Кружок: «Мир сенсорики»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Возрастная категория: для детей 4-7 лет компенсирующей направленности
с расстройствами аутистического спектра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_sensoriki.doc | 392 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Дельфин» муниципального образования г. Саяногорск
Утверждено Педагогическим советом «Утверждаю» Протокол № ______ от_____________ Заведующий МБДОУ д./с № 20 «Дельфин» ______________ Зубова Л.М. Приказ № ____ от __________
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию
на 2022-2023-2024 учебный год
Направленность: познавательная
Кружок: «Мир сенсорики»
Возрастная категория: для детей 4-7 лет компенсирующей направленности
с расстройствами аутистического спектра
группа «Солнышко»
Авторы: Кондратьева Г.В.
Кулигина Е.А.
воспитатели
г. Саяногорск 2022 г.
Содержание
1.Паспорт программы…………………………………………………
2.Пояснительная записка……………………………………………..
3.Цель и задачи программы………………………………………….
4.Ожидаемы результаты реализации программы…………………..
5.Направления программы………………………………………….
6.Годовой календарный учебный график ………………………….
7.Учебно-тематический план занятий (первый год обучения)…………
8Содержание учебно-тематического плана занятий
(первый год обучения)…………………………………………………….
9.Учебно-тематический план занятий (Второй год обучения)…………
10.Содержание учебно-тематического плана.
(Второй год обучения)……………………………………………………
11.Содержание программы………………………………………….
12.Организационно-методическая деятельность по реализации
программы…………………………………………………………….
13.Принципы программы…………………………………………..
14.Основные методы и приемы обучения…………………………
15.Особенности организации занятий………………………………
16.Взаимодействие участников образовательного процесса ……..
17.Условия реализации программы……………………………..
18.Формы мониторинга и оценочные материалы…………………
19.Список литературы…………………………………………….
Приложение №1Мониторинг………………………………………..
Приложение№2 анкета для родителей …………….
Паспорт программы
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ | |
Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей раннего возраста "Мир сенсорики". |
Направленность | Познавательная |
Вид программы Уровень реализации программы | Дополнительная, дошкольное образование |
Автор программы | Кондратьева Г.В. Кулигина Е.А. |
Система реализации контроля за исполнением программы | Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагог Кондратьева Г.В., Кулигина Е.А. |
Организация исполнитель | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Дельфин» |
Территория | Россия, республика Хакасия |
Юридический адрес ДОУ | Республика Хакасия город Саяногорск Ленинградский мик.дом 30 |
Телефон (ДОУ и автора программы) | 89235933803 |
Цель программы | Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей с расстройством аутистического спектра, через различные виды деятельности. |
Задачи программы |
|
Количество часов | 1 год обучения -32 часов, 1 раз в неделю 15 мин 2 год обучения 32 часа, 1 раз в неделю 15 мин. |
Срок реализации программы | С 1.10. 2022-31.05.2023 первый учебный год 01.10.2023 -31.05.2024 второй учебный год |
Год разработки | 2022 год |
Год обновления | |
Участники реализации программы | Администрация МБДОУ «Детский сад №20 «Дельфин», воспитатели |
Адресат программы | Воспитанники группы «Солнышко» |
Условия реализации программы | Игры и оборудование:
|
Общее количество участников программы | 10 воспитанников |
Пояснительная записка
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является предметная игра. С детьми данной категории проводятся игры занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для них, в практической деятельности. Следовательно, главное в работе с детьми с расстройством аутистического спектра обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величине окружающих предметов и положении в пространстве. Знакомится он и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания на протяжении многих лет, актуальна для теории и практики дошкольного образования и сегодня.
Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Мир сенсорики».
Дополнительная общеобразовательная программа кружка по сенсорному развитию детей «Мир сенсорики»,(далее программа) разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №20 «Дельфин» и примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет под редакцией Лыковой И.А., Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Ушакова О.С.
Программа предназначена для детей с РАС и рассчитана на два года обучения.
Программа является "открытой" и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
3.Цель и задачи программы.
Цель программы:
Создать оптимальные условия для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности.
Задачи программы:
- Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов, вслушиваться и выделять звуки природы, звуки человеческого голоса, музыкальные звуки.
- Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с пятью геометрическими формами и их названиями.
- Дать представления о чередовании предметов по форме.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
Ожидаемы результаты реализации программы.
В результате реализации программы кружка «Мир сенсорики» создаются необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения, развиваются зрительный, слуховой, тактильный, кинетический, кинестетический и другие виды ощущений и восприятий.
Ожидаемые результаты первого года обучения:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Ожидаемые результаты второго года обучения:
- дети различают и называют некоторые цвета спектра (красный, зелёный, синий, жёлтый);
- различают и называют геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- используют сенсорные эталоны (могут в речи использовать сравнения: лимон жёлтый как солнышко; кузнечик зелёный как травка);
- начинают на ощупь различать качество предметов и иx называть;
- умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке;
- различают качества материала (мягкий, твёрдый пушистый и т.д.).
- умеют группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, оттенок, вкус, величина);
- умеют расчленять изображения предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей;
- Различать предметы контрастной величины (большой - маленький)
- Различать количество предметов (много - один, много - мало)
- Собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца)
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Годовой календарный учебный график
кружка по сенсорному развитию детей
с расстройством аутистического спектра "Мир сенсорики».
Годовой календарный учебный график построен в соответствии с нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа кружка по сенсорному развитию детей с РАС«Мир сенсорики». | ||
Период работы | Количество в неделе\год | Длительность в неделе |
Первый год обучения | 1/32 | 15 мин |
Второй год обучения | 1\32 | 15 мин |
Итого: | 64 | |
Регламентирование образовательного процесса, половина дня | Во второй половине дня по расписанию Вторник время 15.30-15.45 | |
Сроки проведения мониторинга по сенсорному развитию | с 01.09.2022 по 01.10.2022 г. с .15.05. 2023 по 30.05.2023 г. | |
Праздничные дни | 4 ноября, 1-9 января, 23 февраля, 8 марта, 1-2 мая, 9 мая, 12 июня |
Учебно-тематический план занятий первый год обучения.
с 01.10.2022 по 31.05.2023
№ | Содержание темы | Всего часов |
1 | Диагностика | 15 минут |
2 | «Кто в домике живет?» | 15 минут |
3 | «Собери пирамидку» | 15 минут |
4 | «Нанизывание колец» | 15 минут |
5 | «Протолкни круглый предмет» | 15 минут |
6 | «Найди листочек» | 15 минут |
7 | «Найди желтый листочек» | 15 минут |
8 | «Собери башню из двух колец» | 15 минут |
9 | «Большая и маленькая Башни» | 15 минут |
10 | «Нанизывание колец одного цвета» | 15 минут |
11 | «Собери корзиночку» | 15 минут |
12 | «Найди такой же предмет» | 15 минут |
13 | «Собери картинку» | 15 минут |
14 | «Угадай, какой цвет?» | 15 минут |
15 | «Двухместная матрешка» | 15 минут |
16 | «Застегни пальто кукле» | 15 минут |
17 | «Волшебное поле» | 15 минут |
18 | «Подбери такой же предмет» | 15 минут |
19 | «Большой и маленький предмет» | 15 минут |
20 | «Разложи правильно» | 15 минут |
21 | «Что получилось?» | 15 минут |
22 | «Собери башню из двух колец» | 15 минут |
23 | «Большая и маленькая башни» | 15 минут |
24 | «Нанизывание колец одного цвета» | 15 минут |
25 | «Собери корзиночку» | 15 минут |
26 | «Выбери пуговку» | 15 минут |
27 | «Башня» | 15 минут |
28 | «Загадочные пуговки» | 15 минут |
29 | «Составь фигуру» | 15 минут |
30 | «Чудесный мешочек» | 15 минут |
31 | «Найди подходящую заплатку» | 15 минут |
32 | Диагностика | |
Итого занятий:32 |
Содержание учебно-тематического плана занятий
первого года обучения
с 1.10. 2022 по 31.05.2023 учебный год
месяц | Тема занятия | Цель | Оборудование и материалы | |
октябрь 1-2 | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игры и игрушки в сенсорном уголке | |
3 неделя | «Кто в домике живет?» | Формировать речевой слух, развивать собственную активную речь, совершенствовать силу голоса и воспитывать положительный интерес к занятиям | Домик, игрушки - собачка, кошка, мишка, лиса, зайка | |
4 неделя | «Собери пирамидку» | Побуждать детей к результативным действиям, совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем, воспитывать положительное отношение к занятиям | Пирамидки из 3 колец по количеству детей | |
ноябрь 1 неделя | «Нанизывание колец» | Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятиям | Пирамидки по количеству детей | |
2 неделя | «Протолкни круглый предмет» | Формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям | Коробка с отверстиями разной формы | |
3 неделя | «Найди листочек» | Формировать у детей слуховое восприятие, находить предмет и называть его, развивать зрительную ориентировку, воспитывать интерес к занятиям | Листья деревьев, вырезанные из плотной бумаги, игрушка котенок | |
4 неделя | «Найди желтый листочек» | Формировать цветовое восприятие, побуждать детей участвовать в совместной деятельности, повторять за воспитателем отдельный слова: листья, листопад, желтые, красные, летят; воспитывать любовь к окружающей природе | Листья, вазочка, котенок, и собачка - игрушки | |
Декабрь 1 неделя | «Собери башню из двух колец» | Побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово кольцо иназывание цвета, воспитывать интерес к занятию | Одноцветные, окрашенные в основные цвета башни по количеству детей | |
2 неделя | «Большая и маленькая Башни» | На эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. | Набор из 8-12 одноцветных полых конусов, убирающихся последовательно один в другой | |
3 неделя | «Нанизывание колец одного цвета» | Побуждать детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильноориентироваться на слова большой, маленький | Однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера | |
4 неделя | «Собери корзиночку» | Формировать у детей практические знания о цвете: красный, зеленый, о величине: большой и маленький, развивать умение подбирать предметы определенного цвета по показу. | Деревца из картона двух цветов, грибы большие, грибы маленькие, дорожка, корзиночки по количеству детей | |
Январь 2 неделя | «Найди такой же предмет» | Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям | Игрушки - ежики двух цветов (красный и зеленый), грибы двух цветов (красный и зеленый), ковролин | |
3 неделя | «Собери картинку» | Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность | Две коробки - в одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек; в другой - такие же картинки, но разрезанные на две части по диагонали на каждого ребенка | |
4 неделя | «Угадай, какой цвет?» | Формировать цветовое восприятие: красный,желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навыквыполнять задания с однороднымипредметами, ориентируясь на одно свойство | Куклы, одетые в наряды трех цветов: красный, желтый, синий | |
Февраль 1 неделя | «Двухместная матрешка» | Формировать представления о величине (большая, маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называния цвета (красный, желтый, синий, зеленый),расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек | Матрешки по количеству детей с одним вкладышем внутри, строительный материал | |
2 неделя | «Застегни пальто кукле» | Упражнять мелкие мышцы пальцев; побуждать детей точно выполнять действия по указанию воспитателя (например, находить пуговицу, соответствующую петле и застегивать ее), воспитывать аккуратность и внимание | Две половинки импровизированного пальто, на одной - петли, на другой - пуговицы по количеству детей, кукла Катя | |
3 неделя | «Волшебное поле» | Развитие умения узнавать и называть цвета. | Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. | |
4 неделя | «Подбери такой же предмет» | Побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятию | Игрушечный паровоз, вагончики, машины 4 цветов | |
Март 1 неделя | «Большой и маленький предмет» | Побуждать детей обращать внимание на величину предметов, формировать умение пользоваться простейшими предметами установления тождества и различия объектов по величине, понимать слова такой, не такой,большой, маленький | Круги и квадраты двух размеров (по 5 на одного ребенка), форма и цвет одинаковые | |
2 неделя | «Разложи правильно» | Формировать умение группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Воспитывать интерес к анятиям, наблюдательность и аккуратность. | 6-8 досок с 4 большими и 5 маленькими квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей | |
3 неделя | «Что получилось?» | Обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнятьдействие до конца | Пирамидка из 5 колец, одноцветные пирамидки: красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая | |
4неделя | «Собери башню из двух колец» | Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения | Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого. | |
Апрель 1 неделя | «Большая и маленькая башня» | Воспитывать умение группировать предметы по величине. | 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) | |
2 неделя | «Нанизывание колец» | Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение). | Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. | |
3 неделя | «Собери корзинку» | Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук | Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, 4 пуговки, соответствующие определенному цвету сектора | |
4 неделя | «Выбери пуговку» | Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение). | ||
5 неделя | «Башня» | Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение). | Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. | |
Май 1 неделя | «Загадочные пуговки» | . Воспитывать умение группировать предметы по величине. | Разного размера пуговицы | |
2 неделя | «Составь фигуру» | Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные). | Геометрические фигуры | |
З неделя | «Чудесный мешочек» | Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи | Мешочек с разными преметами | |
4 неделя | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игры и игрушки в сенсорном уголке |
Учебно-тематический план занятий
Второго года обучения с 1.10.2023 по30.05.2024г
№ | Содержание темы | Всего часов |
1 | Диагностика | 15 минут |
2 | «Игры с пирамидками | 15 минут |
3 | «Нарядим солнышко» | 15 минут |
4 | «Красный, желтый, синий, зелены» | 15 минут |
5 | «Спрячемся от дождика» | 15 минут |
6 | «Волшебное поле» | 15 минут |
7 | «Большой, поменьше и маленький» | 15 минут |
8 | Мамы и их детѐныши» | 15 минут |
9 | «Загадочные пуговки» | 15 минут |
10 | «Чудесный мешочек» | 15 минут |
11 | «Укрась ѐлочку» | 15 минут |
12 | «Составь фигуру» | 15 минут |
13 | «Ленточки для кукол» | 15 минут |
14 | «Разложи по коробочкам» | 15 минут |
15 | «Нанизывание на | 15 минут |
16 | стержень колец, убывающих по величине». | 15 минут |
17 | «Забавные прищепки» | 15 минут |
18 | «У куклы Кати в гостях» | 15 минут |
19 | «Выбери пуговки» | 15 минут |
20 | «Нанизывание бус разной формы». | 15 минут |
21 | «Веселый грузовик» | 15 минут |
22 | «Башня» | 15 минут |
23 | «Палочки цветные» | 15 минут |
24 | «Закрой окошки» | 15 минут |
25 | «Матрешки» | 15 минут |
26 | «Привяжем к шарику ниточку» | 15 минут |
27 | Диагностика | 15 минут |
28 | «Светофор», «Мишка». | 15 минут |
29 | «Найди подходящую заплатку» | 15 минут |
30 | «Подбери чашки к блюдцам» | 15 минут |
31 | «Забавные прищепки» | 15 минут |
32 | «Разрезные картинки» | 15 минут |
Всего: 32 занятия |
Содержание учебно-тематического плана
Второй год обучения с 01.10.2023 по 31.05.2024 учебный год
месяц | Тема | цель | Оборудование и материалы |
Октябрь 1- 2 неделя | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игры и игрушки в сенсорном уголке |
3 неделя | «Игры с пирамидками | Учить детей чередовать предмет по величине. | Пирамидка из 3-4 колец, двухместная матрешка |
4 неделя | «Нарядим солнышко» | Развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно- моторной координации на основе действий с предметами. | Изображение солнца с «открытыми глазами», лучики по цвету и бантики |
ноябрь 1 неделя | «Красный, желтый, синий, зелены» | Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей. | Изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов |
2 неделя | «Спрячемся от дождика» | Воспитывать умение у детей группировать предметы по цвету и по форме. | Изготавливаются геометрические фигуры и рисунки разноцветных зонтиков, геометрические фигуры разных цветов. |
3 неделя | «Волшебное поле» | Развитие умения узнавать и называть цвета. | Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов |
4 неделя | «Большой, поменьше и маленький» | Определить величину предмета | Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) |
декабрь 1 неделя | Мамы и их детѐныши» | определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упорядочивать предметы по размеру | Резиновые игрушки разных размеров (мамы и детеныши) |
2 неделя | «Загадочные пуговки» | Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук | Полотно разделенное на 4 сектора разного цвета, 4 пуговки, соответствующие определенному цвету сектора |
3 неделя | «Чудесный мешочек» | Формировать умение узнавать и называть предметы; развитие речи | Мешочек с предметами разной формы |
4 неделя | «Укрась ѐлочку» | Способствовать освоению геометрических фигур как эталонов формы | Геометрические фигуры разной формы |
Январь 1 неделя | «Составь фигуру» | Уточнять представления о форме, цвете, размере, развивать воображение, мелкую моторику. | Разрезные картинки |
2 неделя | «Ленточки для кукол» | Учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета | Коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы |
3 неделя | «Разложи по коробочкам» | Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов. | Разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов. |
4 неделя | «Нанизывание на | Учить простым действиям с | Коническая пирамидка из пяти колец |
февраль1 неделя | стержень колец, убывающих по величине». | предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт | 5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка. |
2 неделя | «Забавные прищепки» | Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету | Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок. |
3 неделя | «У куклы Кати в гостях» | Продолжать учить детей различать геометрическую фигуру (круг), предметы круглой формы | Круглые предметы ( колесо, мяч ).Разрезные картинки с круглыми предметами |
4 неделя | «Выбери пуговки» | Воспитывать умение группировать предметы по величине. | 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие) |
Март 1 неделя | «Нанизывание бус разной формы». | Продолжать учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол, собачек). | 5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка. |
2 неделя | «Веселый грузовик» | Формировать представление о форме, величине предметов. | Различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники). |
3 неделя | «Башня» | Продолжать ознакомление способом соотнесения предметов по величине (наложение приложение). | Фланелеграф, три квадрата убывающей величины. |
4 неделя | «Палочки цветные» | Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов. | Палочки красного, желтого, зеленого, синего |
5неделя | «Закрой окошки» | Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно. | 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки). |
апрель 1 неделя | «Матрешки» | Продолжать учить детей сопоставлять предметы по величине, учить совмещать узор, ориентироваться на слова большая, маленькая, меньше, еще меньше, большая, еще больше, открой, закрой, поставь в ряд | 4-х местная матрешка (3 – раскрываются, 1 – нет). |
2 неделя | «Привяжем к шарику ниточку» | Группирование предметов по цвету. | Разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов. |
3-4 неделя | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | |
Май 1 неделя | «Светофор», «Мишка». | Продолжать побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработатьнавык завинчивания крышек. Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь. | Можно использовать упражнения с пробками закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам. |
2 неделя | «Найди подходящую заплатку» | Продолжать учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные). | Геометрические фигуры. |
3 неделя | «Подбери чашки к блюдцам» | Продолжать учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.Развивать мелкую моторику, внимание. | Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов. |
4 неделя | «Забавные прищепки» | Продолжать учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету. | Прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок. |
5 неделя | «Разрезные картинки» | Продолжать учить детей собирать целое из частей. | Разрезные картинки из 4-х частей. |
Всего 32 занятия |
Содержание программы
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. У ребёнка появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Более свершенной становится координация движений рук под контролем глаз.
На втором году обучения задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
Содержанием данной программы является развитие сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого слуха, развитие речевого слуха. Все это составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Организационно-методическая деятельность
по реализации программы
- Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
- Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
- Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
Создание условий для кружковой деятельности
Принципы комплектования группы и организации работы кружка:
- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Принципы программы
- Принцип развития. Развитие понимается как появление у ребёнка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Всё это находит своё отражение в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
- Принцип самоценности ребенка , его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность детства заключается в том, что оно позволяет ребёнку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности — играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жёстких правил и норм, ребёнок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем многообразие этих видов даёт детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное — развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
- Принцип деятельности. Решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие разных сторон психики ребёнка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание Программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками.
- Опора на игровые методы — один из важных принципов. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребёнку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребёнка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого. Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого, внимание к настроению ребёнка, отношение к нему как к самоценной личности — всё это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия маленького ребёнка и его полноценного развития. Личностно ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
- Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В Программе предусматривается предоставление каждому ребёнку возможности выбора игр, занятий, материалов. Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюде- ния за развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
- Принцип интеграции.В соответствии с современными психолого-педагогическими представлениями, содержание образования детей должно быть не узко предметным, а интегрированным. Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребёнка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.
В данной Программе принцип интеграции реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все психические процессы, разные виды деятельности и способности ребёнка. Программа также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое позволяет воспитателям и педагогам объединять предметно-практическую, игровую, познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в разных сочетаниях.
- Принцип сотрудничества Организации с семьёй реализуется в данной Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в Программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
Основные методы и приемы обучения
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год – 32. Продолжительность занятий – 15 минут.
Приемы и методы обучения
При проведении занятий педагогом используются следующие методы: наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий, рассматривание дидактических пособий, предметов , ИКТ-технологии);
словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему;
практический метод или игровой (показ способов действия с предметами, эксперимент ,нетрадиционные техники рисования), с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке.
Метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, пример).
В работе с детьми используется прием изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
Формы работы
- Игры (дидактические, развивающие, словесные).
- Использование мелких игрушек.
- Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
- Использование рассказов, стихов, загадок.
- Задания для развития мелкой моторики.
Формы организации деятельности:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Особенности организации занятий
Используются основные и оптимальные модели организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, отличающаяся наличием партнерской позиции взрослого и непринужденной формой общения, самостоятельная деятельность воспитанников, организованная педагогом, направленная на самостоятельное решение ими задач и индивидуальная деятельность. Предусматривается как одновидовые, так и интегрированные (внутривидовые и межвидовые) виды деятельности.
Последовательность освоения программного содержания носит концентрический характер, который заключается в том, что один и тот же учебный материал одного тематического модуля представлен в программе не сразу, а в течение всего курса, при этом возвращение к изучению модуля предполагает усложнение и расширение содержания образования, углубление и конкретизацию отдельных его элементов. Такая последовательность изучения материала обусловлена прохождением соответствующих тем, содержащихся в основной образовательной программе ДОУ, в определённом порядке (дополнительная образовательная программа «Мир сенсорики» позволяет дополнить и расширить задачи образовательной области «Познавательное развитие», решаемые основной образовательной программой). Также очерёдность прохождения материала обусловлено и объективными условиями: так занятие «Окраска воды» целесообразно проводить в холодный период учебного года, а занятие «Бусинки большие и маленькие» в предновогодний период.
Основным средством организации деятельности детей, характерной для данной программы, является дидактическая игра, а широкое использование наглядного материала позволяет успешно проводить с ребенком различные игры. Свободная работа и игра детей с дидактическим материалом помогает наилучшим образом развитию нейрофизиологических процессов коры головного мозга
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна с учётом здоровьесберегающих технологий. В xоде, образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Сами занятия проводятся в игровой форме. Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, в ходе деятельности - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, исходя из тематики занятий. Формы проведения деятельности различны.
Также, благодаря взаимодействию и взаимообучению детей в разновозрастной группе, дети получают разнообразие социального опыта, так как группа организуются по принципу объединения детей возраста от 4 до 7лет.
Взаимодействие участников образовательного процесса
Главным условием успешного сенсорного развития ребёнка, является психофизиологическое благополучие малыша, которое зависит от грамотности педагога и родителей. В связи с этим, актуальность проблемы использования активных форм работы с родителями для развития сенсорных способностей детей, очевидна для всех. Но решить проблему сенсорного развития малышей силами только воспитателей детского сада (педагогов ДОУ) очень сложно, практически невозможно.
Поэтому очень важно, чтобы родители были активными участниками процесса воспитания и развития детей, а не пассивными слушателями. Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников
Для этого надо:
- предоставлять исчерпывающую информацию о дополнительной общеобразовательной программе;
- разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации программы;
- образовательная деятельность должна быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;
- предоставить возможность открытого обсуждения вопросов,
связанных с реализацией программы по сенсорному развитию;
- по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
План по взаимодействию с родителями воспитанников.
месяц | Содержание |
Сентябрь | Индивидуальные беседы «Ваш ребенок». Родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика» |
Октябрь | Анкетирование родителей «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников |
Ноябрь | Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста. |
Декабрь | Совместная выставка с родителями «Чудеса пластилинографии». Консультация "Развивающие игры на кухне в помощь маме» |
Январь | Оформить папку - передвижку «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». |
Февраль | Консультация "Научите ребенка узнавать цвета». |
Март | "Развитие сенсорных способностей у детей с Рас. " |
Апрель | Консультация "Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?" |
Май | Круглый стол для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?» |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение Программы.
Помещение: игровая часть группы, оснащенная столами, стульями, стеллажами для дидактических игр, атрибутов сюжетно-ролевых игр, художественных инструментов и материалов, мольбертом демонстрационным двухсторонним магнитным, демонстрационным столиком, ноутбуком .
Игры и оборудование:
- для развития мелкой моторики и речи
- восприятия формы и величины
- для формирования цветового восприятия
- для слухового развития
- для развития тактильных ощущений и обоняния
- для художественно – творческого развития
- для элементарного экспериментирования
- для развития интеллектуальных и конструктивных способностей
Информационное обеспечение:
Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Афонькина Ю.А. «ППС в ДОУ развития ребенка раннего возраста»;
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.- М.: «Гном - пресс», 1999.
Венгер Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка » - М., « Просвещение » - 2003 г.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» «Просвещение» 1988г.
Венгер Л. А., Дъяченко О. М. , Говорова Р. И. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - Ярославль, 1988г.
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М; «Мозаика – Синтез» - 2003г.
Формы мониторинга и оценочные материалы.
Форма подведения итогов.
Оценка эффективности реализации программы кружка происходит на основании результатов диагностики сенсорного развития на начало и конец учебного года, и их сравнительного анализа. Воспитанникам предлагается выполнить три задания, целью которых является проверка уровня сформированности следующих умений:
- различать предметы по величине (большой – маленький, больше
- меньше);
- различать предметы по форме (кубик, шарик);
- образовывать группы однородных предметов;
- выделять цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый).
Оценка деятельности дошкольников осуществляется по четырехбалльной шкале .
19.Список литературы.
Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Афонькина Ю.А. «ППС в ДОУ развития ребенка раннего возраста»;
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития.- М.: «Гном - пресс», 1999.
Венгер Л.А., Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер « Воспитание сенсорной культуры ребенка » - М., « Просвещение » - 2003 г.
Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» «Просвещение» 1988г.
Венгер Л. А., Дъяченко О. М. , Говорова Р. И. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - Ярославль, 1988г.
Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М; «Мозаика – Синтез» - 2003г.
Список литературы для детей и родителей.
Земцова, О. Н. Развивающие тесты. Серия : умные книжки / О. Н. Земцова. – М. : Махаон, 2015. – 112 с.
Михайленко Н.Я. Как играть с ребёнком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Обруч, 2012.- 176с.
Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему. Родительская библиотека/ И. Млодик – М.: Генезис, 2010. – 232 c.
Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160 с.
Субботина Л.Ю. Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей/ Л.Ю. Субботина.- М.: Академия развития, 2011.- 192с
Приложение № 1
Форма протокола результатов мониторинга сенсорного развития
у детей с РАС в 2022 -2023учебном году
в рамках программы кружка «Мир сенсорики».
№ | Ф.И. Ребёнка | Результаты выполнения заданий | ||||||||||||||
1 задание | 2 задание | 3 задание | Итого | |||||||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||||||||
1 | Брагина Злата | |||||||||||||||
2 | Сотникова Олеся | |||||||||||||||
3 | Грек Вика | |||||||||||||||
4 | Сударикова Софа | |||||||||||||||
5 | Белясник Родион | |||||||||||||||
6 | Ненько Ваня | |||||||||||||||
7 | Посеуков Саша | |||||||||||||||
8 | Тылипцев Платон | |||||||||||||||
9 | Соловьев Федя | |||||||||||||||
10 | Никитишин Илья | |||||||||||||||
Средний балл: | ||||||||||||||||
Задание № 1
Дидактическая игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу “такой же – не такой), называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”. После выполнения задания ребенком подвести итог: “Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!”
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет не называл. 1 балл – Ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 Дидактическая игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Пособия: 1. Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. 2. Фигуры – кубик и шарик.
Инструкция: Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя) Самостоятельная деятельность ребенка по показу педагога.
Оценка: 3 балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал. 1балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибку. 0 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3 Дидактическая игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше - меньше), различать понятия “один – много”.
Пособия: Пирамидки из 4 колечек разной величины.
Инструкция: 1. Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”. 2. Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”. 3. Самостоятельная деятельность ребенка по показу.
Оценка: 3балла – Ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога. 2 балла – Ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы. 1 балл – Ребенок ошибается, но с помощью педагога исправляет ошибки, и с заданием справился. 0 баллов – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Критерии оценки уровня сформированности умений по результатам выполнения заданий:
высокий уровень - 3 балла;
средний уровень - 2 балла;
низкий уровень - 1 балл;
умение не сформировано - 0 баллов.
Табель посещаемости:
месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||||||||||||||||||||||||
дата | 4 | 11 | 18 | 25 | 8 | 15 | 22 | 29 | 6 | 13 | ||||||||||||||||||||||||
№ | Ф.И. ребенка | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Злата | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | София | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Вика | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Олеся | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Ваня | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Федя | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Саша | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Платон | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Родион | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Илья | |||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок "Мир сенсорики"
Кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе, по развитию сенсорных эталонов у детей через изобразительную деятельность во второй младшей группе....
Кружок по сенсорике "Калейдоскоп"
Программа дополнительного образования (кружковой работы) "Калейдоскоп" для детей от 2-3 лет...
Кружок "Мир сенсорики"
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...
Кружок Мир Сенсорики
Кружок Мир Сенсорики...
Кружок "Мир сенсорики"
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, ко...
кружок по сенсорике
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей форм...