Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. Что это?
статья по коррекционной педагогике
Понятие сенсорной интеграции детей с ОВЗ. Сенсорная интеграция в условиях ДОО.Виды сенсорной интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_detey_s_ovz.docx | 318.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция детей с ОВЗ. Что это?
Педагог-психолог Л.С. Гайнутдинова МБДОУ «Детский сад №423 г. Челябинска», Россия
Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, обеспечивающий организацию всех сенсорных ощущений, которые получает человек. Ощущения являются элементарным ответом нервной системы на раздражитель. Мы получаем их от взаимодействия с окружающей средой и от собственного тела. Интеграция необходима для обеспечения целостного восприятия объектов окружающего мира и себя в нем. Благодаря ей несколько ощущений объединяются в единое восприятие, в образ, в представление.
Сенсорная интеграция детей с ОВЗ – терапевтический метод, направленный на работу с телом ребёнка. Ребёнку предлагается «взаимодействовать» со специально оборудованным помещением, где он в игре совместно с взрослыми выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Виды сенсорной интеграции детей:
Тактильная. Обеспечивает ощущениями осязания, давления, фактуры, холода, боли.
Активности и стимулы для тактильной системы: тесная, прилегающая к телу одежда; пуховое одеяло или утяжелённое одеяло; антистрессовые игрушки; прикосновение к холодному или теплому; рисование на песке; сенсорные дорожки; тактильные коробки; объемные рисунки; игры с водой.
Вестибулярная. Обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направлении движения), а также о движущихся вокруг нас объектах.
Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте; кувыркаться; висеть вниз готовой; заниматься на терапевтическом надувном мяче; качаться на качелях; вращаться на каруселях, диске, качаться в «яйце совы» или яйцо Кислинг (см. фото), или гамаке, ползание в различных тоннелях, качание на различных балансирах.
Проприоцептивная. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении.
Активности и стимулы для проприоцептивной системы: выполнение физических упражнений; перенос тяжестей; ходьба, бег; хождение на руках (положение "тачка"); утяжелители на руки или ноги; отжимание (от стены, от пола, от стола).
Обонятельная. Обеспечивает информацией о видах запаха: приятный, съедобный или неприятный, (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий).
Стимулы для обонятельной системы: пахнущие ручки или маркеры; продукты с выраженным запахом (цитрусовые, хлеб, шоколад и др.); ароматические масла; пахнущие крема и масла для тела.
Слуховая. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие).
Активности и стимулы для слуховой системы: наушники; музыка; звон колоколов; говорящие игрушки; аудиозаписи и т. п.
Зрительная. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения.
Активности и стимулы для зрительной системы: очки (в том числе солнцезащитные); лазерная ручка; темное помещение; ограничение обзора; индивидуальное рабочее место.
Вкусовая. Обеспечивает информацией о вкусовых качествах объекта (сладкий, горький, кислый, острый, соленый).
Активности и стимулы для вкусовой системы: разные вкусы; разная консистенция пищи; хрустящая пища; газированная вода.
Сенсорная интеграция — это название метода, суть которого в том, чтобы помочь нашим детям восполнить дефицит сенсорного опыта. Того самого опыта, который не дает им среда современного урбанизированного социума.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Этот метод будет эффективен для детей с разного рода проблемами:
- трудности обучения
- задержка психического развития (ЗПР)
- синдром гиперактивности
- синдром дефицита внимания
- расстройства аутистического спектра (РАС)
- нарушения опорно- двигательного аппарата (НОДА)
Чтобы помочь ребенку получить новый и необходимый ему сенсорный опыт, а также активизировать его развитие, используются сенсорные игры и упражнения.
Прежде всего, для развития сенсорной интеграции необходим индивидуальный подход к каждому ребенку.
Ребенок получает новый опыт, через игру, так как это ведущий вид деятельности и что немаловажно приносит удовольствие детям.
Сенсорные игры:
- Рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга, игры с водой, мыльными пузырями, льдом.
- «Дождь» из фасоли, крупы, кофе при этом подставляем под струи «дождя» части тела; ходьба босиком по сенсорным «лужам»; пересыпать крупы с помощью баночек, формочек, ложек; прятать в глубокую емкость с крупой и разыскивать предметы; нюхать крупы, специи, чай и кофе, определяем более «вкусный» запах; рисование на муке или манке (на подносе, столе).
- Пересыпать песок, закапывать руки в песок, рисовать на песке.
- Использование массажных мячей. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно.
- Игры с различными видами тканей: ситец, фланель, шерсть, картон, гофрированный картон, фольга, пекарская бумага.
- Игры с мелкими камушками, шишками, плодами деревьев (жёлуди, каштаны). Выкладывание узоров из долек фруктов, изучая запах; трогать пальчиками различные нарезанные фрукты в миске.
- Использование в игре сенсорных коробочек: различные коробочки, наполненные крупой, монетками.
- Игры шариками и кубиками «марблс» (см.фото): организация сухого бассейна для пальчиков, раскладывание шариков в разные емкости; бросать шарики в воду; перекатывание между пальцами.
Для улучшения сенсорной интеграции так же используют
- Дидактические игры и упражнения, такие как: «Чудесный мешочек», «Ощупай и слепи», «Холодно-горячо-тепло», «Веселый массаж», «Вспомни предмет», «Найди пару», игры с мозаикой, собери пазл, игры с мыльными пузырями.
- Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне.
- Игры с надувными и плавающими предметами.
- Прыжки на мате, матраце, через скакалку.
- Прыжки на палочке лошадка под ритм музыки.
- Имитация движений животных.
- Броски в корзину бумажных снежков.
- Игры с мыльными пузырями.
- Раскачивание на качелях.
- Перекатывание со спины на живот.
- Заворачивание в одеяло, тяжелые ткани.
- Толкание тяжелых предметов, игры с тяжелым мячом.
- Балансирование на гимнастических мячах.
- Ходьба, бег по неровной, ограниченной, неустойчивой поверхности.
Используемые приемы сенсорной интеграции, позволяют ребенку удовлетворить потребность в осознании себя, познании окружающего предметного мира (представление о предметах). Обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие и развитие практических навыков занимает одно из центральных мест в общей системе воспитательной работы.Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспр...
картотека дидактических игр для сенсорной интеграции детей с ТНР
картотека дидактических игр для сенсорной интеграции детей с ТНР...
Конспект занятия по сенсорной интеграции детей раннего возраста «Прогулка».
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.Сенсорная интеграция – это взаимодействие ...
Сенсорная интеграция детей с нарушением зрения посредством игр на межполушарное развитие
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на в...
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализ...
Сенсорная интеграция детей дошкольного возраста. « Сенсорный портрет ребенка дошкольного возраста, как основа для проектирования индивидуальной работы»
У детей с нарушением сенсорной интеграции происходит сбой в обработке полученных от рецепторов данных. Синдром проявляется в поведении, тактильных ощущениях, познавательном и моторном развитии. Дети с...
Сенсорное развитие и сенсорная интеграция детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Сенсорная интеграция - это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. У детей с РАС, как мы уже о...