СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА родителям детей старшего дошкольного возраста Уважаемые родители!
консультация

Кульбакова Ирина Николаевна

Предложенные игры, загадки, стихи  способствуют развитию речи ребёнка дошкольного возраста. Играйте с детьми дома и на прогулке, в будни и в выходные, утром, и вечером – всегда, когда найдёте на это несколько минут. Результат от таких игр и занятий не заставит себя долго ждать и приятно Вас удивит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

родителям детей старшего дошкольного возраста

Уважаемые родители!

     Предложенные игры, загадки, стихи  способствуют развитию речи ребёнка дошкольного возраста. Играйте с детьми дома и на прогулке, в будни и в выходные, утром, и вечером – всегда, когда найдёте на это несколько минут. Результат от таких игр и занятий не заставит себя долго ждать и приятно Вас удивит.

  1. «Рифмы»

Взрослый называет слово и предлагает придумать как можно больше слов, рифмующихся с заданным, например: брелок (чулок, потолок, свисток и т.д.), бантик, дочь, билет, …

 

  1. «Поменяй букву»

       Взрослый предлагает ребёнку в каждом слове поменять одну букву,

       превратив одно слово в другое, например: коза – коса, игра – игла,  

      дочка – точка, почка – бочка,  день – тень, рот – кот, ком – том.

 

  1. «Хлопаем в ладоши» (развиваем фонематический слух)

Взрослый произносит слова и просит ребёнка хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит «лишнее» слово.

Рама, рама, лама, рама

Колобок, колобок, колобок. Коробок, колобок, колобок

Коса, коса, коза, коса

Голос, голос, колос, голос, голос

Рак, рак, мак, рак, рак, рак.

 

  1. Что каким бывает?»

Взрослый предлагает ребёнку ответить на вопрос «Что бывает кислым?»

Он отвечает: «Лимон».

Что бывает жёлтым?

Что бывает твёрдым?

Что бывает круглым?

Что бывает сладким?

Что бывает холодным?

 

  1. «Кто (что) умеет делать этот предмет?»

Кто умеет плавать?

Кто умеет ходить?

Кто умеет прыгать?

Кто умеет петь?

Что умеет делать рыба?

Что умеет делать вертолёт?

Что умеет делать заяц?

Что умеет делать автомобиль?

 

  1. «Выдумщики»

      Взрослый предлагает ребёнку представить, что будет, если:

      … дождь будет идти не переставая.

      … люди научаться летать, как птицы.

     … кошки научаться разговаривать.

     … все сказочные герои оживут и выйдут на улицы города.

     … из крана польётся лимонад вместо воды.

     … каждый день у человека будет праздник – День рождения.

     … все дни в календаре станут воскресеньями.

     Пусть ребёнок представит эти ситуации и составит по ним рассказы или сказочные истории. При желании он может нарисовать иллюстрации к своим рассказам.

  1. Предложите ребёнку отгадать загадки. Помогите ему выучить их наизусть – это хорошо развивает речь и память. А потом попробуйте вместе сочинить свои загадки.

Бело-черно-черно-белое

То животное не смелое.

Лошадь цвета домино.

Догадайся кто оно?  (Зебра)

 

Всего четыре уголка

Посередине кнопка

Тетрадкам очень я нужна

И толстеньким, и тонким.   (Папка)

 

Как люблю я чистоту!

Без труда я ототру

Пятна, кляксы и помарки

И в альбоме, и в тетрадке!    (Ластик)

 

В этом доме – теремке

Живут ручки в уголке,

Карандашики, резинки,

И линейки, и точилки.      (Пенал)

 

Разноцветные полоски

Над землёй повисли вдруг.

После дождика на небе

Насчитаешь их семь штук.   (Радуга)

 

Без меня не нарисуешь

Ни картинку, ни чертёж.

Ты меня в пенал свой школьный

Вместе с ручками кладёшь.      (Карандаш)

 

Научу читать, писать.

Говорить и петь.

Научу играть, вязать,

Мастерить и печь.

Ты меня смотри, читай

И с собой бери.

Скрашу я любой досуг –

Дома и в пути!   (Книга)

  1. 8Попросите ребёнка придумать к каждому слову по два (три) слова, отвечающих на вопрос «какая?»:

Зебра – какая? (полосатая, красивая, . ..)

Дыня – какая? (жёлтая, спелая, …)

Лампа – какая? (настольная, маленькая, электрическая, красная, …)

 

  1. Попросите ребёнка назвать предметы во множественном числе:

Ведро – вёдра, окно – окна, ухо – уши, крыло – крылья, платье – платья, стул – стулья и т.д.

 

  1. Предложите узнать по описанию и назвать слово:

     прозрачный, хрупкий, стеклянный …(стакан);

     белое, пушистое, лёгкое… (перо);

     сочное, сладкое, красное… (яблоко):

     трухлявый, лесной, старый… (пень);

    зелёный, длинный, свежий…(огурец).

  1. 11«Из чего сделано?»

     Если стакан сделан из стекла, значит он какой? (стеклянный)

     Если нож сделан из железа, значит, он какой? (железный)

  1. «Выдумщики»

      Взрослый предлагает ребёнку представить, что будет, если:

      … дождь будет идти не переставая.

      … люди научаться летать, как птицы.

     … кошки научаться разговаривать.

     … все сказочные герои оживут и выйдут на улицы города.

     … из крана польётся лимонад вместо воды.

     … каждый день у человека будет праздник – День рождения.

     … все дни в календаре станут воскресеньями.

     Пусть ребёнок представит эти ситуации и составит по ним рассказы или сказочные истории. При желании он может нарисовать иллюстрации к своим рассказам.

  1. 13. Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ или сказку, используя данные слова: лето, дети, мячик, вода, пляж, игра, солнце, лодка.

 

  1. «Любимая игрушка»

   Спросите у ребёнка:

- У тебя есть самая любимая игрушка? Какая она? Нарисуй и расскажи о ней. Представь, что у тебя есть волшебная палочка и ты можешь оживить свою игрушку. Представил? А теперь расскажи, что бы нам могла сказать твоя игрушка – что её радует, а что огорчает, что она любит, с кем она дружит.

  1. Предложите ребёнку выучить стихотворение:

В. Суслов

Зимний звон, зимний звон

На заре со всех сторон!

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

     Все озёра – зеркала

     Из зелёного стекла.

     Над озёрами метель

     Рассыпает звоны.

И за тридевять земель

От друзей поклоны.

Снегирю – от какаду

Зяблик – от цапли.

     - Где вы, зяблики? Ау!

       Зяблики озябли.

Зябнут птицы.

Зябнут звери.

Запирают в норах двери,

Залетают в дупла, в гнёзда

В синем небе звёзды мерзнут,

Затухают на заре –

Ух, морозно в январе!

 

Спросите ребёнка:

- Какой звук здесь встречается намного чаще остальных? (звук З)

- Сколько всего названий птиц в этом стихотворении? Перечисли их (зяблик, снегирь, какаду, цапля).

- Объясни, как ты понимаешь слово «зябнуть»?

- Объясни, как ты понимаешь выражение «Все озёра – зеркала из зелёного стекла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

Советы для родителей детей старшего дошкольного возраста " Я ПОДРОС! Я ПОДРОСЛА!"

Ребенку к моменту поступления в школу необходим определенный запас навыков и умений, который позволит ему лучше привыкать к условиям и требованиям школы....

Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР."...

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

«Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в коррекции звукопроизношения»

В процессе взаимодействия с родителями  выявляется то, что они мало уделяют внимания преодолению речевых нарушений у ребенка, не замечают недостатков его речи, не придают им серьезного значения, ...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста

В материале представлены рекомендации учителя-логопеда по подготовке дошкольников к школе....

Простые советы родителям детей старшего дошкольного возраста

Как правильно развивать память, внимание, моторику рук...