Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения
презентация по коррекционной педагогике
Ребенку с нарушением зрения, в отличии от нормально видящего , недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключения всех сохранных анализаторов. Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в ДОУ , является развитие компенсаторных функций с подключением остаточного зрения, что помогает детям с нарушением зрения комплексно овладеть способами и приемами восприятия предметного окружения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sohrannyh_analizatorov.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование Ребенку с нарушением зрения, в отличии от нормально видящего , недостаточно лишь зрительно наблюдать предмет. Для создания целостного образа предмета необходимо подключения всех сохранных анализаторов. Одним из главных направлений коррекционно-педагогической работы тифлопедагога в ДОУ , является развитие компенсаторных функций с подключением остаточного зрения, что помогает детям с нарушением зрения комплексно овладеть способами и приемами восприятия предметного окружения.
Сохранные анализаторы: осязание, слух, вкус, обоняние,
Цель Развитие умения детей получать информацию о предметном окружении с помощью сохранных анализаторов, обогащать их чувственный опыт .
Задачи *Формирование реальных представлений об окружающем мире. *Обучение детей обследованию предметов на полисенсорной основе. *Использование предметного окружения для развития сохранных анализаторов у детей.
Работа по развитию осязания начинается с подготовки рук ребенка: пальчиковой гимнастики или самомассажа рук. Развитие осязательного анализатора
1 этап мономануальный (одноручный) прием обследования
2 этап Биманульный (двуручный) прием обследования
«Волшебная рыбка » - «Узнай фигуру на ощупь» Дидактические игры на развитие осязательного анализатора . «Узнай кто это» «Определи, кто спрятался в песке.»
Развитие слухового анализатора Слуховой анализатор является одной из главных сенсорных систем. Воспринимая звуки, человек ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми.
Классификация звуков 1 .Музыкальные. 2.Звуки человеческого голоса. 3.Голоса животных 4.Голоса домашних и диких птиц. 5.Звуки, издаваемые насекомыми 6.Звуки города 7.Звуки природы
1 этап Обучение идет от практических действий к звуку, т.е. прислушиваться к звукам в процессе выполнения ими различных практических действий, слышать их.
2 этап Дидактические игры и упражнения. «Найди коробочку с таким же шумом» «Где стучит барабан?» (слева, справа. сзади) «Иди на звук» «Угадай, кто позвал ?»
Эта сенсорная система, осуществляющая анализ пахучих веществ. Обонятельные ощущения у слабовидящих детей выражены ярче и имеют более широкий диапазон, поскольку запахи преобретают сигнальное значение. Развитие обонятельного рецептора
Классификация запахов 1. Пищевые запахи. 2. Запахи приправ пряностей. 3. Парфюмерные запахи. 4. Запахи растений. 5. Медицинские запахи. 6. Запахи одежды. 7. Запахи моющих средств. 8.Технические запахи. 9. Запах печатной продукции.
Подготовительный этап Рассказы, беседы о том, как обоняние может помогать познавать окружающий мир, понимать, что происходит вокруг: «Для чего нухен нос», «Что можно узнать с помощью носа», «Назовите любимые/ нелюбимые запахи». «Покажите, как надо осторожно нюхать различные предметы» и т.п.
Ознакомительный этап. Включает в себя развитие умения сосредотачивать внимание на запахи, запоминать из, называть, локализовать их источники.
Тренировочный этап – дидактические игры и упражнения. «Узнай по запаху (фрукт, овощ)» «Чем пахнет?» «Понюхай и назови »
Заключительный этап «Запах - ассоциации» «Нарисуй, что понюхал» «Определи аромат» «Угадай по запаху фрукт и нарисуй его»
Развитие вкусового анализатора
Основные виды вкусовых рецепторо в Соленое (соль, сало, сельдь, огурцы) Кислое (лимон, клюква, брусника кефир) Горькое (кофе без сахара, горчица). Сладкое (сахар, мед, конфеты, пирожные)
Игры и упражнения на развитие вкусового анализатора «Угадай на вкус (горький, сладкий, соленый, кислый)» « Определи сырые и вареные продукты» . «Угадай какой фрукт»
Вывод Таким образом, систематическая работа, по развитию сохранных анализаторов на полисенсорной основе позволяет максимально знакомить детей с окружающим миром. И чем больше число сенсорных сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Литература * Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида /Под редакцией Л. И. Плаксиной. * Психология воспитания детей с нарушением зрения/ Под редакцией Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной * Развитие компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста./ Литвак А.Г. * Тифлопсихология – М., 1985 Специальная психология. / Под редакцией В. И. Лубовского .
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения
Консультации учителя-дефектолога для воспитателей коррекционных групп для детей с нарушением зрения....
Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушениями зрения
даны конкретные рекомендации по данной проблеме...
Статья "Элементарное экспериментирование - эффективный способ развития сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения"
Детское экспериментирование....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Компенсация недостатков зрения путем развития сохранных анализаторов у детей, имеющих нарушения зрения». «Вижу, слышу, чувствую"
В данном проекте указывается, что зрительная система ребенка развивается в тесном взаимодействии с другими сенсорными системами. Наибольшее значение имеет связь зрения с осязательным и слуховым воспри...
Развитие сохранных анализаторов у детей с нарушением зрения
Консультация для воспитателей и родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Даны практические игры и рекомендации по развитию сохранных анализаторов у детей со зрительной патологией....
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...