Сенсомоторное развитие (Сенсорные мешочки)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 167»
Обогащение сенсомоторного опыта детей с ОВЗ в ходе игровой деятельности. Сенсорные мешочки.
Подготовила: Васильченко А. М.
учитель-логопед
г. Воронеж, 2023
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о свойствах предметов. При создании целостного образа в работу включаются различные анализаторы – слуховой, зрительный, обонятельный, осязательный и др. Восприятие не пассивный акт, оно требует деятельности, движения, манипуляций с предметами. И тут подключается моторика (внешние движения человека), включающая в себя крупную моторику, мелкую, требующую тонкой организации движений. Сюда традиционно относят мимическую и артикуляционную моторику.
Сенсорные функции тесно связаны с двигательными и формируют у ребенка интегративную деятельность, которая лежит в основе деятельности мыслительной и речевой. Развитие сенсорных и моторных функций является «фундаментом» для развития детей дошкольного возраста и является основой для формирования навыков.
Сенсомоторное развитие нормотипичного ребенка – это естественный процесс, у детей с ОВЗ сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Часто у них возникает так называемый «сенсорный дефицит», то есть им не хватает тех ощущений, которые они получают, или их ощущения смазаны и неточны.
Для того, чтобы сенсомоторное воспитание детей с ОВЗ шло успешно, стоит использовать разнообразные игры и методы работы, они помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении сенсомоторных трудностей.
В рамках данной статьи предлагаю вам ознакомиться с игрой «Сенсорные мешочки».
Дидактическая игра «Сенсорные мешочки».
Цель игры – сенсомоторное развитие ребѐнка.
Задачи игры:
-развивать сенсорное восприятие и мелкую моторику;
- тренировать ловкость пальцев;
-учить анализировать тактильные ощущения;
-развивать визуальное восприятие;
-развивать воображение, эмоциональную сферу;
-улучшать акустическое восприятие;
-расширять словарный запас;
- развивать воображение и любознательность.
ОПИСАНИЕ
Малышам с 3-х месяцев предлагаем ощупывать мешочки, учим их прислушиваться к звукам и объясняем ощущения: мягко, твёрдо, «как песочек», шуршит, гремит.
Детям с 2-х лет предлагаем на ощупь определить, что спрятано внутри мешочка, назвать материал. Игры с тактильными мешочками особенно хорошо подходят для разработки ловкости пальцев и мелкой моторики. Кроме того, игра способствует акустическому и сенсорному чувственному восприятию, а также восприятию цвета и креативности.
Детям с 3х лет предлагаем найти картинку и визуальный мешочек к сенсорному.
Детям с 4х лет предлагаем ответить на вопросы - Где растет? Кто ест? Что из этого растения производят?
Детям с 5-ти лет предалагем ответить на вопросы- Где растет? Кто ест? Что из этого растения производят? Предлагаем опребелить на слух Что как звучит.
Что входит в набор?
- 12 мешочков с разным наполнением (Манка, кускус, гречка, рис, пшено, горох, нут, фасоль, макароны, кофе, хлопковый наполнитель, лесной орех) Можно дополнить еще следующим наполнением ( овес, семечки, кукуруза, монетки, пуговицы и др)
- Карточки - Как выглядит?
- Карточки - Как растет?
- Можно дополнить и подготовить карточки - Кто ест? Что из этого делают? Какая вкусная каша.
- 12 пакетиков с образцами наполнителей – вам не придется искать, чтобы показать ребенку наполнитель без мешочка, ребенок сможет потрогать и понять, что же он ищет;
- 12 непрозрачных емкостей (яйца от киндеров) с наполнением.
- Инструкция.
Сенсорные (тактильные) мешочки - это развивающая игрушка и полезный подарок. Начинать играть можно с 3х лет. Методика может использоваться в работе логопедов и дефектологов. Данная методика стимулирует речевое и умственное развитие детей.
ВАЖНО! Чтобы обеспечить безопасную и долговечную игру с мешочками, все крупы необходимо прокалить и подвергнуть низким температурам.
Условия хранения: хранить в сухом месте. При загрязнении поверхность мешочков можно протирать дезинфицирующими салфетками или слегка влажной тканью. Работать в сухом помещении сухими руками на полу или на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное и сенсомоторное развитие у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности
Накопление и расширение сенсорного опыта у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности....
Нетрадиционное методическое пособие для сенсомоторного развития своими руками. Сенсорный куб.
Презентация отражает способы использования методического пособия "Сенсорный куб", изготовленного своими руками. Интересное и многофункциональное пособие....
Проектная работа "Организация занятий направленных на сенсорное и сенсомоторное развитие школьников с нарушением зрения".
Опыт стран всего мира свидетельствует о росте числа детей с отклонениями в развитии. К факторам, вызывающих увеличение числа детей-инвалидов, относят высокий уровень заболевания матерей, ухудшение эко...
Картотека игр для сенсорного и сенсомоторного развития средняя группа.
Картотека игр 3-5 лет для сенсорного развития, изготовленные своими руками для средней группы из бросового материала. Детский сад № 19 г. ЭнгельсВидео готовых игр https://www.youtube.com/wa...
«Сенсомоторное развитие и усвоение сенсорных эталонов детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
На первый взгляд может показаться, что сенсомоторное развитие ребёнка – это естественный процесс, который осваивается на определённых этапах жизни самостоятельно. Обычно так и происходит у детей...
Проект по сенсомоторному развитию в художественном творчестве детей 1 младшей группы «Сказка в сенсорной коробке»
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями....
«Использование многофункционального пособия «Сенсорный куб» в сенсомоторном развитии дошкольников с ОВЗ»
Мастер-класс для родителей, об изготовлении и использовании пособия "Сенсорный куб"...