреты по памяти, не нуждаясь в том, чтобы люди позировали им. Композиторы Моцарт, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз.
Некоторые люди обладают достаточно ярко выраженной образной памятью, которая называется эйдетической памятью (от греческого слова «эйдос» — образ). Эйдетические образы — это следствие длительной инертности возбуждения центрального коркового звена зрительного или слухового анализатора. Поэтому человек - эйдетик какое-то время после восприятия продолжает совершенно отчетливо, во всех деталях видеть только что воспринятую картину, слышать прослушанную мелодию и т. д.
Точность воспроизведения, т. е. соответствие образа оригиналу, существенно зависит от участия речи при запоминании. Самую важную роль здесь играет правильное объяснение и понимание того, что воспринимается. Школьники, которые воспринимают предмет вне словесного объяснения, как правило, воспроизводят его образ неточно и фрагментарно (отрывочно).
Человек с наглядно - образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.
Словесно-логическая память.
Словесно-логическая память выражается, в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим.
Словесно–логическая память специфическая, т.к. ею обладает только человек. Животные обладают остальными тремя видами, памяти, но словесно-логическая память у них отсутствует.
Воспроизведение мыслей не всегда происходит в том же словесном выражении, в каком они были первоначально выражены. В одних случаях запоминается и воспроизводится только общий смысл учебного материала, суть мыслей, а буквальное словесное воспроизведение их не требуется. В других случаях необходимо запоминать и воспроизводить точное, буквальное словесное выражение мыслей (правила, определения и т.д.). Однако буквальное воспроизведение словесного материала может происходить без понимания его смысла, тогда его заучивание будет уже не логическим, а механическим запоминанием. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития. Чем менее развита речь школьника, тем труднее ему выразить смысл своими словами. Но в этом случае как раз и важно побуждать его пересказывать учебный материал именно своими словами.
Запоминание смысла — это запоминание общих и существенных сторон учебного материала и отвлечение от несущественных деталей и особенностей. Выделение существенного зависит от понимания самого материала, того, что в нем наиболее важное и значимое, а что второстепенное. Следовательно, запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления, с умственным развитием человека, с запасом его знаний. Дети, особенно младшего школьного возраста, самостоятельно выделяют существенные признаки с большим трудом, им необходима помощь учителя. Что касается деталей, то дети запоминают и воспроизводят их очень хорошо, придают им непропорционально большое значение, особенно когда эти детали обладают яркой наглядностью, конкретностью и эмоциональным воздействием.
Двигательная (моторная) память.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т. д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно «ощутить» порядок движений в разученной комбинации.
Когда разучивается какой-то танец, то сразу довольно тяжело не сбиваться, т.к. постоянно следует следить за тем, какое «па» должно быть следующим. Когда же танец разучен, исполнитель уже не задумывается над тем, что делать дальше. В этом помогает именно двигательная память. Некоторым людям с хорошо развитой двигательной памятью легче запомнить материал, который они записали.
Установлено, что мысленное представление какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными движениями соответствующих мышц. Напряженно представляя себе движение, мы незаметно для самих себя осуществляем его.
Эмоциональная память.
Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.
Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память — это важнейшее условие духовного развития человека. Если бы человек забывал чувство радости и удовлетворения от совершения благородного и морального поступка, так же как и угрызения совести, вызванные дурным поступком, то он имел бы слабое побуждение к новому свершению благородных дел и воздержанию от дурных, аморальных.
Воспроизведение ранее пережитого чувства возможно при определенном условии: повторном восприятии или припоминании того, что связано с ним в прошлом.
Произвольная и непроизвольная память
Произвольная и непроизвольная память различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если человек не ставит специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя.
В нашу память попадает то, что мы заметили по пути мимоходом. Часто мы замечаем информацию, не связанную с тем, чем мы занимаемся в данное время: по пути на работу запоминается то, что создает неудобства: медленно идущий автобус, красный свет светофора, яма на тротуаре и т. д.
Однако запоминается само собой далеко не все, что человеку необходимо помнить. Если перед человеком ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная.
Эффективность произвольной памяти зависит от: целей запоминания (насколько прочно человек хочет запомнить); приемов заучивания.
Заучивать можно путем механического дословного многократного повторения, затратив много сил, времени и в итоге получив низкие результаты. В этом случае работает механическая память.
Учащемуся, приступающему к подготовке уроков, необходимо поставить перед собой цель – запомнить. При этом необходимо чётко сформулировать для себя, что именно и как запомнить: всё подряд или отдельные части материала; наизусть, близко к тексту или лишь общий смысл содержания. Точная предварительная настройка поможет добиться желаемого результата. Отчётливое, сознательное намерение запомнить надолго, «навсегда» повышает прочность запоминания.
Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место. Люди чаще вспоминают существенные для них факты, при этом пренебрегают менее важными. (Приложение 3.)
Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Наблюдениями и экспериментальными исследованиями последних лет установлено существование двух основных с точки зрения длительности сохранения видов памяти: кратковременной памяти и долговременной памяти. Кратковременная память — процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Такова память машинистки, которая печатает текст. Каждое слово, фразу она помнит точно, но всего несколько секунд. Переводчик точно сохраняет в памяти фразу, пока ее переводит. При переходе к новой фразе точная формулировка предыдущей тут же забывается. Аналогичные проявления кратковременной памяти наблюдаются в работе стенографистки, оператора и представителей других видов скоротечной деятельности. В этом явлении, видимо, имеется своя целесообразность. Если бы вся старая информация оставалась в памяти, внимание не могло бы переключиться на восприятие и удержание новой информации.
Предлагаемый простой опыт позволит понять что такое кратковременная память. Если произносить слова в случайном порядке и попросить их немедленно повторить, то человек будет это делать безошибочно в течение часа и более. Если попросить повторить весь ряд слов заново, то, разумеется, никто этого сделать не сумеет. Это связано с тем, что, повторив слово (а для этого надо было запомнить его хоть на несколько секунд), человек немедленно забывает его. Иначе говоря, деятельность любого человека осуществляется по принципу: воспринял — воспроизвел — забыл. Это и есть проявление кратковременной памяти.
Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде — в более обобщенном и систематизированном. Это знания, которые нужны человеку вообще, а не в данный момент. Поэтому человек каждый момент и не осознает всего, что хранится в его долговременной памяти — своеобразной «кладовой» его знаний.
Если человеку задать вопросы, ответов на которые в его сознании сейчас не существует, при этом он об этом на данный момент просто не думает, то человек на них ответит правильно. Вопросы могут быть следующие: «Ваша фамилия?», «Какой город является столицей Беларуси?». Но возникает вопрос: где же были эти знания минуту назад? И мы можем получить чёткий ответ: эти знания находились в долговременной памяти, откуда человек их смог «извлечь» в необходимый для него момент.
Долговременная память дает возможность человеку вспомнить в любое время то, что он когда-то запомнил. В работе этой памяти помогают мышление и сильная воля, которые необходимы для припоминания материала.
Основа долговременной памяти это:
- наблюдения;
- умение анализировать;
- способность к умозаключениям.
Умозаключения в свою очередь состоят из впечатлений и эмоций. Сильные эмоции воздействуют, как раскаленное клеймо, оставляя в памяти следы, которые непросто удалить. Поэтому одни детали из прошлого люди помнят лучше, чем другие.
Долговременная память бывает двух типов:
1) когда доступ к хранилищу носит осознанный характер, т. е. люди могут по своему желанию извлечь необходимую информацию;
2) когда доступ к информации закрыт, а получить ее можно лишь с помощью гипноза: в результате раздражения определенных участков головного мозга доступ к информации открывается.
Эксперименты, проводимые психологами с использованием гипноза, медитации, подтверждают, что долговременная память вечна, что в нашей памяти хранится каждая прожитая секунда.
Секрет хорошей памяти состоит в умении вспоминать, а не запоминать.
Сейчас известно, что при кратковременной памяти воспроизведение материала происходит в той «фотографической» форме и последовательности, в которой он воспринимался, на переработку материала просто нет времени. При долговременной памяти воспринятый материал, как уже отмечалось, реконструируется.
Для приобретения знаний зазубривание – бесполезный труд. Некоторые учащиеся обращаются к учебникам лишь во время зачёта, опроса, перед экзаменом, но не для извлечения полезной информации, а для того, чтобы получить хорошую оценку. Данному подходу оказывают содействие традиционные методы обучения.
Организовать учебный процесс необходимо таким образом, чтобы информация для запоминания преподносилась в различных видах и с различной степенью проработки. Только это способствует основательному закреплению знаний, поможет быстро извлечь информацию из долговременной памяти.
Для тренировки кратковременной памяти можно поработать с любым понравившимся стихотворением. Здесь рекомендуется построчное повторение.
Помимо указанных двух видов памяти, выделяется еще и третий вид памяти – это оперативная память.
Оперативной памятью называют запоминание каких-то сведений, данных на время, необходимое для выполнения операции, отдельного акта деятельности.
Данный вид памяти занимает участок, который находится между кратковременной и долговременной памятью. Он отличается определенной длительностью хранения информации и другими специфическими свойствами.
Промежуточная память обеспечивает:
1) сохранность материала в течение нескольких часов;
2) сбор и накапливание материала в течение дня.
Во время ночного сна организм очищает промежуточную память, систематизирует накопленную за день информацию и переводит ее в долговременную память. После сна промежуточная память готова получить следующую порцию информации. Человек, который отводит своему организму на сон меньше 3 ч в сутки, не дает отдохнуть промежуточной памяти. Впоследствии наблюдается нарушение хода мыслительных процессов и замедляется течение вычислительных операций. Кроме того, внимание становится рассеянным, кратковременная память слабеет, возникают «ляпсусы» в речи, ошибки в действиях.
Приведем пример оперативной памяти: умножим 135 на 6. Вначале 130 необходимо умножить на 6 – результатом будет 780. Потом умножим 5 на 6, получится 30 – и этот результат надо запомнить. Последним действием будет: сложение 780 и 30 и получается в итоге ответ 810. В процессе решения любой задачи или математического действия необходимо до получения результата удерживать в памяти исходные данные и промежуточные операции, которые в дальнейшем могут быть забыты. Последнее обстоятельство очень важно — использованную информацию, утратившую свое значение, помнить нерационально — ведь оперативная память должна быть заполнена новой информацией, необходимой для текущей деятельности.
При разработке определенной проблемы промежуточные выводы удаляются из памяти, когда приходит окончательное решение.
Оперативная память помогает сохранять информацию в течение заранее определенного срока. Его диапазон может колебаться от нескольких секунд до нескольких дней. Время хранения материала в данной памяти зависит от цели, которую поставил себе человек, оно же поможет достичь этой цели. Потом информация может исчезнуть из оперативной памяти.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.
Зависимость форм восприятия от видов памяти.
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
От того, какой канал у ребенка является ведущим, зависит освоение многих важных навыков, таких как чтение или письмо. Особенности умственной работы у человека существенно отличаются из-за уровня отвлекаемости, особенности запоминания и др.
Наблюдая за школьниками, можно увидеть, что одни дети успешнее запоминают учебный материал, читая его про себя, другие — читая вслух или слушая учителя, третьи, для того чтобы запомнить, прибегают к записи.
Анализ различных источников показал, что в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей можно разделить на четыре категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты.
Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения, такие, как обоняние, осязание и др. и с помощью движений.
У дискретов восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.
Визуал – это человек, у которого больше развито зрительное восприятие информации. Для такого человека крайне важно видеть говорящего. В процессе восприятия для него важен цвет, свет – это улучшает восприятие. В плохо освещённом помещении он не может работать, так как быстро наступает утомление. Зная данные особенности, следует придерживаться следующих рекомендаций: таких детей лучше садить ближе к окну и дальше от доски. В процессе восприятия для них важна форма, внешний вид. Такой ребёнок всегда аккуратен. Для визуала важно, что на нём надето. При восприятии информации такому ребёнку нужна определённая дистанция. Поэтому, работая у доски, он может отойти; написав что-то – отклониться в сторону или отодвинуть тетрадь. Когда он сосредотачивается, то глаза уходят в потолок, он прищуривается, морщит нос. Для визуала важно рассмотреть. Поэтому при разговоре он смотрит в глаза, взгляд прямой и устремлённый. Ему важно как на него смотрят. Пренебрежительный, недоброжелательный взгляд может лишить его равновесия, вывести из себя. Визуал учится глазами. Для него важен контакт глазами, улыбка, мимика. Во время ответа на него нужно обязательно смотреть. В своей речи часто использует слова «посмотри», «взгляни», «наблюдать», «картина», «яркий», «красочный». У визуала необходимо развивать умение общаться и двигательные навыки.
У аудиала преобладает слуховое восприятие. Он легко отвлекается на звуки. Для него важна интонация, красивый голос. Его раздражают посторонние шумы, излишняя высота и громкость звучания музыки, речи. Он любит слушать музыку. Очень любит, когда называют его имя, любит слушать свой голос, ему важно выговориться. Если на уроке его не спрашивают, то начинает разговаривать с соседями. Спрашивая такого ребёнка или делая ему замечание, важно назвать его по имени. Эти дети болезненнее других реагируют на замечания, особенно если они сделаны в грубой форме. Аудиала легко узнать по внешним признакам: думая, он уводит глаза в сторону или опускает глаза в пол, слушая, не поднимает глаз, может при этом что-то рисовать. Чтобы установить с ним контакт, нужно изменить голос, произнести его имя. Он громко говорит, использует в речи слова «послушай», «обсуждать», «голос», «молчаливый». Имеет большой словарный запас, умеет убеждать, легко вступает в общение.
Кинестетику важно мышечно-тактильное восприятие информации. Ему необходимо потрогать, повертеть, обследовать то, что он изучает, в том числе на вкус, запах. Он «думает руками». Такому ребёнку трудно просто сидеть, поэтому он вертится, вертит что-то в руках, что-то достаёт, тем самым подпитывает свою память и внимание. Во время объяснения он не может и не смотрит в глаза учителю. Кинестетика легко узнать по внешним признакам: он как будто играет своим телом во время ходьбы; чаще, чем остальные развязан, расслаблен. Разговаривая, подходит вплотную. Любит обниматься, трогать других руками. Не любит жёстких стульев и неудобной мебели. Может выглядеть неряшливо, так как для него не важен внешний вид одежды. Он всегда находится сам в себе, важны собственные ощущения. Такой ребёнок не любит яркий свет, предпочитают полумрак, уединение. Поэтому в классе кинестетикам сидеть лучше дальше от окна, но ближе к учителю. На перемене они часто виснут друг на друге, толкаются, затевают драки. Такие дети очень подвижны, главное для них – заниматься делом. Они много и активно жестикулирует. Хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. В разговоре кинестетики с трудом подбирают слова, говорят очень тихо и медленно. Употребляют слова: «мягкий», «тёплый», «гибкий», «уютный», «кольнуло», «задело».
У дискретов или дигиталов (от англ. «digital» - цифровой) - восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Речь у дискретов исключительно логическая, похожа на автоматическую: без особых оттенков, интонаций и эмоций. Обычно использует такие речевые обороты, как «во-первых», «вследствие», «это значит», «таким образом», «думаю», «размышляю», «логично», «следовательно». Дискреты трудно идут на общение и редко открываются другим людям. Но скорее всего, будучи людьми чувствительными, они просто стараются скрывать это в себе, не показывая окружающим свою эмоциональность. Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. С помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности. Дискретам приписывают любовь к строгому стилю и к классическому дизайну. Дискрета легко узнать по внешним признакам: руки скрещены на груди, осанка прямая, движения не гибкие, голова поднята, смотрит «над толпой».
Существуют аспекты модальности, которые позволят в будущем улучшить работу по активизации познавательной деятельности:
1) Словарь общения.
2) Направление взгляда.
3) Особенности внимания.
4) Особенности запоминания.
5) Способ записывания домашнего задания.
6) Особенности поведения детей на перемене.
Словарь общения визуала отличается частым употреблением в своей речи существительных, глаголов, прилагательных, связанных в основном со зрением. Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием. Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения.
Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
Особенностями внимания кинестетика является сложность при концентрации своего внимания. Его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенностью запоминания визуала является сохранение в памяти всего того, что он видел, при этом он запоминает картинами. Аудиал запоминает то, что обсуждал; ему свойственно запоминать слушая. Кинестетик помнит общее впечатление и запоминает двигаясь.
Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.
Если посмотреть, как учащийся записывает домашнее задание, то можно выделить следующие особенности:
Визуал послушно открывает дневник и записывает или переписывает с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.
Аудиал, если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.
Кинестетик чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.
Большую информацию об учащихся можно получить, наблюдая за их поведением на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – это возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
При организации учебной деятельности школьника необходимо учитывать влияние на успешность запоминания интересов, эмоционального отношения к учебному материалу, активной работы с ним. При преподнесении учебного материала следует по возможности адресоваться к различным анализаторам, таким, как зрительному, слуховому и двигательному, так как это благоприятствует лучшему закреплению и так как в каждом классе встречаются учащиеся различных типов памяти.
Надо систематически знакомить учащихся с приемами рационального запоминания, не рассчитывая на то, что школьники по мере приобретения опыта учебной работы сами найдут их.
Учителю важно знать индивидуальные особенности памяти своих учеников, что позволит ему возможность, с одной стороны, опираться на более сильные стороны их памяти, а с другой — целеустремленно работать по совершенствованию слабых сторон памяти учащихся.
Существуют особенности в обучении и поведении. Визуалы, как правило, наблюдательны; ориентированы на внешний вид; с трудом запоминают словесные инструкции, но хорошо запоминают образы; не отвлекаются на шум (часто внешний ритм даже способствует быстрому усвоению материала); испытывают замешательство, читая слова, которые раньше не видели; в чтении успешны; отличаются живой образной фантазией.
При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Таким учащимся результативнее самим читать текст учебника, чем слушать устное объяснение темы учителем. Для повышения работоспособности визуалов освещение рабочего места должно быть хорошим. В сумерках и при плохом освещении у них снижается работоспособность, так как создаются помехи для зрительного восприятия. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями. Это может быть шарфик, галстук, одежда и т.д.
Кинестетики при общении стоят близко, стараясь под любым предлогом касаться собеседников; они подвижны; имеют хорошо развитую координацию движений; много жестикулируют; обучаются, делая всё на практике; при чтении водят пальцем по строчке текста; помнят общее впечатление; имеют хорошую интуицию; слабы в деталях; лаконичны; в речи используют слова, преувеличивающие описываемые события. При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала. Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью, такой как опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т.д. При объяснении новой темы можно использовать прием преувеличения значимости событий. Для повышения работоспособности кинестетикам необходимо комфортное состояние тела: тесная обувь или низкая/высокая температура в классе негативно влияют на протекание познавательных процессов.
Аудиалы часто разговаривают сами с собой; говорят ритмически; легко отвлекаются на шум; предпочитают счет и письмо; легко осваивают иностранные языки; обучаются, слушая; хорошо читают новые слова; разговорчивы; любят дискуссии, споры и размышления; легко повторяют услышанное; шевелят губами, проговаривая слова при чтении. Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов. Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации, он воспринимает любые помехи для слухового восприятия.
Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала.
В процессе обучения учитель должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учащимся.
Учащиеся каждой модальности имеют свой предпочитаемый язык, который позволяет наиболее полно усвоить получаемую информацию.
В процессе обучения рекомендуется учителю придерживаться следующих рекомендаций:
- Для визуалов чаще использовать наглядности (картины, портреты), сравнение образов, свобода мыслей, инсайт, догадки, варьирование интонацией голоса, обращение к прошлому, инсценировка произведения, выразительное чтение по ролям, использование выражений: «вглядитесь», «представьте», «что увидели?», «что заметили?», «что общего?».
- Для кинестетиков использовать поощрение в виде пожимания руки и прикосновения, сравнение чувств учащихся с чувствами автора произведения и учителя, передача собственного эмоционального состояния, ритм стиха отбивается учащимися рукой или ногой, школьники могут стоять во время урока или отвечать сидя, использование выражений: «почувствуйте», «похолодело», «потеплело», «ощутите себя маленькой частицей» и т.д.
- Для аудиалов подойдёт чтение стихов, дискуссии, работа хором, варьирование громкости голоса, паузы в речи, прогноз темы на будущее, формулировка выводов, обучение и проверка других, нахождение фрагментов текста, цитирование строк (детализация), несогласие с мнением класса, звук колокольчика, анализ звуков («завыла как дитя…»), использование выражений: «вслушайтесь», «что услышали?».
Многосенсорное обучение школьников возможно на всех уроках. Именно от мастерства, творчества и таланта учителя зависит то, как он будет предоставлять информацию на уроках.
Известно, что любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Активная социализация ребенка и развитие его коммуникативных способностей как важный фактор успешности обучения в школе»
Консультативный материал для родителей и педагогов...
ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"
Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Развитие связной речи – важное условие успешного обучения ребёнка в школе....
Проект на тему: «Развитие графомоторных навыков, как важнейшее условие успешной подготовки детей с ОНР к обучению в школе». Творческое название: «Ум на кончиках пальцев».
Данный проект разработан и внедрен в практику в рамках реализации инновационной деятельности детского сада....
«Развитие фонематического слуха, как необходимое условие успешного обучения в школе»
Развитие фонематического слуха....
Презентация "Развитие памяти ребенка как важнейшее условие успешного обучения и социализации личности"
В презентации отображены виды памяти, методы развития, упражнения на развитие памяти....
Самообразование на тему:«Развитие познавательного интереса дошкольников как одно из важнейших условий успешного обучения в школе».
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно ...