программа "Волшебный песочек"
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях кружковой работы элементы песочной терапии и изоритмики. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_pesochek.docx | 53.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка | |
Цели и задачи | |
Структура и формат занятия | |
Ожидаемые результаты | |
Оборудование для песочной терапии | |
Календарно-тематическое планирование для старших групп | |
Ритуалы приветствия | |
Игры на коммуникацию | |
Упражнения с использованием песка | |
Список литературы | |
Пояснительная записка
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях кружковой работы элементы песочной терапии и изоритмики. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. В ней он познает себя и окружающий мир. Личность каждого ребенка уникальна. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
При корректно поставленных целях, такие игровые занятия имеют важное терапевтическое обучающее и воспитательное значение. Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка, быть здоровым, эмоционально благополучным.
2 Цели и задачи:
Цель: развитие связной речи, эмоционально-личностной сферы, мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.
Задачами программы являются:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
- Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
- Развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление) речь.
- Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Структура и формат занятий
Программа разработана на 1 год, для работы с детьми старших групп. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 20-25 минут. Одно занятие в неделю направлено на развитие познавательной сферы, второе занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Структура занятий
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраивание детей на совместную работу, установление эмоционального контакта между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная
В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
подведение итогов занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседы о том, что было на занятии.
Ожидаемые результаты.
Обеспечение психологического эмоционального благополучия, снятие мышечной напряжённости, стабилизация эмоционального состояния;
• Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, уменьшение проявлений отрицательных эмоций (злость, обида, гнев и т. д.) ;
• Повышение тактильно-кинетическую чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития психических познавательных процессов;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
Оборудование для песочной терапии:
Водонепроницаемый деревянный ящик, кварцевый песок, лопатки
Миниатюрные игрушки ( люди, животные, растения, насекомые)
Кубики разного материала (дерево, железо, пластмасса), камешки, бусинки, пуговки, кисточки, набор мелкой посуды, палочки.
Календарно-тематический план для детей старших групп
1 занятие | Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице, развивать сплоченность детей, развивать навыки общения детей. | приветствие «Ладошки» упражнение «Здравствуй, песок» игра «Интервью» |
2 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, учить детей управлять вдохом и выдохом, учить детей снимать напряженность, учить детей общаться. | приветствие «Чуткие руки» Упражнение «Песочный ветер» игра «Дракон кусает свой хвост» |
3 занятие | Цель: учить детей говорить приятное друг другу, регуляция мышечного напряжения, расслабления, учить детей снимать внутреннее напряжение. | Приветствие «Липучки» упражнение «Песочный дождь» игра «Сказка Репка» |
4 занятие | Цель: учит детей устанавливать тактильный контакт, развитие тактильной чувствительности, воображения, учить создавать позитивное настроение детей. | приветствие: «Радуга» упражнение «Необыкновенные следы» игра «Настроение» |
5 занятие | Цель: развитие сплоченности детей, зрительного и тактильного восприятия, учить ребенка справляться с грустью. | приветствие: «Солнечные лучики» упражнение «Отпечатки» игра «Подари улыбку» |
6 занятие | Цель: Развивать наблюдательность детей, учить детей делать дорожки и использовать их в игровой деятельности, создание позитивного настроения детей. | приветствие: «Радость» упражнение «Дорожки из песка» игра «Представь себя» |
7 занятие | Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка, развитие чувства доверия друг к другу. | приветствие: «Радуга» упражнение «Печем куличики» игра «Ласковое имя» |
8 занятие | Цель: знакомство с чувством злость и как его преодолевать, развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей, учить детей адекватно выражать свои эмоции. | приветствие: «Злость» упражнение «Хлоп и шлеп» игра «Рисунок» |
9 занятие | Цель: развивать наблюдательность детей, учить детей рисовать свое настроение на песке, развивать воображение, учить выражать свое эмоциональное состояние. | приветствие: «Радость» упражнение «Узоры на песке» игра «Сочинение сказки» |
10 занятие | Цель: развивать сплоченность детей, развитие пространственных представлений, ориентировка на песочном листе, учить детей выплескивать гнев ,развивать дружеские отношения. | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Мы едем в гости» игра «Обзывалки» |
11 занятие | Цель: развивать воображение детей, познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию, формировать позитивные и моральные представления об отношениях. | приветствие «Ладошки» упражнение «Мир из песка» игра « Взаимоотношения» |
12 занятие | Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, концентрировать внимание, развивать воображение детей. | приветствие «Радуга» упражнение « Что изменилось?» игра «Жужжа» |
13 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, тактильные ощущения, развивать умение действовать по инструкции, помочь детям истратить накопившуюся энергию во время занятия | приветствие «Чуткие ручки» упражнение «Путешествие по песочной стране игра «Доброе животное» |
14 занятие | Цель: продолжать учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад | приветствие «Радуга» упражнение «Песочный садик» игра «Глаза в глаза» |
15 занятие | Цель: учить детей говорить друг другу приятное, стимулировать внимание, учить детей снимать негативное настроение, развивать моторику рук, развивать речь | приветствие «Снежный ком» упражнение «Секреты мокрого и сухого песка» игра «Тух ,тух» |
16 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, учить строить из песка, задерживать внимание детей на разнообразных мышечных ощущениях, развивать речь, воображение. | приветствие «Чуткие ручки» упражнение «Мы строим ,строим» - игра «Зайчики» |
17 занятие | Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать представление об изменчивости формы песка, развивать внимание, воображение, мелкую моторику | приветствие «Радуга» упражнение «Забавные отпечатки» игра « Попроси игрушку» |
18 занятие | Цель: развивать наблюдательность детей, мелкую моторику рук, внимание, учить детей снимать напряжение, злость. | приветствие «Радость» упражнение «Песочное царство» игра «Два барана» |
19 занятие | Цель: учить детей быть внимательными друг к другу, быть уверенными в себе, не бояться страхов, развивать тактильную чувствительность, слуховую память | приветствие «Злюка» упражнение «Лесные жители» игра «Кораблик» |
20 занятие | Цель: учить детей говорить друг другу приятное, снимать эмоциональное напряжение, развивать внимание развивать воображение, мелкую моторику рук. | приветствие «Снежный ком» упражнение «Спрячь игрушки» игра «Найди свою пару» |
21 занятие | Цель: учить развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки, развивать внимание, наблюдательность, память | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Что пропало?» игра «Другое животное» |
22 занятие | Цель: учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев, развивать пространственные представления, ориентироваться «на песочном листке» | приветствие «Радость» упражнение «Мы играем» игра «Маленькое приведение» |
23 занятие | Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию, развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения | приветствие «Злюка» упражнение « Машинки» игра «Комплимент» |
24 занятие | Цель: развиваем тактильное и зрительное восприятие, учить создавать позитивное настроение | приветствие «Снежный ком» упражнение «По тропинкам, по дорожкам» игра «Бутон» |
25 занятие | Цель: учить устанавливать тактильный контакт, развивать воображение, логическое мышление, фантазию, развивать эмоционально – выразительные движения рук. | приветствие «Радуга» упражнение «Игра с игрушками» игра «Дружная семья» |
26 занятие | Цель: продолжать учить детей быть внимательными друг к другу, учить детей снимать психомышечное напряжение, развивать внимание, речь, мелкую моторику рук.
| приветствие «Злюка» упражнение «Песочная аппликация» игра «Волшебный сон» |
27 занятие | Цель: развивать наблюдательность детей, развивать самосознание детей | приветствие « Радость» упражнение «Веселые науки» игра «Я радуюсь, когда…» |
28 занятие | Цель: учить говорить друг другу добрые слова, развивать навыки взаимодействия и сотрудничества, развивать воображение, логическое мышление, фантазию.
| приветствие « Снежный ком» упражнение «Детские секретики» игра « Гусеница» |
30 занятие | Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт развивать доброжелательность детей, развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость | приветствие «Чуткие ручки» упражнение «Подуй» игра «Театр прикосновений» |
31 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, умение представлять предметы по их словесному описанию. | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» игра «Кого не стало» |
32 занятие | Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развивать выдержку, коммуникативные навыки, развивать воображение, творческое мышление | приветствие «Радуга» упражнение « Город фантазий» игра « Дождь» |
33 занятие | Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке, учить детей развивать самосознание | приветствие «Радость» упражнение «Звери на дорожках» игра «Найди себе пару» |
34 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, упражнять детей в ориентировке на «песочном листке», развивать психомышечную тренировку | приветствие «Солнечные лучики» упражнение « Волшебный клад» игра « Солнышко и тучка» |
35 занятие | Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу, развивать тактильную чувствительность, воображения, учить детей создавать позитивное настроение | приветствие «Злюка» упражнение «Идут медвежата» игра «Бутон» |
36 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, учить детей устанавливать закономерности, учить детей снимать напряжение | приветствие «Чуткие ручки» упражнение « Зигзаги» игра «Два барана» |
37 занятие | Цель: учить детей говорить друг другу ласковые слова - Цель: учить регулировать мышечное напряжение, расслабление - Цель: учить детей быть сдержанными, отзывчивыми | приветствие «Снежный ком» упражнение «Песочный денек» игра «Радуга» |
38 занятие | Цель: развивать наблюдательность детей, развивать тактильную чувствительность, воображение, учить детей быть уверенными в себе , не бояться страхов | приветствие «Радость» упражнение «Ползут змейки» игра «Кораблик» |
39 занятие | Цель: учить детей внимательными друг к другу, учить детей снимать мышечное напряжение, развивать и расширять представления детей | приветствие «Злюка» упражнение «Мы создаем мир» игра « Тух, тух» |
40 занятие | Цель: учить детей говорить друг другу комплименты, развивать пространственные представления, ориентировка на « песочном листке» | приветствие «Снежный ком» упражнение «Мы едем в гости» игра «Найди себе пару» |
41 занятие | Цель: развивать доброжелательность детей, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные навыки | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Песочные прятки» игра «Дождь» |
42 занятие | Цель: учить детей быть внимательными к друг к другу, упражнять детей в ориентировке на «песочном листке», развивать психомышечную тренировку. | приветствие «Злюка» упражнение « Волшебный клад» игра « Солнышко и тучка» |
43 занятие | Цель: развивать наблюдательность детей, развивать воображение ,логическое мышление, фантазию, развивать эмоционально – выразительные движения рук. | приветствие «Радость» упражнение «Игра с игрушками» игра «Дружная семья» |
44 занятие | Цель: развивать сплоченность детей, развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, развивать коммуникативные навыки. | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Что пропало?» игра «Другое животное» |
45 занятие | Цель: учить детей снимать напряжение, злость, развивать мелкую моторику рук, внимание | приветствие «Радость» упражнение «Песочное царство» игра «Два барана» |
46 занятие | Цель: учить детей создавать позитивное настроение, умение замечать положительные качества в людях, развивать эмпатию, развивать внимание, мышление, повторить правила дорожного движения | приветствие «Солнечные лучики» упражнение « Машинки» игра «Комплимент» |
47 занятие | Цель :развивать доброжелательность детей, развивать выдержку, коммуникативные навыки | приветствие «Чуткие ручки» упражнение « Город фантазий» игра « Дождь» |
48 занятие | Цель: учить детей задерживать внимание на разнообразных мышечных ощущениях, строить из песка, развивать речь, воображение | приветствие «Чуткие ручки» упражнение «Мы строим ,строим» игра «Зайчики» |
49 занятие | Цель: учить детей говорить приятное друг другу, снимать внутреннее напряжение
| приветствие « Снежный ком» упражнение «Песочный дождь» игра «Сказка Репка» |
50 занятие | Цель: учить детей устанавливать тактильный контакт, развитие чувства доверия друг к другу, развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка
| приветствие: «Радуга» упражнение «Печем куличики» игра «Ласковое имя» |
51 занятие | Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию, развивать доброжелательность детей | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» игра «Кого не стало» |
52 занятие | Цель: учить детей пользоваться моделями, учить использовать их на песке, развивать наблюдательность детей. | приветствие «Радость» упражнение «Звери на дорожках» игра «Найди себе пару» |
53 занятие | Цель: развивать умение представлять предметы по их словесному описанию, развивать доброжелательность детей. | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Угадай, что спрятано в песке?» игра «Кого не стало» |
54 занятие | Цель: учить детей выплескивать гнев, развивать дружеские отношения, развивать сплоченность детей. | приветствие «Солнечные лучики» упражнение «Мы едем в гости» игра «Обзывалки» |
55 занятие | Цель: формировать позитивные и моральные представления об отношениях, познать внутренний мир ребенка, развивать тактильную стимуляцию. | приветствие «Ладошки» упражнение «Мир из песка» игра « Взаимоотношения» |
56 занятие | Цель: учить детей устанавливать позитивный тактильный контакт, развивать доброжелательность детей, развивать силу вдоха и выдоха, усидчивость | приветствие «Чуткие ручки» упражнение «Подуй» игра «Театр прикосновений» |
Ритуалы приветствия:
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики.Ведущий предлагает им поздороваться друг сдругом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям,как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие « Злюка»
Цель: сплочение группы , навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
Игры на коммуникацию
«Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться
Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу,давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться).Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов : « А ты, ……, морковка!».Помните , что это игра,поэтому обижаться друг на друга не будем.
«Жужжа»
Цель: учить детей быть более обидчивыми
«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет « Жужжей».
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: « Встаньте , пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.
«День рождения»
Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды
Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой.Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
«Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: « Рано –рано , два барана , повстречались на мосту».Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу , не сдвигаясь с места , как можно дольше.
«Найди себе пару»
Цель: учить детей развивать самосознание
Ведущий создает карточки, на которых нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса : «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться ( отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки ) и качаться на ветру.
Упражнения с использованием песка:
« Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
« Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей .Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных , транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
Список литературы
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
М.Н. Заостровцева «Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников»
Журнал «Дошкольник» 2011 № 7
Журналы «Дошкольная педагогика» 2008г. №3, 5, 2011 г. №4,5.
Н.В. Микляева «Авторские методики и программы ДОУ: технология разработка и описания»
С. Д. Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ»
Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В., «Песочная терапия в развитии дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2018 – 64с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Босиком по песочку.
Профилактика плоскостопия...
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОЧЕК» Пособие для коррекционно – развивающих занятий с детьми
Волшебный песочек Дети черпают информацию для развития из разных источников, чаще всего они просты, но приносят огромную пользу для их развития и обучения. Об...
Я люблю играть в песочек.
Веселые и полезные игры с песком для малыша не трудно организовать в домашних условиях....
Сыпься, песочек!
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком ...
"На морском песочке..."
План-конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках методического объединения воспитателей Московского района г. Казани на тему: "Физкультурно-оздоровительная деятельност...
Проект "Волшебный песочек"
Проект "Волшебный песочек"...
Досуг для детей старшей группы "Забавный песочек"
Досуг для детей старшей группы «Забавный песочек»Досуг: «Забавный песочек»Цель: Устроить для детей праздник с песком. Учить обследовать и называть свойства песка. Развивать логическое мышление, ...