"Юный техник" проект
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Партина Вера Владимировна

Проект «Юный техник» в рамках комплексного проекта «Путь к успеху». Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей до­школьного возраста первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную твор­ческую предметную деятельность; формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы; содействие развитию креативных способностей и логического мышления де­тей; развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую ак­тивность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содер­жательной поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организа­ции совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, дово­дить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В проекте участвовали 4 воспитанника группы «Лисички» декабрь 2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Юный техник" проект871.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

по легоконструированию

«Юный техник»

Модель «Легомост»

Автор проекта: Партина Вера Владимировна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»  

C:\Users\Вера\Downloads\city-bridge-big-green-background-bow-lights-water-night-building-horizon-sky-clouds-orange-654422.jpg

2021 г.

Технологическая карта проекта

Тип проекта — педагогический, практико-ориентированный, научно-технический, коллективный, краткосрочный.

Участники — воспитатели, родители (опекуны), специалисты ДОУ.

Масштаб — декабрь.

Основание (актуальность темы) для разработки

Современное образование  ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более  наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.

Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем. Игра – важнейший спутник детства. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Идея проекта:

Cделать из Lego конструктора в процессе строительства свою неповторимую, уникальную и единственную в своём исполнении модель моста. Направить и расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.

Цель проекта:

   Создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.

Задачи проекта: 

  • формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы;
  • содействие развитию креативных способностей и логического мышления детей; 
  • развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
  • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности;
  • способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Основные принципы реализации данных задач:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • Доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей детей);
  • Наличие потенциальных возможностей в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников;
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, продуктивную и др.);
  • Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Концептуальной основой разработки и реализации проекта являются следующие руководящие идеи:

1. проект является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

2. позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

3. формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

4. объединяет игру с исследовательской, экспериментальной и проектной деятельностью, предоставляет детям возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

5. ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;

Ожидаемые результаты:

1. ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

2. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;

3. ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора Lego;

4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;

  1. целенаправленное сотрудничество родителей, как заинтересованных

партнёров и активных помощников в работе с детьми по данному направлению.

Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:

1 этап - подготовительный:

 •      изучение и подбор методической литературы по теме проекта.

 •      разработка перспективного планирования (создание проекта на не

        скольких занятиях)

 •      создание условий для реализации проекта (подбор схем и иллюстраций  с изображением различных мостов, в том числе из Лего-конструкторов, беседы по теме проекта).

  • информирование  родителей о проведении проекта «Юный техник»

 по Лего-конструированию в ДОУ, привлечение  родителей к участию в совместных мероприятиях – репетициях, подготовка костюмов.

 2 этап - практический:

  • элементарное ознакомление с разнообразием конструкторов Lego 
  • пополнение зоны конструирования лего-конструкторами для реализации проекта – выбор и строительство модели моста.

На практическом этапе происходит простейший анализ сооружённых построек (выделяем форму, величину, цвет деталей). Выполняем простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями и соответственно происходит развитие зрительно-моторной координации при соединении деталей конструктора, добиваемся точности в процессе операционных действий. Далее оформляем свой замысел путём предварительного называния будущей постройки, развиваем и поддерживаем замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогаем друг другу её осуществлять. При реализации выполнения модели моста у детей формируется умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. Они используют специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем и понимают, что что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения. Дети готовы сооружать постройки с перекрытиями. делают постройку прочной, точно соединяют детали между собой. В этот момент у них развивается способность к контролю за качеством и результатом работы. Дети становятся более сосредоточены и сильнее развивается наблюдательность. Они уже сами уточняют представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве. Всё более развивается воображение, самостоятельность, смекалка, умение работать сосредоточенно, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей. На этом этапе важно добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.

  • выполнение заданий по содержанию проекта.

3 этап - итоговый:  

  • вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
  • фотоотчёт по реализации проекта «Юный техник»
  • создание на основе реализации проекта тематического видеоролика, трансляция на сайте МБДОУ.

Формы организации проектной деятельности:

Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Для успешного  выполнения поставленных задач проекта «Юный техник – модель моста» необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  дополнительные игрушки (машинки, фигурки людей, животные и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоопарат;

- флешносители (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Список литературы:

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.

2. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. М., 2016.

3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в д/с. Программа и конспекты занятий. М., 2015.

5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.

6. Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

7. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду». М., 2015.

8. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

9. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду». Методическое пособие для педагогов. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

10.  https://youtu.be/QON1jB0-rFA  - видео «Опасность хождения по тонкому льду» использование ЛЕГО «Построй свою историю» по ОБЖ

 D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\39d71b73-8dbc-4e5b-af7a-a83631848aa2.jpg      D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\7ec2eef6-9939-4681-a113-456135275585.jpg

D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\6b9b3ae5-8b07-4559-8088-2d80e4c38634.jpg    D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\2a2cdb76-dc92-4bcd-a9c8-4b24ae908b61.jpg

D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\46d946dc-6f06-4d74-81fd-bdd6bcb8e6eb.jpg     D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\8c2f2014-e214-4bb2-bfb1-21659b84995d.jpg

D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\718dd68a-401a-4158-a1e2-1ba8c37ad781.jpg   D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\6e8c66d9-65ad-4dea-a2b5-13c60058f4b7.jpg

D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\b674d27b-c969-4211-bfdb-9520b044386c.jpg   D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\768f8f16-36c6-447a-946d-f0aa4ba910a8.jpg

D:\Защита 24\Проекты\Юный техник\фото Проект Город мастеров\a1e65b81-5cd8-420c-9657-cea004b6d132.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"

Занятие  было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...

планирование кружка "Юные экспериментаторы"

планирование кружка "Юные экспериментаторы"...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»

1.1.​  Соревнование «Юный велосипедист» является командным  первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...

Конспект физкультурно-музыкального праздника «Юный пассажир», Юный пешеход»

Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.Задачи:- учить отвечать на вопросы по тексту;- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление...

Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»

Копилка юного эколога  5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»   Цель: создание условий для развития активности детей в проц...