Кружок Мир Сенсорики
рабочая программа (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема: Сенсорные способности составляют фундамент умственного развития. С развитием сенсорики у малыша растет возможность овладения эстетическими ценностями. Уже в дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода.
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами и чем раньше начинается обучение, тем легче будет в школе.
Цель: Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее).
Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Методы и приемы
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Сформированные в дошкольном возрасте сенсорные способности ребенка способствуют его умственному развитию и успешному обучению в школе. Дидактическая игра – основное средство!
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. В начале года я провела диагностику по трем разделам: цвет, форма, величина. Результаты диагностики показали, что дети выполняли элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). При этом я видела, что дети мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала. Дети не понимали их значения и не фиксировали внимание на них. Я, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, добивалась, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, цвет, величина – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. Поэтому целью своей работы поставила: развитие сенсорных эталонов через дидактические игры.
На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.
Для детей третьего года жизни уже доступно выполнение элементарных продуктивных действий (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Основную трудность составляет необходимость учёта свойств отображаемых вещей и используемого материала. Поэтому необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий.
Заключение
Этот материал ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании сенсорики. Наша задача состояла не только в том, чтобы познакомить детей с эталонами сенсорного развития
Представленная кружковая работа по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста способствует не только лучшему усвоению знаний о величине, форме, цвете и т.д , но и всему, что связано с ними.
Приложение 1
КОНСПЕКТ НОД
«В ГОСТИ К МИШКЕ»
Программные задачи:
1.Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы.
2.Обучение выделению параметров величины предметов.
3. Воспитывать желание заниматься
Материал. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.
Ход: В. Какое время года? (весна). А я знаю стихотворение про весну, вот послушайте:
«Апрель, апрель, на дворе звенит капель,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы песни петь и расцвел подснежник».
(Влетает звуковое письмо).
В.Это что еще за шутки,
Что за мусор к нам летит
Подойдем сюда поближе
И посмотрим, что лежит.
В. Это письмо от Мишки. (На магнитофоне).
В.Пойдем к Мишке на День Рождение?
А как пойдем без подарков? А где их купить? Вот и магазин. Я буду продавцом, а вы покупателями. Вот эти фигуры будут у нас денежками. Возьмите по одной фигуре.
В. У тебя как называется? И т.д.
В. Найдите предмет или игрушку такой же формы, что и ваша фигура.
В. А теперь подходите ко мне я вам буду продавать.
В. Теперь все с подарками, можно идти в гости к Мишке, а дорогу укажут нам шишки.
(Взять поднос. « Музыка леса», идем. Собираем шишки).
В. Посмотрите, снег растаял, и образовалась река, что нам делать? (перейти по мостику).
В. Мостик высокий или низкий? (низкий)
В. Трудно нам было идти? (легко)
В. Пойдем дальше, а вот и еще река и мостик через нее.
В. Мостик высокий или низкий? (высокий)
В. Идем осторожно, чтобы не упасть и не промочить ноги.
В. Трудно было идти?
В. Вот и Мишка. Здравствуй, Мишка. С Днем Рождения.( Поздравляют ребята и дарят подарки).
Медведь. Спасибо, а как вы ко мне шли? Трудно вам было идти или легко?
Мы шли, собирали шишки, и нам встретился сначала низкий мостик - мы по нему легко перешли. Затем встретился высокий мостик, по нему было трудно идти.
Медведь. Хоть и трудно вам было идти через высокий мостик, но вы не побоялись. Спасибо, что пришли ко мне на День Рождение.
Игра «Каравай»
Медведь. Я вас всех приглашаю попить чаю с конфетами.
В. Нам пора домой, до свидания Машенька спасибо за чай.
КОНСПЕКТ НОД
«СПРЯЧЬ МЫШКУ»
Программные задачи.
Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
Ход. Воспитатель говорит детям, что они будут играть «Спрячь мышку»:Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня домики мышек (расставляет домики на фланелеграфе, рядом кладет шесть квадратов всех цветов) Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди шесть детей и предлагает им «закрыть окошко» .(прикладывает булавками цветные квадраты), выясняя все ли окошки правильно закрыты. Если кто – либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. Достает спрятанную кошку, которая идет « ловить мышей»: «Дети вы не видели мышек?». Кошка уходит не найдя мышек.
Детям раздается по три домика и по шесть квадратиков всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов квадрат такого же цвета, как и домик, закройте им домик. Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Тем детям, которые ошиблись дать возможность исправить ошибки, пока кошка не приблизилась к ним. В конце игры дети играют с кошечкой и поют песенку: « Серенькая кошечка, села на окошечко. Хвостиком махала, деток поджидала. Где ж мои ребятки, серые котятки. Спать пора ребяткам сереньким котяткам».
При повторном занятии детям раздается больше домиков ( для более сильных детей шесть домиков).
КОНСПЕКТ НОД
АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»
Программные задачи. Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
Ход. Стук в дверь пришло письмо от Незнайке. Он спрашивает, что такое «радуга».Воспитатель спрашивает, кто из вас видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги».
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
КРАСНЫЙ
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
ОРАНЖЕВЫЙ.
Оранжевой лисицы
Всю ночь морковка снится – На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже.
ЖЕЛТЫЙ.
Желтое солнце на землю глядит.
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
ЗЕЛЕНЫЙ.
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
ГОЛУБОЙ.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысяче глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
СИНИЙ.
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий – синий василек.
ФИОЛЕТОВЫЙ.
Фиолетовый фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна. А. Венгер
Затем воспитатель предлагает завершить аппликации радуги и послать Незнайке. Воспитатель с детьми рассматривают картинки с незаконченной радугой. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают все полоски. Дети посылают радуги Незнайке.
КОНСПЕКТ НОД
«Теремок»
Программные задачи.
1.Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами .
2.Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме.
3.Воспитывать желание заниматься.
Ход: (влетает конверт с шариком).
«Это что еще за штучки,
Что за шарик к нам летит?
Подойдем сюда поближе
И посмотрим, что лежит»
(читает письмо) «Дорогие ребята, пишут вам зверята. Помогите нам построить теремок. Мы строим его, а он все время падает и ломается»
В. Поможем зверям? Ну тогда пойдем в лес, не в простой, а всказочный. В этом лесу тепло и уютно.
В. Что за шум? Кто-то спорит(открывает ширму)
В. Да это звери.
В. Здравствуйте ребята, хорошо, что вы пришли. Вы получили письмо?
В. Мы с ребятами пришли вам помочь построить теремок.
В. Давайте ребята сначала зверей построим по росту.
В. Кто из зверей самый большой? (медведь)
В. Давайте сравним медведя, правда ли он больше всех. Возьмем медведя и поставим с лисой, волком, зайцем, мышкой.
В. Да он самый большой.
В.возьми его Настя и поставь его с краю.
В. Кто из оставшихся самый большой?
В. Давайте проверим. Поставим к другим животным.
В. Кто из оставшихся самый большой? И т.д.
В. Кто остался самый маленький?
В. Посмотрите, как стоят звери: самый большой , поменьше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький.
В. А теперь давайте построим теремок для зверей из квадратов.
В. Для медведя построим из самого большого квадрата.нацдите самый большой.
В. А теперь проверим: положим на другие квадраты (проверяем с помощью приема наложения)
В. Поставим его внизу.
В. Найдем следующий самый большой из оставшихся и т.д.
В. А теперь остался самый маленький. Его поставим в самый верх.
В. Теперь расселим зверей в теремок. В самый большой поселим медведя, поменьше - волка, еще поменьше - лису, еще поменьше - зайца, в самый маленький мышку.
В. Вот какой получился теремок: большой , поменьше , еще поменьше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький.
В. Ребята, а у наших зверят есть друзья они тоже хотят, чтобы вы для них построили такие же теремки. Без вас они не сумеют построить, поможем им?
В. У вас на столах тоже квадраты. Постройте из них свой теремок.
( провожу индивидуальную работу)
В. Молодцы. Вот какой теремок мы построили. Внизу большой квадрат, потом поменьше, еще поменьше, еще поменьше самый маленький.
В. Звери все рады и говорят спасибо. Вот какие красивые теремки у вас получились.
Приложение 1
Разработка системы сенсорного развития детей.
Для решения задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Мною были поставлены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
- успешно осваивать сенсорные эталоны;
- развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
- повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
- повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Средства для решения задач:
- Научно-методическая литература
- Изучение передового опыта
- Диагностика
- Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
- Фронтальные и подгрупповые занятия
- Создание развивающей среды
- Работа с родителями
По результатам проведенной диагностики был составлен план работы воспитательно-образовательного процесса.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: , консультации, информационные листы, дни открытых дверей.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
- создание сенсорного уголка в группе;
- игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- развлечения
Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы.
- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
- «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Игры на развитие тактильных ощущений.
- «Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
- «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
- «Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
- «Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
- «Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- «Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
- «Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
- «Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
- «Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
- Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
«Волшебный лес»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»
Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник - задавака сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.
Детям предлагается пересадить деревья по высоте.
«Научи Зайца строить забор»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.
Усложнение: выкладывание досок забора по схеме.
Закреплять знания о местах обитания и способе жизни зайца.
Ход: зайцу нужна помощь – он не может построить забор для своего огорода. Детям предлагается помочь ему.
«Подарки»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.
Ход: детям предлагается проблемная ситуация: необходимо правильно распределить подарки между животными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).
Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик: воспитатель Бабикова Елена...
Кружок "Мир сенсорики"
Кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе, по развитию сенсорных эталонов у детей через изобразительную деятельность во второй младшей группе....
Кружок по сенсорике "Калейдоскоп"
Программа дополнительного образования (кружковой работы) "Калейдоскоп" для детей от 2-3 лет...
Кружок "Мир сенсорики"
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей...
Кружок "Мир сенсорики"
В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, ко...
кружок по сенсорике
Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование восприятия ребенка младшего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом закономерностей форм...