"Юный техник" проект
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект «Юный техник» в рамках комплексного проекта «Путь к успеху». Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность; формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы; содействие развитию креативных способностей и логического мышления детей; развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В проекте участвовали 4 воспитанника группы «Лисички» декабрь 2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Юный техник" проект | 871.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по легоконструированию
«Юный техник»
Модель «Легомост»
Автор проекта: Партина Вера Владимировна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»
2021 г.
Технологическая карта проекта
Тип проекта — педагогический, практико-ориентированный, научно-технический, коллективный, краткосрочный.
Участники — воспитатели, родители (опекуны), специалисты ДОУ.
Масштаб — декабрь.
Основание (актуальность темы) для разработки
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем. Игра – важнейший спутник детства. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Идея проекта:
Cделать из Lego конструктора в процессе строительства свою неповторимую, уникальную и единственную в своём исполнении модель моста. Направить и расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.
Задачи проекта:
- формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы;
- содействие развитию креативных способностей и логического мышления детей;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Основные принципы реализации данных задач:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении опирается на уже освоенное в предыдущем);
- Доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей детей);
- Наличие потенциальных возможностей в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников;
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, продуктивную и др.);
- Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Концептуальной основой разработки и реализации проекта являются следующие руководящие идеи:
1. проект является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
2. позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
3. формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. объединяет игру с исследовательской, экспериментальной и проектной деятельностью, предоставляет детям возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
5. ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
Ожидаемые результаты:
1. ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
2. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
3. ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора Lego;
4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- целенаправленное сотрудничество родителей, как заинтересованных
партнёров и активных помощников в работе с детьми по данному направлению.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
1 этап - подготовительный:
• изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
• разработка перспективного планирования (создание проекта на не
скольких занятиях)
• создание условий для реализации проекта (подбор схем и иллюстраций с изображением различных мостов, в том числе из Лего-конструкторов, беседы по теме проекта).
- информирование родителей о проведении проекта «Юный техник»
по Лего-конструированию в ДОУ, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях – репетициях, подготовка костюмов.
2 этап - практический:
- элементарное ознакомление с разнообразием конструкторов Lego
- пополнение зоны конструирования лего-конструкторами для реализации проекта – выбор и строительство модели моста.
На практическом этапе происходит простейший анализ сооружённых построек (выделяем форму, величину, цвет деталей). Выполняем простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями и соответственно происходит развитие зрительно-моторной координации при соединении деталей конструктора, добиваемся точности в процессе операционных действий. Далее оформляем свой замысел путём предварительного называния будущей постройки, развиваем и поддерживаем замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогаем друг другу её осуществлять. При реализации выполнения модели моста у детей формируется умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. Они используют специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем и понимают, что что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения. Дети готовы сооружать постройки с перекрытиями. делают постройку прочной, точно соединяют детали между собой. В этот момент у них развивается способность к контролю за качеством и результатом работы. Дети становятся более сосредоточены и сильнее развивается наблюдательность. Они уже сами уточняют представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве. Всё более развивается воображение, самостоятельность, смекалка, умение работать сосредоточенно, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей. На этом этапе важно добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
- выполнение заданий по содержанию проекта.
3 этап - итоговый:
- вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
- фотоотчёт по реализации проекта «Юный техник»
- создание на основе реализации проекта тематического видеоролика, трансляция на сайте МБДОУ.
Формы организации проектной деятельности:
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта
Для успешного выполнения поставленных задач проекта «Юный техник – модель моста» необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы дополнительные игрушки (машинки, фигурки людей, животные и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- флешносители (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
2. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. М., 2016.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в д/с. Программа и конспекты занятий. М., 2015.
5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
6. Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
7. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду». М., 2015.
8. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
9. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду». Методическое пособие для педагогов. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
10. https://youtu.be/QON1jB0-rFA - видео «Опасность хождения по тонкому льду» использование ЛЕГО «Построй свою историю» по ОБЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
Занятие было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...
планирование кружка "Юные экспериментаторы"
планирование кружка "Юные экспериментаторы"...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»
1.1. Соревнование «Юный велосипедист» является командным первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...
Конспект физкультурно-музыкального праздника «Юный пассажир», Юный пешеход»
Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.Задачи:- учить отвечать на вопросы по тексту;- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление...
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...
Конспект нетрадиционного занятия-сказки по развитию речи в старшей группе «Школа юного актера» на тему: «Школа юного актера»
Занятие по развитию речи...
Технология «Юные защитники природы» составлена на основе программы «Юный эколог» автора Николаевой С.Н.
Технология "Юные защитники природы"...