10 советов для родителей детей с РАС
статья по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_sovetov_dlya_roditeley_detey_s_rda.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
10 советов для понимания и управления поведением вашего аутичного ребёнка
Работая с детьми аутистического спектра, педагоги видят, насколько тяжело принять мамам и папам диагноз, поставленный врачом. Страх за будущее своего малыша, сомнения, депрессия, отчаяние испытывают родители в первое время. Невозможность договориться с ребёнком зачастую о простейших вещах, непредсказуемость его поведения, склонность к ярко выраженным аффективным реакциям, да и просто отсутствие тёплого эмоционального контакта, ожидаемого от ребёнка родителем, приводит его к самым различным психологическим проблемам. Такому состоянию наиболее подвержены матери, которые играют основную роль в уходе, воспитании и развитии детей с аутизмом. Мама аутичного ребёнка может эффективно помочь ему преодолеть свои проблемы, справиться со своими трудностями только ценой собственных изменений.
Детский аутизм предполагает действительно особые потребности, и нужно уметь понимать их и удовлетворять. Задача специалистов в том, чтобы помочь родителям максимально адаптировать ребёнка в огромном и непонятном ему мире. Как научиться понимать ребенка-аутиста, чтобы облегчить его взаимодействие как с окружающим миром, так и с собственной семьей? Приведенные ниже советы и рекомендации помогут сделать вашу семейную жизнь более спокойной.
1) Изучите вашего ребенка.
Немногие аутичные дети намеренно ведут себя «плохо». Однако многие из них проявляют «проблемное» поведение. Так что же происходит? Каждый ребенок индивидуален, и знание вашего собственного ребенка имеет ключевое значение для выбора правильных действий. Может быть, ваш ребенок гиперчувствителен к шуму, определенным звукам или свету? Или нуждается в большем количестве сенсорных ощущений? Возможно ли, что ваш малыш слишком восприимчив к тесному физическому контакту и таким образом старается его избегать? Чем больше вы знаете о нем, тем легче будет устранить проблемную ситуацию.
2) Измените ваши ожидания.
Приведем в пример семейный обед. Возможно, в детстве ваша мама считала, что вы будете смирно сидеть за обеденным столом на протяжении часа. Но ожидать этого от аутичного ребенка будет, по меньшей мере, неразумно. Попробуйте идти к своей цели маленькими шагами: например, поставьте первоначальную цель непрерывного сидения ребенка за столом в течение трех минут или приема пищи при помощи вилки, или другие цели, с которыми ваш ребенок очевидно в состоянии справиться. Затем медленно двигайтесь к конечной цели: как пример, сидение за обеденным столом с семьей в течение часа.
3) Модификации окружающей среды.
Безопасность является ключевым фактором. А в случае детей, страдающих аутизмом, создание безопасной среды является непростой задачей. Так как очень многие формы поведения вашего ребенка могут быть потенциально опасными, важно предпринять некоторые меры предосторожности (надежные крепления полок к стенам и полу, засов или цепочка на входной двери, фиксация шкафов, нескользкие напольные покрытия и т.д.).
4) Примите во внимание возможные источники нежелательного поведения.
Многие дети с расстройствами аутистического спектра либо испытывают постоянную потребность в получении сенсорных ощущений, либо, наоборот, чрезмерно реагируют на сенсорные стимулы. Тщательно наблюдайте за вашим ребенком, и если нежелательное поведение запускается сенсорными факторами в окружающей среде, вы сможете это заметить.
5) Снимите чрезмерную сенсорную нагрузку.
Если ребенок излишне чувствителен к сенсорным стимулам, существует множество способов повлиять на ситуацию. Самый простой из них – избегать чрезмерной сенсорной нагрузки, например, парадов, парков аттракционов, шумных торговых центров и так далее. Если этот вариант по каким-то причинам для вас неприемлем, подумайте об использовании берушей, отвлекающих сенсорных игрушек, любимых лакомствах ребенка и т.п.
6) Обеспечьте дополнительную сенсорную нагрузку.
Если ваш ребенок любит с разбегу падать на диван, лазать по высокой мебели или вращаться вокруг своей оси, скорее всего, что он стремится к получению дополнительных сенсорных ощущений. Вы можете предоставить их множеством социально-приемлемых способов. Некоторые рекомендуют использовать крепкие «медвежьи» объятия или укладывать детей между диванными подушками, закатывать их в покрывало как «хот-дог» или же приобретать утяжеленные жилеты или одеяла.
7) Ищите позитивный «выход» для нежелательного поведения.
Ситуация, когда ребенок забирается на высокие предметы в торговом центре, рассматривается вами как «плохое» поведение, но если ребенок будет карабкаться по альпинистским или «шведским» стенкам в спортивном зале, это может стать прекрасной возможностью поддержать его физическую форму и, может быть, даже найти новых друзей. Если вращение вокруг своей оси в продуктовом супермаркете не считается вами приемлемой формой поведения, то вращение на качелях из автомобильной шины во дворе вашего дома будет выглядеть не только нормально, но еще и доставит ребенку необходимые ему сенсорные ощущения.
8) Радуйтесь успехам вашего ребенка.
Получайте удовольствие от выдумок вашего ребенка, радуйтесь каждому уместно сказанному им слову и законченному, грамматически правильному предложению. Да, вероятно, что он не станет капитаном футбольной команды в школе, но по крайне мере он имеет возможность оставаться самим собой.
9) Меньше беспокойтесь о чужом мнении.
Ваш сын сегодня прекрасно ведет себя в супермаркете. Он немного хлопает в ладоши или трясет руками перед глазами, но это не такая большая проблема. Ровно до того момента, пока в поле зрения к вам не попадает «идеальная» мама с «идеальной» дочерью, пристально наблюдающая за вашим сыном. Внезапно его хлопки в ладоши становятся для вас большой проблемой, и вдруг вы слышите, как резко говорите своему сыну «немедленно опусти руки вниз!». Разумеется, это нелегко. Но важно, чтобы вы помнили: ваш ребенок аутичный, а не намеренно пытающийся поставить вас в неловкое положение. Не волнуйтесь о мнении посторонних вам людей.
10) Ищите способы весело проводить время вместе.
Не всегда легко связать понятия «аутизм» и «веселье». Но если хорошо задуматься, закатывания малыша в одеяло как хот-дог, прыжки с ним на батуте или просто крепкие объятия могут быть очень веселыми занятиями! Вместо того, чтобы беспокоиться о терапевтической ценности каждого действия, попробуйте просто наслаждаться глупостями: щекоткой, объятиями, прыжками ... и ребенком! Источник: http://autism.about.com/od/autismhowtos/tp/behavetips.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
советы для родителей , дети которых готовятся к школе.
1.Старайтесь постепенно режим дня вашего ребёнка,соотнести с режимом дня дошкольника.2.Обращайте внимание на то как ваш ребёнок понимает словесные инструкции и требования,которые должны быть доброжела...
Советы для родителей детей младшего дошкольного возраста
Папа! Мама! Давай играть! Родителям полезно знать! Ползать вашему ребенку очень полезно. Упражнения в ползании развивают ловкость, укрепляют крупные и мелкие мышцы, благотворно влияют ...
Советы для родителей детей старшего дошкольного возраста " Я ПОДРОС! Я ПОДРОСЛА!"
Ребенку к моменту поступления в школу необходим определенный запас навыков и умений, который позволит ему лучше привыкать к условиям и требованиям школы....
Советы психолога родителям детей-инвалидов
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможно...
Советы для родителей детей 2-3 лет
Уважаемые мамы и папы!...
Стенд "Советы для родителей, дети которых готовятся к школе"
Информация может быть использована для памяток и стендов...
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА родителям детей старшего дошкольного возраста Уважаемые родители!
Предложенные игры, загадки, стихи способствуют развитию речи ребёнка дошкольного возраста. Играйте с детьми дома и на прогулке, в будни и в выходные, утром, и вечером – всегда, когда найдё...