Аутист не космический пришелец. Мой личный опыт работы в группе РАС.
статья по коррекционной педагогике

Мирошина Ирина Ивановна

В этой публикации я хочу поделиться своим личным опытом работы с детьми с РАС. Для меня этот опыт оказался очень необычным и интересным. Я для себя открыла этих детей таких своеобразных и необычных. я думаю что для многих воспитателей эта публикация станет интересной и познавательной. Сейчас стали открывать группы для таких детей на базе детскихх садов компенсирующего вида. Думаю что моя работа будет интересной и познавательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл autist_ne_kosmicheskiy_prishelets.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

               Аутист – не космический пришелец.

Руководитель Центра «Наш солнечный мир» г. Москва Игорь Л. Шпицберг

Аутист - не космический пришелец – он просто иначе видит и чувствует мир.

Он гиперсенсорен: для него свет – слишком яркий

Звук - слишком громкий.

  Прикосновения несут болезненные ощущения.

Он как бы отгораживается от мира и где то годам к 1,5 уже выстраивает систему защиты.

Чем раньше родители забьют тревогу, тем больше будет шансов приспособить ребенка к норме.

Использовать надо все известные науке методы в зависимости от реакции ребенка:

Поведенческий анализ;

Кинезотерапия - лечение движением;

Ипотерапия – контакт с лошадьми

Нет точного однозначного ответа – откуда берется аутизм. Детям с РАС характерно нарушение эмоциональных связей. Они плачут и смеются по каким то очень специфическим ,глубинным, внутренним причинам, которые с нашими никак не соотносятся.

Мозг обрабатывает информацию совсем не так – стоит что то изменить в еде, одежде, маршруте (истерика, агрессия, самоагрессия).

Самым эффективным вмешательством является ранняя терапия на основе прикладного анализа поведении (АБА).

Для аутиста недоступна реабилитация и образование пока не решены его поведенческие проблемы.

Большое количество детей с РАС имеют снижение интеллекта.

Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повышение качества жизни:

. уровень самостоятельности;

. возможность устанавливать социальные отношения;

. возможность учиться и работать;

. доступ к активному отдыху и досугу.

Дети с РАС нуждаются в специальных условиях в ДОУ:

- компетентность персонала, которые знают и учитывают особенности детей аутистов;

- организация среды ДОУ, позволяющей компенсировать отсутствующие навыки;

- командная работа (специалисты разного профиля, родители).

- дополнительные ресурсы (малая группа, постепенная интеграция, тьютер и прочее).

Основные принципы организации рабочего места – ограничение пространства.

Ну и конечно мы придерживаемся следующих рекомендаций:

- принимать ребенка таким какой он есть;

- чаще общаться;

- избегать переутомления;

- использовать упражнения на релаксацию;

- не сравнивать с окружающими;

- поощрять сразу же, не откладывая на потом;

- обращаться по имени;

- не предьявлять повышенные требования;

- оставаться спокойными в любой ситуации!!!

Для детей с РАС характерны 3 признака:

- отсутствие речи или ее раннее проявление (раньше чем ходить);

- стереотипное поведение (игры с игрушками не по назначению – крутит колеса, волчок, спинер…); машет руками , кружиться, грызет предметы…)

- коммуникативные ( нарушение коммуникации).

Самые известные аутисты в мире: Ньютон, Леонардо да Винчи, Эйнштейн,  Моцарт, Ф. Кафка, Спилберг, Бил Гейтс.

Франц Кафка – немецкий писатель (Замок,Процесс, Сельский врач…)

Синдром ученого – одна из редких форм аутизма. На самом деле незаурядные способности ни в коем случае нельзя считать визитной карточкой аутистов.

Считаете ли вы возможным посещение детей с РАС общеобразовательных групп?

Можно ли в беседе с родителями ставить ребенку диагноз или направлять к врачу?

Связаны ли генетические причины возникновения аутизма с наследственностью? (не связаны).

У мальчиков в 5 раз чаще встречается аутизм чем у девочек.

Мой опыт работы в группе РАС

Хочу поделиться с вами своим опытом работы в группе РАС. Итак, знакомство начинается с наблюдения за детьми. Сначала пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по группе. После пассивного наблюдения я пытаюсь стать более активной. Смотрю, какие предметы его притягивают, нравятся ли ему стишки, песенки, какова реакция на прикосновения.  Мое первое взаимодействие с ребенком может длиться очень не долго, после чего я его отпускаю и больше к нему не приближаюсь в течении некоторого времени. Но постепенно время активного контакта увеличивается.  Теперь я знаю что привлекает ребенка и учитывая это  рассмотрим самые частые варианты дальнейшего развития  взаимодействия с ребенком.

Совместно организованные сенсорные игры дают новые прекрасные возможности для установления контакта с конкретным ребенком. Вместе с ним я играю, используя краски: «Цветная вода» (смешивание красок с водой); с крупами: «Золушка» (пересыпаем крупу); «Разложи по тарелкам» , «Покорми птичек».

Игры со звуками: «Погреми»; «Свистульки»; «Музыканты».

Игры с ватой: «Снег идет»; «Снежки»; «Сугробы» и.т.д.

Если ребенок избегает сенсорных игр, не любит пачкать руки, но допускает игры с предметами – это также использую для взаимодействия. Моя задача попытаться расширить его игру. Сажусь рядом и из его значимых для него игрушек складываю их вместе с ним (например, если он складывает только продолговатые предметы) помогаю ему. Моя задача привлечь внимание ребенка к себе, заинтересовать его. Но на этих «бессмысленных» играх надолго лучше не останавливаться. Через пару занятий я добавляю к своему ряду, какой- нибудь примитивный сюжет. Например, можно посадить ряд игрушек друг за другом и, приговаривая «едет поезд, едет поезд чух-чух-чух/ чух-чух-чух!», аккуратно передвигать ряд по столу. Или «Змея ползет – ш-ш-ш- итд.

Обращаю ваше внимание: перед нами не стоит задача убрать стереотипную игру – наоборот, она поможет установить контакт с ребенком. По мере того, как у ребенка появятся другие виды деятельности – стереотипная игра станет мягче.

                Заметки для меня.

Все мы знаем, что игра является ведущим видом детской деятельности на протяжении всего дошкольного периода. Этой точки зрения придерживаются такие отечественные ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина...

Л. С. Выготский утверждал, что именно игра – источник развития личности ребенка и создает зону его ближайшего развития «…по существу через игровую деятельность и движется  ребенок.

Во что играть с маленьким ребенком аутистом:

. хороводные игры

. пускать мыльные пузыри

. игры с водой

. игры, направленные на развитие мелкой моторики.

Наши дети любят подвижные игры с  тактильными ощущениями: «Догоню-догоню»; «Змейка»; «Поймаю-поймаю»…

Вы можете задать мне правильный вопрос: - А как же тактильная непереносимость?!

- Да верно. Но дети - аутисты очень разные. И вопреки данному утверждению скажу, нашим ребятам нравится, когда их гладят по типу массажа. Один наш мальчик подходит и говорит: Почеши – ну так как он может говорить.

Можно приводить бесконечно много примеров различных игр и занятий для развития мелкой моторики, но они в большинстве своем такие же, как и с нормотипичными детьми. (Лепка , пазлы, мозаика, коструирование, шнурки, нанизывание бус итд).

Хочется затронуть вопрос о разговорной речи. Почему? Потому что наши ребята практически не обладают речью.

Я в своей работе, по необходимости,  использую визуальные подсказки. Это карточки – картинки, на которых кроме рисунка есть словесное обозначение того или иного действия. Ребенок видит картинку, видит подпись, слышит название – и все это связывает в единый образ.

И еще на один важный момент хочу обратить  ваше внимание. Это прием пищи. Прием пищи для детей аутистов это очень больная тема. Они очень избирательны  в еде, а чаще всего их вообще невозможно накормить!  И сколько радости доставляет воспитателям ( а особенно родителям) когда удается приобщить ребенка к еде. Это не просто. Но хочется поделиться своими достижениями

Мне это удалось- 2 мальчика стали есть суп!!! Да не сразу. У наших ребят вообще не бывает «сразу» - это длительный процесс, который требует настойчивости и терпения. Тем и ценны наши такие, казалось бы незначительные, но очень веские победы. Значит наш труд не напрасный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация на опыт работы Территория группы – образовательное пространство

Как и для большинства современных воспитателей, ключевыми вопросами педагогической компетентности для меня стали вопросы: «Как развивать малыша?», «Что ему интересно?», «Как сделать образовательный пр...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Опыт работы старшей группы

Старший возраст особенно ответственнен. Давайте детям больше знаний, учитесь видеть в них партнёра и хорошего собеседника....

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языка

Опыт работы в группах ДОО с углубленным изучением английского языкаЗнание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. Сегодня возникает актуальность обучения языкам уже в дошк...

Опыт работы в группе раннего возраста «Развитие речи у детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий». Обобщение опыта.-2020г.

Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможност...