ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КОНСТРУИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)
в статье рассматривается особенности влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voronova.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КОНСТРУИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.Ю.Воронова
Курганский государственный университет
Аннотация - в статье рассматривается особенности влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, занимающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».
Ключевые слова: конструирование, мелкая моторика, дошкольный возраст.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. Наряду с игровой деятельность, огромное значение в развитии личности ребенка, его социализации имеет познавательная деятельность. [1]
Целью настоящего исследования стало взаимодействие занятий конструированием с развитием мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим были определены следующие задачи:
- Исследовать степень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
- Определить уровень влияния занятий конструированием на развитие мелкой моторики.
Исследования по влиянию занятий конструированием на развитие мелкой моторики проводятся в экспериментальной группе на детях старшего дошкольного возраста. Дети посещают старшую возрастную группу Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад №129 «Антошка» города Кургана. Временной период исследования с сентября по ноябрь. Количество испытуемых 12 человек. Возраст 5-6 лет.
Средства, используемые для исследования:
- манишка с 6 пуговицами, диаметр пуговиц 2.5 см.
- секундомер
- зеркало
Для исследования проведен эксперимент на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Каждому испытуемому необходимо было застегнуть пуговицы диаметром 2.5 сантиметра несколькими способами:
- с визуальным контролем;
- без визуального контроля;
- глядя в зеркало.
В течение исследуемого периода воспитанники экспериментальной группы посещали занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Фантазейка».
Овладение детьми способами конструирования, наглядного моделирования предметов окружающего мира с помощью конструкторов позволяет сформировать у них универсальные учебные действия (УУД). В ходе конструирования ребенок осваивает сенсорные эталоны, моделирует пространственные отношения, решает мыслительные операции, учится выполнять задания разной сложности (пользоваться схемами, преобразовывать формы, дополнять элементами), проявлять свои творческие способности. [2]
По мнению Б. Никитина использование развивающих игр на занятиях по конструированию позволит развить у детей логическое мышление, пространственного воображения, память, речь, мелкую мускулатуру рук и пальцев. В программе «Фантазейка» использованы основные идеи автора, а также игры для детей («ТИКО», «Сложи узор», и другие). [3]
Результаты первичного и повторного исследования приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Исследование развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Сентябрь/декабрь.
В экспериментальной группе начальные и итоговые средние показатели составляют:
- с визуальным контролем: 57,08 в сентябре и 50, 25 в декабре, таким образом скорость застегивания пуговиц по данному упражнению сократилась на 6,83 – 13,6%;
- без визуального контроля: 64,56 в сентябре и 56, 6 в декабре, средняя скорость увеличилась на 7,96 секунд – 14.06%;
- перед зеркалом: 63 в сентябре и 54,5 в декабре, средняя скорость застегивания пуговиц увеличилась на 8,5 секунд – 15,6%.
Общий прирост за период исследования в экспериментальной группе составил 14.42%.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия конструированием положительно влияют на развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Библиографический список
- Анисимова М.С. Двигательная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. М: Детство ПРЕСС, 2022.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. М: Просвещение, 2011.
- Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М.: Педагогика, 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе широко распространены поговорки, ...
Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...
Перспективный план по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
План работы с детьми по развитию мелкой моторики детей...
Инновационная деятельность воспитателя «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста посредством занятия оригами».
Актуальность темыРебёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.Умение выполнять мелкие движения с пре...
Консультация для воспитателей «Влияние техники оригами на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста».
Оригами, японское искусство складывания из бумаги, в настоящее время привлекает внимание многих людей нашей страны, в том числе и педагогов, так как является не тольк...
"Конструирование из бумаги, как одно из средств развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе"
Из опыта работы...
Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...