Коррекционно-развивающее занятие "Хвосты"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Подготовка ребенка к обучению в школе включает в себя развитие социальной сферы. Умение ребенка общаться, принимать других такми какие они есть, решать конфликтные ситуации. Одним из лучших методов для формирования положительной я-концепции и концепции я-другие является работа со сказкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Хвосты»
педагог -психолог ГБДОУ №2
Малик Надежда Михайловна
г. Санкт-Петербург
2023г.
Программа, по которой осуществляется коррекционно-развивающая деятельность: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с амблиопией и косоглазием ГБДОУ Детского сада №2 Петродворцового района
Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников:
Воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности (амблиопия, косоглазие) «Светлячки». Ведущая потребность детей данного возраста- общение. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция - воображение. Дети группы имеют индивидуальные особенности- замедленный темп деятельности, связанный с типом нервной системы у одних детей и дефицитом внимания у других. Трудности в сосредоточении испытывают дети с окклюзией.
Тема: «Хвосты»
Методы, приемы, технологии, используемые в ходе мероприятия: сказкотерапия, элементы арт-терапии, песочной терапии, психогимнастика, нейроупражнения, мнемотехника, игры на развитие мышления, коммуникативная игра, пальчиковая игра, релаксационная игра, рефлексия.
Планируемый результат (рефлексия): изменение взгляда ребенка на мир и отношения к окружающим, формирование адекватной самооценки и концепции я-другие. Формирование мыслительной операции «причинно-следственные связи».
Рекомендации по использованию данного конспекта в других ОУ:
Данное занятие может быть использовано с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе, а также в ситуации актуальной для группы темы «конфликты».
Цель: Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
Задачи:
- Развитие умения анализировать действия, мотивы поступков персонажей.
- Способствовать развитию сотрудничества у детей при решении познавательных, творческих задач.
- Развитие умения определять эмоцию и находить ее изображение (пиктограмма).
- Развитие навыков саморегуляции.
- Развитие внимания, памяти, мышления (умения выделять главное, систематизировать «анализ-синтез»), воображения.
- Развитие мелкой моторики.
Оборудование для педагога
Коврик «Подсказка», желтая веревка (3м), сюжетная картина «обида» , детали этой картины, четыре прозрачные круга с нарисованными частями лица, рисунок хвоста, 6 картинок животных с перепутанными хвостами, персонажи сказки, пиктограмма «Обида», набор карточек с черно-белым изображением героев сказки, магнитофон, релаксационная музыка,
Оборудование для воспитанников
Интерактиваная песочница режим «Мультфильм»- «Кот Леопольд», цветные карандаши, бланки с заданиями
Содержание
I Вводная часть – мотивация, постановка проблемы
- Приветствие «Добрый день»
Дети с психологом стоят в кругу, сначала протягивают правую руку соседу справа, затем левую, берутся за руки.
Психолог:
- Здравствуйте ребята, я рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом
Добрый день- тебе сказали,
Добрый день- ответил ты,
Как две ниточки связали красоты и доброты.
- Упражнение «Добрая ладошка»
Дети стоят в круге с психологом, по очереди передают нарисованную на ладошке фигуру.
- Ребята, в нашей Лесную школу пришло тайное послание для коврика подсказки. Я передам его… (имя ребенка находящегося справа), он передаст ее… (имя ребенка). Когда психолог получает обратно послание «Получил!» всем показал, всем пришло такое же послание? (треугольник). А где у нас есть что то треугольное? Что вы видите?
II Основная часть
- Мини-квест «Коврик «Подсказка»
Задание «Отгадай эмоцию».
Дети подходят к домику с треугольной крышей и рассматривают картину без лиц («Хорошо ли обижаться?»). – Как вы думаете, что здесь происходит? Кто это? Что они делают? Какое у них настроение? Чтобы определить настроение, надо запомнить, что здесь изображено и составить картину по памяти. Попробуем? (картина убирается, детям дают детали картины и они выкладывают ее на коврике).
Когда картина возвращается, там появляются эмоции.
– Какая эмоция сегодня будет в сказке, как вы думаете? Составьте ее из частей. (Обида)
Задание « Отгадай Главного героя»
Синий круг.
-Что нам еще надо отгадать? (главного героя). Да, но мы знаем, что главные герои все, но с каким-то что то произойдет.
Что вы видите? (четыре животных)
- Как вы думаете, чтобы найти главного, какое задание надо выполнить? (кто лишний и почему)
Красный кружок
Что нам еще надо отгадать? (предмет)
Задание «Отгадай предмет»
-Что перепутал художник? (хвосты). Дети выполняют задание.
- Давайте посмотрим на коврик. Мы все отгадали? Вам интересно, что же произошло в Лесной школе? (да)
Тогда в путь.
Проход в Лесную школу.
- Составьте волшебную дорожку в Лесную школу.
Задание «закономерности». Дети выкладывают на дорожку марблсы в определенной последовательности. Молодцы, все дорожки сделали правильно и мы попали в Лесную школу.
- Сказка «Хвосты»
Дети садятся за столы согласно зрительным особенностям. На центральном столе открывается ширма с персонажами сказки.
Психолог: «Сейчас я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки.»
Сказка «Хвосты»
Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нацией сказки...»
В «Лесной школе» учились разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг другу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого:
Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его.
У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он помогал другим справляться с математикой.
Белочка лучше всех вытирала доску.
Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом:
— Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.
— Нет, не прощу! — с обидой ответила Белочка.
— Но почему? — испугался Зайчонок.
— Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика/
— Это неправда! — закричал Зайчонок. — Я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.
— Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.
— Зайцу не нужен длинный хвост, — пытался убедить всех Медвежонок.
— А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался! — в один голос крикнули Белочка с Лисенком.
Начался настоящий спор.
Все звери защищали только свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел учитель Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.
— Что случилось? — спросил учитель. — Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?
—Я не буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький, — сказала Белочка.
— И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок.
— Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.
— Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Лисенок.
— Да, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»?— не спеша продолжал Еж. — Но только вы неправильно поделились.
— Почему? — возмутились зверята.
— Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия. — Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть. — И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.
Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым».
Звучали насмешки и обидные прозвища. Домой хвостатые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.
Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...
Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слышался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой?! — подумал Волчонок. — Голова, лапы целы. А хвост ? Где же хвост ? Как же я буду бесхвостым?»
Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчонок заснул...
В этом месте нужно прервать сказку и дать детям возможность предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того, как школьники выскажут свое мнение, сказку можно продолжить.
Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.
— Иди к нам! — позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? — подумали ученики. — Неужели с ним случилась беда?»
В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.
— Ты живой/ Живой/ И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения!
— Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? — спрашивал учеников учитель.
— Мы хотим, чтобы в «Лесной школе» все ученики снова стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисенок, и все ребята полностью согласились с ним.
— Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! — улыбнулся учитель и торжественно произнес: — Так тому и быть!
«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга», — думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.
- Беседа
- Что произошло?
- Почему это случилось?
- Можно ли сказать, что лучше ромашка или колокольчик? Солнце или луна? Почему? У каждого свои особенности и они такие какие есть. И это хорошо. А плохо что? Совершать плохие поступки.
6. Игра «Наоборот»
-Детям раздаются карточки. Они внимательно на них смотрят и по очереди называют слово. Остальные ищут слово «наоборот».
Слова: горячо-холодно; быстро-медленно; темно-светло;
-Можно ли сказать, что хорошо, а что плохо в этих словах-понятиях? (нет)
7. Игра «Где чей домик»
-Посмотрите и запомните, кто в каком домике живет. Закройте картинку. Внизу соедините домик и зверюшку.
8. Пальчиковая гимнастика «Эмоциональный тренажер».
Дети кладут правую ладошку на картинку с эмоциями. По инструкции психолога поднимают тот пальчик, настроение которое называет педагог.
9. Упражнение «Дорисуй»
- Ежик принес нам задание. Что надо сделать? Дорисуйте.
10. Упражнение «Логический домик».
- Пора отправляться в Волшебную комнату. (Каждый ребенок выбирает камешек и находит ему место в логическом домике, проходит в волшебную комнату.)
11. Упражнение «Комплимент».
12. Песочная страна. Режим «Мультфильм. Леопольд»
13. Релаксация «Лесная полянка».
14. Рефлексия. «Мое настроение похоже на…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант проектирования коррекционно-развивающей работы по теме: «Использование техники пластилинографии в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Данный материал будет интересен педагогам коррекционно-образовательных дошкольных учреждений....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"
Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...