Мастер- класс для воспитателей "Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ"
консультация по конструированию, ручному труду

Трегубова Светлана Александровна

Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnaya_pesochnitsa_26.05.2021g.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

   УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9»

141313, Московская область,

Сергиево-Посадский район,

город Сергиев Посад,

ул. Железнодорожная, д.35а

Тел.: 8(496)548-07-22

Мастер-класс для воспитателей

на тему:

«Использование интерактивной песочницы в работе ДОУ»

https://promtehnotop.com.ua/image/cache/catalog/Tovary2/interaktivne-obladnannya/nteraktivna-psochnicya/nteraktivna-psochnicya--228x228.jpg

Подготовили и провели:

Власова Н.А.

Трегубова С.А.

2021г.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности ,так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Цель: Познакомить педагогов с возможностями интерактивной песочницы. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.

Задачи: Дать определение песочной терапии.

Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

МатериалПесочница, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гипер-активных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком! Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново.

Перенос традиционных занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие , внимание, память, мышление, а также речь и моторика).

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых , песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

• Обучающие (облегчают процесс обучения);

• Познавательные  (с их помощью познается многогранность нашего мира);

• Проективные  (через них осуществляется , коррекция и развитие ребенка).

Интерактивная песочница имеет прямоугольную форму с подсветкой.

Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

Что необходимо для игры в песочнице:

Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.

- Дома, другие жилища, мебель.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья и другие растения.

- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)

А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения используют в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки.  ( облака)

Как над речкой над рекой,

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга).

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда

Она их главная еда (трава).

На заключительном этапе можно использовать игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город»«Угадай, что спрятано в песке»«Город в котором мы живём».

Игра «Давайте познакомимся»

Ход игры:

1 вариант. В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.

Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:

-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).

-Песочная Фея любит, чтобы у детей было чистое лицо и руки.

-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.

-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).

-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.

2 вариант.

Песочный человек очень весёлый, знает много игр, историй, сказок, но поделится всем этим только с тем, кто будет соблюдать его правила.

Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки.

-Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста, глаза и произнесите за мной слова:

В ладошки наши посмотри.

В них доброту, любовь найди.

Песочный человек приди!

 Педаог берёт в руки куклу-марионетку «Песочный человек».

Педагог. Откройте. Пожалуйста, глаза. Давайте знакомится с песочным человеком. Послушаем, что он скажет…

Песочный человек.

Я открою вам секреты,

Только надо знать при этом

Правило моей страны.

(повторяют дети)

Здесь нельзя кусаться, драться!

Можно строить и творить:

Горы реки и моря-

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна.

Дети поняли меня!

После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Игра «Придумай сказку»

Цель: развитие активной речевой деятельности, творческого воображения и навыков позитивной коммуникации.

Оборудование: круги-пиктограммы по количеству участников, песочные часы, песочный стол, любой подручный материал, который есть в наличии, включая фигурки людей и сказочных персонажей.

Ход игры:

Предложить педагогам взять с подноса круг. Затем перевернуть его и посмотреть. У кого пиктограмма с улыбкой, тот становится участником игры одной команды. У кого эмоция спокойствие, тот в другой команде. Психолог приглашает педагогов подойти к песочнице и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, или что хотите. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!

Вопросы для обсуждения:

-Ваши чувства, ощущения при выполнении заданий?

-В работе с детьми, какого возраста можно использовать эти игры? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"

Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....

Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие

Интерактивная песочница в работе воспитателя: познавательное развитие...

Применение интерактивной песочницы в работе учителя- логопеда.

Применение интерактивной песочницы наиболее подходит для работы с детьми с ОВЗ.Часто эти дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного речевого развития, ограниченного запаса зн...

"Интерактивная песочница в работе педагога-психолога"

       Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоционал...

Применение интерактивной песочницы в работе учителя - логопеда

В коррекционных занятиях для детей с нарушениями речи необходимо сочетать задания, направленные не только на коррекцию нарушений речевой сферы, а так же на развитие двигательной и эмоционально-волевой...