Сенсомоторное развитие (Сенсорные мешочки)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Васильченко Алина Маратовна

Сенсорные мешочки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Положение "Сенсорные мешочки"757.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»

Обогащение сенсомоторного опыта детей с ОВЗ в ходе игровой деятельности. Сенсорные мешочки.

Подготовила: Васильченко А. М.

учитель-логопед

г. Воронеж, 2023

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов. При создании  целостного образа в работу включаются различные анализаторы – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и др. Восприятие  не  пассивный акт, оно требует деятельности, движения, манипуляций с предметами.  И тут подключается моторика (внешние движения человека), включающая в себя крупную моторику,  мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят мимическую и артикуляционную моторику.

Сенсорные функции тесно связаны с двигательными и формируют у ребенка интегративную деятельность, которая лежит в основе деятельности мыслительной и речевой. Развитие сенсорных и моторных функций является «фундаментом» для развития детей дошкольного возраста и является основой для формирования   навыков.

Сенсомоторное развитие нормотипичного ребенка – это естественный процесс,  у детей с ОВЗ  сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Часто у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», то есть им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны.

Для того, чтобы сенсомоторное воспитание детей с ОВЗ шло успешно, стоит использовать разнообразные игры и методы работы, они помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей.

В рамках данной статьи предлагаю вам ознакомиться с игрой «Сенсорные мешочки».

Дидактическая игра «Сенсорные мешочки».

Цель игры –   сенсомоторное развитие ребѐнка.

Задачи игры:

-развивать сенсорное восприятие и  мелкую моторику;

- тренировать ловкость пальцев;

-учить анализировать тактильные ощущения;

-развивать визуальное восприятие;

-развивать воображение, эмоциональную сферу;

-улучшать акустическое восприятие;

-расширять словарный запас;

- развивать воображение и любознательность.

ОПИСАНИЕ
        Малышам с 3-х месяцев предлагаем ощупывать мешочки, учим их прислушиваться к звукам и объясняем ощущения: мягко, твёрдо, «как песочек», шуршит, гремит.

Детям с 2-х лет предлагаем на ощупь   определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал. Игры с тактильными мешочками особенно хорошо подходят для разработки ловкости пальцев и мелкой моторики. Кроме того, игра способствует акустическому и сенсорному чувственному восприятию, а также восприятию цвета и креативности.

Детям с 3х лет предлагаем  найти картинку и визуальный мешочек к сенсорному.

Детям с 4х лет предлагаем ответить на вопросы - Где растет? Кто ест? Что из этого растения производят?

Детям с 5-ти лет предалагем ответить на вопросы- Где растет? Кто ест? Что из этого растения производят? Предлагаем опребелить на слух Что как звучит. 

Что  входит в набор?

  • 12  мешочков с разным наполнением (Манка, кускус, гречка, рис, пшено,  горох, нут, фасоль, макароны, кофе, хлопковый наполнитель, лесной орех) Можно дополнить еще следующим наполнением ( овес, семечки, кукуруза, монетки, пуговицы и др)
  • Карточки  - Как выглядит?
  • Карточки  - Как  растет?
  • Можно дополнить и подготовить карточки - Кто ест?  Что из этого делают? Какая вкусная каша.
  • 12 пакетиков с образцами наполнителей – вам не придется искать, чтобы показать ребенку наполнитель без мешочка, ребенок сможет потрогать и понять, что же он ищет;C:\Users\asus\Downloads\20230320_092531.jpg
  • 12 непрозрачных емкостей (яйца от киндеров) с наполнением.
  • Инструкция.

Сенсорные (тактильные) мешочки  - это развивающая игрушка и полезный подарок. Начинать играть можно с 3х лет. Методика  может использоваться в работе логопедов и дефектологов. Данная методика стимулирует речевое и умственное развитие детей.

ВАЖНО! Чтобы обеспечить безопасную и долговечную игру с мешочками, все  крупы необходимо прокалить и подвергнуть низким температурам.

Условия хранения: хранить в сухом месте. При загрязнении поверхность мешочков можно протирать дезинфицирующими салфетками или слегка влажной тканью. Работать в сухом помещении сухими руками на полу или на столе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное и сенсомоторное развитие у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности

Накопление и расширение сенсорного опыта у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности....

Нетрадиционное методическое пособие для сенсомоторного развития своими руками. Сенсорный куб.

Презентация отражает способы использования методического пособия "Сенсорный куб", изготовленного своими руками. Интересное и многофункциональное пособие....

Проектная работа "Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения".

Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение эко...

Картотека игр для сенсорного и сенсомоторного развития средняя группа.

Картотека игр 3-5 лет для сенсорного развития, изготовленные своими руками для средней группы из бросового материала. Детский сад № 19 г. ЭнгельсВидео готовых игр  https://www.youtube.com/wa...

«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...

Проект по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей 1 младшей группы «Сказка в сенсорной коробке»

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями....

«Использование многофункционального пособия «Сенсорный куб» в сенсомоторном развитии дошкольников с ОВЗ»

Мастер-класс для родителей, об изготовлении и использовании пособия "Сенсорный куб"...