КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗИОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дошкольный возраст – это особенный, неповторимый период в жизни человека, который обладает своеобразной спецификой; это особый мир со своими играми, общением, чувствами, языком. И от того, как организован процесс вхождения дошкольника в социум зависит дальнейшее его становление. Доказано, что дети с ОНР имеют трудности не только в общении, но и отстают от своих здоровых сверстников по уровню развития познавательных психических процессов, имеют проблемы с общей и мелкой моторикой. Поэтому мы предлагаем использовать упражнения кинезиотерапии, помогающие подготовить мозг ребенка к эффективной работе, оптимизировать процесс восприятия и переработку информации.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья детей (и взрослых) через двигательные упражнения. Это область физической реабилитации, которая использует статические и динамические упражнения, позы и позиции в качестве лечебного средства. С помощью приемов кинезиологии укрепляется и улучшается психоэмоциональное состояние здоровья, оптимизируются основные психические процессы, повышается умственная работоспособность ребенка. Исследователями доказано, что распределение активности между правым и левым полушариями головного мозга в деятельности постоянно чередуется, максимальная же эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Таким образом, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление баланса активности между правым и левым полушариями. В коррекционной педагогике и логопедии успешно используют ЛФК, логоритмику, пальчиковую, артикуляционную гимнастику. Использование комплексов нейродинамической гимнастики в работе с детьми с ОНР дошкольного возраста построены на основе кинезиологических игр и упражнений. Они включают в себя движения тела и рук, благодаря чему у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются зоны обоих полушарий. Что приводит к быстрой переключаемости, к улучшению концентрации внимания [1].
На своих занятиях мы используем упражнения, разработанные американским психологом, доктором наук Полом Денисонном, способствующие развитию межполушарной специализации. Они могут быть успешно использованы в работе как со взрослыми, так и с детьми, особенно с ОВЗ. Эти упражнения совсем несложные, эффективные, очень интересные и не требующие много времени. Достаточно 5 минут, чтобы мозг ребенка получил заряд бодрости перед занятием. Итак, первая группа упражнений, это движения, пересекающие среднюю линию тела, которые можно делать под музыку и пение, а можно и в тишине. Упражнения «перекрестные шаги и прыжки», «восьмерки», «двойной рисунок», «брюшное дыхание», «вращение шеей» и т.д.
Кинезиотерапия не может рассматриваться и использоваться изолированно, в «чистом» виде в работе с детьми с ОНР. Использование специальных упражнений служит для создания благоприятного эмоционального фона, что улучшает эффективность комплексного коррекционного воздействия. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М., считают, что кинезитерапия занимает особое место в коррекционном процессе в работе с детьми с ДЦП. Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными [2].
Таким образом, использование специальных методов, приемов, различных технологий воздействия, в частности использование кинезиологических игр и упражнений позволяет добиться улучшения качества педагогического процесса, достичь эффективных результатов. Использование различных упражнений кинезиотерапии (движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; на развитие мелкой моторики пальцев рук, мимических мышц лица; на развитие различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодической стороны речи) позволили добиться положительных результатов в работе.
ЛИТЕРАТУРА
- Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии. Р. : Феникс, 2011. 109 с.
- Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей М. : Астрель, 2008. 254 с.
- Куртанова Д.К. Кинезотерапия в лечении детей с церебральным параличом // Медицина. 2017 №1. С. 1-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...
Использование пальчиковых игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье рассказывается о применении пальчиковых игр в старшем дошкольном возрасте, указываются мнения выдающихся ученых о целеобразности таких игр и о положительном влиянии их на становление де...
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детской дошкольной организацией является «Взаимодействие с семьей для обеспече...
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Инновационный педагогический опыт по теме: «Использование компьютерных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»...
Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....
«Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
laquo;Метод кинезиологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...