Программа кружка мир аппликаций
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа кружка мир аппликаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружковой работы
«Мир аппликации»
Выполнил: воспитатель
Котова Галина Алексеевна
2024г
Пояснительная записка
Всем детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Доказано, что развитие навыков мелкой моторики рук способствует развитию познавательных способностей, становлению речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. В детском саду работа с детьми, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.
Идеей кружка «Мир аппликации» является нетрадиционная аппликация. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети учатся нестандартному творчеству, учатся экспериментировать с материалами. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду, учатся выполнять работу до конца.
Актуальность моей программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционными, для аппликации, материалами, учатся на основе полученных знаний создавать свои аппликации. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Аппликация нетрадиционными материалами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Цель кружка:
Создание условий для формирования навыков, необходимых для работы с различными материалами с учетом их свойств, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.
Задачи:
- создать условия для детского творчества;
- обучить детей разнообразным способам практических действий с природным материалом, крупами, шерстью, солью и т.д.
- развитие эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества детей.
- развитие мелкой моторики рук.
- воспитание уважительного отношения между детьми в совместной творческой деятельности.
- предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности.
Место программы в режиме дня.
Данная программа рассчитана для реализации в течение 2022 – 2023 учебного года с детьми 3 – 7 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю.
Основными принципами построения программы являются:
- построение деятельности основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
- преемственность с примерными основными общеобразовательными программами.
Методы работы:
- индивидуальный;
- групповой;
- наглядный.
Формы работы:
Теоретические:
- беседа, рассказ;
- работа с наглядным материалом;
- показ способов действий.
Практические:
- упражнения для отработки необходимых навыков;
- рассматривание панно, картин, иллюстраций;
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- изготовление изделий, оформление их как подарков для родителей.
Материалы:
- образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
- природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы и цветы, шишки, крупы, нитки, тесто и т.д.
- бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;
- картон: цветной, белый, упаковочный;
- цветная пряжа, нитки, вата, пластилин;
Структура занятия по ручному труду
Вводная часть.
Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.
Основная часть (практическая).
Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.
Заключительная часть.
Происходит сравнение работ похвала.
Предполагаемые результаты рабочей программы:
Дети должны уметь:
-правильно пользоваться ножницами.
-сгибать лист бумаги в разных направлениях,
-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;
-аккуратно, самостоятельно выполнять творческие задания;
-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.
В группе будет:
тематические выставки «Чудо-мастер»:
-Осенний сувенир»;
-«Зимушка-зима»;
-«От всей души» (поделки ко Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля).
Учебно-тематический план:
Сентябрь
Осеннее дерево – (засушенные листья, бумага)
Цель: познакомить с листьями как с материалом для аппликации, изучение свойств сухих листьев и приемов работы с ними.
Рыбки в аквариуме - (яичная скорлупа, бумага)
Цель: познакомить работать со скорлупой как с материалом для аппликации, с учетом свойств скорлупы и приемов работы с ней, формировать умение создавать композицию.
Курица с цыплятами - (ватные диски, бумага)
Цель: познакомить работать с ватными дисками как с материалом для аппликации, с учетом свойств ватных дисков и приемов работы с ними, формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
Ваза с цветами - (засушенные листья, трава, цветы, ткань)
Цель: закрепление навыков работы с природным материалом, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве
Октябрь
Осеннее дерево - (крашеное пшена, бумага)
Цель: познакомить с крупой как с материалом для аппликации, учить посыпать картину аккуратно, не просыпая мимо, развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Ежик - (пшено и гречка)
Цель: продолжать знакомить с крупой как с материалом для аппликации, учить посыпать картину аккуратно, не просыпая мимо, развивать мелкую моторику рук, творческие способности, воображение.
Грибы на тарелке - (рис, гречка)
Цель: продолжать знакомить с крупой, как материалом для аппликации, учить детей выкладывать рисунок крупой, а не посыпать ей, развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Барашек - (ватные диски) – свободное творчество
Цель: продолжить знакомить детей с ватными дисками как с материалом для аппликации, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве
Ноябрь
Осенний лес – (нитки, бумага)
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткография», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, познакомить с эффектом «пушистая шерстка», развитие творческих способностей
Рыбки в аквариуме – (бумага, украшения)
Цель: продолжать познакомить детей с нетрадиционной техникой ), учить выклеивать силуэт из бумаги, передавая эффект обьема, развивать творческие способности.
Цветы – (нитки, бумага)
Цель: продолжать познакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткография», учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки», учить детей «обрисовывать орнамент» нитками, развивать творческие способности.
Портрет мамы – (ватные диски, нитки, украшения)
Цель: закрепление навыков работы с нитками, как материалом для аппликации, создание объемной аппликации, учить применять полученные умения в практической деятельности, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
Декабрь
Зимнее дерево - (ватные диски, бумага)
Цель: познакомить детей с ватой, как материалом для аппликации, учить выкладывать аккуратно, создавая эффект «пушистости», развивать творческие способности.
Снеговик - (нитки, ватные диски)
Цель: продолжать знакомить детей с ватой, как материалом для аппликации, учить выкладывать аккуратно, создавая эффект «пушистости», использовать знакомые уже материалы (крупу) для дополнения образа, развивать творческие способности, упражнять детей в анализе образца, планировании, контроле при выполнении своей работы.
Ветка рябины – (макароны, пластилин, нитки)
Цель: продолжать учить применять на практике полученные умения и навыки, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
Январь
Морозные узоры – (аппликация солью)
Цель: познакомить детей с солью, как материалом для аппликации, учить посыпать картину аккуратно, не просыпая мимо, развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Домик в лесу - (ватные палочки, бумага)
Цель: продолжать знакомить детей с ватными палочками, как материалом для аппликации, учить наклеивать аккуратно, развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Рукавичка – (крупа, макароны)
Цель: продолжать учить применять на практике полученные умения и навыки, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
Февраль
Птичка на ветке - (яичная скорлупа, бумага)
Цель: Познакомить с новым материалом для аппликации - яичной скорлупой и техникой работы с ней, развивать эстетические чувства, развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
Кораблик – (ткань, ватные диски, бумага)
Цель: продолжать знакомить с материалом для аппликации , техникой работы, развивать эстетические чувства, развивать мелкую моторику рук, творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
Котята – (ткань, бумага, украшения)
Цель: продолжать совершенствовать навыки работы с тканью, учить работать по заданию воспитателя; формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка.
Снежинка – (соленое тесто, украшения)
Цель: расширять знания детей о народных праздниках, обучать изготовлению и декоративному оформлению картины из соленого теста, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, прививать чувство уважения к народным традициям и промыслам.
Март
Цветок – (нитки, украшения)
Цель: совершенствовать навыки работы с нитками, учить работать по заданию воспитателя; формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, прививать любовь к своим близким, семейные ценности, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка.
Дерево – (ткань, бумага)
Цель: продолжать совершенствовать навыки работы с тканью, учить работать по заданию воспитателя; формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка.
Цветок - (салфетки, украшения)
Цель: продолжать совершенствовать навыки работы с бумагой, познакомить с техникой торцевания, учить работать по заданию воспитателя; формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка.
Фоторамка – (газетные трубочки)
Цель: познакомить детей со свойствами газетной бумаги, учить сворачивать трубочки и применять их в творчестве, продолжать совершенствовать навыки работы с бумагой, формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка.
Апрель
Пасхальная корзина – (соленое тесто, украшения)
Цель: расширять знания детей о народных праздниках, обучать изготовлению и декоративному оформлению картины из соленого теста, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, прививать чувство уважения к народным традициям и промыслам.
День космонавтики – (крупы, бумага)
Цель: продолжать учить детей приемам работы с крупами, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, прививать патриотизм и уважение к государственным праздникам.
Семья аистов – (ватные диски, бумага)
Цель: продолжать учить детей работать с ватными дисками, развивать желание фантазировать, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус.
Ветка сирени – (ткань, украшения)
Цель: продолжать совершенствовать навыки работы с тканью, учить работать по заданию воспитателя; формировать эстетический вкус у младших школьников, прививать аккуратность при работе с ножницами и клеем, прививать интерес к творческой работе, развивать творческое воображение, фантазию, развивать эстетический вкус, развивать речь ребенка
Май
Аллея славы – (картон, бумага)
Цель: учить детей создавать объемные аппликации из картона и бумаги, учить работать коллективно, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, прививать патриотизм и уважение к государственным праздникам.
Букет из ромашек – (ватные палочки, диски, бумага)
Цель: расширять знания детей о цветах, обучать изготовлению и декоративному оформлению картины из ватных дисков, развитие мелкой моторики рук, развивать образное и творческое мышление, наблюдательность, воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, прививать чувство уважения к народным традициям и промыслам.
Тарелка с фруктами – (макароны, бумага)
Цель: продолжать учить применять на практике полученные умения и навыки, продолжать формировать творческие способности, развивать фантазию, самостоятельность в творчестве.
12. Заключение
Кружок «Мир аппликации» направлен на развитие творческого воображения у детей посредством использования нетрадиционных материалов в аппликации. Такая аппликация дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление детей с использованием нетрадиционных материалов позволяет не просто повысить интерес детей к познавательной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В процессе аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Список литературы.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П.Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.
- Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста»» [Текст] / В.Н.Волчкова, Н.В. Степанова, практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ « Учитель», 2001. – 392с.
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А.Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер. – М.: «Просвещение», 2005.
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие/Г.Ю.Ксензова. – М., 2000.
- Комарова,Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С.Комарова.– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] А.В. Никитина. – Каро, 2007.
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет [Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. – М.: ВЛАДОС, 2001.
11. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное особие для студентов.- М., 2000г.стр.216
12. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991г.
13. Дубровская Н.В. «Аппликации из семян и косточек», М.: АСТ, Серия «Подарок своими руками» 2008Г.,36 с.
14. С.Мусиенко, Г. Бутылкина М. «Оригами в детском саду»: Линка-Пресс, 2010. - 96 с.
15. Г.И.Долженко «100 оригами», Ярославль: Академия развития,2005. 224 с
16. И. В. Новикова «Объемная аппликация в детском саду», Академия развития, 2011г.
17. И.А. Гусакова «Аппликация», Просвещение, 1977 г.
18. А. Н Малышева «Аппликация в детском саду», Академия развития, 2010г.
19. Г.И.Перевертень «Мозайка из круп и семян», Москва: АСТ; Донецк, 2007. - 15 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по аппликации "Цветик - семицветик"
Занятия аппликацией – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучи...

Программа кружка "Творческая мастерская" (модульная аппликация)
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя с...

Программа кружка по аппликации
Программа кружка по аппликации во второй полопвине дня для детей среднего возраста...

Рабочая программа кружка по аппликации «Умелые ручки»
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке....

Рабочая программа кружка «Художественная аппликация».
Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей....

Рабочая программа кружка по аппликации "В гостях у Самоделкина".
Цель программы:Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Волшебная аппликация»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Волшебная аппликация»...