Учим детей ориентироваться в пространстве
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Карпова Марина Васильевна

материал содержит информацию о важности умения ориентироваться в пространстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_v_prostranstve.docx119.02 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИМ ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. 

Формирование пространственных представлений является средством познания, преобразования действительности, является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка. В понятие «пространство»,  входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

Особенно актуальна тема для детей со зрительными нарушениями, так как нарушение бинокулярного зрения, снижает зрительный контроль, обедняет чувственный опыт, отражение пространства носит, нерасчленённый характер, это осложняют процесс формирования пространственной ориентировки. В детском саду для детей с нарушением зрения развитие пространственной ориентировки  тесно связано с лечением зрения. Для того, чтобы добиться фузии слияния двух изображений на синотипных аппаратах, компьютере, нужно знать пространственные предлоги, наречия за, над, в, под, справа, между, рядом и т.д.

I:\DCIM\100PHOTO\SAM_2390.JPGC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\20171201_084844.jpg

В три-четыре года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позади, вверх, вниз). Ориентировка на собственном теле является исходной в освоении ребенком пространственных направлений.
При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы:

1.        Зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела;

2.        Рассматривание ребенком себя в зеркале, нахождение и называние частей своего тела;

3.        Зрительно-осязательное обследование ребенком куклы;

4.        Соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка, куклы и словесное обозначение их пространственного расположения;

Основным источником познания дошкольника является чувственный опыт. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит предметы с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета. Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», его симметричности, о его пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе», (вверху-внизу, спереди-сзади, справа-слева). Во время одевания и раздевания ребенка, во время умывания и купания, кормления постоянно повторять пространственные обозначения частей тела. Например: «Эта рука правая (взрослый дотрагивается до руки ребенка). Возьми ложку в правую руку», Будем надевать колготки «Приподними левую ногу (взрослый дотрагивается до нее рукой)», «Надень кофту. Просунь в этот рукав правую руку» (взрослый дотрагивается до правой руки ребенка), «Застегни на кофте пуговицы. Вот они на груди — впереди» (взрослый проводит рукой малыша по пуговицам).

Таким же образом ребенок учится употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей его тела: «Скажи, какая эта рука?»

Проведите такие упражнения: «Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в правую (левую) руку» и т. п.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
hello_html_m62a496ff.png«Далеко - близко»
Такая игра с детьми подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы, что находится впереди, сзади, справа слева, что находится далеко, а что близко? Затем попросите малыша повернуться (на 90 градусов), и спросите, что изменилось?
hello_html_m62a496ff.png«Весёлая зарядка»
Простые упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую - вперед» и т.п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой!» Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо!» А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребёнком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку!» и т.д. Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребёнку поиграть маленьким мячиком, бросая его попеременно то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

hello_html_m62a496ff.png«Упражнения на прогулке»
На прогулке тоже можно устроить веселый урок. Поднимаясь по ступенькам, командуйте: «Левой-правой, левой-правой!» Обращая внимание малыша на какой-то интересный предмет, используйте пространственные понятия: «Посмотри, справа от тебя растет рябина. А вон, слева, побежала кошка». Обычно дети показывают рукой на то, что их заинтересовало: «Вон поехал мотоцикл!» А вы прокомментируйте его слова: «Мотоцикл проехал слева от нас». Спрашивайте у ребёнка, в какую сторону вы повернули: направо или налево. А если идете по знакомой дороге, попросите, чтобы малыш вас проводил. Пусть он идет впереди и комментирует свои действия: «Сейчас мы идем прямо, теперь поворачиваем направо, а теперь - налево». Во время ежедневного похода в детский сад или в магазин попробуйте свернуть не в ту сторону, и пусть малыш вас исправит. Спросите, куда нужно было повернуть. Переходя дорогу, непременно озвучивайте свои действия: «Посмотрели налево, теперь направо!» Если вы едете в автомобиле или автобусе, тоже неплохо следить за поворотами. Обычно мальчишки интересуются всевозможными дорожными знаками, но, почти наверняка, это будет интересно и девочкам. Рассматривайте те из них, где нарисованы стрелки, и пусть ребенок расскажет вам, куда можно ехать машине согласно этому знаку: прямо и направо или прямо и налево.Такие нехитрые игры тренируют пространственную ориентацию, внимание, дают возможность малышу лучше узнать свой город. Это здорово пригодится ему в будущем.
hello_html_m62a496ff.png«Умные игрушки»
Игрушки - благодатный материал, который помогает объяснить ребенку даже самые непростые вещи. Важно, чтобы малыш не только знал, где право, а где лево, но и мог определить право и лево относительно любого предмета. Во время игры посадите несколько мягких игрушек в ряд и потренируйтесь определять, какие игрушки сидят левее мишки, а какие правее. Кто в ряду находится левее: кукла или собачка? А кто правее: зайка или львенок? Кто самый правый? А самый левый? Сколько зверушек сидит справа от кошечки, а сколько слева. Перечисли все игрушки справа налево, а теперь - слева направо… Теперь посадите одну игрушку (например, собачку) в центре, а остальные распределите вокруг нее на некотором расстоянии. Пусть собачка идет вправо и называет те игрушки, которые встретились у нее на пути. А теперь пусть отправится влево. Затем возьмем машинку, усядемся на пол и будем возить ее по ковру, выполняя мамины команды: «Вперед! Налево! Направо! Назад!»
hello_html_m62a496ff.png«Где игрушки?»
Возьмите коробку положите туда игрушку (мишку), спросите, где мишка, (
в коробке) потом поставьте мишку на коробку, спросите, где мишка (на коробке), положите игрушку под коробку, спросите, где мишка (под коробкой), за коробкой. Можно просто спросить где висит куртка (в шкафу), где чашка (на столе), где тапки (под кроваткой)… Главное, чтобы ребенок понимал эти предлоги, а значит был готов к аппаратному лечению. Например, на аппарате задание: посади котенка на коврик, для уточнения, ребенка спросят: « Где котик справа, на коврике, выше коврика, над ковриком и т.д.», зная предлоги, ребенок сможет точно рассказать, как у него получается выполнение задания.

  • Рассматривая книгу, иллюстрации можно спросить, что справа, кто слева, в середине, на дереве, за деревом, что на голове и т.д.

Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка ориентироваться в пространстве

Многих родителей волнует вопрос: как научить ребенка ориентироваться в пространстве?...

Игротека для родителей по теме "Учим детей ориентироваться в пространстве"

Практический материал игротеки для родителей воспитанников групп компенсирующей направленности по теме: "Ориентировка в пространстве"...

Статья «Учим детей ориентироваться в пространстве»

В три-четыре года необходимо учить малыша различать пространственные представления, связанные со своим телом, а также помогать осваивать навыки ориентации в пространстве (справа, слева, впереди, позад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМ ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ»

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. Данная консультация даст ответ на интересующие вопрос...

Учим детей ориентироваться в пространстве

Учим детей ориентироваться в пространствеПодготовила воспитатель МБДОУ ЦРР«Ромашка», г. Таганрога, Крыштоп Е.В.Как помочь малышам усвоить, где «право» и где «лево» ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМ ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ»

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших условий полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного развития. К моменту поступления в школу дети уже должны свободн...