Кружок "Маленький конструктор"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Агафонова Евгения Александровна

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка  занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Новизна:

Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkiy_konstruktor.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по конструированию

из строительного материала

 в средней группе

«Маленький конструктор»

на 2023/2024 учебный год

Составитель:

Агафонова Евгения Александровна -воспитатель

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка  занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.

1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.

3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.

4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.

5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).

6. А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.

Новизна:

Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.

Проблема:

Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Участники проекта: дети дошкольного возраста (средняя группа 4-5 лет),  родители (законные представители) воспитанников, педагоги – воспитатели.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ

Цель:

Развитие конструктивных способностей детей средней группы через конструирование из строительного материала.

Задачи:

- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

- Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).

- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.

В соответствии с задачами мы определили  формы реализации проекта

•        Индивидуальная работа с ребенком;

•        Коллективные работы;

•        Совместные работы 2 – 3 детей;

•        Тематические занятия;

•        Дидактические игры;

           •        Интегрированная деятельность;

Реализация проекта предполагает 3 этапа.

  1. Предпроектный этап (создание условий)( август – сентябрь 2023г.)
  2. Этап реализации проекта (практическое участие детей ) (октябрь 2022- май 2024г)
  3. Рефлексивный этап (оценка и анализ промежуточных и итоговых результатов по разработанному мониторингу). (май 2024г.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Различают и называют строительные детали;
  • Умеют анализировать образец постройки;
  • Имеют представление об архитектурных формах;
  • Умеют сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, поздравительная открытка, флажки для украшения).
  • Умеют строить постройки из крупного и мелкого строительного материала.

Календарно – тематическое планирование  по конструированию

На 2023-2024 учебный год

№ занятия

Тема

        Программное содержание

Кол-во занятий

1

Загородки и заборы

Упражнять:

- в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур;

- в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник).

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).

Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения.

1

2

Ворота

Упражнять:

- делать постройку, соразмерную игрушке (ворота, соразмерные матрешке, машине);

- уточнить понятие «высокий», «низкий».

Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).

Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения.

1

3

Домики

Упражнять:

- умению анализировать готовую постройку;

- определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.д.) и последовательный ход стройки;

- правильно называть знакомые строительные детали.

Развивать:

- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий;

- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

1

4

Двухэтажные домики

Дать обобщенные представления о домах.

Упражнять:

- в сооружении высоких построек с перекрытиями;

- делать постройку прочной;

- дать обобщенные представления о домах.

Закреплять умения:

- отбирать нужные для постройки детали;

- по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее выполнять;

- познакомить с понятием фундамент.

Развивать:

- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий;

- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

1

5

Гараж

Упражнять:

- в сооружении постройки в соответствии с размером игрушки, для которой она предназначена;

- в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа.

Развивать:

- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий;

- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

1

6

Грузовые автомобили

Дать обобщенные представления:

- о грузовом транспорте;

- о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском).

Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию.

1

7

Конструирование по собственному замыслу

Закреплять у детей:

- полученные знания и конструктивные навыки.

Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

1

8

Трамвай

Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части.

Развивать:

- умение определять, из каких деталей выполнен образец;

- умение определять, сколько взять для постройки деталей.

Закреплять у детей:

- умение делать несложные перекрытия;

- отображать знакомый предмет в постройке.

Закрепить новую форму – цилиндр, умение правильного его использовать.

1

9

Трамвай для зверюшек

Учить детей строить по памяти, используя предыдущий опыт построек; преобразовывать его по условиям.

Развивать:

- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий;

- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

1

10

Мосты

Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов.

Закреплять умения:

- анализировать образцы построек, иллюстрации;

- самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами).

Упражнять:

- в работе с трафаретной линейкой;

- в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия.

1

11

Конструирование по собственному замыслу

Закреплять у детей:

- полученные знания и конструктивные навыки.

Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

1

12

Пригласительный билет

Познакомить детей с новым материалом – бумагой и ее особенностями.  

Учить:

- складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, поглаживания линию сгиба.

Развивать:

- аккуратность;

- художественный вкус.

1

13

Подарок для мамы, бабушки, сестренки

Учить мастерить несложные поделки.

Знакомить со свойствами разных материалов.

Формировать художественно-изобразительные навыки и умения.

1

14

Оригами

Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Дать элементарные представления об получения бабочки; выбирать элементы для украшения бабочки.

1

15

Будка для собаки

Продолжать учить детей складывать лист пополам, лист пополам, аккуратно работать с клеем.

Закрепить приемы работы:

- как закруглить у квадрата два угла;

- как намазать клеем деталь;

- как пользовать салфеткой.

Развивать:

- глазомер;

- аккуратность.

1

16

Домик

Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Закрепить приемы работы:

- с клеем и бумагой;

- как пользовать салфеткой.

Развивать:

- глазомер;

- аккуратность.

1

17

Конструирование по собственному замыслу

Закреплять у детей:

- полученные знания и конструктивные навыки.

Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности.

Научить создавать замысел и реализовать его, добиваясь поставленной цели.

1

18

Корабли.

Упражнять детей в анализе конструкций, в планировании деятельности, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу.

1

19

Конструирование из бумаги «Почтовые конверты»

Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположенные стороны.

Учить анализировать сделанные поделки.

1

20

Бумагопластика «Божья коровка»

Учить создавать яркие образы насекомых в технике «бумагопластика» с элементами рисования. Показать возможность создания контрастного цветосочетания (красный жук на зеленом листике). Развивать чувство формы и цвета.

21

Трамвай.

Продолжать формировать умение последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов графической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию (заменять конструктивную часть постройки по указанному элементу на схеме).

1

22

Конструирование по замыслу.

Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему и описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

23

Самолеты.

Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразования образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Умение рассуждать и делать самостоятельные выводы.

1

24

«Постройки»

(работа с иллюстрацией)

Рассмотреть рисунки- чертежи уменьшенного масштаба. Закрепить из каких деталей состоит каждая постройка. Организовать конструирование любых изображений на картинке построек (по желанию).

25

Конструирование «Загадки»

Развивать воображение. Инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г – образной плоскостной фигуры, состоящей из четырех квадратов.

Мониторинг

Конструктивно – модельная деятельность

Группа средняя

2023-2024 учебный год

Воспитатели

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии: не сформирован (Н), находится в стадии формирования (Ф), сформирован (С)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор - полезная игра, как выбрать своему ребёнку конструктор

В этой консультации описывается о том, как правильно выбирать конструктор, какого ыида они бывают и как им пользоваться.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13875656","attributes":{"alt"...

Буклет для родителей " «Необычный конструктор» конструкторы LEGO Duplo для родителей (законных представителей)

Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из...

Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

Непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию в средней группе. Целью занятия является формирование конструктивных способностей и технического мышления детей 4-5 лет с испо...

Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).

НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...

«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.

Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование  – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...

Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».

Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности ...