ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КОНСТРУИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Воронова Екатерина Юрьевна

в статье рассматривается особенности влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voronova.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КОНСТРУИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.Ю.Воронова

Курганский государственный университет

Аннотация - в статье рассматривается особенности влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».

Ключевые слова: конструирование, мелкая моторика, дошкольный возраст.

Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Наряду с игровой деятельность, огромное значение в развитии личности ребенка, его социализации имеет познавательная деятельность. [1]

Целью настоящего исследования стало взаимодействие занятий конструированием с развитием мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были определены следующие задачи:

  1. Исследовать степень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Определить уровень влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики.

Исследования по влиянию занятий конструированием на развитие мелкой моторики проводятся в экспериментальной группе на детях старшего дошкольного возраста. Дети посещают старшую возрастную группу Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №129 «Антошка» города Кургана. Временной период исследования с сентября по ноябрь. Количество испытуемых 12 человек. Возраст 5-6 лет.

Средства, используемые для исследования:

- манишка с 6 пуговицами, диаметр пуговиц 2.5 см.

- секундомер

- зеркало

Для исследования проведен эксперимент на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Каждому испытуемому необходимо было застегнуть пуговицы диаметром 2.5 сантиметра несколькими способами:

- с визуальным контролем;

- без визуального контроля;

- глядя в зеркало.

В течение исследуемого периода воспитанники экспериментальной группы посещали занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».

Овладение детьми способами конструирования, наглядного моделирования предметов окружающего мира с помощью конструкторов позволяет сформировать у них универсальные учебные действия (УУД). В ходе конструирования ребенок осваивает сенсорные эталоны, моделирует пространственные отношения, решает мыслительные операции, учится выполнять задания разной сложности (пользоваться схемами, преобразовывать формы, дополнять элементами), проявлять свои творческие способности. [2]

По мнению Б. Никитина использование развивающих игр на занятиях по конструированию позволит развить у детей логическое мышление, пространственного воображения, память, речь, мелкую мускулатуру рук и пальцев. В программе «Фантазейка» использованы основные идеи автора, а также игры для детей («ТИКО», «Сложи узор», и другие). [3]

Результаты первичного и повторного исследования приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь/декабрь.

В экспериментальной группе начальные и итоговые средние показатели составляют:

- с визуальным контролем: 57,08 в сентябре и 50, 25 в декабре, таким образом скорость застегивания пуговиц по данному упражнению сократилась на 6,83 – 13,6%;

- без визуального контроля: 64,56 в сентябре и 56, 6 в декабре, средняя скорость увеличилась на 7,96 секунд – 14.06%;

- перед зеркалом: 63 в сентябре и 54,5 в декабре, средняя скорость застегивания пуговиц увеличилась на 8,5 секунд – 15,6%.

Общий прирост за период исследования в экспериментальной группе составил 14.42%.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия конструированием положительно влияют на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. М: Детство ПРЕСС, 2022.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М: Просвещение, 2011.
  3. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе  широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .

Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую  «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Инновационная деятельность воспитателя «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».

Актуальность темыРебёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Умение выполнять мелкие движения с пре...

Консультация для воспитателей «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».

       Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не тольк...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...