Пакет рекомендаций для педагогов «Игры для запуска речи» по речевому развитию дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анастасия Николаевна Кудрявцева

Цель методических рекомендаций поделиться с педагогами имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей, и предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей старше 3 лет посредством игр. Игры, описанные в пакете рекомендаций, подойдут как детям раннего возраста, так и старшим дошкольникам, имеющим проблемы речевого развития. В пакете рекомендаций даны варианты игр для неговорящих детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пакет рекомендаций для педагогов

ИГРЫ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ

А.Н.Кудрявцева

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5 «Звоночек»

г. Тамбов

«Игры детей – вовсе не игры,

а правильнее смотреть на них как на

самое значительное и глубокомысленное

занятие этого возраста».

М. Монтень

Игры, описанные в пакете рекомендаций, подойдут как детям раннего возраста, так и старшим дошкольникам, имеющим проблемы речевого развития. Игровые сценарии, которые описаны ниже, универсальны. В пакете рекомендаций даны варианты игр для неговорящих детей. К группе неговорящих детей относятся дети с первичными речевыми нарушениями (например, алалией), имеющие эмоционально-личностные нарушения (аутизм), нарушения слуха, интеллекта, комплексные нарушения развития и т.д.  Вы можете усложнять или упрощать инструкции к играм: все зависит от индивидуальных возможностей ребенка и ваших актуальных задач.

Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к игре, - она должна вызывать интерес.

Игра, как вы знаете,  помогает нам развивать мотивационную основу речевой деятельности.

Эти игры станут незаменимыми помощниками в организации ярких, интересных и эффективных занятий.

Представленные игры, системность в работе, следование структуре и опора на календарно-тематическое планирование работают и дают хороший результат.

Игры подобраны с учетом календарно-тематического планирования. В каждой из приведенных ниже игр указаны оборудование, ход игры и варианты инструкций.

Цель и задачи определяет сам педагог, исходя из индивидуальных возможностей ребенка.

Играйте так, чтобы ребенок заговорил!

Игра «Прогноз погоды»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сухие листочки, губка для мытья посуды или лейка (то из чего будет «идти дождь»), фигурки диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, большой прозрачный контейнер.

Ход игры: В контейнере стоят фигурки животных. Рассказываем ребенку о погоде и природе осенью: дует ветер, холодно, идет дождь, опадают листья. Делаем листопад. Сминаем сухой (например, кленовый – он отлично хрустит) листок над заданным животным. Спрашиваем, на кого падают листья. Это листопад. Просим ребенка сделать листопад над лисой, над зайцем и т.д.

А затем показываем ребенку дождь. Играем по тому же принципу: туча над лисой, туча над зайцем…

Варианты инструкций: «Это лес. Полянка. На полянке лиса, волк, медведь, заяц. Наступила осень. Холодно на улице. Идет дождь. Падают листья. Это листья. Это листопад. Листья падают на лису. Вот так. На кого падают листья? На лису.

Это туча. Это дождь. Туча над лисой. Лей дождь на лису. Кто под дождем? Лиса!» И так далее со всеми животными.

Игра «Овощной грузовичок»

Цель: знакомство с названиями овощей, развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Оборудование: корзина с овощами.

Ход игры: Превращаем ребенка в «грузовичок». Ребенок становится на четвереньки, взрослый ему на спину кладет овощ. Ребенок должен перевезти его от «склада» к «магазину». В «магазине» разгружаем ребенка. Взрослый при этом произносит название привезенного овоща. Таким образом ребенок знакомится с названием овоща.

Варианты инструкций:  «Ты – грузовичок. Вези лук. Что ты делаешь? Везу. Опа! Привез. Что ты привез в магазин? Лук».

Игра «Пирожки с фруктовой начинкой»

Цель: знакомство с названиями фруктов, развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Оборудование: настоящее тесто, кусочки фруктов, скалка, доска, мука, сито для муки, стакан, тарелка, куклы из набора «Семейка».

Ход игры. Просеиваем муку через сито. Раскатываем тесто. Мнем, рвем, жмем тесто. Кладем на тесто начинку, формируем пирожки. «Запекаем» пирожки, угощаем гостей (куклы «мама», «папа», «баба», «дед»).

Варианты инструкций: «Будем печь пироги. Это сито. Просей муку. Что ты делаешь? (Отвечаем за ребенка: «Сею»). Это тесто. Рви. Жми. Это скалка. Раскатай тесто. Опа! Вот так (вырезаем кружочки стаканом).

Это банан. Это яблоко. Это апельсин. Клади сюда яблоко (используем указательный жест).

Пеки пирожки. Ой, какие вкусные! Ах! Дай пирожок маме. На, мама. Дай пирожок папе. На, папа». (Угощаем всех гостей.)

Игра «Лесная сказка»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Сенсорный сюжет по сказке «Лиса и волк».

Оборудование: сенсорный поднос с искусственным снегом, шишками, хвоей, прорубью (из синего желе или из маленького зеркальца); фигурки животных; фигурки бабы, деда; рыбка; сани.

Ход игры. Взрослый рассказывает адаптированный (упрощенный) вариант сказки «Лиса и волк». Рассказ сопровождает игрой с сенсорным подносом.

Варианты инструкций. Рассказывая сказку, обращаете внимание ребенка на героев, на оборудование: «Это лес. Зима. Потрогай снег. Понюхай хвою. Кидай рыбку в сани. Тяни рыбку. А волк никак рыбку достать не может! Поругай лису: ай-яй-яй, лиса!»

Игра «Магазин игрушек»

Цель: знакомство с названиями игрушек, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: различные игрушки, монеты, магнит (или магнитный жезл и фишки с окантовкой), мешочек.

Ход игры. Взрослый рассыпает монеты на столе и просит ребенка собрать их с помощью магнита и положить в мешочек. Затем взрослый просит ребенка купить игрушки в магазине. При этом дает точную  инструкцию: «Иди в магазин, купи поезд и мяч».

Варианты инструкций: «Это монеты. Лови монеты. Иди в магазин. Это игрушки. Это мяч, это машина, это поезд, это Миша (медведь), это кукла, это жаба, это дом. Купи жабу и дом. Неси мне. Что ты купил? Молодец! Иди в магазин. Купи мяч, машину, Мишу (медведя). Неси мне. Что ты купил?» Наращиваем количество игрушек в инструкции постепенно с двух до пяти.

Игра «Волшебная страна»

Цель: знакомство с названиями посуды, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: краска и кисть (можно заменить на веревочку либо малярный скотч) для того, чтобы создать на полу дорожку-линию; корзина, посуда.

Ход игры. Взрослый заранее рисует дорожку на полу. Вдоль дорожки расставлена посуда. Ребенок идет по дорожке и собирает посуду по инструкции. Затем показывает и называет взрослому все, что собрал по дорожке.

Варианты инструкций: «Это волшебная дорожка. Тут чашка. Тут ложка. Тут тарелка. Тут кастрюля. Иди по дорожке. Клади ложку в корзину. Клади чашку в корзину. Все собрал. Что ты собрал? Ложку, чашку». И так далее.

Игра «Пицца»

Цель: знакомство с названиями продуктов, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: ингредиенты для пиццы, порезанные, сложенные в емкость; тесто; скалка; большая круглая тарелка; нож (чтобы разрезать пиццу); набор «Семейка»: папа, мама, баба, дед.

Ход игры. Взрослый просит достать продукты из емкости и отсортировать их: перец с перцем, грибы с грибами и т.д. Затем ребенок раскатывает тесто. Ребенок кладет на тесто заданные ингредиенты. Запекаем пиццу, если ингредиенты и тесто настоящие и есть духовка. Угощаем маму, папу, бабу, деда.

Варианты инструкций: «Будем печь. Пиццу. Это тесто. Раскатывай. Это начинка. Сюда клади перец, сюда лук (ребенок сортирует). А теперь пеки пиццу. Молодец! Что это? Пицца. Дай пиццу маме. Ням-ням, вкусно! Дай пиццу папе. Ням-ням, вкусно!»

Игра «Луч света»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: фонарь, мебель.

Ход игры. Приходим с ребенком в «мебельный магазин» (обыгрываем магазин в комнате). Вдруг в «магазине» гаснет свет. Включаем фонарь, называем предметы мебели, которые попали в луч света.

Варианты инструкций: «Это мебельный магазин. Это стол. Это стул. Это кресло. Это диван. Это шкаф. Ой, свет погас! Темно. Включи фонарь. Это луч света. Что тут (в луче света)? Шкаф. Что тут? Диван».

Игра «Стирка»

Цель: знакомство с названиями одежды, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: одежда; таз с водой; мыло; веревки, натянутые между стульями; прищепки.

Ход игры. Взрослый заранее наливает в небольшой таз воду и создает пенку с помощью мыла. Предлагает ребенку постирать грязную одежду. После этого чистую одежду вешает на веревки. Комментирует весь процесс.

Варианты инструкции: «Это мыло. Это вода. Это пена. Дуй (ребенок дует на пену, играет с ней). Это юбка. Это штаны. Они грязные. Стирай юбку. Что ты стираешь? Юбку. Юбка чистая. Повесь юбку на веревку. Опа! Вот так (фиксируем юбку прищепками, прищепки выстраиваем в ритмичный ряд*). Стирай штаны. Что ты стираешь? Штаны. Штаны чистые. Повесь штаны на веревку. Опа, вот так (фиксируем штаны прищепками, прищепки выстраиваем в ритмичный ряд)».

* Ритмичный ряд - это определенная последовательность, например, по цвету. Красная прищепка - зеленая прищепка - красная прищепка - зеленая прищепка.

Игра «Найди след»

Цель: знакомство с названиями обуви, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: обувь, различная по размеру и форме, рисунку подошвы; краска; кисть; бумага формата А3; влажные салфетки; скотч.

Ход игры. Взрослый фиксирует скотчем лист бумаги на полу. Наносит вместе с ребенком на подошву обуви краску и делает отпечатки обуви на бумаге. После этого еще раз рассматриваем обувь и ищем соответствующий отпечаток. Вытираем подошву обуви. Кладем ее в коробку, перемешиваем и просим ребенка найти заданный отпечаток. Называем обувь.

Варианты инструкций: «Это сапоги, это туфли, это чешки. Мажь чешки. Жми (делаем отпечаток). Это сапог. Мажь сапог. Жми. (таким образом делаем отпечатки всей обуви). Ищи обувь, которая оставила этот след».

Игра «Птичий двор»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: светло зеленый фон на бумаге (это травка на птичьем дворе), желтая краска, ватные палочки, скотч.

Ход игры. Фиксируем на столе бумагу скотчем, на «травку» помещаем домашних птиц, называем их. Ватную палочку окунаем в желтую краску и рисуем «пшено» на бумаге: ставим точки по всему периметру птичьего двора. Это пшено. Просим ребенка покормить домашних птиц.

Варианты инструкций: «Это пшено. Опа, еще, еще, пшено. Ешь, гусь пшено. Ешь, петух, пшено. Кого ты кормишь?» Ребенок подносит фигурки птиц к нарисованному пшену, кормит их.

Игра «Кто на ферме живет?»

Цель: знакомство с названиями домашних животных, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сено; фигурки животных; фото фермы на заднем плане, например, на стене; миска с водой, маленькое ведерко.

Ход игры. На сене стоят домашние животные. Знакомим ребенка с названиями животных. Кормим их сеном. Поим водой. Все действия ребенок производит по инструкции взрослого.

Варианты инструкций: «Это ферма. Это сено. Это домашние животные. Это корова. Это лошадь. Это овца. Это коза. Дай корове сено. Ешь, корова. Дай корове воду. Пей, корова». И так далее со всеми животными.

Игра «Снегопад»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, формирование направленной воздушной струи.

Оборудование: кусочки белой бумаги, искусственный снег, хлопок (или то, что может имитировать снег), дикие животные (фигурки, фото).

Ход игры. Взрослый сообщает ребенку, что на зимней полянке собрались лиса, волк, Миша (медведь) и заяц. Начался снегопад. Снег засыпал всех животных. Называем то животное, на которое падает снег.

Варианты инструкций: «Это лес. В лесу на поляне играют волк, лиса, заяц, Миша. Начался снегопад. Снег падает на волка (ребенок насыпает «снег» на волка). На кого падает снег? На волка. Снег падает на лису. (И так далее со всеми животными.) Всех засыпал снег. А теперь дуй, ты - ветер. Дуй на снег. Ой, кто под снегом? Волк!»

Игра «Катаемся с горки»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: детский стульчик, небольшая деревянная доска (горка), сани, кукла Маша, киса, Миша (медведь), собака.

Ход игры. Формируем с помощью доски и стульчика горку. С горки спускаем на санях заданную игрушку.

Варианты инструкций: «Это сани. Это горка. Кати Машу! Кати Мишу. Что ты делаешь?» Качу Машу! Качу Мишу!»

Игра «Наряжаем елку»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: елочные игрушки, елочка.

Ход игры. Скоро будет новогодний праздник. Взрослый предлагает нарядить елочку. Ребенок наряжает елочку по инструкции взрослого, затем прячет под елочкой подарки.

Варианты инструкций: «Это елка, это игрушки. Повесь на елку красный шарик, повесь на елку лису, повесь на елку звезду. Какая красивая елка! Прячь под елку сладости (перед ребенком стоят открытые коробочки с конфетами, пряниками печеньем; ребенок закрывает коробки, прячет их под елку). Прячь конфеты. Прячь пряник. Прячь печенье».

Игра «День рождения лисы»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, преодоление нарушений слоговой структуры слова.

Оборудование: стол, на столе - сенсорные дорожки из различных материалов, выполненные по принципу задания «переплетающиеся линии»; с одной стороны у каждой из дорожек стоит игрушка-животное (волк, заяц, медведь). С другой стороны дорожек - слова-предметы первого типа слоговой структуры: бусы, часы, роза (это подарки); лиса, корзинка.

Ход игры. По сенсорной дорожке заданное животное идет к своему подарку. По дороге ребенок, управляя фигуркой животного, проговаривает заданные слоги, звукоподражания, слова. Животное забирает подарок в конце сенсорной дорожки. Несет лисе на день рождения. И так со всеми животными.

Варианты инструкций: «Это лиса. У нее день рождения. Лиса зовет в гости волка. Позови волка! Волк! Волку нужно принести лисе подарок. Подарок тут. Волк идет по дорожке к подарку. Как идет волк? Топ, топ. Волк песенку поет, и ты пой: а-у-а-у. Волк пришел к концу дорожки. Что тут? Это бусы. Неси, волк, бусы лисе. На, лиса, бусы!»

Данные инструкции отрабатываем с каждым животным.

Ига «Корми птичек: «сортер»»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: менажница или одинаковые миски; различные зерна и семечки; птицы - воробей, голубь, ворона.

Ход игры. Взрослый предлагает покормить птиц. Но сначала нужно отсортировать зерна по образцу. Ребенок должен разложить зернышки по мисочкам (или в менажницу) в зависимости от их вида. После того как ребенок справится с этим заданием, определенные зернышки он будет давать определенной птице.

Варианты инструкций: «Это зерна, они перемешались. Сортируй. Это зерно - воробью, это зерно - голубю, это зерно - вороне. Ешь, воробей. Ешь, голубь. Ешь, ворона».

Игра «Летит-плывет-едет»

Цель: знакомство с названиями и видами транспорта, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: три сенсорные коробки - с землей, с ватой (облака, небо), с синим рисом (море, река), различные виды транспорта.

Ход игры. Вместе с ребенком вспоминаем названия транспорта. Показываем образец сортировки транспорта. Предлагаем ребенку разложить транспорт по сенсорным коробкам: в коробку с землей - наземный транспорт, в коробку с синим рисом - водный транспорт, в коробку с ватой - воздушный транспорт.

Варианты инструкций: «Это машина, она едет по земле. Клади сюда (кладем в коробку с землей). Это самолет. Он летит. Клади сюда (кладем в вату). Это небо. Это лодка. Она плывет. Клади сюда (кладем в коробку с синим рисом). Это море. Это ракета. Куда ракету? В небо.

Покажи, что летит? Что плывет? Что едет?»

Игра «Археолог»

Цель: знакомство с названиями профессий, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сенсорный поднос с песком, кулинарная кисть или большая кисточка, предметы, обозначаемые словами первого и третьего типов слоговой структуры, песок.

Ход игры. Прячем в песке фигурки, даем ребенку кисть и говорим, что он археолог. Ищем в песке спрятанные предметы.

Варианты инструкций: «Ты - археолог. Пойдем на раскопки. Это песок. Это кисть. Мети. Опа! Что там? Это ваза! Мети. Что ты делаешь? Мету. Ой! Что там? Бусы. Что ты нашел?» (Перечисляем все найденные предметы.)

Игра «Весна в лесу»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сенсорный поднос со «снегом», «лужами» (мисочки с водой), первыми подснежниками (фото), «мхом»; фигурки диких животных.

Ход игры. Дикие животные вышли на весеннюю полянку. Взрослый рассказывает о признаках весны. Дикие животные по заданно         инструкции перепрыгивают по очереди через лужи.

Варианты инструкций: «Это весна. Тут снег. Тут лужи. тут подснежники. Это волк, лиса, заяц, медведь. Они прыгают через лужи по очереди. Первым прыгает медведь. Прыг. Эх! Упал в лужу. Буль! Спаси его. Тяни Мишу. Теперь прыгает через лужу лиса. Прыг! Перепрыгнула. Кто перепрыгнул через лужу? Лиса. Кто упал в лужу? Миша». И так далее.

Игра «Отпусти рыбку в море»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: голубой (синий) шарф или плед, рыбки из пластмассы или резины, ведерко.

Ход игры. Расстелите на полу голубой (или синий) шарф или плед – это будет море. Отойдите от него на несколько шагов. Достаем из ведерка рыбку, кидаем в море. Рыбу можно сделать разноцветной: «Кидай синюю рыбу, кидай красную рыбу» и т.д.

Варианты инструкций: «Это море. Это рыба. Кидай рыбу в море. Плыви, рыба».

Игра «Муравей наводит порядок на полянке»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, развитие слуховой памяти.

Оборудование: предметы, обозначаемые словами первого типа слоговой структуры: ваза, дыня, бусы, вата, роза, кеды, каша, часы.

Ход игры. «Превращаем» ребенка в муравья: ребенок ставит руки на пол, а его ноги взрослый держит в воздухе. Ребенок на руках передвигается по «полянке» и наводит на ней порядок: убирает в корзину все найденные на полянке предметы и называет их.

Варианты инструкций: «Ты – муравей. Это поляна. На поляне беспорядок. Убери вазу в корзину. Убери бусы в корзину. Что ты убрал? Вазу, бусы…»

Игра «Сенсорный сюжет «Лето»

 

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, развитие слуховой памяти.

Оборудование: поднос с высокими бортиками, на нем мох, хвоя, трава, пень, цветы, бревно, дерево, куст, камень, насекомые.

Ход игры.Взрослый знакомит ребенка с сенсорным сюжетом. Затем ребенок выполняет заданную инструкцию (см. варианты инструкций ниже).

Варианты инструкций: «Это лес. В лесу лето. Зеленая трава, зеленые деревья, зеленый куст, цветы цветут, птички поют, бабочки летают, насекомые ползают. Это пень, это камень. Покажи, где куст, где камень, где дерево. Прилетела стрекоза. Стрекоза села на куст. Посади стрекозу на куст. А это божья коровка. Спрячь ее под куст. Это бабочка. Посади ее на цветок.

Послушай, как шумит крылышками бабочка (шумим маракасом), а вот так шумит крылышками пчелка (стучим в бубен). Угадай, кто так шумит?»  

Игра «Веселые рифмы»

Цель: знакомство с названиями частей тела, развитие понимания речи, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, развитие чувства ритма и рифмы.

Оборудование: стулья.

Ход игры. Взрослый садится на стул, напротив сажает ребенка и рассказывает стихотворение, показывая на себе части тела.

Варианты инструкций. В качестве инструкции для ребенка можно взять данное веселое стихотворение:

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу БЕГЕМОТ — береги РОТ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу КОЗА — береги ГЛАЗА.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ПЕС — береги НОС.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ХРЮШКИ — берегите УШКИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу КОШКИ — береги ЛАДОШКИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ОЛЕНИ — берегите КОЛЕНИ.

Мы едем, едем, едем на большом велосипеде.

Вдруг навстречу ТЕЛЯТКИ — берегите ПЯТКИ.

(Стихотворение «Большой велосипед»,

автор Т.В. Башинская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Значение игр со словом для речевого развития дошкольников»

  Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны. Важно научить ребе...

Семинар для педагогов "Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие дошкольников"

Семинар для педагогов. Приводятся способы развития мелкой моторики рук которые влияют на развитие речи....

ЮЖНЫЙ ОСТРОВ «ГОВОРЛЯНДИЯ». Методические рекомендации к использованию универсального игрового образовательного модуля для речевого развития дошкольников

Методическое сопровождение для организации образовательного процесса с дошкольниками в рамках модуля представляет собой практический материал  (игры и упражнения) направленные на речевое , познав...

Мастер-класс для педагогов "Игры со сказками, как средство речевого развития дошкольников"

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....

Консультация для педагогов на тему: «Режиссёрские игры и игры драматизации. Их влияние на речевое развитие дошкольников старшего возраста».

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...