Картотека игр с песком
картотека по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_s_peskom.docx | 55.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
с песком
Игра: «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на
«песочном столе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Оборудование: цветовой стол с песком, мелкие игрушки, схемы
Возраст:4-5 лет
Ход игры: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ»,
«право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.
Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «вверху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику? Можно усложнять игру с помощью схем.
Игра «Рыбалка»
Цель: развитие распределения внимания, зрительного восприятия цвета, формы, умения согласовывать свои действия с другими.
Возраст: 4-6 лет
Оборудование: условия проведения упражнения: стол без песка, включен голубой цвет. На столе выложены фигуры красного, синего, желтого, зеленого цвета (круглой, квадратной, треугольной форм) с магнитами (или скрепками). Удочки – одна на два ребенка.
Ход игры: Песочный человечек пришел к реке, просит нам помочь поймать необычных рыбок. Условия: 1.Одной удочкой вдвоем вылавливать 2. Сначала слушать, потом ловить. Психолог дает задание, например, сначала выловить все квадратные фигурки,.. красные, треугольные, желтые..
Упражнение «Рисование в паре»
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.
Ход игры: Паре детей предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.
Упражнение «Загадки»
Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики; коммуникативных навыков.
Возраст: 5-7 лет.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:
- это фрукт;
- растет на дереве;
- бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким;
- можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог. Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.
Упражнение «Волна»
Песок собирается в нижнем углу стола, кисть ставится на ребро и одним движением, на взмахе «пускается волна». Сначала правой рукой, затем левой.
Упражнение «Что это? Для чего это?»
Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе темы. Педагог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды… Затем просят ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.
Упражнение «Фотография»
Дети делятся на пары. Предлагается им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид и нарисовать его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.
Можно ввести традицию группы. Каждый кто пришел рисует свой смайлик на песочке.
Игра «Счетные палочки»
Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, терпения, аккуратности, восприятия, развитие речи.
Оборудование: световой планшет с песком, счетные палочки.
Ход игры: ребенку предлагается познакомиться со свойствами световым планшетом. Взрослый показывает, что на нем можно рисовать. Далее взрослый предлагает ребенку смести весь песок в сторону и воспользоваться счетными палочки. Например, на чистой поверхности планшета выложить из палочек что- нибудь. После того, как ребенок выложил то, что хотел, взрослый предлагает посыпать сверху песок. Делать это необходимо аккуратно и равномерно.
Также аккуратно, впоследствии, ребенку необходимо убрать счетные палочки. На планшете останется след (отпечаток) от них. И рисунок приобретет другой вид. С помощью счетных палочек можно выкладывать слова, орнаменты, дорожку. Можно поиграть со цветом. Меняя цвет фона, можно поиграть с фантазией ребенка.
«Песочный карандаш»
Цель: развитие координации «глаз – рука», а также для концентрации внимания.
Оборудование: цветовой стол с песком, песочный карандаш (это прозрачная пластиковая трубка или колба)
Ход игры: прозрачный карандаш наполняется мелким песком при помощи воронки или пластмассовой ложечки. Ребенок держит песочный карандаш (той рукой, которой обычно пишет) над лотком и рисует им фигуры. Чем выше находится карандаш над лотком, тем более размытыми получаются изображения. Чем ниже ребенок опускает карандаш, тем четче будут линии. С помощью карандаша можно нарисовать чудесные картинки или по заданию фигуры, а можно писать.
Упражнение «Синхронное рисование»
Цель: развитие познавательной сферы, умственной работоспособности, мелкой моторики, раскрытие творческого потенциала.
Автор: Мариелла Зейц
Возраст:5-7 лет
Ход упражнения: Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно. Например: «Давай нарисуем, замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.» Стоит как можно
чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы
Игра «Дорисуй картинку»
Цель: развитие воображения, зрительной памяти, образного представления предметов, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Содержание: Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).
Варианты: психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.
Упражнение «Рукавички» (модификация методики ГА.Цукерман)
Цель: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.
Форма проведения: групповая, в парах.
Ход игры: Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.
Игра «Сказочная страна»
Цель: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Возраст: 4 – 6 лет
Оборудование: световой стол, песок,
Ход игры: педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна: какие существа ее населяют; какой у них характер; что они умеют делать; откуда пришли в эту страну; в каких взаимоотношениях находятся межу собой; всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать,
чтобы им стало лучше; что можно изменить; какие события будут происходить в этой стране; что жители будут делать дальше; есть ли название у получившегося рисунка;
что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить...
Примечание: если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
Игра «Жучки»
Цель: развивать наблюдательность, умение действовать в группе.
Оборудование: световой стол с тонким слоем равномерно рассыпанного песка, магниты прикреплённые к длинным линейкам(крепятся под столом), металлические фигурки жучков (помещаются на столе).
Ход игры: Несколько детей с помощью магнитов на линейке управляют жучками на столе, следят за следами, которые они оставляют.
Я весёлый майский жук.
Я без дела не сижу: Над землёй кружу, кружу И жу- жу, жу- жу, жу- жу.
А.Гришин
Игра «Времена года»
Цель: формирование представлений об основных признаках каждого времени года, коррекция мыслительной деятельности, коррекция речи.
Возраст: 5-7лет
Оборудование: 4 сюжетные картинки с изображением зимы, весны, лета, осени; световой стол с песком, кисточки.
Ход игры: Взрослый рассматривает вместе с ребенком сюжетные картины:
«Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Вот примерный перечень вопросов:
- Какое время года изображено на картине?
- Назови основные признаки времени года, которые ты видишь на картине?
Взрослый просит ребенка назвать последовательность времен года и расположить согласно ей сюжетные картины «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Итак, получилась цепочка, состоящая из звеньев – Времен Года.
Взрослый предлагает ребенку изобразить на стекле яблоню:
- Вместе рисуют большим пальцем ствол, давить на всю подушечку.
- Поднимаясь к верхушке яблони, заострить линию. Рисовать не все подушкой, а половинкой, потом ноготком.
- Мизинцем и указательным пальцем нарисовать тонкие и толстые ветки. Искривить линии, чтобы яблоня была похожа на настоящую.
- Изобразить крону. Набрать песок, щедро насыпать вокруг веток, наверху.
- Немного оставить для нижней части картины. Рассеять его под деревом. Это будет почва.
А теперь попутешествуем по ней.
Ребенку предлагается картинка «Зима» и нарисовать на световом столе ее признаки:
- Рисуем кисточкой на ветвях дерева иней
- На общем фоне изображаем снежинки
- Кисточками рисуем мазки, изображаем вьюгу
- Под деревом пальцами изображаем сугробы
- Подбираем подходящую подсветку (белый и голубоватый цвет) Взрослый задает ребенку вопрос:
- Какое время года следует за зимой?
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку
«Весна» и рисует ее признаки:
- Кисточкой рисуем тонкие лучи солнца
- Точечно на ветках раздвигаем кисточкой песок (почки)
- Пальцами возле дерева создаем лужи
- Включаем соответствующие цвета подсветки
- На фоне рисуем кисточкой первые подснежники
- Из почек на ветвях рисуем цветок, первые маленькие листочки Взрослый задает ребенку вопрос:
- Какое время года следует за весной?
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку
«Лето» и рисует ее признаки:
- Возле дерева нарисовать солнце с широкими лучами
- На месте цветков с помощью отпечатков пальцев изобразить яблоки на веточках. Их количество определить самим. Важно, чтобы кружочки не были размытыми, края должны быть четкими.
- На фоне нарисовать траву и цветы
- Подбираем подходящую подсветку Взрослый задает ребенку вопрос:
- Какое время года следует за летом?
Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого выбирает картинку
«Лето» и рисует ее признаки:
- На фоне пальцами рисуем тучи
- Кисточками рисуем дождь
- Оставляем несколько яблок на дереве, остальные яблоки рисуем пальцами внизу дерева
- Под каждое действие подбираем соответствующую подсветку.
Выполнив несколько таких заданий, ребенок будет полно понимать значение предлогов: «до», «после», «перед», «за».
Узоры на песке рисование на световом столе.
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, трафареты, шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.
Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр. Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.
Упражнение «Моя любимая игрушка»
Цель: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий. Трынцы-бынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.
Упражнение «Дорисуй картинку» Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Оборудование: световой стол с песком, геометрические фигуры.
Возраст: 5-6 лет
Ход игры:
Вариант 1 Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).
Вариант 2: Психолог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.
Игра «Учим буквы, цифры, геометрические фигуры»
Цель: развитие внимания, памяти, наглядно-образного мышления, развитие тонкой моторике руки, обучение грамоте, развитие математических представлений о счёте и геометрических фигур.
Возраст: 5-7 лет.
Оборудование: световой стол, песок, палочки.
Ход игры: Хорошо просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулёк с отрезанным уголком и рисуем. Ребенок смотрит, а затем воспроизводит - цифры, буквы, геометрические фигуры…
Игра «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка о окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Возраст: от 3 лет
Оборудование: световой стол.
Ход игры: Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро,
остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе.
Повтори картинку, узор по памяти.
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, пространственной ориентировки.
Ход игры: Предложить ребенку повторить предложенный узор по памяти как можно точнее.
Игра «Угадайка»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, память; упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов.
Дидактический материал: песок, трафареты
Возраст: 3-5лет
Ход игры: Педагог включает световой стол и выбирает определенный цвет (например, зеленый) и задаёт ребенку загадку про овощи, фрукты (например, ни окон не дверей полна горница людей. Огурец). Ребёнок отгадывает загадку и с помощью трафарета изображает огурец на цветовом столе.
Упражнение «Расскажи историю»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.
Возраст: 4-7 лет
Ход: Приготовить столик, включите какую-нибудь расслабляющую музыку. Если стол стоит возле окна, задвиньте шторы, чтобы дневной свет не сбивал оттенки на поверхности.
Попросить ребенка нарисовать сказку или небольшой рассказ. Можно в помощь добавить маленькие игрушки.
При первом занятии ребенку можно помочь начать.
Например, свой рассказ начните со следующих слов: «Однажды на столе собрались песочек, игрушки и другие вещи. Песочек постоянно ворчал, что другие предметы и вещи намного нужнее, чем он, ведь ими чаще играются». И в этот момент вы как бы подхватываете внимание ребенка, акцентируя на привилегиях песка.
Ребенок самостоятельно продолжает сочинять историю.
Звуковые дорожки
Цель: Развитие фонематического слуха, обучение рисованию простых, ломаных, прерывистых линий, различных по интенсивности и напряжённости.
Содержание.
- «Жужжалки». Двигаемся (рисуем на песке ломаные линии) пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки
- «Шипелки». Двигаемся (рисуем на песке волнистые линии) пальчиками по дорожкам и шипим как змейки
- «Собери зоопарк». Нарисовать животных на заданный звук.
Упражнения на световом столе
Рисуем на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагаем ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч).
Или ребенок обводит с помощью песка свою руку и песком дорисовывает картинку; рисует на столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.
Картинку (нр.новогоднюю) можно украсить камушками, фасолью и т.д. включить мигающую подсветку, получиться волшебно.
Можно с помощью трафарета и песка нарисовать картинку.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игры с песком
В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...
Картотека игр с песком.
Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста....
Картотека игр с песком
игры с песком...
Картотека игр с песком
Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...
картотека игр с песком
картотека игр с песком для младшей группы....
Картотека "Игры с песком и на песке"
Игры для детей дошкольного возраста...
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»
КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...