Характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью с другими детьми
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрываются некоторые особенности общения умственно отсталых детей дошкольного возраста с другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakter_vzaimodeystviya_rebenka_s_umstvennoy_otstalostyu_s_drugimi_detmi.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью с другими детьми
Общение детей с нарушениями интеллекта с коллективом сверстников складывается не так, как в норме и без участия взрослых может приобретать своеобразные и искаженные формы.
Дети с легкими интеллектуальными нарушениями проявляют интерес к сверстникам, положительно взаимодействуют с ними в разных ситуациях. Они могут участвовать в играх с правилами, соблюдая партнерские отношения. Однако взаимодействие умственно отсталых детей кратковременно и неустойчиво, в нем часто возникают конфликты, не образуется общий замысел игры. В коллективных играх эти дети подражают продвинутым сверстникам, копируя их действия и поведение.
При взаимодействии с нормально развивающимися детьми умственно отсталые дети, как правило, выполняют подсобные роли, занимая в игре позицию исполнителя чужого замысла. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что дети с нарушениями интеллекта в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении. Желание самоутвердиться в такой ситуации, характерное для дошкольников, приобретает патологические формы — дети становятся агрессивными.
Ситуации большого скопления людей, шумные общественные мероприятия вызывают у детей раздражение, испуг, что приводит к нервному срыву и невротическим проявлениям в поведении. Поэтому эти дети проявляют свою готовность лишь к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей.
Дети с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями в младшем и среднем дошкольном возрасте не проявляют желания взаимодействовать с детьми и играют с ними рядом. В старшем дошкольном возрасте могут проявлять интерес к сверстникам, провоцировать их на яркие эмоциоанльные реакции при помощи агрессивных средств. В игровой деятельности детей преобладают манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета. Манипуляции могут перемежаться неадекватными действиями с предметами, которыми ребенок может причинить вред как себе, так и находящимся рядом детям.
Дети с нарушением интеллекта в ситуации неорганизованной игровой деятельности пользуются в основном двумя формами общения: для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения; остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме. Внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей дошкольного возраста детям с умственной отсталостью недоступна.
Чем выше уровень общего психического развития ребенка, тем большую роль в общении играет речь. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности детей, в первую очередь в игре. Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой и даже избегают речевого общения. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий.
В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:
- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;
- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;
- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.
Педагогам необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения. Такое общение можно организовать даже тогда, когда дети играют рядом, а не вместе, т.е. до появления сюжетно-ролевой игры. Создав ситуацию, взрослый помогает детям и в организации общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...
Программа коррекционно - развивающего воспитания и обучения детей - инвалидов дошкольного возраста для умственно отсталых детей
Рабочая программа педагогаМогильченко О.АДля младшего школьного возраста (0-класс)...
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...
Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лёгкой степени на 2018 – 2019 учебный годМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования г. Обь Новосибирской области Коррекцио...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В данной методической разработке представлен материал на тему: "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ" с учетом лексических тем ...
Комплексное воздействие по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью в образовательном пространстве, на продуктивном занятии (из опыта работы) - 2020 -2021 учебный год.
Развитие мелкой моторики у детей в образовательном пространстве дошкольной группы компенсирующей направленности....
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью
Структура коррекционного — развивающего обучения предполагает индивидуально — групповые коррекционные занятия общеразвивающей и тематической направленности. Главное в коррекционных за...