Кружок "Маленький конструктор"
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Новизна:
Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_malenkiy_konstruktor.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по конструированию
из строительного материала
в средней группе
«Маленький конструктор»
на 2023/2024 учебный год
Составитель:
Агафонова Евгения Александровна -воспитатель
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из наиболее естественных и любимых для ребенка занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Малыш на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, малыш развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное, конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
Новизна:
Конструктивная деятельность способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования; развивает способность воспринимать свойства предметного мира; понимать существенные зависимости структуры предмета и его функции и создавать новые, оригинальные образы.
Проблема:
Сегодня вопрос развитие конструктивной деятельности стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.
Считается: дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности». Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Участники проекта: дети дошкольного возраста (средняя группа 4-5 лет), родители (законные представители) воспитанников, педагоги – воспитатели.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
Цель:
Развитие конструктивных способностей детей средней группы через конструирование из строительного материала.
Задачи:
- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.
- Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.
- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т.д.).
- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.
- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).
- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы. Развивать творчество, изобретательство.
В соответствии с задачами мы определили формы реализации проекта
• Индивидуальная работа с ребенком;
• Коллективные работы;
• Совместные работы 2 – 3 детей;
• Тематические занятия;
• Дидактические игры;
• Интегрированная деятельность;
Реализация проекта предполагает 3 этапа.
- Предпроектный этап (создание условий)( август – сентябрь 2023г.)
- Этап реализации проекта (практическое участие детей ) (октябрь 2022- май 2024г)
- Рефлексивный этап (оценка и анализ промежуточных и итоговых результатов по разработанному мониторингу). (май 2024г.)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Различают и называют строительные детали;
- Умеют анализировать образец постройки;
- Имеют представление об архитектурных формах;
- Умеют сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, поздравительная открытка, флажки для украшения).
- Умеют строить постройки из крупного и мелкого строительного материала.
Календарно – тематическое планирование по конструированию
На 2023-2024 учебный год
№ занятия | Тема | Программное содержание | Кол-во занятий |
1 | Загородки и заборы | Упражнять: - в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; - в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения. | 1 |
2 | Ворота | Упражнять: - делать постройку, соразмерную игрушке (ворота, соразмерные матрешке, машине); - уточнить понятие «высокий», «низкий». Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения. | 1 |
3 | Домики | Упражнять: - умению анализировать готовую постройку; - определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.д.) и последовательный ход стройки; - правильно называть знакомые строительные детали. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
4 | Двухэтажные домики | Дать обобщенные представления о домах. Упражнять: - в сооружении высоких построек с перекрытиями; - делать постройку прочной; - дать обобщенные представления о домах. Закреплять умения: - отбирать нужные для постройки детали; - по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее выполнять; - познакомить с понятием фундамент. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
5 | Гараж | Упражнять: - в сооружении постройки в соответствии с размером игрушки, для которой она предназначена; - в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
6 | Грузовые автомобили | Дать обобщенные представления: - о грузовом транспорте; - о строительной детали – цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском). Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Уточнять представления о геометрических фигурах. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию. | 1 |
7 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
8 | Трамвай | Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части. Развивать: - умение определять, из каких деталей выполнен образец; - умение определять, сколько взять для постройки деталей. Закреплять у детей: - умение делать несложные перекрытия; - отображать знакомый предмет в постройке. Закрепить новую форму – цилиндр, умение правильного его использовать. | 1 |
9 | Трамвай для зверюшек | Учить детей строить по памяти, используя предыдущий опыт построек; преобразовывать его по условиям. Развивать: - конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий; - обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия. | 1 |
10 | Мосты | Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умения: - анализировать образцы построек, иллюстрации; - самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами). Упражнять: - в работе с трафаретной линейкой; - в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия. | 1 |
11 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
12 | Пригласительный билет | Познакомить детей с новым материалом – бумагой и ее особенностями. Учить: - складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, поглаживания линию сгиба. Развивать: - аккуратность; - художественный вкус. | 1 |
13 | Подарок для мамы, бабушки, сестренки | Учить мастерить несложные поделки. Знакомить со свойствами разных материалов. Формировать художественно-изобразительные навыки и умения. | 1 |
14 | Оригами | Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Дать элементарные представления об получения бабочки; выбирать элементы для украшения бабочки. | 1 |
15 | Будка для собаки | Продолжать учить детей складывать лист пополам, лист пополам, аккуратно работать с клеем. Закрепить приемы работы: - как закруглить у квадрата два угла; - как намазать клеем деталь; - как пользовать салфеткой. Развивать: - глазомер; - аккуратность. | 1 |
16 | Домик | Продолжать учить детей складывать лист пополам, аккуратно работать с клеем. Закрепить приемы работы: - с клеем и бумагой; - как пользовать салфеткой. Развивать: - глазомер; - аккуратность. | 1 |
17 | Конструирование по собственному замыслу | Закреплять у детей: - полученные знания и конструктивные навыки. Способствовать развитию их творчества, самостоятельности и организованности. Научить создавать замысел и реализовать его, добиваясь поставленной цели. | 1 |
18 | Корабли. | Упражнять детей в анализе конструкций, в планировании деятельности, развивать конструкторские навыки. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу. | 1 |
19 | Конструирование из бумаги «Почтовые конверты» | Продолжать учить детей складывать квадратный лист бумаги пополам по прямой линии, совмещая противоположенные стороны. Учить анализировать сделанные поделки. | 1 |
20 | Бумагопластика «Божья коровка» | Учить создавать яркие образы насекомых в технике «бумагопластика» с элементами рисования. Показать возможность создания контрастного цветосочетания (красный жук на зеленом листике). Развивать чувство формы и цвета. | |
21 | Трамвай. | Продолжать формировать умение последовательно обследовать постройку. Упражнять в соотнесении элементов графической модели с частями предмета. Учить вносить изменения в конструкцию (заменять конструктивную часть постройки по указанному элементу на схеме). | 1 |
22 | Конструирование по замыслу. | Закрепить полученные навыки. Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему и описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | 1 |
23 | Самолеты. | Упражнять в конструировании самолетов по образцу, преобразования образца по определенным условиям, в плоскостном моделировании по схемам, в придумывании своих вариантов построек. Умение рассуждать и делать самостоятельные выводы. | 1 |
24 | «Постройки» (работа с иллюстрацией) | Рассмотреть рисунки- чертежи уменьшенного масштаба. Закрепить из каких деталей состоит каждая постройка. Организовать конструирование любых изображений на картинке построек (по желанию). | |
25 | Конструирование «Загадки» | Развивать воображение. Инициировать поиск решений конструктивной загадки на достраивание Г – образной плоскостной фигуры, состоящей из четырех квадратов. | |
Мониторинг
Конструктивно – модельная деятельность
Группа средняя | 2023-2024 учебный год | ||||||||||||
Воспитатели | |||||||||||||
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Использует строительные детали, с учетом их конструктивных свойств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Преобразовывает постройки способом надстраивания в соответствии с заданием педагога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Преобразовывает постройки с учетом их функционального назначения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Создает постройки знакомой тематики по условиям, заданным взрослым |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Различает из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Способен делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами, явлениями |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии: не сформирован (Н), находится в стадии формирования (Ф), сформирован (С) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструктор - полезная игра, как выбрать своему ребёнку конструктор
В этой консультации описывается о том, как правильно выбирать конструктор, какого ыида они бывают и как им пользоваться.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13875656","attributes":{"alt"...
Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?
Лего-конструирование....
Буклет для родителей " «Необычный конструктор» конструкторы LEGO Duplo для родителей (законных представителей)
Едва ли на свете существует много игрушек, способных принести столько пользы сразу. Но дети играют не потому, что это полезно, а потому, что интересно. И можно без сомнения сказать, что LEGO ― одна из...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели подъемного крана из деталей конструктора LEGO DUPLO и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
Непосредственно образовательная деятельность по лего-конструированию в средней группе. Целью занятия является формирование конструктивных способностей и технического мышления детей 4-5 лет с испо...
Конспект НОД по лего-конструированию на тему «Построение модели космической ракеты, космонавтов из деталей конструктора LEGO DUPLO, LEGO DACTA и компьютерной программы LEGO Digital Designer (цифрового конструктора).
НОД по конструированию разных моделей космических ракет, космонавтов с использованием реальных конструкторов LEGO DUPLO, LEGO DACTA и цифрового конструктора LEGO Digital Designer для детей 4...
«Конструктор ТИКО» для объемного моделирования. Развиваем в ребенке задатки конструктора.
Апробация новой технологии "Конструктор ТИКО". Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющ...
Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».
Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности ...