Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Материал для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zritelno-motornoy_koordinatsii_u_starshih_doshkolnikov_s_narusheniem_zreniya.docx | 892.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие зрительно-моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» (В.А.Сухомлинский).
У большинства слабовидящих дошкольников страдают наглядно – образная, зрительно – слуховая, зрительно – двигательная виды памяти, чтозатрудняет усвоение и запоминание материала. Возникают проблемы с письмом. Ребенок не представляет, как видят мир люди с нормальным зрением и не может полностью оценить получаемую зрительную информацию.
Большое познавательное значение руки открыл И.П.Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением, поэтому одним из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению является уровень развития мелкой моторики. Чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы быстро не уставал, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита координация рук и их моторика. Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому – то очень важны согласованные действия глаза и руки. При этом важно, чтобы пальцы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз. У детей с нарушением зрения, как правило, взаимодействие руки и глаза не развито, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Неполноценное зрение детей дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально видящие сверстники. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно- практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Именно поэтому очень важно в дошкольном возрасте проводить работу по формированию зрительно-моторной координации, т.е. двигательнойдеятельности, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза.
Зрительно-двигательная и моторная координация заключается в контроле глаза за действиями руки. Чем хуже зрение, тем тяжелее ребенку осуществлять данный контроль.
Приемы развития зрительно- моторной координации, возможные к выполнению в домашних условиях.
1. Упражнение «Лабиринты»
2. Упражнение «Нарисуй в воздухе». Ребенок рисует в воздухе различные цифры, буквы.
3. Задания «выложи по образцу(мозайка, счетные палочки)
4. Пальчиковая гимнастика.
В гости в домик
На горе мы видим дом
(сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом
(сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты
(изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы
(сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор
(изобразите забор, можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор
(погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем
(изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем
(пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся:
(кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук?
(приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли
(вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
5. Задания в тетради, прописи: «Обведи по контуру», «Нарисую дорожку», «Не заходи за линию», «Распутай линию», «Клубочки».
6. Работа с трафаретами, мозаикой, мелким конструктором.
7. Дорисуй сторону рисунка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...
Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
Программа «Игры и упражнения как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения».
Ориентировка в пространстве играет главную роль как для общего познавательного развития (развитие восприятия, памяти, мышления), так и для осуществления любой деятельности человека в окруж...
Выпускная квалификационная работа на тему : " Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников с нарушением зрения средствами коррекционной ритмики"
Человеку для успешной деятельности, для адаптации в обществе необходимо умение ориентироваться в пространстве.Формирование ориентировки в пространстве - одна из важнейших сторон умственного развития р...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
Снижение остроты зрения, нарушение глазодвигательных функций, осложняют ориентировку при выполнении практических действий. Таким образом, слабовидящие дети нуждаются в целенаправленном формировании ма...
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
Опыт работы по теме «Развитие познавательно – исследовательской деятельности у старших дошкольников с нарушением зрения»
Собранный материал поможет воспитателям обобщить свой опыт работы с детьми...