"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
статья по конструированию, ручному труду
В статье рассматривается проблема развития творческих способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
Проблема развития творческих способностей детей вызывала огромный интерес людей во все времена. О необходимости предоставления детям возможности творить, писали еще философы Древней Греции, знаменитые педагоги: Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель и др.Разумеется, в повседневной деятельности педагоги учитывают весь положительный опыт, наработанный мировой педагогикой.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач в дошкольном образовании и наиболее эффективное средство для ее решения – изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства.
Взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений, передавая общественно-исторический опыт поколений. Сам изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.
Систематическая педагогическая работа строится так, чтобы найти стимулы к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное желание "творить". Поэтому художественная деятельность детей тесно связана с жизнью. Прежде всего, ребенку необходимо отчетливо представлять, что он будет изображать, а для этого у него должны сложится разнообразные впечатления о мире. Представления о предметах и явлениях формируются на основе их восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестетического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта.
Такие знания и представления об окружающем мире следует формировать целенаправленно, организуя специальные наблюдения, рассматривая предметы во время проведения дидактических и других игр, направляя восприятие ребенка на те или иные свойства и качества объектов (явлений). Процесс восприятия должен включать анализ. Выделение свойств предметов: их форму, величину, строение, качества (гладкий, шероховатый, пушистый, колючий, теплый, холодный) и т.д. Педагогу следует учить детей сравнивать предметы, обращать внимание на сходство и различие предметов, учить уподоблять их, например, по признаку формы (мячик, колечко, серединка цветка - круглые). Будучи познавательным процессом, восприятие связано с другими познавательными мыслительными процессами: анализом, сравнением, уподоблением, синтезом, обобщением. Вышеописанная работа способствует интеллектуальному развитию детей и повышает уровень
Для того чтобы развивать у детей эстетическое восприятие, педагог должен обладать способностью эстетического видения.
Дети не просто смотрят на объект, а узнают и выделяют его свойства, форму, строение, цвет и т.д. Они должны увидеть художественные достоинства предмета, который им предстоит изобразить, к сожалению, многие ребята не способны самостоятельно определить и оценить красоту воспринимаемого объекта и помочь им должен педагог, иначе понятие «красивое» не приобретает в глазах ребенка конкретного смысла, останется формальным. Для того чтобы дети поняли, чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен уметь чувствовать, видеть красоту в жизни. Это качество надо развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдайте с детьми за явлениями природы, их изменениями, например, за состоянием неба в разную погоду, при разном освещении солнца, обратите внимание на то, как набухают почки на деревьях, кустах и как постепенно.
Образное эстетическое восприятие детей качественно обогащается в тех случаях, когда взрослый использует эпитеты, образные выражения, поэтические строки. Сам процесс восприятия должен быть эмоционально радостным, вызывать у ребенка положительное отношение к действительности, желание наслаждаться красотой, изобразить увиденное. Изобразительная деятельность имеет большое значение и для развития образных представлений и образного мышления. Творчество как деятельность детей представляет новые возможности развития таких качеств, как: трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Одна из главных особенностей развития детского творчества рассматривает во взаимосвязи обучения и воспитания. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, представлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащение их представления об окружающем, развития воображения. Важное условие для развития творческих навыков – овладение навыками и умениями, усвоения знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях.
Все педагоги знают, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности было интересно. Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития творческих навыков посредством изобразительной деятельности – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы – вот что помогает не допустить в формировании творческих навыков посредством изобразительной деятельности, однообразие и скуку, обеспечивает живность и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы педагог, всякий раз создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить ранее усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостные удивление, желание созидательно трудиться. Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Все виды художественной деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем, мы педагоги, часто сталкиваемся с этим. (Дерево рисуется снизу вверх, потому что, оно растет так. А домик вот так.) А что случится, если сделать по – другому? Жесткие, «единственно правильные» правила сковывают инициативу ребенка и педагога, лишают их возможности проявлять творчество. Осуществляя руководство изобразительной деятельностью, необходимо помнить о ее специфике – это не обычное учебное занятие, на котором дети просто чему-то учатся, что-то узнают, это – художественно –творческая деятельность, требующая от ребенка положительного эмоционального отношения, желание создать изображение, картину, прикладывая усилия мысли и физические условия. Без этого успех невозможен.
Ясно, что творчество, даже если оно является продуктом зрелого мастерства, имеет разную общественную ценность. Различные масштабы, уровни, результаты творчества у отдельных авторов совершенно очевидны.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству, у большинства дошкольников творчество само по себе не развивается и не проявляется. Для полноценного эстетического развития и формирование художественно – творческих способностей детей необходимы определенные условия.
Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности»
Экспериментальная работа...
Конспект занятия по развитию творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности "Волшебные превращения Кляксы"
Представляю вашему вниманию конспект занятия с детьми старшей группы....
Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.
Вводя детей в мир изобразительного искусства, важно определить этапы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему и конечно надо заинтересовать детей. Тогда этот путь будет и для детей,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/06/picture-872789-1483722209.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности»
Рассмотреть с педогогами какое влияние на развитие творческих способностей детей оказывает изобразительная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/20/picture-1071713-1540012267.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/17/picture-494119-1584429060.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности"
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности" Рссматриваемые вопросы:1 Значение искусства для эстетического развития челове...