Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Леонтьева Наталия Евгеньевна

Материал для родителей и педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» (В.А.Сухомлинский).

У большинства слабовидящих дошкольников страдают наглядно – образная, зрительно – слуховая, зрительно – двигательная виды памяти, чтозатрудняет усвоение и запоминание материала. Возникают проблемы с письмом. Ребенок не представляет, как видят мир люди с нормальным зрением и не может полностью оценить получаемую зрительную информацию.

 Большое познавательное значение руки открыл И.П.Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы быстро не уставал, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита координация рук и их моторика. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому – то очень важны согласованные действия глаза и руки. При этом важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. У детей с нарушением зрения, как правило, взаимодействие руки и глаза не развито, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Неполноценное зрение детей дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно- практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Именно поэтому очень важно в дошкольном возрасте проводить работу по формированию зрительно-моторной координации, т.е. двигательнойдеятельности, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза.

http://www.psyhosom.ru/wp-content/uploads/%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BA%D0%B8-1024x686.jpghttp://s3.pic4you.ru/allimage/y2013/10-24/12216/3925159.png

Зрительно-двигательная и моторная координация заключается в контроле глаза за действиями руки. Чем хуже зрение, тем тяжелее ребенку осуществлять данный контроль.

Приемы развития зрительно- моторной координации, возможные к выполнению в домашних условиях. 

1. Упражнение «Лабиринты»

http://pochemu4ka.ru/_ld/91/9177.png


2. Упражнение «Нарисуй в воздухе». Ребенок рисует в воздухе различные цифры, буквы.


3. Задания «выложи по образцу(мозайка, счетные палочки)

http://900igr.net/up/datai/246964/0006-006-.png

4. Пальчиковая гимнастика.

В гости в домик

На горе мы видим дом

(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)

Много зелени кругом

(сделайте волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты

(изобразите деревья и кусты)

Вот душистые цветы

(сделайте из ладоней “бутон”)

Окружает все забор

(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)

За забором – чистый двор

(погладьте ладонями стол или воздух)

Мы ворота открываем

(изобразите открывающиеся ворота)

К дому быстро подбегаем

(пальцы “побежали” по столу)

В дверь стучимся:

(кулаками по столу)

тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук?

(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)

В гости к другу мы пришли

И гостинцы принесли

(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)


5. Задания в тетради, прописи: «Обведи по контуру», «Нарисую дорожку», «Не заходи за линию», «Распутай линию», «Клубочки». 

http://shpargalkamame.ru/wp-content/uploads/2017/01/8-14-1024x1024.jpghttp://www.detiseti.ru/images/data/roads/road9.gif

6. Работа с трафаретами, мозаикой, мелким конструктором

http://mamin-luchik.ru/wp-content/uploads/2017/07/got-hand-26.jpghttp://i.mirdetstva5.ru/u/7f/e7248ee99411e3a11439f03f19a22d/-/38.jpg


7. Дорисуй сторону рисунка.

http://amelica.com/wp-content/uploads/2016/06/Razvivayushchie_zadanie_dlya_detey_Dorisuy_kartinku2.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"

В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные  нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...

Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"

В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....

Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».

Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...

Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"

Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...

Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения

В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...