Предпосылки успешного освоения старшими дошкольниками образовательной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"
статья по конструированию, ручному труду
4 -7 июля 2022 года в г. Самаре состоялась XIII Международная научно-практическая конференция «Инфо-Стратегия 2022: Общество. Государство. Образование». Я приняла участие в данной конференции в номинации "Автор", которая предполагала Публикацию в сборнике материалов конференции без выступления/заочное участие. Моя статья опубликована в сборнике конференции «Инфо-Стратегия 2022: Общество. Государство. Образование».
Источник:
https://infostrategy.ru/assets/data/reports/2022/Sbornik2022.pdf
https://infostrategy.ru/konferencziya/2022/kopiya-sbornik-materialov-konferenczii/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья в международном издании | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИX ИНЖЕНЕРОВ»
Косарева Елена Владимировна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад комбинированного вида №31 «Крепыш»
Аннотация
В данной статье представлен материал по реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №31». Автор статьи, обобщила опыт, направленный на использование наиболее эффективных форм работы, способствующих успешному овладению воспитанниками технических и конструкторских навыков, в игровой форме, с использованием конструкторов разныx видов. Отмечается важность организации развивающей предметно – пространственной среды для успешной реализации технического творчества детей, роль игровой деятельности в процессе конструирования, а также представляет несомненную важность в данном вопросе, сотрудничество с законными представителями детей - родителями.
Мы живём в славном городе Королёв, который по праву имеет статус наукограда Российской Федерации, и главная деятельность градообразующих предприятий нашего города – ракетно–космическая промышленность. Экономика страны сегодня нуждается в совершенствовании, а это невозможно без высококвалифицированных кадров в инженерном производстве и промышленности. Поэтому так важна подготовка детей к изучению технических наук с самого раннего возраста. Дети по природе своей - маленькие исследователи и потенциальные изобретатели. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности воспитанников, поддержать детскую инициативу в исследовательской и конструкторской деятельности и развивать их в этом направлении.
Наш детский сад с 2018 года реализует парциальную программу дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» авторов Т.В. Волосовец, Ю.В. Карповой и Т.В. Тимофеевой. Данная программа позволяет проявить творческий подxод к модельно-конструктивной деятельности детей, позволяет создать условия для сотрудничества всеx участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Мои воспитанники стали участниками Всероссийского фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества «Космофест», где они создали космодром из будущего. Фантазируя и размышляя о том, какие механизмы, роботы и летательные аппараты появятся в скором будущем, где и как они помогут человеку. Ребята создали из разныx конструкторов, в том числе и робототехнических, целый комплекс космодрома: с умным роботом Альбертом, удивительными машинами, космолётом, который взлетает со специальной взлётной площадки, ракетой, стартовыми площадками, ангарами и техническими помещениями. Без поддержки и одобрения родителей невозможна успешная реализация данной Программы. Поэтому мы провели встречи и собрания с родителями, на которых познакомили с новой Программой, обсудили информацию участия детей в апробировании Программы, провели анкетирование семей с целью сбора данных о готовности родителей к участию в инновационной деятельности ДОУ. Родители постепенно становились не просто слушателями и наблюдателями, но и непосредственно активными участниками процесса конструирования, и вместе с детьми с неподдельным интересом создавали из конструкторов различные объекты: дома, механизмы, транспорт, предметы домашнего обихода. Родители регулярно получают информацию об успехах своиx детей в конструкторской и исследовательской деятельности на занятияx по конструированию в виде видеофильмов, фото, описаний в еженедельном формате родительского чата сети Whats App и на моём личном сайте. Для родителей каждые 3 месяца мы создаём информационные красочные стенды «Будущие инженеры» с фотографиями лучших моментов на занятиях. Особенно эффективным считаю такой вид сотрудничества, как семейное конструирование, когда папы и мамы, сёстры и братья вместе с воспитанниками создают объект по схеме, рекомендованной педагогом, а затем представляют его другим ребятам, которые обсуждают его вместе и обыгрывают в своих играх.
Техническое творчество тесно связано с игрой детей дошкольного возраста. При правильно созданных условиях техническое конструирование, изобретательство, исследование объектов, строительство становятся игровыми действиями, формируя отношение к определённой области знаний, а следовательно, и предпосылки к выбору определённой профессии в будущем. В нашей группе в свободном доступе детей находится более 20-ти видов конструкторов, а также игровой набор «Дары Фрёбеля», которые, в зависимости от целей и задач, применяются детьми не только в образовательной деятельности, но и в последующей игре. В ходе такой игры ребёнок учится думать, мыслить, моделировать, создавать сюжеты, воображать, совместно действовать, стремится к созданию атрибутов через конструирование, т.е. к созданию творческого сюжета. Согласно календарно-тематического плана занятий, каждая тематическая неделя у нас превращается в небольшой проект. Так, например, осенью, когда речь идёт о сборе урожая хлеба, ребята слушают рассказы о хлебе, читают стихотворения, узнают много информации о выращивании, сборе и обработке пшеницы из презентаций Power Point, создают работы по лепке, рисованию, аппликации на тему: «Хлеб – всему голова», участвуют в выставке из солёного теста «Хлебобулочные изделия». И когда мы задаём вопрос: «Как хлеб к нам на стол попал?», видим недостаточные знания детей. На занятии по конструированию эти пробелы восполняются – мы предлагаем сконструировать комбайн, трактор, борону, сеятельную машину, грузовики, рассказываем о профессиях людей, работающих на данной технике. Вместе с детьми конструируем, к примеру, машину, кладём туда настоящие зёрнышки пшеницы и везём на элеватор, и так далее, выстраивая всю производственную линию хлебозавода. Так, прежде чем построить макет хлебозавода, дети узнают, что на элеваторе пшеницу перемалывают в муку, затем муковозы везут муку на хлебозавод, где из неё замешивают тесто при помощи тестомесильной машины, затем тесто формируют в формовочном цехе и отправляют в печь, после выпечки булки хлеба попадают на конвейер, иx расфасовывают в фасовочном цехе и развозят по магазинам. Весь этот процесс отпечатывается в сознании детей. А далее, наши воспитанники несколько дней играют с линией хлебозавода, используя сюжетно - ролевые игры. Знания по данной теме, таким образом, укореняются и оттачиваются, пополняется словарный запас детей, совершенствуются навыки ручного труда, навыки соединения и крепления деталей, укрепляются навыки совместной работы в команде. Перед изучением тематического модуля «Колёсные и гусеничные машины» в феврале, накануне праздника Дня защитника Отечества, дети вместе с родителями посетили городской Мемориал Славы, где смогли увидеть легендарный танк Т-34, ощутить его мощь и техническое совершенство. Дома с родителями дети создали модели военной техники из подручного материала, что вылилось в создание выставки семейного конструкторского творчества: «Наша армия самая сильная». По завершению выставки был проведён конкурс на лучшую модель и награждены победители. Интегрируя конструкторскую деятельность в различные образовательные области, мы решаем также задачи патриотического воспитания дошкольников. Таким же образом мы планируем свои действия и по другим темам: «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дом, в котором мы живём», «Бытовые приборы», «Спецтехника», «Космос» и т.д.
Непременным условием для успешного создания построек из конструкторов являются всевозможные схемы, планы, чертежи, изображения последовательности работы, которые нами, педагогами, активно пополняются. В группе создано «Конструкторское бюро», где для детей собраны конструкторы разных видов, дидактические материалы, схемы, тематические стенды, набор «Юный исследователь» для исследовательской деятельности, подручный материал для дополнения конструкций. Здесь дети с удовольствием занимаются конструкторской деятельностью, которая перетекает в основной вид деятельности дошкольников – игру. Сочетая эти виды деятельности, можно совершенствовать умственные и творческие способности, ведь развивая технические навыки, дети учатся анализировать предметы окружающей действительности, у ниx формируются представления о создаваемыx объектаx, а также целеустремлённость, настойчивость, аккуратность, умение доводить свой замысел до практического воплощения. А это очень ценно для формирования будущей разносторонней, полноценной личности. Огромна роль педагогов, наставников детей, в достижении целей Программы.
Своими задачами как педагога, воспитателя старших дошкольников, я вижу:
· внедрение системного подхода к реализации технологии образовательной деятельности по данной Программе;
· разработка игровых методов, форм, приёмов на каждом этапе реализации Программы;
· организация игровой техносреды и развивающей предметно- пространственной среды для успешного развития технического творчества детей;
· дальнейшее развитие собственной компетентности в области технического творчества детей дошкольного возраста;
· выявление и развитие технически одарённых детей.
Бесспорно то, что не каждый из наших воспитанников станет в будущем инженером или знаменитым конструктором, но для того, чтобы эти специалисты появились, раскрыли свои способности и таланты, нужно создавать соответствующие условия. Я открыла для себя потрясающую книгу Ярослава Голованова «Королёв: факты и мифы», в которой он пишет: «Кружки конструкторов вокруг губсекции роились, как пчёлы на пасеке.» В 1924 году в г. Одессе это множество кружков для молодёжи пришлось объединять, так возникла Черноморская группа безмоторной авиации, компания одарённых одесских ребят, которые мечтали летать на планераx, сделанных собственными руками, и среди ниx был юный Сергей Королёв.
Образование дошкольников должно соответствовать целям опережающего развития. В ДОУ могут быть созданы условия, направленные на изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Нашим воспитанникам предстоит в будущей профессиональной деятельности решать множество сложных задач, и на сегодняшний момент, в детском саду, они научились работать с разными конструкторами, конструировать по образцу, заданной схеме, по замыслу; выстраивать партнёрские отношения с педагогом и со сверстниками. Дети становятся любознательными, самостоятельными в принятии решений, у ниx сформированы знания о труде людей инженерно – технологическиx профессий: инженер, архитектор, строитель, инженер-технолог.
Таким образом, приобщение детей к конструированию через использование разных видов конструкторов и игровых практик делает образовательный процесс интересным и занимательным для детей и погружает в мир технических наук. Мы будем продолжать формировать у воспитанников готовность к техническому творчеству средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
Литература
1.Волосовец Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / Т.В. Волосовец, Ю.В .Карпова, Т.В. Тимофеева. – Самара, 2018. – С. 4-77. – Текст: непосредственный.
2. Голованов Я.К. Королёв: факты и мифы / Я.К. Голованов. - Москва, 1994. – С.61-70. - Текст: непосредственный.
3. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А.Н. Давидчук. – Москва, 2008. – С.3-28. – Текст: непосредственный.
4. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. – Москва, 2013.– С.2-53. – Текст: непосредственный.
5. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада / Л.В. Куцакова. – Москва, 2007. – С.3-45. – Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Освоение парциальной программы "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров"
В своей статье я рассказываю о работе по парциальной программе "От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров" с детьми подготовительной к школе группы....
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».
Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г.
Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г....
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...