Дидактическая игра «Бильбоке» как средство выработки двигательных навыков у дошкольников.
учебно-методическое пособие по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дидактическая игра «Бильбоке» как средство выработки двигательных навыков у дошкольников.
Методическое пособие для воспитателей ДОУ
Игра — один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность учебной, трудовой, коммуникативной деятельности. Это обусловлено тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущей деятельностью (Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин) и основным средством воспитания и обучения детей. Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения.
Дети познают этот мир и проходят важные этапы развития – через игру. Так формируются мыслительные процессы, память, логика, воображение. А еще мальчики и девочки, играя, учатся существовать в команде, взаимодействовать, быть терпимей и мудрей. Здорово, когда взрослые помогают малышам и детям постарше в том, как научиться правильно играть. Например, дидактическая игра "Бильбоке " станет отличным поводом провести время с пользой.
Бильбоке — игрушка; представляет собой шарик, прикреплённый к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. "Бильбоке" происходит от французского bilboquet (bille - шарик + bouquer - поддевать на рога). Ее любил король Генрих III Валуа. Он часто появлялся с этой игрушкой на людях. Но пик популярности бильбоке пришелся на правление Людовика XV, когда французские аристократы использовали игрушки, сделанные из слоновой кости.
Игра бильбоке имела в 19 в. поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии. Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем в чашу, потом в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, на толстый конец рукоятки.
Эта увлекательная игрушка развивает глазомер, выдержку, зрительно-пространственную ориентацию и реакцию, синхронизацию и координацию движений, способствует выработке таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота реакции, помогает ориентировке в пространстве, согласованности действий, тренирует вестибулярный аппарат, оказывает влияние на формирование нравственно – волевых качеств (выдержки, настойчивости, терпения и аккуратности). Способствует созданию ситуации успеха. Игра очень полезна при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Виды игр бильбоке
Основной простейший вид игры бильбоке показан на рисунке 1. Задача играющего состоит в том, чтобы попасть шариком, привязанным на шнурке к стержню, в чашечку, прикрепленную к концу того же стержня. Если потренироваться, можно наловчиться забрасывать шарик без промаха по многу раз подряд. Обычно соревнование между играющими именно в этом и состоит.
В игру, показанную на рисунке 2, играют двое. Шарик по очереди кладут то в одну, то в другую чашечку. Забрасывают его при помощи рычажка, подвижно закрепленного в основании каждой фигурки. Выигрывает тот, кто забросит шарик в свою чашечку большее число раз. Здесь все зависит от того, с какой силой ударить по концу рычажка.
Еще один вид бильбоке на рисунке 3. Играющему надо сначала попасть шариком в чашечку на конце стержня, а потом подбросить его и попасть во вторую чашечку, прикрепленную к фигурке клоуна.
Держась за ручку, подбросьте висящий на веревочке цилиндр так, чтобы насадить его дырой на острый конец стержня (рис. 4).
Очень интересный вариант игры показан на рисунке 5. В центре деревянной рамки на проволоку надет стержень с двумя шариками на концах. Стержень этот следует раскрутить и, уловив удобный момент, когда он оказывается в горизонтальном направлении, быстрым движением рук зажать оба шарика между двумя полушариями, выдвинув их из боковых стенок рамки.
Желательно каждую игрушку изготовить в нескольких экземплярах для того, чтобы была возможность использовать их для проведения соревнований. Ниже мы даем описание игрушек, более простых и доступных для изготовления.
Из фанеры можно выпилить фигурки клоуна, Петрушки, Буратино, матрешки и других с длинными носами. Раскрасьте их и на тонком шнурке привяжите к ним колечки. Подбрасывая кольцо, попытайтесь надеть его на нос фигурки (рис. 6).
Сквозные лунки
Из фанеры выпиливают фигуру, изображенную на рисунке. В ней должны быть вырезаны три отверстия. К концу фигурки на тонком шнурке подвязывают деревянный шарик. Задача играющего: взмахивая фигуркой, забросить шарик последовательно в первое, второе и третье отверстия.
Поймай шарик
Две одинаковые "вилки" имеют прорези по толщине фанеры: одна прорезь сверху до середины, другая - снизу до середины. Благодаря этому "вилки" вставляются одна в другую. Скрепляясь наверху фанерными кружочками, они образуют чашечку для шарика. Все детали соединяют на клею.
Двойное бильбоке
Совсем просто изготовить бильбоке, используя бумажные стаканчики для воды, мороженного и пр. Два стаканчика вставляются в отверстия рукоятки, которую можно выпилить из фанеры или оргалита. Играющий должен поймать шарик в один стаканчик и потом перебросить во второй.
Мастер класс по изготовлению игры «Бильбоке» своими руками.
Разновидностей бильбоке огромное количество, как и способов изготовления данной игрушки.
Рассмотрим способ изготовления билькоке из вторичных материалов.
Цель: Совершенствование умения подбрасывать предмет вверх или ловить его; развивать глазомер, быстроту реакции, координация движений предплечья кисти и пальцев, ловкости, меткости, глазомера, произвольности поведения, быстроты реакции. Воспитание упорства, настойчивости, позитивного духа соперничества, формирование навыков самоконтроля.
Применение нестандартного физкультурного оборудования помогает решить следующие задачи:
Оздоровительные задачи:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и всесторонние физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
- Способствовать развитию всех групп мышц, совершенствовать деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
Образовательные задачи:
- Формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств.
- Укрепление здоровья детей.
Наша задача - удовлетворить потребность ребёнка в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника. Поэтому мы изготовили оборудование.
Инструменты и материалы:
• Пластиковая бутылка
• Контейнер из киндер-сюрприза
• Ножницы
• Клей
• Акриловый шнур
• Шило
• Обрезки самоклеящейся и цветной бумаги, картона и др. для украшения игрушки. У меня была изолента нескольких цветов.
Поэтапный процесс изготовления игрушки:
1. Отрезаем от бутылки примерно 1/3 часть со стороны крышечки.
2. Шилом делаем отверстия в середине крышечки и в контейнере от киндер-сюрприза, для того чтобы продеть в них шнурок.
3. Продеваем шнурок и завязываем узлы внутри киндер-сюрприза и внутри крышки от бутылки.
4. Завинчиваем крышечку на бутылку.
5. Игрушка готова, но, чтобы придать ей более привлекательный и забавный вид украшаем ее пожеланию.
Игрушка готова для игры!
Виды игр бильбоке и правила игры
В игру можно играть одному, а можно в большой компании. Тифлопедагоги рекомендуют педагогу самому сначала выполнять действия, чтобы всё почувствовать на себе, а потом предлагать детям. И при выполнении упражнений с бильбоке постоянно производить смену рук.
Правила игры:
1. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд, можно устанавливать определённое время.
2. Ещё один вариант: играют несколько человек. Надо подбросить шарик вверх и поймать его в стаканчик. За это начисляется одно очко. Ловить шарик по очереди до промаха. Промахнувшийся передает бильбоке следующему за ним игроку. Победителем становится тот, кто первым наберет условленное количество очков.
3. Думаю, не будет лишним во время игры запоминать названия насекомых, других животных или вообще всё, что изучается в школе. Их можно посчитать. Например, насекомых 10, значит постараться 10 раз поймать божью коровку. Вариантов можно придумать много.
4. Изучать понятия и термины: вверх, вниз, вокруг, вперёд, назад, влево, вправо. Наречия изучать: шарик внизу, вверху. Давать характеристику движения объекта относительно себя: сильно, слабо, равномерно, плавно, резко, вяло, напряжённо, неточно.
5. Свободной рукой поднять шар выше сачка и опустить в сачок.
6. Опускать шар в сачок не броском, а одновременным разжатием пальцев (если ребёнок промахивается – надо взять шар из сачка и поднять его строго над сачком).
7. Маятниковые движения: вперёд-назад, влево-вправо, можно под счёт взрослого, под какие-либо звуки.
8. Вращение шара по кругу: изобразить круг, вокруг обруча, лежащего на полу. Вращать по часовой стрелке-против часовой стрелки. Равномерное количество вращений в разных направлениях.
9. Вращать шар вокруг стула, между двумя стульями изображать движения шара.
10. «Рыбалка» - после какого-либо вращения положить шар на край стола, опустить вниз сачок (стакан), потянуть так, чтобы шар поймать сачком (стаканом).
11. Раскачать шар и забросить его за натянутую верёвку: за счёт инерции движения шара произойдёт закручивание нити (лески) вокруг верёвки. Забрасывать можно на определённый звук, сигнал взрослого. Очень полезно потом будет ребёнку тянуться за шаром – откручивать его от верёвки.
12. Бросить шар в стену (в метку на стене) и потом поймать его сачком.
13. С незрячим: выполняется в паре. У незрячего в руке сачок, а зрячий ученик шар тянет в разные стороны, незрячий определят, где шар, его положение. Спрашивает: Где сейчас шар?
14. В паре: попади в чужой сачок: один пассивно держит сачок, другой другим бильбоке пытается попасть к нему в сачок.
15. Попадание в сачок при движении ребенка, может ходить несколько детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ: "Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников".
материал для воспитателей,как надо развивать воспитание чувств...
Дидактическая игра – как важнейшее средство успешного развития познавательной сферы дошкольников
Данная консультация разработана для воспитателей детей раннего возраста.Рассмотрены различные дидактические игры,которые являются успешным средством для познавательной сферы развития личности де...
Игра – театрализация как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников.
Статья посвящена вопросам развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Автор раскрывает основные способы и механизмы социализации в детском возрасте: участие ре...
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «Дидактическая игра - одно из средств развития речи и ознакомления дошкольников с животным и растительным миром»
Дидактическая игра является доступным средством формирования интереса дошкольников к природе. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к при...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/11/picture-1248138-1589227705.jpg)
Педагогический совет - деловая игра «Подвижная игра, как средство развития двигательных навыков дошкольников»
Игра, как известно, вид деятельности, позволяющий человеку выразить себя и самосовершенствоваться. Это относится и к деловой игре. На педсовете, где звучат только доклады, отчеты, лекции, либо н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/06/picture-432587-1396776813.jpg)
Дидактические игры по теме «Развитие культурно- гигиенических навыков у дошкольников»
Дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности.Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.Понятие культурного поведения у до...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/27/picture-38675-1693151307.jpg)
Презентация "Нейроскакалка как средство развития двигательных навыков и физических качеств у дошкольников"
Цель презентации: познакомить педагогов с современным физкультурным оборудованием....