Робототехника- как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников с использованием конструктора Robotis Dream2 »
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Анохина Александра Анатольевна

Инженерное мышление – вид познавательной деятельности,

 направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники,

прогрессивной технологии, автоматизации

и механизации производства, повышения качества продукции».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anohina_robot_drims.docx399.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Робототехника- как средство формирования

 инженерного мышления

у старших дошкольников с использованием конструктора Robotis Dream2 »

Подготовила – Анохина А А

Воспитиатель

Ногинск 2024

 «Робототехника- как средство формирования

 инженерного мышления

у старших дошкольников»

Инженерное мышление – вид познавательной деятельности,

 направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники,

прогрессивной технологии, автоматизации

и механизации производства, повышения качества продукции».

План:

1.Введение

2.Пояснительная записка

1.Введение

На данном этапе развития страны, наиболее востребованной является профессия инженера.  На заседании Совета по науке и образованию В.В.Путин призвал рассчитать потребности России, отдельных регионов и крупных предприятий в инженерных кадрах на пять-десять лет вперед и «заглянуть за горизонт». По мнению президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехникой, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.

Данный вид мышления не формируется сам по себе, могут быть лишь предпосылки для его формирования у конкретной личности. Что же всё-таки способствует формированию инженерного мышления у человека? А способствует качество всего образовательного процесса: не только высшего, среднего и начального, но и дошкольного. Ведь, как мы знаем, дошкольное образование - первое звено образовательной цепи, на котором закладывается фундамент будущей личности. 

Игра –неотъемлемая часть жизни ребенка. Хорошая игра всегда дает опыт, учит ребенка чему-то новому, полезному, необходимому для дальнейшей жизни, учебы, карьеры. конечно, не игра в прямом смысле. Это, скорее, обучение с удовольствием –совсем другой, более высокий уровень мотивации к получению знаний, который ведет к успешной учебе и осмысленному познавательному процессу.    

Образовательная робототехника занимает особое место –навыки XXI века в чистом виде. Здесь все, что связано с программированием, моделированием, конструированием, решением проблем. И во главе всего –проектная деятельность: работа в команде, поиск оптимальных решений, навыки отстаивания собственных идей и умение быть лидером, коллегой. Дошкольники собирают и программируют модели, используют их для выполнения задач. Работая индивидуально, парами или в командах, проводят исследования, обсуждают идеи, возникающие во время работы с этими моделями.

Для работы необходимы компьютер, интерактивный конструктор Robotis Dream2, программное обеспечение к интерактивному конструктору.

Изначально занятия строились таким образом, что руководящая роль была у педагога, а затем, постепенно, по мере изучения технических терминов, ведущая роль передавалась воспитанникам. Опыт показал, что на первом этапе работы с Robotis Dream2 , в каждой группе должен быть «сильный» ребенок.

Проводили маленькие эксперименты с мощностью мотора, с временем ожидания, с различными звуками, которые возможно вставить в программу (хруст, который производит крокодил при пережевывании пищи, рычание и храп льва, чириканье птичек). Главное в этом способе работы это – мотивация детей на дальнейшее экспериментирование. Данный способ позволяет уделять больше времени возможностям интерактивного конструктора, чтобы в дальнейшем пробудить интерес к созданию своих моделей и программ к ним.

Интерактивный конструктор не желательно рассматривать очень узко, например, только как конструирование, т.к. данное оборудование универсально: например, изучая животных в образовательной области «Познавательное развитие» дети знакомятся со строением тела, повадками, голосами животных и создание моделей животных с помощью конструктора поможет детям закрепить полученные ранее знания.

Практическая значимость данного опыта заключается в возможности использовать материалы в деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Использование программы «Робототехника» открывает педагогам новые возможности для развития коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Современные интерактивные и коммуникативные средства эффективно интегрируются в различные образовательные области дошкольного образования и обеспечивают, при правильном использовании, развитие:

  • социальных навыков – умение моделировать поведение других детей, действовать по очереди, делиться с окружающими, создавать коллективные творческие продукты, взаимодействовать в общих целях;
  • наглядно-образного и абстрактного мышления;
  • способности к планированию. Поставив перед собой цель, по созданию новой или усовершенствованию знакомой модели дошкольник учится действовать как по имеющимся инструкциям, так и по схемам, разработанным самим;
  • способности к оценке. Ребенок получает возможность сравнивать свою модель с моделями других детей, а значит, способен оценить уровень сложности, внешние эстетические качества, рациональности модели, ребенок может сделать вывод о своих знаниях и умениях;
  • мелкой моторики рук.

Одним из средств обучения и развития в этом направлении является образовательный конструктор который позволил детям ощутить себя в качестве инженеров и программистов. Т.к. на занятиях дети разрабатывают, конструируют, программируют роботов.

В ряду новых возможностей, которые предоставляет нам сеть, компьютеры и другие способы связи и технические новинки, Robotis Dream2 выделяется тем, что позволяет организовать получение новой информации из поведения реальных объектов, при этом объекты можно изменять, конструировать по-новому и вновь экспериментировать. Перед тем, как работать с конструкцией - ее надо собрать, увидеть и понять “изнутри” способы ее работы.

Уникальность Перво-Роботов Robotis Dream2состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компьютера. Т.е. выводят работу ту детей на современный уровень проведения научных экспериментов. Это касается и программирования роботов и использования блока регистрации и анализа данных.

Перво-Роботов Robotis Dream2  используют в привычном порядке, как мы это делаем с любой новой темой. Последовательность работы выстраивается следующим образом:

  • Объяснение новой темы;
  •  Сбор, программирование и исследование принципиальных моделей, выяснение принципов работы механизма;
  • Постановка задачи для выполнения мини-проекта;
  • Постановка творческой задачи: на основе изученной темы собрать новую конструкцию с заданными свойствами, запрограммировать ее;
  • Защита выполненной творческой работы.

Создание моделей вызывает у воспитанников огромный интерес, только далеко не все дети могут читать схемы сборки моделей. Это вызывает определенные сложности.

  1. Пояснительная записка

Современное социально – экономическое развитие общества направленно на переход к новому технологическому укладу. Всё больше и больше говорится о переходе к «безлюдному» робототизированному производству в экономике и промышленности, что требует формирование личности готовой жить и трудиться в качественно новых условиях, которые не сводятся к умению осваивать и эксплуатировать постоянно совершенствующуюся технику и технологии, а требует способностей справляться с комплексом новых производственных задач – проектных, конструкторских, технологических, управленческих…То есть  обозначилась необходимость в высококвалифицированных инженерных кадрах, в людях с развитым инженерным мышлением.

Г. И. Малых и В. Е. Осипова определяют инженерное мышление, как «вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высоко - производительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции».  

Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач  создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование.

 «Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 года № 1155, ориентирует нас на «развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей….и реализуется в следующих специфических для дошкольного возраста видах деятельности: таких как игровая…, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…»

Базой для формирования инженерного мышления является развитие наглядно-схематического мышления, когда ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей. Для функционирования наглядно-схематического мышления дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, конструирования усвоение которых, ведет к развитию общих познавательных способностей дошкольника и является условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности.

В результате развития такой области интеллекта, как инженерное мышление у детей формируются практические навыки конструирования и моделирования: по образцу, схеме, условию, по собственному замыслу.  Ж.Пиаже говорил: «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта». А Гутарева Н.Ю. скажет:

«Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как лего - конструирование и другие виды конструирования…»

В процессе конструирования развивается мелкая моторика рук, тактильные ощущения, что способствует их речевому и умственному развитию. И слова В.А.Сухомлинского подтверждают это: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В процессе развития инженерного мышления у детей формируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Именно этот тип мыслительной деятельности и является основной формой человеческой попытки преобразовать окружающий мир, преследуя собственные интересы.

Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление, как основу формирования мышления инженерного. Признаки предынженерного мышления следующие:

  • формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из lego и др.;
  • рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
  • не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
  • систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
  • имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни.

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

- развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

- соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

- учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Данная программа разработана для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста. Предпосылки инженерного мышления формируются в научно-технической деятельности, которая включает в себя:

  • формирование элементарных математических преставлений по средствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша;
  • совершенствование практических навыков моделирования из Lego-конструктора;
  • ознакомление с основами робототехники через использование программируемого  Robotis Dream2
  • умение видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями формируется в результате применения технологии ТРИЗ («Системный оператор»).

Идея сделать научно-техническую деятельность процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь внимание родителей к современному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной программы.

-Новизна 

данной программы в том, что она направлена на развитие предпосылок инженерного мышления в системе, в совокупности таких видов деятельности как  Lego – конструирование, программирование Robotis Dream2 , формирование элементарных математических преставлений по средствам счетных палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша, работы в «Системном операторе». Примечательно то, что для реализации данной программы не требуется больших материальных затрат. В каждом детском саду есть конструкторы Lego,  блоки Дьенеша и палочки Кюизинера.

-Цель программы: развитие предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста, с учетом их особенностей развития, посредством конструирования.

-Задачи:

  • формировать у детей познавательную, исследовательскую, творческую активность; интерес к конструированию;
  • развивать конструктивные, математические, логически, коммуникативные  способности и умения;
  • воспитывать ответственность, дисциплинированность, умение работать в команде;
  • поощрять самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;

организовать целенаправленную работу с родителями воспитанников.

Данная программа основана на принципах ДО прописанных в ФГОС:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования (индивидуализация образовательного процесса);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований. Методов возрасту и особенностям развития ребенка).

               -Методы работы:

  •    познавательный (восприятие, осмысление и запоминание нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);
  • проблемный метод (поиск путей решения проблемы);
  • метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки как собственных моделей, так и совместно с родителями)
  • систематизирующий (беседа по теме, составление схем и т.д.)
  • контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)

В соответствии с требованиями СанПиН количественный состав группы не должен превышать 12 человек.

Занятия предусматривают коллективную, групповую, индивидуальную, самостоятельную формы работы.

            -Основные приёмы работы:

-беседа,

-ролевая игра,

-познавательная игра,

-логические и математические игры,

-задание по образцу (с использованием инструкции),

-творческие задачи, вопросы и ситуации,

- работа со схемами,

-соревнования (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию).

    -Материалы и оборудование

Проведенные индивидуальные беседы с родителями показали их заинтересованность в реализации ДОП «Юные инженерики». Апробирование Программы будет осуществляться в одной из групп детского сада, где созданы необходимые условия (прежде всего предметно-пространственной и информационной среды, образовательной ситуации, средств педагогической поддержки ребенка).

В результате реализации Программы, дети развиваются в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, закрепляют фундаментальные математические представления, знакомятся с основами конструирования и моделирования. У них развивается аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, усидчивость, выносливость; развивается творческое, логическое, наглядно – образное мышление, прединженерное мышление; тренируется пространственное воображение; развивается речь. Дети научаются работать с информацией, находить её, анализировать, фиксировать, составлять и записывать алгоритм, зарисовывать схемы, заполнять таблицы. Они умеют согласованно работать в команде, соблюдая внутреннюю дисциплину, которая выражается в умении рационально спланировать свою деятельность, в умении принимать правила группы, уважать чужую деятельность.

Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации программы 3 года.

 -Возрастные особенности детей от 4-7 лет

В данном разделе рассматриваются возрастные особенности детей дошкольного возраста значимые для реализации данной программы.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4–5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием. Например, дети могут понять, что такое план комнаты. Если ребенку предложить план части групповой комнаты, то он поймет, что на нем изображено. Дети уже к 4 годам могут воспринимать схемы.

К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша (если он пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет ребенок может запомнить уже 5-6 предметов (из 10–15), изображенных на предъявляемых ему картинках.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. В большинстве контактов главным средством общения является речь, в развитии которой происходят  значительные изменения. В большинстве своем дети этого возраста уже четко произносят все звуки родного языка.  Продолжается процесс  творческого изменения родной речи, придумывания новых слов и выражений («у лысого голова босиком», «смотри, какой ползук» (о червяке) и пр.).  В речь детей входят приемы художественного языка: эпитеты, сравнения. Особый интерес вызывают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Пятилетки умеют согласовывать слова в предложении и способны элементарно обобщать, объединяя предметы в родовые категории: одежда, мебель, посуда. Речь становится более связной и последовательной. Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке, описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельно рассказывать.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и темно-красный). Дети шестого года могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку 7-10 тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложечек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Если предложить ему простой план комнаты, то он сможет показать кроватку, на которой спит. Освоение времени все еще не совершенно. Отсутствует точная ориентация во временах года,  днях недели.  

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым (отобрать несколько фигур определенной формы и цвета, отыскать на картинке изображение предметов и заштриховать их определенным образом).

Объем памяти изменяется не существенно.  Улучшается ее устойчивость.  При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки).

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.          Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений; глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя  эпитеты, сравнения.

Дошкольник 6-7 лет не только может различать   основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).  То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их  разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.   При  сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).  

К концу дошкольного возраста  существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.   Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ –  логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок  начинает относительно успешно использовать новое средство ─  слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только  наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей  6-7 лет  целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем  и устойчивость памяти.

В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребенок  этого  возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но и  какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения.  Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родо-видовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность  успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений  приводит к  появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя  из функционального назначения  предметов или действий, которые с ними можно совершать. Мышление  девочек  имеет более развитый  вербальный компонент интеллекта, однако, оно  более детальное и конкретное, чем у мальчиков.  Мальчики нацелены на поисковую деятельность,   нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо  различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им  успешно образовывать  достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).  В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети  точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать   значения слов. Они уже могут  объяснить малоизвестные или неизвестные  слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.


Учебный план

Кол-во

детей в группе

Количество часов на группу

в неделю

в месяц

в год

12

2 часа

8 часов

64 часов

Во время занятий педагог использует разные формы организации деятельности с детьми:

  • Фронтальная – учебно-познавательная часть (презентация нового материала, постановка учебной задачи, обсуждение и анализ, рефлексия полученного результата);
  • Групповая – практическая часть (выполнение поставленной задачи, анализ полученного результата, поиск и исправление ошибок, рефлексия – эстетично и в соответствии ли выполнена поставленная задача);
  • Индивидуальная - практическая часть (поиск и исправление ошибок, рефлексия – как мы это сделали);
  • Самостоятельная – практическая часть (создание модели по замыслу, обсуждение и анализ полученного результата, рефлексия полученного результата)

Структура образовательной деятельности:

  • Презентация нового материала (представление и объяснение нового материала как вербальным, классическим методом преподавания, так и при помощи различных современных технологий в образовании: аудио, видеоуроки, экранные видеоуроки, презентации, интернет-сайты).
  • Постановка учебной задачи – в форме побуждающего диалога (этот диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают дошкольником работать творчески, и развивает творческие способности).
  • Обсуждение и анализ поставленной задачи (время поиска решения проблемы, побуждающее дошкольников выдвинуть и проверить гипотезы, методом «проб и ошибок»).
  • Практический поиск решения поставленной проблемы (время, побуждающее дошкольников проверить выдвинутые гипотезы методом «проб и ошибок»).
  • Рефлексия (презентация полученного результата продуктивной или исследовательской деятельности, анализ детской деятельности (друг друга/самих себя на предмет эстетичного и соответствующего выполнения поставленной задачи), словесное заключение поставленной проблемы).
  • Обыгрывание построек, выставка работ.

Основные правила проведения занятий по Программе:

  1. Создание специальной развивающей предметно-пространственной, информационной среды.
  2. Возможность самостоятельного выбора. Дети сами выбирают зону и продолжительность занятий.
  3. Самоконтроль и выявление ошибок самим ребенком.
  4. Выработка и соблюдение определенных правил (убирать за собой, тихо передвигаться по помещению и т.д.).
  5. Создание средств педагогической поддержки ребенка.
  6. Ребенок – активный участник процесса. Не педагог, а дети помогают и обучают друг друга. Это помогает развивать в детях самостоятельность и уверенность.

Весь процесс работы педагог снимает на видеокамеру или фотоаппарат, ранее установленные в аудитории, для использования их в дальнейшей работе (при разборе ошибок, для информирования родителей, презентации полученного опыта).

В группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей с использованием всех компонентов научно-технической деятельности:

  • Логические блоки Деньеша
  • Счетные палочки Кюизенера
  • Конструктор Тико
  • Lego конструкторы
  • Мини-роботы Bee-Bot, поля к ним
  • «Волшебные экраны»  для  «Системного оператора»

В самостоятельной деятельности дети закрепляют знания, полученные в ходе совместной деятельности, работают уже по знакомым схемам, а также экспериментируют в поисках новых возможностей того или иного компонента научно-технической деятельности.

Описание материально – технического обеспечения

Логические блоки Деньеша

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся.

Фигуры делятся по таким признакам:

- Цвет. Синие, красные, желтые.

- Размер. Маленькие, большие.

- Толщина. Толстые, тонкие.

- Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию.
Счетные палочки Кюизенера

  • все палочки разной длины имеют форму прямоугольного параллелепипеда, в основании которого лежит квадрат со стороной, равной 1 см;
  • палочки одного размера окрашены одним цветом; в наборе палочки 10 цветов: белые, розовые, голубые, красные, желтые, фиолетовые, черные, бордовые, оранжевые и одна коричневая палочка; самую маленькую палочку белого цвета длиной в 1 см можно назвать «кубик»;
  • каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см; следовательно, если принять белую палочку за единицу, равную числу 1, каждая палочка по степени увеличения длины имеет значение числа: розовая – 2, голубая – 3 и т. д.

Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В ходе игры и игровых занятий дети знакомятся с величиной, геометрическими фигурами, упражняются в ориентировке в пространстве и времени.

Игры и упражнения с палочками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Lego –конструктор

Lego — это разновидность игрушек, представляющих собой конструкторы на основе пластиковых деталей, которые крепятся между собой. Кубики, колёса, фигурки людей и другие части, из которых можно собирать почти все что угодно. Города, замки, корабли, самолеты, роботы, статуи — и это далеко не все что из него можно сделать!

Конструктор лего универсален, его  запчасти и элементы одного набора можно использовать в сочетании с другими наборами. Это позволяет вашему ребенку действовать не только по инструкции, а и самому быть автором новой модели конструкции.

Lego хорошо влияет на развитие логического и образного мышления ребенка, решения некоторых технических проблем (в частности, проблемы сборки, ремонта и разборки техники).

Игра с Lego развивает мелкую моторику рук. Строя разные модели из Lego, ребенок учится внимательности и терпению, быть настойчивым и учится спокойно переживать неудачи.

Сверху на роботе есть кнопки с направлением движения. Ребенок должен определить, сколько шагов необходимо сделать до поворота, сколько раз повернуться, чтобы продолжить движение (одно нажатие – 90 °). Это позволяет освоить:

  • Азы планирования и проектирования программ.
  • Основы теории алгоритмов.
  • Суть программирования.

Работа с учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Программное обеспечение содержи массу обучающих упражнений, выполняя которые дети познают основы программирования одновременно в естественной и виртуальной среде. Содержит трехмерные модели ковриков с разными темами. Позволяет создавать собственные объемные модели.

Примерное перспективное планирование для детей 4-5 лет

период

тема

кол час

задачи

оборудование

октябрь

1 неделя

Дары осени (овощи)

2

Знакомить с блоками Дьенеша; учить называть геометрические фигуры; выкладывать из них овощи

Блоки Дьенеша

2 неделя

Дары осени (фрукты)

2

Продолжить знакомить с блоками Дьенеша, закреплять знания геометрических фигур, повторить названия цветов, учить конструировать фрукты по образцу

Блоки Дьенеша

3 неделя

Лес (деревья, грибы, ягоды)

2

Учить классифицировать фигуры по цвету, размеру, толщине, форме; конструировать по образцу

Блоки Дьенеша

4 неделя

Осень золотая

2

Продолжить учить классифицировать фигуры по цвету, размеру, толщине, форме; учить конструировать по модели

Блоки Дьенеша, модели овощей, фруктов, деревьев, грибов

ноябрь

1 неделя

Осень золотая

2

Закреплять умение классифицировать фигуры по цвету, размеру, толщине, форме; учить конструировать по условию

Блоки Дьенеша

2 неделя

Хлеб всему голова

1

1

Знакомство детей с 5-экранкой, формировать временные представление, настоящее, прошлое, будущее на основе личного опыта детей, через рассматривание их фотографий, будущее прорисовываем

Продолжить знакомить детей с 5-и экранкой, продолжить формировать временные представления на примере хлеба, учить выкладывать картинки на волшебном экране

5-и  экранка, личные фотографии детей

5-и  экранка, карточки с изображением роста зерна, колоса, хлебобулочных изделий

3 неделя

Дом

Дом, в котором я живу

1

1

Продолжить знакомить детей с 5-и экранкой, продолжить формировать временные представления на примере дома, учить выкладывать картинки на волшебном экране

Повторить цвет, размер, форму, толщину, названия геометрических фигур; учить конструировать по теме

5-и  экранка, карточки с изображением домов (кирпич, новый дом, ветхий дом)

Блоки Дьенеша

4 неделя

Мой город Новосибирск (конструирование домов и достопримечательностей)

2

Знакомство с конструктором LEGO; с формой LEGO-деталей, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря.

Вырабатывать навык различия деталей в коробке, формировать умение слушать инструкцию педагога.

Конструктор Lego

декабрь

1 неделя

Мой город Новосибирск (конструирование улиц города)

2

Развитие фантазии и воображения детей;

закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей;

обучение созданию сюжетной композиции;

воспитание бережного отношения к труду людей.

Конструктор Lego

2 неделя

Вместе весело живётся (конструирование Дома дружбы)

Вместе весело живётся

1

1

Развивать творческие способности, самостоятельность, учить конструировать по теме.

Познакомить с конструктором Тико, рассмотреть его детали, учить их скреплять, моделирование дома по показу

Конструктор Lego

Конструктор Тико

3 неделя

Терем для Снегурочки, Деда Мороза

2

Продолжить знакомить с конструктором Тико, учить строить модели по простейшим чертежам

Конструктор Тико

4 неделя

Мастерская Деда Мороза

Конструирование по замыслу

1

1

Конструирование моделей игрушек из конструктора Тико

Самостоятельное применение знаний и умений полученных ранее

Конструктор Тико

Конструктор Тико, Lego, блоки Дьенеша

январь

3, 4 неделя

Сказки про животных

4

Познакомить с палочками Кюизинера; учить сравнивать их по длине, закреплять знания названий цветов; учить выкладывать палочки по модели

Палочки Кюизинера, альбом «На золотом крыльце сидели»

февраль

1, 2  неделя

Путешествие Городовичка по зоопарку

4

Продолжить знакомить детей с 5-и экранкой, продолжить формировать временные представления на примере тигра, орла, медведь, змея; учить выкладывать картинки на волшебном экране

Волшебные экраны по тигру, орлу, медведь, змея

3 неделя

Зоопарк Новосибирска

2

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора.

Развивать связную речь.

Конструктор Lego

4 неделя

День Защитника отечества

2

Самостоятельное применение знаний и умений полученных ранее

Конструктор Тико, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера

март

1,2 неделя

Посуда

4

Продолжить работать с палочками Кюизинера; учить играть в игру «Кростики» (сначала дети выкладывают по модели, затем в зеркальном изображении, затем самостоятельно)

Палочки Кюизинера, альбом «Посудная лавка» (кростики)

3, 4 неделя

Моя квартира, мебель

4

Учить конструировать по схеме, зарисовывать простейшую схему, передавать изображение на плоскости

Конструктор Тико, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера

апрель

1 неделя

Перелетные птицы.

Скворечник для птиц.

2

Учить конструировать по образцу, развивать речь, наглядно – образное мышление, фантазию, учить работать в паре

Блоки Дьенеша

Конструктор Тико

2неделя

Весна (первоцветы, снег)

2

Закреплять умения детей работать с 5-и экранкой, продолжить формировать временные представления на примере первоцветов, снега

Волшебные экраны по первоцветам, снегу

3 неделя

Человек

2

Учить конструировать человека из блоков Дьенеша. Рассматривать человека через «волшебный экран»

Самостоятельно моделируют робота из конструктора по выбору детей

Конструктор Тико, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера, «Волшебный экран»

4 неделя

Насекомые

2

Познакомить с биботами, с панелью управления, с правилами работы с пчелками

Биботы

май

1,2,3 неделя

Программируем пчёлок (Весенний квест для пчёлки. Танец пчёлки. Пчёлка в гостях у ребят. День рождение пчёлки)

6

Учить программировать пчелок, формировать умение ориентироваться в пространстве, умение работать в команде, уступать, делиться; развивать логическое мышление, память, умение просчитывать ходы заранее, умение предвидеть результат

Биботы, поля к ним

Примерное перспективное планирование для детей 5-6 лет

период

тема

К.ч

задачи

оборудование

сентябрь

диагностика

8

Выявить уровень знаний, умений, навыков детей конструирования, моделирования, умение работать в системном операторе, анализировать, систематизировать

Диагностический материал

октябрь

1,2 , 3, 4 неделя

Осенний Новосибирск

8

Вспомнить основные приемы конструирования, соединения деталей, понятийный аппарат, конструируем по схеме дома Новосибирска, по замыслу Новосибирск в будущем

Конструктор Тико, Lego, блоки Дьенеша, палочки Кюизинера

ноябрь

1, 2 неделя

Все профессии важны

4

Формировать умение сконструировать Больницу для Доктора Айболита, самого  Доктора, зверей, развивать речь через обыгрывания постройки

Конструктор Lego

3,4 неделя

Путешествие Городовичка по улицам города

4

Учить конструировать разные виды транспорта по схемам, чертежам, придумывать свой транспорт и записывать схему его моделирования

Конструктор Lego Дупло (1ч)

Конструктор Lego мелкие детали (1ч

Конструктор Тико (1ч)

Блоки Дьенеша (1ч)

декабрь

1 , 2, 3, 4 неделя

Дружат дети всей земли.

8

Продолжить учить программировать Биботов, развивать пространственную ориентацию детей, учить пошагово записывать схему передвижения Бибота, выполнять задания составленные  другими детьми, самим рисовать поле

Биботы, сетка поля

февраль

3, 4 неделя

Русские богатыри

4

Учить анализировать свойства объектов и выявлять их наличие или отсутствие, пользоваться знаками символами, собирать их в группы, называть общее свойство группы. Учить выкладывать цепочку по заданному алгоритму.

Блоки Дьенеша, альбом «Спасатели приходят на помощь»

март

1, 2  неделя

Обитатели подворья

4

Учить выкладывать цепочку по заданному алгоритму, учить самих составлять алгоритм, читать его

Блоки Дьенеша, кубики с признаками

3,4 неделя

Перелетные птицы

4

Учить конструировать по образцу, развивать речь, наглядно – образное мышление, фантазию, учить работать в паре

Конструктор Тико

апрель

1,2, 3недели

Весенние хлопоты

6

Познакомить детей с 9-и экранкой, учить работать по ней, выделять систему, надсистему, подсистему; учить видеть проблему целиком и её части

9-и экранка

4 неделя апреля, 1,2 неделя мая

Проект

6

Учить работать над проектом совместно с родителями создать модель достопримечательности Новосибирска из любого вида конструктора, презентовать её. Формировать умение обучать детей группы складывать созданную дома модель.

Конструктор по выбору детей

май

3,4 неделя

диагностика

4

Продиагностировать уровень развития предынженерного мышления у детей, определить эффективность реализации программы

Диагностический материал, карты развития

Примерное перспективное планирование для детей 6-7 лет

период

тема

задачи

Сентябрь

диагностика

Выявить уровень знаний, умений, навыков детей конструирования, моделирования, умение работать в системном операторе, анализировать, систематизировать, зарисовывать простейшие схемы, понимать схемы, знание понятийного аппарата, уровень развития наглядно – образного мышления

Устойчивость LEGOмоделей. Постройка пирамиды

Закрепление навыков соединения деталей

Обучение детей расположению деталей в рядах в порядке убывания

Развитие ассоциативного мышления

Развитие умения делать прочную и устойчивую конструкцию

Развитие умения слушать инструкцию педагога

Знакомство с видами и историей пирамид

Октябрь

Систематичность LEGOмоделей. Моделирование животных зоопарка

Обучение анализу образца, выделению основных частей животных

Развитие конструктивного воображения детей

Рассказать о зоопарках

Повторение названий животных

Наш двор

Развитие фантазии и воображения детей

Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей

Обучение созданию сюжетной композиции

Воспитание бережного отношения к труду людей

                      Ноябрь

Постройка моделей старинных машин

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение созданию сюжетной композиции

Знакомство с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами

Улица полна неожиданностей

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение созданию сюжетной композиции.

Повторение основных правил дорожного движения

Декабрь – январь

Новогодние игрушки. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора.

Закрепление навыков скрепления

Динозавры

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Знакомство с видами динозавров и их образом жизни

Персонажи любимых книг

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев

Освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора LEGOWeDo

Животные в литературных произведениях

Развивать фантазию и воображение детей

Развивать умение передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции

Освоение навыков передачи характерных черт животных средством конструктора LEGOWeDo

                                                             Февраль

Военная техника

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение конструирования гусениц танков

Космические корабли

Развивать фантазию и воображение детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Знакомство с видами космических кораблей

                                      Март

Подарки любимым

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Освоение техники «мозаики» из LEGO

Твой город. Твоя улица

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Рассказ о городе, в котором мы живем

Главная улица города

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Закрепление знаний детей о городе

Достопримечательности города

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Закрепление знаний детей о городе

Апрель

Подводим итоги. Фантазируй!

Развитие фантазии и воображения детей

Развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора

Закрепление навыков скрепления

Обучение умению планировать работу

Оборудование: Наборы LEGO в достаточном количестве.

Май

диагностика

Продиагностировать уровень развития предынженерного мышления у детей, определить эффективность реализации программы

  1. Условия реализации Программы

Одним из основных условий реализации Программы является создание для детей специально подготовленной развивающей предметно-пространственной среды, где они могут самостоятельно развиваться и максимально полно раскрывать свой потенциал.

Специально подготовленная развивающая предметно-пространственная

среда группы оборудована столами и стульями по росту детей, ковриками для индивидуальной работы. Все материалы сгруппированы в строгой последовательности и расположены на соответствующих полках для ориентации детей. Они полностью скомплектованы, вымыты и готовы к работе. Ребёнок сам выбирает, чем и в какое время он будет заниматься. Также он самостоятельно решает, будет ли он действовать один или вместе с кем-то.

Материалы для развития навыков логического мышления

1.Набор роботов Bee-Bot;

2. Набор ковриков для программирования роботов Bee-Bot

3. «Волшебные экраны»

Материалы для развития навыков конструирования

1.Наборы LEGO-конструкторов;

2. Наборы конструктора Тико;

3. Бумага, клей, ножницы;

4.Индивидуальные рабочие места для каждой пары (стол, 2 стула).

Материалы для упражнений в развитии умения кодирования предмета

1.Наборы LEGO-конструкторов (для каждой пары детей);

2. «Волшебные экраны»;

3. Индивидуальные рабочие места для каждой пары (стол, 2 стула).

Материалы для развития элементарных математических преставлений 1.Палочки Кюизенера

2. Логические блоки Дьенеша

Следующее важное условие, необходимое для реализации Программы – педагог, умеющий реализовать особую модель взаимодействия с детьми. Педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность.

Главная задача Педагога:

  • пробудить у ребёнка    интерес к окружающему миру, к желанию и умению его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы, к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения;
  • помочь ребенку организовать свою деятельность, следуя его внутренним побуждениям;
  • вмешиваться в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности;
  • разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование! Задача педагога – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен;
  • добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах;
  • помочь детям находить оптимальные решения в конфликтных ситуациях, научить уважительному общению друг с другом, способам взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми;
  • выстроить взаимодействие детей друг с другом так, чтобы у старших развивалось чувство ответственности за младших, наряду с этим реализовывались потребности в чувстве собственной значимости, уверенности в собственных силах;
  • активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя, так называемые, сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
  1. Результаты освоения детьми Программы

Система оценки индивидуального развития детей основана на методе педагогического наблюдения и включает в себя заполнение таблицы «Развитие предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста».

Критерии оценки предпосылок развития инженерного мышления

детей дошкольного возраста и показатели уровня их сформированности

Критерии

оценки предпосылок развития

инженерного

мышления детей

дошкольного

возраста

Уровни сформированности критериев

оценки предпосылок развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Критерий

сформирован

Критерий в стадии формирования

Критерий

не сформирован

Показатели уровня сформированности критериев

оценки предпосылок развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

1. Интерес к конструированию

Выбирает конструирование и для совместной, и для самостоятельной деятельности

Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности

Редко присоединяется к конструирующему взрослому или детям, не выбирает конструирование для самостоятельной деятельности

2. Способности и умения конструировать

В продукте отражены показатели творчества, признаки оригинальности, способен зарисовать схему своей постройки, составить алгоритм выполнения модели

Может самостоятельно построить модель по образцу, по схеме, по фотографии, не способен сам зарисовать схему

Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца

3. Развитие конструктивных, математических, логических способностей

Выполнение задания делает безошибочно, самостоятельно.

Может самостоятельно определить систему, надсистему, подсистему

Нуждается в помощи, допускает много ошибок

Не отвечает на вопросы, делает всё неправильно, часто ошибается

4. Ориентация в пространстве

Выполняет задания безошибочно, знает все направления, умеет правильно расположит предмет

Нуждается в помощи, допускает ошибки, путает, где «лево», где «право»

Не отвечает на вопросы, делает всё неправильно

5.Развитие речи

Знает понятийный аппарат, умеет правильно называть конструктор, детали конструктора. Может придумать сказку по изготовленной им модели, может рассказать, как он собирал модель

Нуждается в помощи, в наводящих вопросах, путает название деталей конструктора

Не может рассказать, что смоделировал, назвать детали, которые использовал. Не отвечает на наводящие вопросы.

Таблица: «Развитие предпосылок инженерного мышления

детей дошкольного возраста»

№ п/п

Имя, фамилия

ребёнка

Критерий 1

Критерий 2

Критерий 3

Критерий 4

Критерий 5

Всего критериев на сентябрь 2017 года

Всего критериев на май2018 года

9 месяц 2017 года

5 месяц 2018 года

9 месяц 2017 года

5 месяц 2018 года

9 месяц 2017 года

5 месяц 2018 года

9 месяц 2017 года

5 месяц 2018 года

9 месяц 2017 года

5 месяц 2018 года

Не сформировано

В стадии формирования

Сформировано

Не сформировано

В стадии формирования

Сформировано

1.

2.

3.

4.

5.

Всего детей

со сформированными критериями

с критериями в стадии формирования

с несформированными критериями

«с» – критерий сформирован

«в» – критерий находится в стадии формирования

«н» – критерий не сформирован

7. Список литературы

  1. Дошкольная педагогика/под редакцией Гогоберидзе А.Г.-М.: Питер, 2013,с.320-323
  2. Захарова Н.И.Играем с логическими блоками Дьенеша. – Санкт –Петербург: Детство - Пресс, 2018
  3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос.уч.-метод. центр образоват. Робототехники.-М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.
  4. Кайе В.А.Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет.-М.:ТЦ Сфера, 2014,с.5-19
  5. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
  6. . Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  8. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников.-Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2016
  9. методические и дидактические материалы для работы с конструктором Тико [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
  11. Развитие технологического образования школьников на переходе к новому технологическому укладу [электронный ресурс]. – режим доступа: /https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tehnologicheskogo-obrazovaniya-shkolnikov-na-perehode-k-novomu-tehnologicheskomu-ukladu/
  12. Соколова Г.А. Оригами. - Новосибирск, 2014
  13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  14. Фешина Е.В. Лего – конструирование в детском саду.- М.:ТЦ Сфера, 2012.
  15. Щетинина А.М.Учим дошкольников думать. – М.: Творческий центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря старших дошкольников с использованием интерактивных технологий

Данная электронная презентация познакомит педагогов с современными образовательными интерактивными технологиями, направленными на речевое развитие детей.Используя интерактивные технологии в работе с д...

Робототехника - как средство развития технического творчества дошкольников

Как и зачем робототехника внедряется в дошкольное образование? Каких роботов делают 5-6 летние дети? Вряд ли кто-то серьезно считает, что робототехника для дошкольников имеет что-то общее с экспл...

Робототехника как средство формирования инженерного мышления дошкольников

На сегодняшний день робототехника является очень актуальным и востребованным направлением обучения, воспитания и развития детей....

Результаты реализации инновационной площадки по теме «Развитие конструктивных способностей у дошкольников через использование конструктора LEGO и робототехники с использованием регионального компонента»

Результат тематического контроля «Внедрение разработанной системы педагогической и воспитательной работы, направленной на развитие конструктивной и исследовательской деятельности дошкольников в ...

«LEGO -конструирование и робототехника как средство развития технического творчества дошкольников»

Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети л...

Активизация лексических средств языка у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования методического пособия "Фразовый конструктор"

           Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспе...

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Образовательный модуль "Робототехника" парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста" - актуальное направление развития, которое...