Перспективный план работы по факультативной деятельности "Разноцветные кубики"
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Гавриш Екатерина Андреевна

План работы кружка (Факультатива) на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznotsvetnye_kubiki.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников №451 города Челябинска

Перспективный план

по факультативной деятельности

«Разноцветные кубики»

Руководитель:

Гавриш Екатерина Андреевна,

воспитатель I категории

Челябинск, 2015

Пояснительная записка

 Одним из самых значительных явлений последнего десятилетия в образовании России стало распространение идей развивающего обучения,    т. е. системы образовательных технологий нового поколения, приоритетной целью которых является психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения. Организация учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний и способов действий, отвечающая деятельной, любознательной природе ребенка, создает основу для формирования самостоятельной и инициативной личности, способной жить и принимать решения в изменяющемся мире. На занятиях царит обстановка увлеченного интеллектуального поиска, отмечается высокая познавательная активность детей, доброжелательное отношение друг к другу.

 Конструирование  предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

 На сегодняшний день, кубики являются незаменимым материалом для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике эта технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры со строительным материалом  здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают – и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра – в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.

 Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям творческой деятельностью, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку.

 На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление у дошкольников уже имеющихся знаний по данной теме. Затем в ходе обсуждения плана работы перед детьми ставится проблемная задача, пути решения которой должны предложить они сами, рассчитывая на свои, уже имеющиеся способности и знания. Если ребята с легкостью справляются с поставленной задачей, ее можно усложнить.

Роль руководителя заключается в том, чтобы, создавая интригующую среду для развития творческих способностей, учитывать возрастные и психологические возможности детей, необходимые для их реализации. Для того чтобы ребята понимали целесообразность выполняемых заданий, необходимо эти задания четко мотивировать.

 Предлагаемые задания главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.

 Подводя итог каждого занятия, каждый ребенок, участвовавший в работе по выполнению предложенного задания, должен высказать свое отношение к выполненной работе, рассказать о ходе выполнения задания, о назначении выполненного проекта.

 Цель :

 Формирование конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста

 Задачи:

  • развитие индивидуальных способностей дошкольника;

  • развитие творческой активности;

  • развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества;

  • воспитание чувства ответственности перед коллективом;

  • расширение кругозора и развитие культуры;

  • развитие способностей к рефлексии, анализу, планированию деятельности;

  • развитие речи дошкольников;

 Организация занятий:

 Программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе 15 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.

 В программе используются различные методы и приемы:

  • Метод обследования и наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий)

  • Словесный (беседа, указания, пояснения)

  • Практический (самостоятельное выполнение детьми заданий по картинкам и схемам)

  • Эвристический (развитие находчивости и активности)

  • Частично-поисковый; проблемно- мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

  • Метод «подмастерья»(взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе)

  • Сотворчество

  • Мотивационный (убеждение, поощрение)

 Ожидаемый результат факультативной деятельности:

 Значительное повышение уровня развития творческих способностей детей.

 Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщённые способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.

 Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.

 Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием).

 Развитие креативности.

  Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.

 

Перспективный план факультативной деятельности

«Разноцветные кубики»

месяц

тема

цель

Сентябрь

«Здравствуйте, кубики»

Создать интерес к проектированию конструкций из кубиков.

 Способствовать обогащению представлений о способах моделирования построек из кубиков и их вариативного использования в игровой деятельности.

«Мы детали без труда, разберём кто куда!»

Содействовать умению классифицировать детали конструктора по цвету, форме и др.;

«Мой дом»

Формировать умения у детей строить, используя образец, различать и называть строительные детали, воспитывать интерес к конструированию.

«Заборчик»

Способствовать созданию интереса к постройке из   кубиков

Октябрь

«Дом для собачки»

Формировать конструктивные навыки путем наблюдения и подражания.

«Загон для лошадки»

Формировать умение замыкать пространство способом приставления, разбирать постройки, сортировать детали, раскладывать их; закреплять представление об основных строительных деталях.

«Колодец»

Содействовать совместному умению строить постройку по условиям, делать конструкцию надежной.

«Домик в деревне»

Способствовать взаимодействию между детьми, умению договариваться.

Ноябрь

«Машина»

Формировать умение преобразовывать постройки по разным параметрам, сооружать их по словесной инструкции.

«Гараж»

Формировать умения делать перекрытия, сочетать в сооружениях детали по цвету.

«Парковка для автомобилей»

Формировать умение сооружать постройки из кубиков, объединять постройки общим замыслом, находить конструктивные решения, воспитывать навыки коллективной работы

«Городская улица»

Продолжать формировать умение строить по условию разные конструкции фасадов зданий в зависимости от их назначения. Воспитывать интерес к коллективному труду

Декабрь

«Ворота»

Развивать умение анализировать постройки; развивать умение комбинировать детали.

«Мост через реку»

Содействовать умению анализировать  готовую постройку и сооружать свою;

«Снежная горка»

Совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания сооружений.

«Ледовый городок»

Способствовать созданию благоприятных условий для развития свободного межличностного общения с взрослыми и сверстниками

Январь

«Знакомство с бумажными схемами построек»

Познакомить с бумажными схемами построек, формировать умение переносить схему на постройку из строительного материала

Постройка по схеме «Домик»

Сопутствовать умению анализировать образец на карточке и подбирать соответствующие детали

Февраль

Постройка по схеме «Диван для куклы»

Способствовать формированию мышления и познавательных способностей.

Постройка по схеме «мебель для домика»

Способствовать развитию умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Постройка по схеме «Гараж»

Способствовать развитию мышления, умению искать и находить решение, выполняя определенные условия.

«Самолет»

Совершенствовать конструктивные навыки, умение работать по подгруппам

Март

Техника «Закругление»

Формировать умение  преобразовывать постройку по ширине; познакомить с новой деталью – цилиндром; учить строить и преобразовывать постройки по памяти.

«Башня»

Совершенствовать конструкторские навыки; воспитывать интерес к игровой деятельности посредством обыгрывания сооружений.

«Двойная башня»

Закреплять полученные знания и конструктивные навыки.

Свободное строительство

Продолжать формировать умение самостоятельно строить простейшие здания из крупного и мелкого строителя, преобразовывать постройки в длину, высоту и ширину в зависимости от величины игрушки.

Апрель

Знакомство с ракетой

Формировать обобщенные представления о ракетах, их назначении, особенностях работы. Рассмотреть чертежи и схемы различных ракет.

«Ракета»

Совершенствовать умение работать по подгруппам, развивать умение договариваться, принимать другое мнение.

Постройка по схеме «Ракета»

Содействовать умению анализировать схемы, находить конструктивные решения при проектировании собственной постройки

«Космодром»

Совершенствовать умение работать сообща, развивать творческое мышление.

Май

«Кораблик»

Формировать умение строить шлюпку по образцу воспитателя. Анализировать образец постройки, выделять основные этапы работы.

Постройка по схеме «Корабль»

Способствовать развитию мелкой моторики, воображению, памяти, мышлению, умению конструировать по чертежу, схеме, представлению

«Детская площадка»

Способствовать развитию творческой активности, фантазии, пространственного мышления, умения воплощать свои идеи в художественный образ при конструировании.

Коллективная постройка «Наш детский сад»

Совершенствовать умения детей самостоятельно находить конструктивные решения, развивать творческие способности, умение ориентироваться в пространстве. Продолжать развивать умение работать сообща.

Литература.

  1. Волкова С. И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009.
  2. Давидчук А. Н. «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» // Москва, «Просвещение», 2010
  3. Лиштван З. В. «Конструирование» //Москва, «Просвещение», 2010
  4. Парамонова Л. А. «Детское творческое конструирование» // Издательский дом «Карапуз», Москва 2012
  5. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» // из-во «Академия, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по кружковой работе «Обучение игре городки»

Разработка кружковой работы по обучение детей старшего дошкольного возраста русской народной игре "Городки"...

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе. Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе

Перспективный план работы по направлению «Экологическое воспитание» во второй младшей группе.  Перспективный план по патриотическому воспитанию во 2 младшей группе...

Перспективный план работы по пожарной безопасности во второй младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности.

Перспективный план работы  по пожарной безопасности во второй  младшей группе . Приложение к перспективному плану по пожарной безопасности....