Методическая разработка «Робототехника – старт в будущее»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Развитие творческо-конструктивных способностей и познавательной активности через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
robototehnika_-_start_v_budushchee1.docx | 51.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Робототехника – старт в будущее»
Разработал воспитатель высшей
квалификационной категории
Александрова Наталья Евгеньевна
Санкт-Петербург
2024
Цель: развитие творческо-конструктивных способностей и познавательной активности через обучение элементарным основам инженерно-технического конструирования и робототехники. Обучение основам конструирования и элементарного программирования.
Задачи:
Образовательные:
- стимулировать мотивацию детей к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка;
- способствовать развитию воображения и познавательного интереса детей;
- способствовать развитию базовых навыков программирования и алгоритмического мышления,
- способствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать логическое мышление и основные мыслительные операции;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать навыки совместной работы, коммуникативных и презентационных компетенций, умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Проект «Мои первые шаги» | 8 | 4 | 4 | - Беседа -Самостоятельная деятельность - Ролевая игра |
2 | Проект «Майло - научный вездеход» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -Выставка |
3 | Проект «Тяга» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность |
4 | Проект «Скорость» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность |
5 | Проект «Прочные конструкции» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -выставка |
6 | Проект «Метаморфоз лягушки» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
7 | Проект «Растения и опылители» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
8 | Проект «Защита от наводнения» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
9 | Проект «Десантирование и спасение» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
(2 год обучения) | |||||
1 | Проект «Хищник и жертва» и | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - Ролевая игра |
2 | Проект «Язык животных» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -Выставка |
3 | Проект «Очистка океана» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность |
4 | Проект «Исследование космоса» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность |
5 | Проект «Предупреждение об опасности» и | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -выставка |
6 | Проект «Среда обитания» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
7 | Проект «Мост для животных» и | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
8 | Проект «Перемещение материалов» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
9 | Проект «Защита от наводнения» | 4 | 2 | 2 | - Беседа - Самостоятельная деятельность -ролевая игра |
10 | Проект «Робот Верни» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
11 | Проект «Кот Френки» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
12 | «Проект электрогитара» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
13 | «Проект автоматизированная станция по производству роботов» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
14 | «Проект автоматизированная станция по производству роботов» | 8 | 4 | 4 | - Беседа - Самостоятельная деятельность - соревнование |
Календарное планирование
Сентябрь
Раздел 1. Введение
Тема: История создания конструктора LEGO,
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Применение роботов в современном мире.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Раздел 2. Lego WeDo 2.0
Тема: Знакомство с компонентами конструктора.
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Обзор набора Lego WeDo 2.0
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Создание и программирование улитки, чтоб она светилась (меняла цвет).
Теория: Побуждение к творческому мышлению и производству уникальной модели.
Практика: Развитие мелкой моторики рук и навыки конструирования.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Раздел 3. Lego техника
Тема: Создание модели «Вентилятор».
Теория: Внесение изменения в программе, чтобы мотор мог крутиться в разные стороны.
Практика: Конструирование, чтобы мотор мог крутиться в разные стороны.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Октябрь
Тема: Создание модели «Робота – шпиона».
Теория: Программирование датчика движение с целью обнаружения движения.
Практика: Развитие конструктивных навыков.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Движущийся спутник»
Теория: Умение анализировать задачи и находить возможные решения. Развитие логического мышления.
Практика: Программирование мотора с целью вращения в течение определенного времени.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Научный вездеход Майло»
Теория: Изучение различных способов, при помощи которых, учение могут достичь отдаленных мест. Формирование творческих навыков.
Практика: Сборка конструкции и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Датчик перемещения Майло»
Теория: Умение составлять программу. Развитие навыков решение задач.
Практика: Сборка конструкции и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Ноябрь
Тема: «Датчик наклона Майло»
Теория: Изучению способов, при помощи которых ученые и инженеры могут использовать вездеходы для исследования мест, не доступных для человека.
Практика: Сборка конструкции. Умение заранее обдумывать содержание будущей постройки.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Датчик наклона Майло»
Теория: Продолжать выполнять задание с предыдущего занятия.
Практика: Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Колебания»
Теория: Изучение принципа работы механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Робот тягач»
Теория: Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве.
Практика: Сборка модели на основе ранее изученного механизма.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Декабрь
Тема: «Дельфин»
Теория: Закрепление полученных ранее знаний.
Практика: Сборка модели на основе ранее изученного механизма.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Обыгрывание построек.
Теория: Развитие познавательной активности.
Практика: Демонстрация технических возможностей моделей. Развитие чувства коллективизма, сплоченности.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Езда»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Гоночный автомобиль
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование модели
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Январь
Тема: Видоизменение гоночного автомобиля.
Теория: Изучение факторов, которые могут увеличить скорость автомобиля.
Практика: Развитие конструктивных способностей.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Гонки
Теория: Формирование интереса к технике.
Практика: Развитие умения работать в команде, общение со сверстниками.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Вездеход»
Теория: Формирование интереса к технике.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Рычаг»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Февраль
Тема: Симулятор землетрясения
Теория: Исследование характеристик зданий, которые повышают его устойчивость к землетрясению.
Практика: Конструирование модели, способной передавать зданиям колебательные движения.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Симулятор землетрясения
Теория: Испытание на прочность.
Практика: Учить строить по замыслу.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Самоделкин»
Теория: Учить выражать отношение к своим постройкам
Практика: Умение творчески обыграть постройку, использовать дополнительные детали при обыгрывании.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Ходьба»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Март
Тема: «Головастик»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование модели на основе ранее изученного механизма.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Лягушка»
Теория: Изучение метаморфоз лягушки с помощью репрезентации LEGO и определение характеристик организма на каждой стадии.
Практика: Сборка модели на основе ранее изученного механизма.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Самоделкин»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Умение творчески обыграть постройку.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Вращение»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Апрель
Тема: «Пчела и цветок»
Теория: Закрепление полученных навыков
Практика: Сборка и программирование модели
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Подъёмный кран»
Теория: Закрепление полученных навыков
Практика: Продолжение работы по изучению механизма «вращение».
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Изгиб»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Паводковый шлюз»
Теория: Развитие умения конструировать по схеме и составление программы.
Практика: Сборка и программирование паводкового шлюза (на основе раннее изученного механизма), с помощью которого можно контролировать уровень воды в реке.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Май
Тема: Автоматизация шлюза
Теория: Умение заранее обдумывать содержание будущей постройки.
Практика: Добавление датчика наклона, движения, звука.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: Механизм «Катушка»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка и программирование.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Вертолет»
Теория: Изучение конструктивных особенностей данного механизма.
Практика: Сборка модели вертолёта (на основе ранее изученного механизма), для использования в районе пострадавшем от стихийных бед.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Тема: «Хищное животное»
Теория: Повторение техники безопасности. Знакомство детей с проектами с открытым решением.
Практика: Умение экспериментировать и создавать собственные решения, изменяя базовую модель, используя механизмы «изгиб», «ходьба», «рычаг» на выбор.
Форма контроля: Выполнение контрольных заданий
Ожидаемые результаты
Будет знать:
- технику безопасности при работе с компьютером и образовательными конструкторами;
- основные компоненты конструкторов;
- основы механики, автоматики
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов.
Будет уметь:
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
- работать в команде;
- создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы;
- демонстрировать технические возможности роботов;
- собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;
- создавать собственные проекты;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.);
- демонстрировать технические возможности роботов.
В результате дошкольники приобретут такие личностные качества как:
- умение оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
- умение называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- умение самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
В результате у дошкольников будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- Познавательные УУД: умение определять, различать и называть детали конструктора;
- умение конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
- Регулятивные УУД: умение работать по предложенным инструкциям; умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- Коммуникативные УУД: уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке; уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Мониторинг
Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. В начале учебного года проводиться собеседование, с целью выявления начальных умений и навыков, мотивации поступления в объединение. Во время всего периода обучения применяются тесты на развитие памяти, мышления, воображения.
Оценочный лист заполняется педагогом в конце учебного года по результатам наблюдений, тестирования и выполнения практических заданий.
Оценочный лист по итогам обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Робототехника»
Критерии оценки | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Знают | |||
правила безопасной работы; | |||
основные компоненты конструкторов LEGO; | |||
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; | |||
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; | |||
Умеют | |||
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); | |||
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания); | |||
создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу. |
Педагогические технологии
За период работы по внедрению робототехники в образовательный процесс сформировались основные направления работы:
· конструирование ·
основы мехатроники и мобильной робототехники
· 3Д-моделированию и прототипированию
· электроника, управление квадракоптером
Деятельность обучающихся на данном этапе была организована в следующих формах:
· Рассказ, беседа
· Демонстрация
· Работа в парах и группах
· Практические занятия
Среди основных видов деятельности:
· индивидуальная и групповая работа по конструированию
· индивидуальные и групповые беседы
На данном этапе руководители кружка в основном использовали в своей работе следующие методы и технологии:
- Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация).
- Репродуктивная технология - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
- Технология исследовательского обучения, к которой относят следующие методы: - эвристический (от гр. слова «эврика» - «нашел»), развивающий способности обучающихся мыслить и самостоятельно работать. Это метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.)
- частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
- поисковый – самостоятельное решение проблем.
Еще одна используемая мной технология - информационно-коммуникационная (ИКТ). Это технология доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленной на получение конкретного результата. С помощью ИКТ-технологий учатся:
· осуществлять сбор, переработку и представление информации по заданной теме, используя различные источники;
· передавать содержание информации адекватно поставленной цели, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, выбирать знаковую систему в соответствии с коммуникативной ситуацией;
· использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создавать презентации результатов исследовательской и практической деятельности;
· участию в дискуссии, следованию правилам ведения диалога.
И все-таки, главный метод, который используется при изучении робототехники - это метод проектов. Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит и решает собственные задачи, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности обучающегося.
Сбор любого робота – это проект.
Основные этапы разработки проекта:
1. Обозначение темы проекта.
2. Цель и задачи представляемого проекта.
3. Разработка механизма на основе конструктора
4. Составление программы для работы механизма в среде (LEGO Education)
5.Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей. Конструирование – процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Дидактические материалы.
К демонстрационным материалам относятся:
- Конструктор Lego разного вида.
К раздаточным материалам относятся:
- конструктор Lego разного вида;
- карточки с изображенными на них предметами;
- наборы фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;
- тематические карточки с заданиями.
Список использованной литературы
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, 2021
2. Кружок робототехники //http://lego.rkc-74.ru/index.php/-lego-
3. В.А. Козлова, Робототехника в образовании [электронный ресурс]//http://lego.rkc-74.ru/index.php/2009-04-03-08-35-17, Пермь, 2019
4. А.Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества» Москва «Просвещение», 2018
5. А.Н. Давидчук Развитие у дошкольников конструктивного творчества – М.: «Просвещение», 2021
6. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» М.: Просвещение, 2019
7. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO». Гуманитарный издательский центр М.: ВЛАДОС, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "озорные старты"
Формирование здорового образа жизни семей детского сада.Воспитание физической культуры и нравственной сплочённой семьи.Развитие спортивных и двигательных навыков у детей и взрослых....
Методическая разработка "Олимпийские старты Карлсона и Михайло Потапыча"
Конспект окрытого меропрития с родителями...
Методическая разработка "Веселые старты" (цикл подвижных игр и игровых упражнений для детей 3-7 лет)
Подвижные игры Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. К...
Робототехника Старт в будущее
В статье описывается опыт организации работы по образовательной робототехнике в дошкольной образовательной организации сельской местности. Раскрыты основные формы работы с детьми и родителями, даны эт...
Методическая разработка. Веселые старты.
Методическая разработка....
Методическая разработка. Весёлые старты. «Пример всему голова»
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в ж...
Методическая разработка. Весёлые старты. «Пример всему голова»
Методическая разработка.Весёлые старты.«Пример всему голова»...