Конспект занятия по конструированию. "Морской порт" в разновозрастной группе.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Цель: дать детям представления о специальных эксплуатационных требованиях к водному транспорту; об устройстве морского порта (комплексе сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта); о профессии людей, работающих в порту.

       Детей пятого года жизни учить строить по образцу воспитателя, закреплять навыки самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от величины игрушки.

     Детей шестого года жизни продолжать учить строить водный транспорт по образцу, планировать этапы работы.

     Детей седьмого года жизни продолжать учить строить суда (теплоходы) по частичному показу, самостоятельно находить конструктивные решения при создании одной и той же постройки, конструировать по словесному описанию. У всех детей воспитывать навыки коллективной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» город Тында Амурской области

Конспект занятия по конструированию.

Тема «Морской порт».

(Разновозрастная группа)

Подготовила: Сушевская Ирина Григорьевна.

Первая квалификационная категория.

г. Тында 2022г.

     Подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом людей, обладающих инженерно – конструктивным мышлением. Очень важно на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Однако реализация модели технологического образования требует соответствующих определенному возрасту методик.

     Основа любого творчества – детская непосредственность. Важно начинать занятия в том возрасте, в котором дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых, и важно всеми силами поощрять эту потребность.

     Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и помогает в дальнейшем, при освоении геометрии и инженерного дела, не говоря о том, что на фоне интересных занятий с современным оборудованием видеоигры и смартфоны могут потерять свою привлекательность в детских глазах. Тем более что мозг формируется, если есть внешние стимулы, и чем больше их будет, тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети исследовали мир физически, а не виртуально.

     Объединить теорию и практику возможно, если при изучении различных предметов использовать игровое и учебное оборудование. Кроме того, использование такого оборудования будет способствовать выявлению одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач.

     Вместе с тем научно – технический анализ показал, что в настоящее время не ведутся глубокие научные исследования подготовки детей дошкольного возраста к изучению основ технических наук. А на практике не только отсутствует системный подход к реализации политехнического направления, но и ни в одной основной общеобразовательной программе дошкольного образования не предусмотрено изучение основ технических наук в комплексе, системе. Содержание данного направления ограничивается только конструированием и математикой, тогда как технические науки – понятие более широкое и вместе с тем конкретное.

     Найти место в структуре образовательного процесса дошкольной образовательной организации (в полном соответствии с ФГОС ДО) обучению основам технических наук – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования на дошкольной ступени образования.      

      Цель: дать детям представления о специальных эксплуатационных требованиях к водному транспорту; об устройстве морского порта (комплексе сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта); о профессии людей, работающих в порту.

       Детей пятого года жизни учить строить по образцу воспитателя, закреплять навыки самостоятельно преобразовывать постройки в зависимости от величины игрушки.

     Детей шестого года жизни продолжать учить строить водный транспорт по образцу, планировать этапы работы.

     Детей седьмого года жизни продолжать учить строить суда (теплоходы) по частичному показу, самостоятельно находить конструктивные решения при создании одной и той же постройки, конструировать по словесному описанию. У всех детей воспитывать навыки коллективной работы.

     Материал: конструкторы «LEGO», деревянный конструктор, металлический конструктор, набор «Полидрон «Магнитный», пластмассовый конструктор «Техник»,  игровой набор «Дары Фребеля» для дополнения внешнего вида судов характерными деталями, атрибуты для игр в «моряков», мелкие фигурки, различные машины для перевозки грузов в порту, предметы – заместители.

     Предварительная работа. Педагог беседует с детьми о разнообразии морского транспорта и его назначении, показывает иллюстрации: «Баржа – это судно с широким и тупым носом. Оно служит для перевозки грузов: песка, леса, машин. Баржа двигается медленно, так как всегда тяжело нагружена. Кроме барж, по морю передвигаются катера, теплоходы и другие суда.

     Быстроходный катер похож на большую лодку, у которой есть сильный мотор. Существует катер прогулочный: на нем люди катаются, отдыхают. На таком катере есть капитанская рубка, где сидит капитан и правит катером, места для взрослых и детей, а также буфет, где можно перекусить во время длительной прогулки.

     По морю плавают и дежурные катера. Люди, работающие на них, следят за порядком на море, смотрят, чтобы никто далеко не заплывал и не прыгал с лодки в воду.

     По морям плаваю большие пассажирские суда – теплоходы. На них могу путешествовать по воде от города к городу много людей. Поэтому теплоход бывает очень большой, как трехэтажный дом. Только у теплохода этажи называются палубами. На нижней палубе много кают, в них живут люди. На верхней палубе пассажиры гуляют, загорают, отдыхают, играют в мяч, читают. Морские суда строят на судостроительных заводах».

Ход занятия

     Игровая мотивация. Воспитатель расставляет столы в одну линию и говорит детям: «Сейчас мы откроем судостроительный завод. Я буду директором. Буду учить рабочих строить различные суда. Приглашаю вас в рабочие. Вот здесь (показывает) рабочее место для тех, кто будет строить лодки, баржи. Это место (показывает) для строителей катеров. Остальные дети будут троить теплоходы на этих столах». (Предлагает мальчикам взять на обучение девочек, желающих быть судостроителями). Директор завода (воспитатель) обещает всем, кто построит судно, выдать значок судостроителя.

     Показ способов выполнения работы. Всем детям  педагог предлагает подготовить строительный материал, продумать, кто какую модель будет делать. Начинает работать с детьми 6 лет, напоминает им, что сначала в инженерной тетради необходимо зарисовать схему, последовательность выполнения постройки, необходимые условия выполнения техники безопасности. Строить теплоход надо с обозначения контура. Для этого предлагает кому – либо из детей сделать перекрытие (используя конструктор «Полидрон «Магнитный»), чтобы изолировать машинное отделение. Далее необходимо построить палубу с каютами, затем вновь сделать перекрытие и т.д. Воспитатель советуется с детьми, что должно обязательно быть на теплоходе, предлагает придумать и сделать свою конструкцию теплохода. Работа значительно облегчится, если использовать для перекрытий вырезанные из фанеры контуры корабля.  

     Затем воспитатель подходит к детям 5 лет. Показывает построенные заранее образцы прогулочного и дежурного катеров, рассматривает их с детьми. Дети определяют разницу между ними. Воспитатель предлагает сделать любой из этих катеров, используя конструктор «LEGO» и пластмассовый конструктор «Техник», а недостающие детали советует заменить другими.

     С детьми 4 лет воспитатель за отдельным столом строит баржу или лодку в зависимости от навыков детей (используется деревянный конструктор).  Показывает образец, обращает особое внимание на этапы работы: «Сначала надо взять кирпичик и положить его поперек. Это скамеечка для куклы. Теперь посадим на нее куклу. Затем строим лодку так, чтобы задняя ее часть – корма_ была прямой, а передняя – нос – острой. Ставим так детали (куб, кирпичик, брусок), чтобы они сходились». (Показывает). Воспитатель еще раз проверяет знания детей о последовательности работы, после чего малыши приступают к выполнению задания. Каждый строит лодку для своей игрушки или баржу для перевозки грузов. Строительство баржи более сложно: сначала выкладывается контур корабля с прямой кормой и широким тупым носом. Затем строят внутренние постройки: кабину капитана (рубка или капитанский мостик), две каюты для матросов (они располагаются у кормы). В центре баржи располагаются грузы. Оказывая индивидуальную помощь ребенку, педагог уточняет с ним особенности каждого судна, помогает завершить начатую постройку, предлагает дополнительный материал (предметы – заместители) и показывает, как его можно использовать.

     Оценка работы проводится после завершения занятия. Директор судостроительного завода (воспитатель) предлагает всем строительным рабочим (воспитанникам) посмотреть, какие суда построены на их заводе.

     В работах детей 4 лет отмечаются их умения соотносить размер лодки с величиной игрушки, заменять одни детали другими.

     В работах детей 5 лет обращается внимание на качество работ, схожесть построенного ими судна с образцами.

     При анализе работ детей 6 лет отмечаются индивидуальность, своеобразие каждой поделки.

     Всех детей педагог хвалит з хорошую работу, умение договариваться между собой и успешно завершить ее. Всем детям воспитатель вручает значок судостроителя.

     Переход к игре. Педагог ориентирует детей на примерное развитие сюжета. Он обращает их внимание на разнообразие морских судов, предлагает назвать свои суда, выбрать капитанов и отправиться в путешествие на теплоходах.

     Капитаны барж перевозят грузы, им помогаю матросы. Девочки могут открыть медицинский пункт, магазин: продавать мороженое, газированную воду. На лодках дети катают своих кукол. На берегу в порту организовываются ремонтные мастерские, которые исправляют поломки на судне: чинят мотор, укрепляют трос для якоря, крася корпус и т.д. Воспитатель предлагает детям использовать в игре мелкие предметы, распределив роли, дети приступают к самостоятельной игре.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному конструированию в разновозрастной группе

Конспект занятия по художественному конструированию разработан на разноновозрастную группу детей дошкольного возраста....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для разновозрастной группы "Золотая осень"

Конспект интегрированой непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и аппликации для детей разновозрастной группы детского сада...

Конспект занятия по правовому воспитанию в разновозрастной группе в рамках программы «Дорога к дому» «Право ребенка жить в семье»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.Задачи:·         дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закрепит...

Конспект занятия по обучению грамоте в разновозрастной группе детей от 5-7лет по теме "Перелётные птицы"

В конспекте детей знакоми с перелётными птицами,внешним видом,чем питаются. В конспекте отображены дидиктические игры,беседы....

Конспект занятия по экспериментированию в 3 разновозрастной группе «Познавательная прогулка с Машей»

Цель: Знакомство со свойствами песка, воды, камня.Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, песка, камня, бумаги;2. Развитие познавательной сферы детей через включение в процесс ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей разновозрастной группе " Дорога в Изумрудный город".

Конспект занятия в старшей разновозрастной группе Тема: « Дорога в Изумрудный город»   Задачи:  Закрепить представление о прямой и обратной последовате...

Конспект занятия по физической культуре в разновозрастной группе. «Социализация детей младшего и старшего возраста на занятиях двигательной деятельности»

Наш детский сад является участником регионального проекта «Социализация дошкольников в двигательной деятельности». Совместно с инструктором по физической культуре нами был разработан консп...