Семинар-практикум на тему: «Центры детской активности в группах для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Семинар-практикум

на тему: «Центры детской активности в группах

для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка - детский сад № 223

Семинар-практикум

на тему: «Центры детской активности в группах

для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования»

Составитель:

Зачёсова О.В.

воспитатель

22 октября 2024 г.

г. Ульяновск

Тема: «Центры детской активности в группах для детей дошкольного возраста»: Центр «Конструирования».

Цель: обеспечение возможности практического использования теоретических знаний ФОП ДО о центрах детской активности в группах раннего возраста.

Роль образовательного пространства в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста. Центр «Конструирования», как средство развития конструкторских и художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Материалы: текст доклада, различные виды конструкторов.

Ход:

Центры детской активности создаются для организации самостоятельной деятельности детей в группе и должны обеспечивать все виды детской активности. Количество и содержание центров детской активности зависит от возраста детей.

В группах раннего возраста – 6 центров детской активности;

в группах дошкольного возраста – 12 центров.

По Федеральной Образовательной Программе дошкольного образования

Центры детской активности должны быть: -мобильными

                                                                          -взаимозаменяемыми

В группах раннего возраста создаются следующие центры детской активности:

  1. Центр двигательной активности (для развития основных движений детей).
  2. Центр сенсорики и конструирования (для организации предметной деятельности, игры с составными и динамическими игрушками, для освоения сенсорных эталонов формы, цвета, размера).
  3. Центр организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
  4. Центр творчества и продуктивной деятельности

(для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, для становления первых навыков продуктивной деятельности и освоения возможностей разнообразных изобразительных средств).

  1. Центр познания и коммуникации (для восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок).
  2. Центр экспериментирования и труда (для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто), для развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами – орудиями: ложка, совок, лопатка…).

В группах дошкольного возраста создаются следующие центры детской активности:

  1. Центр двигательной активности.
  2. Центр безопасности.
  3. Центр игры.
  4. Центр конструирования.
  5. Центр логики и математики.
  6. Центр экспериментирования.
  7. Центр познания и коммуникации.
  8. Центр детской литературы (книжный центр).
  9. Центр театрализации и музицирования.
  10. Центр уединения.
  11. Центр коррекции.
  12. Центр творчества.

Центр может быть разделён на подцентры (зоны).

Например, в младших и средних группах, в центре сенсорики и конструирования можно выделить отдельно «Сенсорные игры и предметы» и отдельно «Конструирование» - различные виды конструкторов.

 Детский конструктор – это полезная обучающая игра, необходимая каждому ребёнку, Специалисты рекомендуют активно использовать данную игрушку в повседневных занятиях. Во время конструирования развивается мелкая моторика, стимулируются нервные окончания пальчиков, улучшается координация движений. Дети проявляют смекалку и логику, чтобы правильно соединить между собой детали и получить желаемую конструкцию.

Виды конструкторов.

Конструкторы бывают:

- в зависимости от величины – настольные (мелкие) и напольные (крупные);

- в зависимости от материала, из которого изготовлен конструктор – дерево, пластик, поролон, ЭВА (этиленвинилацетат) - мягкий, безопасный, гипоалергенный материал для изготовления мягких конструкторов для детей, металлические конструкторы;

- в зависимости от формы – объёмные (кубики, конструктор «Лего») и плоские (пазлы, мозаика);

- в зависимости от способа соединения деталей – магнитные, на присосках, пазовые, с липучками, болтовые.

Деревянные конструкторы.

Строительные конструкторы из дерева очень популярны, т.к. имеют натуральный, экологически чистый состав, подходят для детей всех возрастов.

+ Главное их достоинство – размер, такие кубики чаще производят для малышей, поэтому они большого размера. Деталь такого размера невозможно проглотить.

+ Прочность. Дерево отличается высоким качеством и надёжной прочностью. Такой материал сложно деформировать и испортить.

+ Окрашивание. Изделия для детей окрашиваются в сочные, яркие цвета, чтобы привлечь внимание малышей. Используется безопасная гипоалергенная краска.

+ Безопасность. Дерево тщательно обрабатывается, поэтому конструктор не имеет острых углов и граней, а значит малыш не получит занозу.

+ Экологичность и простота применения.

- Из деревянных кубиков не получится собрать сложные постройки, поэтому они рекомендованы младшим дошкольникам и детям до 5 лет, т.к. старшим детям такой конструктор быстро наскучит.

Пластмассовые конструкторы.

Наиболее популярны среди детей. Они разнообразны, красочны и нравятся всем детям. Пластмассовые конструкторы обладают следующими признаками:

+Красочность.

Привлекают своей яркостью и красивым внешним видом после сборки.

+ Удобство в применении.

Крепления деталей просты и понятны даже самым маленьким. Ребёнок пробует самостоятельно разобраться с принципом соединения деталей. Это учит логическому и образному мышлению.

+ Разнообразие форм.

В набор входят детали самых разных форм и размеров. С их помощью можно создать любую конструкцию. Простор для фантазии и воображения.

+ Возможность комбинирования.

Одинаковый способ крепления деталей позволяет свободно комбинировать наборы между собой. Это позволяет строить из разных наборов целые города.

+ Ассортимент.

Каждый год выпускаются новые формы деталей под влиянием популярных фильмов, мультфильмов.

+ Самостоятельный контроль сложности игры. На первых занятиях малыш строит домик, лесенку, забор, а потом переходит к постройке ракет и машин.

- Вредность.

Пластмассу нельзя назвать экологически чистым и безопасным материалом.

- Наличие мелких деталей.

Отдельные виды конструкторов состоят из мелких элементов и не рекомендованы детям младше 3-х лет. Маленькую деталь легко проглотить или пораниться об неё.

- Высокая цена.

Пластмассовые конструкторы входят в линейку дорогих игрушек

Подвижные конструкторы.

Этот вид является новинкой в мире конструирования. Он интересен тем, что после скрепления деталей форму можно легко изменить. Есть возможность сооружать сложные конструкции.

+ Трансформируемость.

Малыш может изменять сооружения, создавая новую фигуру.

+ Яркость и разнообразие цветов привлекают внимание.

+Подвижность

В конструктор входят колёса и ролики, что позволяет создавать движущихся роботов или машины.

+ Лёгкость и практичность.

Механизмы изготавливаются из лёгкой пластмассы или аллюминия.

+ Больше радостных эмоций. Детям больше нравится машинка, созданная своими руками.

+ Возможность доработки. Сооружение можно постепенно дорабатывать: легко присоединить новую часть, поменять функциональность.

+Инструкции с примерами, которыми можно пользоваться на первых занятиях, а со временем малыш сможет создавать свои уникальные формы.

+ Нет возрастного ограничения. Игра подходит детям всех возрастов. В зависимости от навыков подбираются комплекты разной сложности и комплектации.

- Ненадёжность конструкций. Подвижные конструкции отличаются хрупкостью деталей из-за чего часто возникают поломки. Основная проблема в креплениях подвижных деталей.

- Узкое поле применения. Из деталей для построения робота не получится собрать трактор.

-Отсутствие возможности комбинировать. Нельзя соединять детали одного набора с деталями другого.

Большие конструкторы.

Конструкторы с крупными блоками предназначены в основном, для детских садов и игровых центров. Они более безопасны для индивидуальных и групповых игр. Главное их отличие – размер.

+ Подходят для детей любого возраста - и малышей, и дошкольников.

+Минимальный риск получения травм, т.к. крупная деталь не содержит маленьких острых элементов.

+ Удобство применения. Крупные блоки легко удерживать в руках и соединять друг с другом.

+ Возможность строить высокие сооружения.

+Крупный размер деталей быстрее вызывает интерес у детей.

-Неудобство хранения. Блоки занимают много места, их не спрячешь в коробку или шкаф.

- Вес. Полный комплект деталей достаточно тяжёлый.

Современные тенденции в производстве конструкторов включают в себя их огромное разнообразие. Выпускаются конструкторы для мальчиков и для девочек, конструкторы, одной игрушки (из данного вида конструкторов можно собрать только одну игрушку – машинку, вертолёт, животное). Выпускаются тематические наборы в виде замков, ферм, магазинов, полицейских участков, сюжетные наборы конструкторов, в комплект которых входят фигурки персонажей и животных. Наборы конструкторов, посвящённые мультфильмам, книгам, компьютерным играм. Выпускается большое разнообразие обучающих конструкторов – это кубики и пазлы с изображением букв и цифр, которые в игровой форме познакомят детей со счётом и алфавитом, кубики с изображением сказочных сюжетов, что способствует развитию памяти и речи детей.

Доказано, что конструктор напрямую влияет на социально-эмоциональное развитие малышей. Конструктор – универсальная игра для детей любого возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «СИСТЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Клубная работа может являться средством  выявления и развития творчества и одаренности детей дошкольного возраста...

Семинар – практикум для воспитателей «Использование техники «Кинусайга» в художественно – эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

laquo;Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-то новое». Л.С.В...

Районный семинар-практикум для воспитателей Тема-"Развивающие игры с конструктором Лего для детей дошкольного возраста."

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. Игры с Лего - конструктором выступают способом исследования...

Семинар-практикум для воспитателей: «Развитие фонематического слуха и речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Подготовила:  учитель-логопедЧичваркина Л.Э.МБДОУ «Детский сад «Снежинка»г.Гагарин, 2019 г....

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»

Семинар - практикум «Взаимодействие с родителями в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и формированию основ ЗОЖ»...