Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
городского округа Королёв Московской области
«Учебно-методический образовательный центр»
Практико – ориентированный проект на тему:
Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ
(Текст к презентации)
Выполнила слушатель курса
«Организация и содержание
инклюзивного образования
в дошкольной образовательной организации»
Жерихова О.В.
МАДОУ 39
Преподаватель: Любезнова Л.В.
Королев, 2022
Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ
Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду образовательной организации в современном обществе приобретает новый социально-педагогический смысл. Ведущей становится идея единого, образовательного пространства для всех детей, включающего разные образовательные маршруты.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Согласно индивидуальному подходу в обучении, в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни.
Проблема: Организация коррекционной работы с детьми с ТНР и создании специальных условий для детей с ТНР.
Актуальность: Возможности, упущенные в младшем возрасте, представляют значимую проблему в старшем возрасте, поскольку развитие психических процессов замедляется, компенсаторные и адаптационные возможности организма ослабевают. Дошкольный возраст – наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому дошкольное инклюзивное образование является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляет основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка с ОВЗ. Правильно организованный процесс инклюзии значительно уменьшит процент детей со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: разработка алгоритма индивидуального сопровождения воспитанников с ТНР в условиях групп общеразвивающего вида.
Задачи: - организовать индивидуальную работу во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях;
- повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей по вопросам помощи ребенку с ТНР.
При осуществлении индивидуального подхода учитываются:
- первичное нарушение, которое влияет на физическое и психическое развитие ребенка,
- состояние речи, интеллекта, эмоционально – волевой сферы,
- возрастные и индивидуальные особенности детей,
- создание условий для проявления и развития их желаний, интересов, склонностей, возможностей,
- особенности психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления),
- тип темперамента.
Индивидуальный подход позволяет не только учитывать эти особенности, но и вести индивидуальную последовательную работу с каждым ребенком.
Для реализации индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ необходимо создавать следующие специальные условия воспитания и обучения:
1. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
В учреждении должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо осуществлять в соответствии со специальными программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ вида является оснащение его специальным оборудованием:
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки; следует предусмотреть наличие пандуса;
- для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
- для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
3. Кадровое обеспечение.
Важное условие обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога, а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
4. Создание психолого-педагогического сопровождения.
Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает участие каждого специалиста. Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного воспитания и обучения таких детей.
5. Взаимодействие образовательной организации и семьи.
Необходимым условием индивидуализации является установление конструктивного взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса в дошкольной организации, в том числе родителями ребенка с ОВЗ. Задача специалистов - помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений. Непрерывную связь с родителями необходимо осуществлять через консультации, практикумы, родительские собрания, индивидуальные тетради для рекомендаций и другие формы работы. Родители должны получать информацию о том, какие знания, умения и навыки необходимо закреплять у ребенка, познакомиться с различными игровыми приемами, которые направлены на его всестороннее развитие.
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
В своей работе с детьми с ТНР я использую индивидуальную работу во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях:
- Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой)
- Пальчиковая гимнастика
- Вечерние индивидуальные занятия, закрепляющие звукопроизношение
- Психогимнастика
- Упражнения на релаксацию
- Совместная двигательная деятельность (на улице, в группе)
- Чтение или рассказывание
- Дидактические упражнения, развивающие игры
- Творческие игры
- Наблюдения (в группе, на воздухе)
- Художественно-продуктивная деятельность
- Постройки из природного материала
- Игры с песком (просеивание, куличики, формочки)
- Различные виды застежек, шнуровок
- Пазлы
- Игры с пластилином, соленым тестом.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Актуальность: Благоприятной почвой для развития ребенка являются движения – значительно более древние свойства человеческой психики, нежели речь. Именно они лежат в основе появления и развития речи, и они же наиболее развиты у дошкольников. Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
Пальчиковая гимнастика с массажным мячом
«Ёжик»
Представьте, что к вам в гости пришел Ежик. Все движения выполняются в соответствии с текстом:
Ёжик выбился из сил-
Яблоки, грибы носил.
Мы потрем ему бока,
Надо их размять слегка.
А потом погладим ножки,
Чтобы отдохнул немножко.
А потом почешем брюшко,
Пощекочем возле ушка.
Ёж по тропке убежал,
Нам «Спасибо!» пропищал.
Ребенок жалеет ёжика, гладит, чешет, щекочет. На слова «по тропке убежал» мячик можно катать по столу, коленкам.
«Месим тесто»
Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.
Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.
Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.
Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.
«Орех»
Движения соответствуют тексту.
Я катаю свой орех
По ладоням снизу вверх.
А потом обратно,
Чтоб стало мне приятно.
Я катаю свой орех,
Чтобы стал круглее всех.
«Иголки»
У сосны, у пихты, eлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Ребенок катает мяч между ладонями, по запястью, ножкам и т.д. сначала медленно, а потом ускоряя темп.
«Непростой шарик»
Движения соответствуют тексту.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
«Ласковый eж»
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
Гладь мои ладошки, eж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Комплекс «Разминка» с малыми мячами
Мячик сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад – вперед его качу;
Вправо-влево – как хочу.
«Колючий ёж»
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)
Пальчиковая гимнастика с использованием карандашей
«Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола. Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу
Вправо-влево – как хочу.
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями. Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«Догонялочка»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук. Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.
«Качели»
Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола. Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.
Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!
«Горка»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки. Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«Волчок»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.
По столу круги катаю,
Карандаш не выпускаю.
«Ладошка»
Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны. Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
Пальчиковая гимнастика с использованием прицепок
Птичка
Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста:
Птичка клювом повела,
Птичка зернышки нашла.
Птичка зернышки склевала,
Птичка вновь защебетала.
Использование прищепок с другими предметами:
Увидела бумагу –
Да как ее ухватит.
Думала конфета,
Оказалось …, фантик.
Выполнение упражнений двумя руками:
Две собаки лают,
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно, зубы берегут.
Самомассаж кончиков пальцев
Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
Хватит кусаться глупый малыш,
А будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!
Список использованной литературы
1. Афонькина Ю.А., Кузьмичева Т.В. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации // Оказание специальной помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения. Материалы Международной виртуальной научно-практической конференции. - 2016. - С. 16-25.
2. Бабкина Н.В. Особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития в период начального школьного обучения // Педагогика и психология образования. - 2017. - №3. - С. 34-46.
3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. М.: Тц сфера, 2008.
4. Кошелева Н.А. Проблема обеспечения индивидуализации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе дошкольного образования, 2018, Санкт-Петербургский образовательный вестник
5. Кузьмичева Т.В. Анализ готовности педагогов к реализации ФГОС НОО обучающихся с ЗПР. - 2017. - № 5. - С.62-70.
6. Молоканова, Н. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности / Н. В. Молоканова, Н. А. Билялова, И. Н. Конькова, В. В. Гоношилова. Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 94-99. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32522/ (дата обращения: 10.05.2022).
7. Оглоблина И. Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения. – М., 2016г.
8. Ремезова Л.А., Ковалева Т.А. Индивидуализация образовательного процесса в инклюзивной практике дошкольной образовательной организации // Вестник ЧГПУ. - 2017. -№6.
9. Самсоненко JI.C., Шавшаева Л.Ю. Реализация принципа индивидуализации как основное требование ФГОС дошкольного образования в процессе повышения квалификации педагогов // Наука, образование, общество. - 2015,- № 3 (5).- С. 65-71
10. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация индивидуального подхода к обучению в процессе внедрения ФГОС третьего поколения.
Возможности индивидуального маршрута обучения для сткдентов с развличным уровнем обучения...
Организация индивидуального подхода в обучении детей р.в.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ....
«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах учебной деятельности».
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...
«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах темперамента».
Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мн...
Статья "Организационно-методические основы реализации индивидуального подхода в развитии детей в дошкольном образовательном учреждении"
Индивидуальный подход в развитии детей....
Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Реализация индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Современная система специального образования предполагает обучение детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, ко...
Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ
Реализация индивидуального подхода к обучению детей с ОВЗ...