Семинар-практикум на тему: «Центры детской активности в группах для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Семинар-практикум
на тему: «Центры детской активности в группах
для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка - детский сад № 223
Семинар-практикум
на тему: «Центры детской активности в группах
для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»
Составитель:
Зачёсова О.В.
воспитатель
22 октября 2024 г.
г. Ульяновск
Тема: «Центры детской активности в группах для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования».
Цель: обеспечение возможности практического использования теоретических знаний ФОП ДО о центрах детской активности в группах раннего возраста.
Роль образовательного пространства в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста. Центр «Конструирования», как средство развития конструкторских и художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.
Материалы: текст доклада, различные виды конструкторов.
Ход:
Центры детской активности создаются для организации самостоятельной деятельности детей в группе и должны обеспечивать все виды детской активности. Количество и содержание центров детской активности зависит от возраста детей.
В группах раннего возраста – 6 центров детской активности;
в группах дошкольного возраста – 12 центров.
По Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования
Центры детской активности должны быть: -мобильными
-взаимозаменяемыми
В группах раннего возраста создаются следующие центры детской активности:
- Центр двигательной активности (для развития основных движений детей).
- Центр сенсорики и конструирования (для организации предметной деятельности, игры с составными и динамическими игрушками, для освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера).
- Центр организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
- Центр творчества и продуктивной деятельности
(для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, для становления первых навыков продуктивной деятельности и освоения возможностей разнообразных изобразительных средств).
- Центр познания и коммуникации (для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок).
- Центр экспериментирования и труда (для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто), для развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами – орудиями: ложка, совок, лопатка…).
В группах дошкольного возраста создаются следующие центры детской активности:
- Центр двигательной активности.
- Центр безопасности.
- Центр игры.
- Центр конструирования.
- Центр логики и математики.
- Центр экспериментирования.
- Центр познания и коммуникации.
- Центр детской литературы (книжный центр).
- Центр театрализации и музицирования.
- Центр уединения.
- Центр коррекции.
- Центр творчества.
Центр может быть разделён на подцентры (зоны).
Например, в младших и средних группах, в центре сенсорики и конструирования можно выделить отдельно «Сенсорные игры и предметы» и отдельно «Конструирование» - различные виды конструкторов.
Детский конструктор – это полезная обучающая игра, необходимая каждому ребёнку, Специалисты рекомендуют активно использовать данную игрушку в повседневных занятиях. Во время конструирования развивается мелкая моторика, стимулируются нервные окончания пальчиков, улучшается координация движений. Дети проявляют смекалку и логику, чтобы правильно соединить между собой детали и получить желаемую конструкцию.
Виды конструкторов.
Конструкторы бывают:
- в зависимости от величины – настольные (мелкие) и напольные (крупные);
- в зависимости от материала, из которого изготовлен конструктор – дерево, пластик, поролон, ЭВА (этиленвинилацетат) - мягкий, безопасный, гипоалергенный материал для изготовления мягких конструкторов для детей, металлические конструкторы;
- в зависимости от формы – объёмные (кубики, конструктор «Лего») и плоские (пазлы, мозаика);
- в зависимости от способа соединения деталей – магнитные, на присосках, пазовые, с липучками, болтовые.
Деревянные конструкторы.
Строительные конструкторы из дерева очень популярны, т.к. имеют натуральный, экологически чистый состав, подходят для детей всех возрастов.
+ Главное их достоинство – размер, такие кубики чаще производят для малышей, поэтому они большого размера. Деталь такого размера невозможно проглотить.
+ Прочность. Дерево отличается высоким качеством и надёжной прочностью. Такой материал сложно деформировать и испортить.
+ Окрашивание. Изделия для детей окрашиваются в сочные, яркие цвета, чтобы привлечь внимание малышей. Используется безопасная гипоалергенная краска.
+ Безопасность. Дерево тщательно обрабатывается, поэтому конструктор не имеет острых углов и граней, а значит малыш не получит занозу.
+ Экологичность и простота применения.
- Из деревянных кубиков не получится собрать сложные постройки, поэтому они рекомендованы младшим дошкольникам и детям до 5 лет, т.к. старшим детям такой конструктор быстро наскучит.
Пластмассовые конструкторы.
Наиболее популярны среди детей. Они разнообразны, красочны и нравятся всем детям. Пластмассовые конструкторы обладают следующими признаками:
+Красочность.
Привлекают своей яркостью и красивым внешним видом после сборки.
+ Удобство в применении.
Крепления деталей просты и понятны даже самым маленьким. Ребёнок пробует самостоятельно разобраться с принципом соединения деталей. Это учит логическому и образному мышлению.
+ Разнообразие форм.
В набор входят детали самых разных форм и размеров. С их помощью можно создать любую конструкцию. Простор для фантазии и воображения.
+ Возможность комбинирования.
Одинаковый способ крепления деталей позволяет свободно комбинировать наборы между собой. Это позволяет строить из разных наборов целые города.
+ Ассортимент.
Каждый год выпускаются новые формы деталей под влиянием популярных фильмов, мультфильмов.
+ Самостоятельный контроль сложности игры. На первых занятиях малыш строит домик, лесенку, забор, а потом переходит к постройке ракет и машин.
- Вредность.
Пластмассу нельзя назвать экологически чистым и безопасным материалом.
- Наличие мелких деталей.
Отдельные виды конструкторов состоят из мелких элементов и не рекомендованы детям младше 3-х лет. Маленькую деталь легко проглотить или пораниться об неё.
- Высокая цена.
Пластмассовые конструкторы входят в линейку дорогих игрушек
Подвижные конструкторы.
Этот вид является новинкой в мире конструирования. Он интересен тем, что после скрепления деталей форму можно легко изменить. Есть возможность сооружать сложные конструкции.
+ Трансформируемость.
Малыш может изменять сооружения, создавая новую фигуру.
+ Яркость и разнообразие цветов привлекают внимание.
+Подвижность
В конструктор входят колёса и ролики, что позволяет создавать движущихся роботов или машины.
+ Лёгкость и практичность.
Механизмы изготавливаются из лёгкой пластмассы или аллюминия.
+ Больше радостных эмоций. Детям больше нравится машинка, созданная своими руками.
+ Возможность доработки. Сооружение можно постепенно дорабатывать: легко присоединить новую часть, поменять функциональность.
+Инструкции с примерами, которыми можно пользоваться на первых занятиях, а со временем малыш сможет создавать свои уникальные формы.
+ Нет возрастного ограничения. Игра подходит детям всех возрастов. В зависимости от навыков подбираются комплекты разной сложности и комплектации.
- Ненадёжность конструкций. Подвижные конструкции отличаются хрупкостью деталей из-за чего часто возникают поломки. Основная проблема в креплениях подвижных деталей.
- Узкое поле применения. Из деталей для построения робота не получится собрать трактор.
-Отсутствие возможности комбинировать. Нельзя соединять детали одного набора с деталями другого.
Большие конструкторы.
Конструкторы с крупными блоками предназначены в основном, для детских садов и игровых центров. Они более безопасны для индивидуальных и групповых игр. Главное их отличие – размер.
+ Подходят для детей любого возраста - и малышей, и дошкольников.
+Минимальный риск получения травм, т.к. крупная деталь не содержит маленьких острых элементов.
+ Удобство применения. Крупные блоки легко удерживать в руках и соединять друг с другом.
+ Возможность строить высокие сооружения.
+Крупный размер деталей быстрее вызывает интерес у детей.
-Неудобство хранения. Блоки занимают много места, их не спрячешь в коробку или шкаф.
- Вес. Полный комплект деталей достаточно тяжёлый.
Современные тенденции в производстве конструкторов включают в себя их огромное разнообразие. Выпускаются конструкторы для мальчиков и для девочек, конструкторы, одной игрушки (из данного вида конструкторов можно собрать только одну игрушку – машинку, вертолёт, животное). Выпускаются тематические наборы в виде замков, ферм, магазинов, полицейских участков, сюжетные наборы конструкторов, в комплект которых входят фигурки персонажей и животных. Наборы конструкторов, посвящённые мультфильмам, книгам, компьютерным играм. Выпускается большое разнообразие обучающих конструкторов – это кубики и пазлы с изображением букв и цифр, которые в игровой форме познакомят детей со счётом и алфавитом, кубики с изображением сказочных сюжетов, что способствует развитию памяти и речи детей.
Доказано, что конструктор напрямую влияет на социально-эмоциональное развитие малышей. Конструктор – универсальная игра для детей любого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум: "Логопедический массаж как эффективный способ коррекции нарушения речевого развития детей дошкольного возраста".
Приемы и описание логопедического массажа при дизартрии....
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «СИСТЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Клубная работа может являться средством выявления и развития творчества и одаренности детей дошкольного возраста...
Семинар-практикум для педагогов "«Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»
Представлен сценарий семинара-практикума для педагогов....
Семинар – практикум для воспитателей «Использование техники «Кинусайга» в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
laquo;Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-то новое». Л.С.В...
Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...
Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
Подготовила: учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....
Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»
Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...