Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
проект (подготовительная группа)

Игумнова Наталья Геннадьевна

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие способности детей, поисковую деятельность.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими ребятами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektchto_nam_osen_prinesla_sentyabr.-oktyabr.docx331.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла»

в подготовительной группе

 ОО «Познавательное развитие»

https://img1.badfon.ru/original/4340x3400/7/53/autumn-harvest-still-life-1849.jpg

                                                                                             Руководитель  проекта

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Игумнова Наталья  Геннадьевна

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители

пос. Светлый

сентябрь - ноябрь,  2021г.

Информационная карта проекта

Тема проекта «Что нам осень принесла»

Цель проекта: Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе экологического воспитания в ДОУ.

Задачи проекта:

- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе;

- расширять представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

- формировать навыки художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх;

- способствовать развитию памяти, восприятия;

- воспитывать бережное отношение к дарам осени, стремление беречь и охранять природу, доброжелательное отношение к товарищам.

- вовлечение родителей в разнообразные виды детской деятельности;

- способствовать взаимодействию детского сада и семьи по воспитанию бережного отношения детей к природе.

 Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель.

Тип проекта:

  • по методу – Познавательно – творческий.
  • по количеству участников –групповой.
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Актуальность:

Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.

Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дети средней группы имеют недостаточное представление об овощах, фруктах, грибах, ягодах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли в сохранении и укреплении здоровья. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес, в огород или в сад. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в этих местах в разные времена года. Осенний лес необычайно красив, богат грибами и ягодами, в огородах и садах полным ходом идет сбор урожая овощей и фруктов. Участвуя в проекте "Дары осени", дети получат знания, и представление о дарах осени, их свойствах. А так же этот проект направлен на развитие связной речи и творческих способностей. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут,  что можно приготовить из овощей, фруктов, ягод и грибов.

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие способности детей, поисковую деятельность.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решили реализовать данный проект с нашими ребятами.

Данный проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста и взаимодействие с родителями. Его содержание соответствует современным тенденциям обновления российского дошкольного образования и требованиям ФГОС дошкольного образования.

Интеграция образовательных областей

Предполагаемый результат:

- расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;

- пополниться словарный запас;

- приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.

- родители вовлечены в творческий проект.

Обеспечение проекта:

  • Материально техническое:
  •  Подбор демонстрационного материала:  картинки,  иллюстрации, видео материал,  по теме проекта ,фотоаппарат.
  • Учебно – методическое:
  • Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
  • Подборматериалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности, материала для творческого труда.

Продукт деятельности:

Презентация проекта:Фотоотчет итогового мероприятия

Этапы работы над проектом:Драматизация  сказки «Репка»

  • I этап  - Организационно – проектировочный

-изучение методической литературы;

- подборка игр, бесед,наблюдений, стихов, песен, загадок в соответствии с возрастом детей;

  • II этап -  Реализация проекта
  • III этап – Результат

Этапы реализации проекта

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Сроки реализации мероприятия

I этап

1

Донести до участников проекта важность данной темы

Познакомить родителей с тематикой проекта

Воспитатель

 родители

1 неделя сентября

2

Развивающая среда

Подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, материал для продуктивной деятельности, дидактические игры, иллюстрации

Воспитатель

 родители

1 – 2 неделя сентября -  до конца реализации проекта

3

Тематические беседы

Определение уровня знаний детей о ЗОЖ

Воспитатель

На протяжении проекта

4

Проектная идея

Обсуждение темы проекта, задач с детьми

Воспитатель, дети

1 неделя сентября

5

Работа с социумом

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Воспитатель, родители,  музыкальный работник, физкультурный руководитель.

3-4 неделя сентября

II этап

1

Беседы:

«Какие бывают овощи»

«Витамины осени»

«Почему нужно есть овощи и фрукты»

«Овощи лекари»

 «Овощи и фрукты – самые полезные продукты»

 «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя»

Формировать умение детей называть характерные признаки осени, расширять знания о фруктах, овощах, грибах.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

2

Трудовая деятельность:

Сбор природного материала на прогулке (семена, осенние листочки), уборка опавшей листвы.

Способствовать воспитанию трудолюбия и

осознания важности человеческого труда.

Воспитатель, дети

1 неделя октября

3

Наблюдения:

- за растениями осенью;

- за насекомыми;

- за птицами;

- за ветром, дождем, небом, облаками;

- за красотой окружающей природы.

 Уточнить знания о последовательности осенних изменений в природе; развивать умение сравнивать различные периоды осени, делать элементарные умозаключения с взаимодействиях и взаимосвязях в природе.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

4

Рассматривание альбома «Дары осени»; фруктов, овощей, грибов.  

Формирование представлений о здоровой пищи. Уточнить знания об овощах, узнавать и называть овощи и фрукты

Воспитатель, дети

На протяжении проекта.

5

Работа по составлению разрезных картинок из 4-8 частей по теме «Осенний урожай», «Времена года»

Формировать у детей представление о целостном образе предмета.

Воспитатель, дети

2 неделя октября

6

Сбор стихов, загадок, сказок, песен по теме проекта.

Расширить знания детей через устное народное творчество.

Воспитатель, дети

2 – 3 неделя октября

7

 Просмотр мультфильмовСутеев. В. «Мешок яблок», «Под грибом», Сапгир «Апельсин»

Развивать способность детей к сопереживанию, умению проявлять уважение, взаимопонимание и взаимопомощь.

Воспитатель,  дети

3 -неделя октября

8

Словесные -дидактические игры:

«Один - много», «Хорошо - плохо»

Творческая игра «Консервируем на зиму»

Настольные игры: домино «Овощи - фрукты», «Лото»

Развивать творческое воображение, сообразительность, мышление.

Воспитатель, дети

4 -неделя октября

9

Чтение художественной литературы.

Сказка с заданиями «Болтливая редька»,«Война грибов и ягод» обр. В.Даля; Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», Т.А.Шорыгина «Овощи – какие они?» , «Яблонька» Н. Носов «Огурцы»Заучивание стихов «Овощи», «Яблоко», «На тарелке урожай»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

10

Выставка детских книг по теме проекта.

Развивать кругозор, обогатить словарный запас.

Воспитатель, родители

1- неделя ноября

11

Сказки  «Про овощи и фрукты».      (придуманные родителями)

Приобщать детей к народной культуре.

Родители, дети

На протяжении

проекта

12

Эксперименты:

«Ароматный чесночок», «Лук понюхаем немножко», «Пахнет, не пахнет»

«Приготовление сока из апельсина»

Способствовать развитию у детей познавательной активности, через опытно – экспериментальную деятельность

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

13

Экскурсии и прогулки по территории детского сада. Тема: «Осень золотая»

Формировать представления детей о сезонных изменениях в природе.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

 14

Д/игры:

«Осенние приметы»,

«Чудесный мешочек»,

«Разложи по тарелкам»,(овощи, фрукты, ягоды),

 «Правильно – неправильно!» «Доскажи словечко»

 «Съедобное – несъедобное»

Строительная  игра:

«Построим ящики для хранения овощей»

Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Закрепить умение делать постройки из кубиков, строить по образцу.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

15

Сюжетно ролевая игра:

«Семья на даче», «Магазин овощи».

Игра – инсценировка «Сварим борщ на обед», «Приготовим к ужину салат»

Формировать умение осуществлять замысел игры.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

16

Рисование:  «На яблоне поспели яблоки»,

Лепка: «Овощи» (колективная)

Аппликация «Вкусный компот»

Раскрашивание раскрасок «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды»

Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности

Воспитатель, дети

На протяжении

проекта

17

Развлечения:

«В гости к осени».

Театрализованная постановка по сказке В.Сутеева «Мешок яблок»

Закреплять умение  у детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей.

Воспитатель, музыкальный работник, дети.

1-2  неделя ноября

18

Подвижные игры:

«У медведя во бору»,

 «Сбор яблок», «Грибы и грибники», «Найди пару».

Малоподвижная игра «Повар»

Пальчиковые игры:

«Капуста», «Будем мы варить компот».

Хороводная игра «Хороводная - огородная»

Физкультминутки:

«Овощи»,  «Фрукты», «Яблоко»

Способствовать формированию у детей различных двигательных навыков

Воспитатель, дети, физ. инструктор.

На протяжении проекта

III этап

Игра – драматизация по сказке «Репка» для детей младшей группы

Развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь посредством приобщения детей к народному фольклору.  

Воспитатель, дети

3– неделя ноября

Фотоотчет итогового мероприятия

Вовлечь родителей в проектную деятельность

Воспитатель

3 – неделя ноября

Вывод

  • В ходе проектной деятельности  у детей расширились знания о дарах осени (овощах, фруктах, грибах) их внешнем виде, цвете, размере,  названии.
  • Дети получили представление об ощущениях  (тактильных, обонятельных, осязательных) от общения с фруктами и овощами.
  • Дети учились классифицировать овощи и фрукты, у детей  закреплялись знания о последовательности роста овощей и фруктов, о способах  сохранения урожая на зиму.
  • Дети получили понятие о пользе овощей и фруктов в питании людей,
  • пользе витаминов для человеческого здоровья.
  • Знания, накопленные в процессе реализации проекта,  отразились в различных  видах  деятельности  (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой).

       

        

Приложение №1

Занятие по ознакомлению с художественной литературой на тему: «Чтение и заучивание стихотворений об овощах и фруктах»

Цель

  • Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно.
  • Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение.
  • Воспитывать интерес к художественным произведениям.

Предварительная работа: Развивающие игры, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций об осени и чтение стихов обосени.

Словарная работа: Порог, калитка, мохнатый.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением осени, овощей и фруктов, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель:Ребятки, послушайте загадку.

Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят 
И летят, летят, летят...
(Осень)

Воспитатель:Какое время года изображено на картинках? Почему, вы так думаете? Скажите, пожалуйста, что лишнее?

Дети:Капуста.

Воспитатель:Почему?

Дети:Это овощ.

Воспитатель:Какие овощи вы знаете? (огурец, помидор и т.д.)

Воспитатель:Перечислите, что относится к фруктам? (яблоко, груша и т.д.)

Воспитатель:Представьте, что листики падают с деревьев, вдруг подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, листики и на вас; сдуйте их. (Музыка).

  • ·Вдох носом, выдох через рот.
  • ·Кратковременный.
  • ·Долгий (губы трубочкой).

- А сейчас, ребята, я прочту вам несколько стихотворений об овощах. Слушайте внимательно.

- Сегодня, ребята, мы будем заучивать стихотворение. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. Заучиваем 2-3 стихотворения.

Стихотворения можно повесить в уголок для родителей для домашнего заучивания.

Рекомендации для родителей. Прочтите стихи ребенку. Повторяя следом за вами, ребенок выучит легкие стихи наизусть.

Приложение №2

Беседа на тему: «Овощи и фрукты – самые полезные продукты».

Цель: формировать представления о правильном питании как составной части сохранения и укрепления здоровья; познакомить с полезными свойствами овощей и фруктов.

Задачи:

  • формировать представления о здоровом питании;
  • расширять знания о полезных свойствах овощей и фруктов;
  • способствовать осознанию необходимости витаминов в пище;
  • воспитывать полезные пищевые привычки; развивать познавательный интерес;
  • обогащать словарный запас.

Оборудование:

  • маски для инсценировки;
  • корзина с полезными продуктами;
  • корзина с вредными продуктами.

Ход мероприятия.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться 
С ранних юных лет уметь.

Если азбука питания
Привлечёт твоё внимание,
Будешь весел и здоров,
Проживешь без докторов.

Воспитатель: Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это богатство, которое Нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди укрепляют или разрушают то, Что дано природой. Важную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильное Питание. А для правильного питания нужны … полезные продукты.

Воспитатель: Что значит «полезные»?

Дети: Приносят пользу

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете продукты, которые приносят нашему организму пользу?

Дети: овощи, фрукты, ягоды.

Воспитатель: А почему овощи и фрукты полезны для человека? (В них много полезных веществ.)

- Тысячи лет назад люди стали употреблять в пищу овощи. И пользу овощей заметили уже тогда. 

Воспитатель: Какие овощи вы знаете? (Ответы детей.)

Издавна в народной медицине используют целебные свойства овощей: кашицей тёртого картофеля лечат ожоги и раны, листья капусты применяют при ушибах.

А лук и чеснок для большинства из нас первые домашние лекарства, когда мы заболеваем простудой и гриппом. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле и ангине. Не зря говорят: «Лук – от семи недуг».

Воспитатель: Но разве только в овощах есть полезные вещества? Где они есть ещё, поможет выяснить

Игра «Доскажи словечко».

Словно месяц под звездой
Фрукт волшебно-золотой.
Леденец для обезьян.
В жёлтой курточке ... 
(банан).

На высокой ветке зреет,
Словно лампочка желтеет,
И блестит как после душа.
Ну, конечно, это ... 
(груша).

Жёлтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его ... 
(лимон).

Гнутся ветки до земли.
Что же мы на них нашли?
Листья будто шапочки,
А под ними ... 
(яблочки).

Крупных ягод гроздь большая
Сладким соком угощает.
Подарил нам летний сад
Ароматный ... 
(виноград).

С виду он, как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин –
Это спелый ... 
(апельсин).

Воспитатель: Что же общего у всех овощей и фруктов? (Витамины.)

Воспитатель: Витамины поступают в наш организм только с пищей. Вот почему овощи и фрукты мы должны с вами регулярно, каждый день.

Конечно, ребята, мы не можем сегодня рассказать обо всех овощах и фруктах. Но хочется, чтобы вы всегда помнили, что от того, что мы едим, зависит наше здоровье.

Игра«Правильно-неправильно!»

Я  зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

-  А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

1.Ешь побольше, апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

 

Воспитатель: Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.


Приложение №3


СКАЗКИ  «ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ»

(придуманные родителями и детьми)


Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Варя и спрашивает:
- Ты кто?
- Я – Морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости. 
Чтобы глазки заблестели, 
Чтобы щечки заалели, 
Ешь морковку, сок мой пей, 
Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.
Побежала Варя к бабе Варе и все ей рассказала. 
- В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.
- Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.
- Хочу, хочу! – обрадованно закричала Варя.
- Тогда за дело!
Мы морковку чистим- чистим, 
Мы морковку трем- трем.
Сахарком ее посыпим,
Исметанкою польем. 
Вот какой у нас салат, 
Витаминами богат! 
Варя очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Сказка про Яблочко

В саду у бабы Вари выросло Яблочко. Увидела его внучка Вера и спрашивает: 
- Ты кто?
- Я - крепкое, хрустящее, 
Чудо настоящее. 
Желтое,  и красное – 
Кожица атласная. 
Яблочко румяное 
Детям всем желанное! – ответило яблоко.
Побежала Вера к бабе Варе и рассказала о чудесном фрукте.
- Яблоки — самый ценный фрукт из наших отечественных плодов. Среди фруктов это, можно сказать, наш хлеб насущный. Свежие яблоки у нас не переводятся почти целый год. Они придают силу, продлевают молодость и помогают бороться с болезнями – сказала баба Варя.
- Яблоко - чудесный фрукт
Оно растет и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок его всем полезен,
Помогает от болезней.
Чтоб здоровым сильным быть, 
Надо яблоки любить,
Все без исключения-
В этом нет сомнения! – воскликнула Вера.
Решила Вера, что будет всегда, есть яблоки и про болезни забудет навсегда.

Приложение №4

Консультация для родителей

ОВОЩИ И ФРУКТЫ –

ПОЛЕЗНЫЕ ПРОДУКТЫ

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.

Остановимся на самых известных.

Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.

Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.

Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.

Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника. 

Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).

Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.

Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.

Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.

Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.

Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.

Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.

Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что нам осень принесла"

Наш детский сад уже давно использует в работе комплексно - тематическое планирование, при такой системе работы очень просто планировать и воплощать в жизнь различные проекты, вот например такой:...

проект "Что нам осень принесла"

Общесадовский проект "Что нам осень принесла"...

Педагогический проект "Что нам осень принесла"

Актуальность проекта обусловлена недостаточно развитыми на данном возрастном этапе у детей наблюдательности, внимания и осознанности поведения в природе. Нарушением детьми правил поведения в природе, ...

Познавательный проект «Творчество Агнии Барто» во второй младшей группе (сентябрь - ноябрь, 2021 г.)

Данная тема проекта была выбрана, потому что именно в младшем дошкольном возрасте произведения Агнии Барто провоцируют сопереживания к главным героям, в результате чего у детей появляются новые предст...