Мастер- класс для воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ"
консультация по конструированию, ручному труду
Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnaya_pesochnitsa_26.05.2021g.docx | 36.34 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9»
141313, Московская область,
Сергиево-Посадский район,
город Сергиев Посад,
ул. Железнодорожная, д.35а
Тел.: 8(496)548-07-22
Мастер-класс для воспитателей
на тему:
«Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ»
Подготовили и провели:
Власова Н.А.
Трегубова С.А.
2021г.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности ,так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Цель: Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Задачи: Дать определение песочной терапии.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: Песочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты.
Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гипер-активных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком! Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.
Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие , внимание, память, мышление, а также речь и моторика).
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется , коррекция и развитие ребенка).
Интерактивная песочница имеет прямоугольную форму с подсветкой.
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
Что необходимо для игры в песочнице:
Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.
- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.
- Дома, другие жилища, мебель.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья и другие растения.
- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)
А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения используют в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. ( облака)
Как над речкой над рекой,
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной (радуга).
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (речка).
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Коровам без неё беда
Она их главная еда (трава).
На заключительном этапе можно использовать игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город», «Угадай, что спрятано в песке», «Город в котором мы живём».
Игра «Давайте познакомимся»
Ход игры:
1 вариант. В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.
2 вариант.
Песочный человек очень весёлый, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем этим только с тем, кто будет соблюдать его правила.
Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки.
-Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной слова:
В ладошки наши посмотри.
В них доброту, любовь найди.
Песочный человек приди!
Педаог берёт в руки куклу-марионетку «Песочный человек».
Педагог. Откройте. Пожалуйста, глаза. Давайте знакомится с песочным человеком. Послушаем, что он скажет…
Песочный человек.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правило моей страны.
(повторяют дети)
Здесь нельзя кусаться, драться!
Можно строить и творить:
Горы реки и моря-
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Дети поняли меня!
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.
Игра «Придумай сказку»
Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.
Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.
Ход игры:
Предложить педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры одной команды. У кого эмоция спокойствие, тот в другой команде. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, или что хотите. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении заданий?
-В работе с детьми, какого возраста можно использовать эти игры? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»
Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....
Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"
Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....
Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие
Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие...
Применение интерактивной песочницы в работе учителя- логопеда.
Применение интерактивной песочницы наиболее подходит для работы с детьми с ОВЗ.Часто эти дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного речевого развития, ограниченного запаса зн...
"Интерактивная песочница в работе педагога-психолога"
Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоционал...
Применение интерактивной песочницы в работе учителя - логопеда
В коррекционных занятиях для детей с нарушениями речи необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так же на развитие двигательной и эмоционально-волевой...
«Использование интерактивной песочницы в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания....