Зима
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

"Зима"

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

МДОУ – "Детский сад №12 "Золотой ключик"

Руководитель ИЗО: Быканова Р.П.

Музыкальный руководитель: Самохина М.В.

Воспитатель: Капустина Е.А.

Цель:

Учить искать образные параллели в изобразительном искусстве, музыке и литературе. Показать возможности импровизации.

Создать атмосферу эмоционального тепла, ощущение волшебства и умиротворенности, таинственности, веры в чудо.

Подарить каждому возможность найти для себя желанное место, действие, ощущение.

Дать возможность родителям почувствовать ценность общения с ребенком по поводу творчества.

Материал:

Картон фиолетового цвета большого формата, детали резной рамы для картины (4 шт.), белая бумага, цветная фольга холодных тонов, ножницы, скотч, клей, гуашь белая и фиолетовая, кисти, серебряные гуашь и гель, белые бумажные ажурные салфеточки, серебряный дождь, бумажные фигурки балеринок.

Ход занятия.

(Зал в зимнем убранстве – замерзшая река, мостик, луна над лесом,

заснеженные деревья, между которыми стоят мольберты.)

Дети входят в зал и рассаживаются по местам.

Вед.:        Не ветер бушует над бором,

        Не с гор побежали ручьи,

        Мороз-воевода дозором

        Обходит владенья свои.

Дети:                Глядит – хорошо ли метели

                Лесные тропы занесли,

                И нет ли где трещины, щели,

                И нет ли где голой земли.

        Пушисты ли сосен вершины,

        Красив ли узор на дубах?

        И крепко ли скованы льдины

        В великих и малых водах?

                Идет – по деревьям шагает,

                Трещит по замерзлой воде,

                И яркое солнце играет

                В мохнатой его бороде.

Вед.:        Так описывает зиму в поэме "Мороз красный нос" Н.А.Некрасов. Ребята, а что вы можете сказать о зиме? (Холодная, вьюжная, белая, пушистая.) А какая же у нас зима?

        Люди с юга говорят – холодная, снега много. А житель Крайнего Севера скажет, что у нас зима вовсе не холодная и снежных буранов нет. Кто же из них прав?

        Правильно, и те, и другие.

        Зима наша очень разная. На первый взгляд – все одно и то же: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная, и с оттепелью, снежная и с солнцем, с метелями и с капелью.

        И день зимой разный. Раннее утро – тихое, неслышное, подернутое синевой мороза, со съежившимися от холода воробьями, хрустящим снегом. Вот как описывает зимнее утро А.С.Пушкин: "Зимнее утро"

        Выглянул солнечный лучик и окрасил белый снег разными оттенками: тут и желтый, и розовый, и голубой. А как красиво снежинки вьются в воздухе! послушайте строки из стихов С.Есенина:

                А в окно снежинки

                Мотыльками вьются,

                Тают, и слезинки

                Вниз по стенкам льются.

                        Жалобу кому-то

                        Ветер шлет на что-то.

                        И бушует люто:

                        Не услышал кто-то!

                А снежинок стая

                Все в окно стучится

                И, слезами тая,

                По стене струится.

Танец с шарфиками

        День зимой короткий, так хочется успеть детворе и в снежки поиграть, и на лыжах и санках с горы съехать. Дети много зимних забав знают, и даже песни про зимние забавы вам сейчас споют.

Песня "Зимние забавы"

        Ребята, а вы знаете, где живет Зимушка и в какие игрушки она играет в своем дворе? Нет? А вот ребята знают и споют вам сейчас об этом песенку.

"Зимние подарки"

        Времена года – как люди, разные на лицо и душой. Лето – красное, теплое, жаркое. Осень – печальная, хмурая. А зима у наших поэтов – красавица, порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Вот как она появляется у А.С.Пушкина, холодная, но беспечальная.

                Вот север, тучи нагоняя,

                Дохнул, завыл – и вот сама

                Идет волшебница-зима.

                Пришла, рассыпалась; клоками

                Повисла на суках дубов;

                Легла волнистыми коврами

                Среди полей, вокруг холмов;

                Брега с недвижною рекою

                Сравняла пухлой пеленою.

                Блеснул мороз…

        Но в седой зиме есть что-то молодое, веселое. Поэт встречает зиму, восклицает:

                Здравствуй, русская молодка,

                Раскрасавица душа.

                Белоснежная лебедка,

                Здравствуй, матушка-зима.

        И люди рады "проказам" матушки-зимы. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться, вставать на лыжи и мчаться, мчаться по снегу.

                Прочь от дома на снежный простор

                На салазках они покатили.

                Оглашается криками двор –

                Великана из снега слепили.

                Палку в нос, провертели глаза

                И надели лохматую шапку.

                И стоит от, ребячья гроза, -

                Вот возьмет, вот ухватит в охапку!...

        Но не только поэты любили русскую зиму, композиторы тоже. В своем цикле "Времена года" П.И.Чайковский посвятил зиме 4 пьесы. Первую вы уже слышали. Под музыку вальса "Декабрь-святки" мы с вами вошли в зал. А что такое "святки"? Это святые вечера, когда девушки собирались вместе, зажигали свечи и садились гадать. Перед пьесой композитор поместил такие строки:

                Раз в крещенский вечерок

                Девушки гадали:

                За ворота башмачок,

                Сняв с ноги, бросали.

        Послушайте отрывок пьесы "святки". Это нежный, лирический вальс.

        В пьесе "На тройке" П.И.Чайковский рисует картину заснеженной зимней дороги и мчащейся по ней тройки. Тема первой части пьесы звучит, как задушевная песня ямщика. Широкая, привольная, песенная мелодия русского склада. Средняя часть – иного характера. Быстрая, отрывистая тема сопровождается как бы легким позваниванием бубенцов.

        Пьеса "Январь – у камелька" рисует картину тихого зимнего вечера. Все собрались у камелька, тепло и уютно потрескивает огонь.

        И последняя зимняя пьеса – "Февраль – масленица". Это картинка веселого, разудалого русского гулянья.

        Мы с вами говорим о том, какими красками рисуют поэты зимнее утро, какими - зимний день. Но зимний день короткий, на смену ему приходит зимний вечер, такой длинный и задумчивый, когда сама природа ждет появления сказки, и она приходит в дома людей из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданного громкого треска сучьев в замерзшей тишине морозного воздуха.

(гаснет свет, появляется художник)

Худ.:                Морозна ночь, все небо ясно.

                Светил небесных дивный хор

                Течет так тихо, так согласно…

        Ребята, как вы думаете, когда сильнее мороз, днем или ночью?

        Правильно. Мороз своей волшебной кистью разрисовывает стекла окон ясной зимней ночью.

(предлагает детям подойти к столикам и мольбертам)

(звучит музыка П.И.Чайковского "Танец феи Драже")

Все участники праздника разделились на три группы. Первая группа рисовала снежинки, снежную карусель, морозные узоры и т. д. на фиолетовом листе картона, расположившись вокруг. Некоторые дети рисовали вместе с мамами, братьями и сестрами, мамы увлеклись и вырисовывали тонкие снежинки. Детям было очень уютно, у каждого был свой кусочек картины.

Вторая группа украшала белой и фиолетовой красками заготовки для рамы. Дети показывали родителям "двойной мазок" синей и белой, синей и фиолетовой красками, завитки, катание снежинок на карусели.

Третья группа вырезала юбочки снежинкам-балеринам, нарезала из ватмана заснеженную ветку-лапу сосны.

После того, как каждая группа выполнила свою часть работы, картину собрали в цельный коллаж две мамы. Дети в это время слушали музыку.

По окончании работы, картина была торжественно поднята и представлена авторам. Дети восторженно зааплодировали. На глазах у изумленных детей и родителей свершилось маленькое чудо. В красивой раме сияла заснеженная сосновая ветка, на тонких серебряных ниточках качались снежинки-балерины в воздушных кружевных юбочках, а по темно-фиолетовому вечернему небу летел и кружился снег.

Всем было тепло и радостно вместе. Все были счастливы от ощущения причастности к сотворению чуда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....