НОД "Мастерская ремёсел"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Открытое занятие в подготовительной группе с участием старшего поколения, дедушек и бабушек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Мастерская ремёсел" | 45.3 КБ |
Презентация к НОД "Мастерская ремёсел" | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад»
Технологическая карта познавательно-исследовательской игровой деятельности
(занятия по окружающему миру) с детьми подготовительной группы, направленной на развитие творческой инициативы и приобщение к труду через знакомство с народными промыслами в детском творчестве.
Разработчик:
Кузнецова Татьяна Александровна,
воспитатель, ВКК
Красноуфимск, 2023
Технологическая карта занятия по окружающему миру с детьми подготовительной группы, направленного на развитие творческой инициативы и приобщение к труду через знакомство с народными промыслами в детском творчестве.
Составитель:
Кузнецова Татьяна Александровна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
Тема: «Мастерская ремёсел».
Возрастная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)
Занятие построено на основе системно-деятельностного подхода.
Форма совместной деятельности: познавательная, коммуникативная, изобразительная деятельность.
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект: Программа ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
Материалы: ковер, 3 пары столов (центры активности), стулья по количеству детей.
Средства:
- наглядные – календарь событий, видео с музыкой весеннего пробуждения природы, микрофон, таблица «Модель трёх вопросов», фломастер, картинки-магниты (как узнать?).
- оборудование – в центр изобразительного творчества: белая и цветная бумага А4, А5, белый и цветной картон А5, правила безопасности, картинки цветов для вырезывания, трафареты цветов; в познавательный центр открытий и экспериментов: семена, альбомы с иллюстрациями цветов и их семян; в центр мастерской ремёсел: заготовки кашпо из картона, цветная проволока, природная глина; трудовой центр: лопаточки, клеёнку для труда, фартуки, лейки, тряпочки.
Цель: Знакомство с народными ремёслами в детском творчестве.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к разным видам труда;
- воспитывать стремление принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- вызвать эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения;
- воспитывать бережное и ответственное отношение к природе родного края.
Обучающие:
- расширять знания детей о природном и социальном мире (весеннее пробуждение природы, влияние человека на красоту природы);
- формировать представления о труде как ценности общества, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и профессий;
- расширять знания детей о творческой деятельности, её особенностях.
Развивающие:
- развивать интерес и самостоятельность в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками;
- развивать умение вести диалог.
Образовательные задачи, с учетом индивидуальных особенностей детей:…
Понятия: кашпо,студия, ремесло.
Планируемые результаты:
- ребёнок проявляет положительное отношение к разным видам труда;
- ребёнок способен применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
- ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками;
- ребёнок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире;
- ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
- ребёнок имеет сформированный познавательный интерес к природе, осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней.
Ход деятельности:
Этап деятельности 1 этап. Мотивационный «Утренний круг» | ||||
Технологические компоненты деятельности | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Организация на совместную деятельность Задача: организовать детей на совместную деятельность, создать положительный эмоциональный настрой. Актуализация знаний детей (работа с моделью трех вопросов: что мы знаем?) | Звучит мелодия с видеороликом «Пробуждение природы», которая приглашает детей на утренний круг. (Ребята собираются на большом ковре в «кругу встречи и общения»). Приветствие: «Вот собрался наш кружок, улыбнись скорей дружок. Рука другу, рука другу, Передаём тепло по кругу». - Ребята, какое сейчас время года? … (дети отвечают) - А какой месяц? (апрель) Это середина весны. Давайте назовём три весенних месяца. - Весной природа пробуждается от зимнего сна, прилетают птицы, поют весенние трели и рассказывают новости. | Организовывает детей на совместную деятельность. Приветствует детей. Создаёт доброжелательную ситуацию и положительный эмоциональный настрой. | Отвечают на приветствие взрослого. Рассаживаются на ковре, чтобы всем хватило места. Проявляют интерес. Вступают в диалог со взрослым. | Проявляют эмоциональный настрой на общение, совместную деятельность. Выполняют правила утреннего круга. Умеют внимательно слушать. Делятся знаниями. |
Обмен новостями (с передачей микрофона): Задача: с помощью краткого диалога подвести детей к теме занятия. Обозначить культурно-смысловой контекст деятельности: определить «для чего и для кого?» | - А что интересного вы хотите рассказать, ребята? Какими новостями хотите поделиться? …(дети отвечают, рассказывают коротко с передачей микрофона) - В апреле есть замечательный праздник «День Земли» - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. – Ребята, как вы думаете, действия человека могут повлиять на чистоту и красоту природы?… (дети отвечают) - Как мы с вами можем позаботиться о природе и сделать её красивее? … (дети рассказывают) Игра «Закончи предложение…» - Слайд1 Мы можем создать красивую клумбу и посадить цветы. 11 лет назад мы собрались командой «Семицветик добрых дел» и решили стать волонтёрами, помогать природе. За территорией детского сада рядом с памятником мы создали клумбу. - Вспомните, как она называется? … (ответ…«Звезда») (ФОТО НА СЛАЙДЕ Презентация) - Слайд2 Давайте вспомним, как мы ухаживаем за клумбой? Весной вскапываем землю, чтобы корням цветов было легче пить воду, Слайд3 высаживаем семена и рассаду цветов. Слайд4 Летом клумба радует нас своей красотой, а мы помогаем ей, пропалываем сорняки. Слайд5 Осенью что мы делаем? … (собираем семена и просушиваем),… чтобы весной вновь посадить. - Ребята, а где мы выращиваем рассаду? … Слайд6 Да. В цветочных горшочках на подоконнике. - Давайте вместе создадим мини-сад на подоконнике. Согласны? … (дети отвечают) | Стимулирует интерес к деятельности. Стимулирует общение. Стимулирует детей к речевой активности. Мотивирует детей на включение в деятельность. | Проявляют интерес. Внимательно слушают. Вступают в диалог со взрослым. Выражают своё отношение, эмоции. | Проявляют заинтересованность Умеют внимательно слушать. Делятся знаниями. |
Динамическая пауза: «Цветы» Задача: | Слайд7 Расскажем и покажем вместе, как растут цветы. «На окне в горшочках (присесть на корточки) Поднялись цветочки. (медленно встать) К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. (потянуться на носочках, поднять руки вверх) К солнышку листочки Повернут цветочки. (развести руки в стороны ладонями и повернуться) Развернут бутоны, В солнышке утонут». (соединить руки над головой, развести и присесть на стул) | Стимулирует детей к речевой и двигательной активности. | Выполняют движения по тексту и повторяют текст стихотворения. | Выполняют движения. Умеют внимательно слушать. |
Проблемная ситуация: работа с моделью трёх вопросов. Задача: тренировать в коммуникативных умениях – проговаривать, внимательно выслушивать | У нас есть вот такие горшочки для выращивания рассады. В этом году предлагаю вам вырастить рассаду каждому в своём цветочном горшочке. Хотите, чтобы они стали необычными и красивыми? ….(дети отвечают) - Давайте сделаем кашпо для цветочных горшочков своими руками в мастерских ремёсел. - А вы знаете, что такое кашпо? …(ответы) Кашпо – это красивая ваза для цветочного горшока. - Вы знаете, как можно сделать кашпо? ….(ответ)… Запишем этот вопрос. (в модель 3-х вопросов) - Изготовление изделий ручным трудом, творческая деятельность мастеров называется ремеслом. Модель трёх вопросов: - Что вы знаете о ремёслах? Какие бывают ремёсла?…(ответы) (Например: Ремесло – это творческий труд. Мастер учит ремеслу учеников. Ремеслу надо долго учиться. Разные виды ремёсел (кузнечное, плотницкое, ткацкое, гончарное, столярное, прядильное, ювелирное, пекарное, кожевенное и др.). - Что ещё вы бы хотели узнать?…(ответы) (Например: Какие материалы обрабатывают мастера? (дерево, бересту, глину, камень, металл, кожу) Какие ремесленные мастерские были раньше и как они изменились сейчас? В каких ещё мастерских мы можем побывать в детском саду и ремеслу каких мастеров поучиться? Какие ремёсла популярны сейчас? - Как мы можем узнать об этом? … (из книг, журналов, интернета, посетить библиотеку, в мастерской у мастера, спросить родителей) | Мотивирует детей к высказыванию. Создаёт проблемную ситуацию. Выслушивает детей, побуждает к диалогу. Фиксирует предложения в таблице «Модель трёх вопросов». Даёт новую информацию. | Внимательно слушают.Вступают в диалог, обсуждают, делятся опытом. Проявляют интерес к новой информации. | Проявляет заинтересованность Умеют внимательно слушать. Высказывают своё мнение, задают вопросы. |
Презентация воспитателем центров активности: представление новой информации. Задача: Запланировать совместно-самостоятельную деятельность с детьми в центрах активности и групповое обсуждение по окончанию работы Предоставление права выбора детям центров активности: | Слайд8 Посмотрите на экран и попробуйте отгадать загадки о мастерских, какие вы сегодня сможете посетить. И каким ремёслам вы сможете поучиться? (СЛАЙДЫ в презентации) Загадка…. Послушайте внимательно. Слайд9 Кузнечное ремесло – это ремесло обработки металла. В Древней Руси знали все виды художественной металлообработки, но главными были чеканка, ковка, литьё, ювелирное искусство. Сегодня в «Мастерской кузнечного ремесла» в центре конструирования вы сможете создать красивые изделия из металла. Как настоящие кузнецы отливали скульптуры и статуэтки, вы сможете сделать кашпо из картона и тонкого металла – фольги. Слайд10 Шей, вяжи – не унывай, Или гладью вышивай! Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся… (Рукодельем) В «Мастерской рукоделия» в центре мастерской ремёсел вы сможете создать кашпо-аппликацию из ткани, собрать кашпо из фетра и фоамирана с помощью нитей, лент, ножниц и иголки. Слайд11 Он сидит за верстаком и мнёт руками мягкий ком, вертящийся на диске. И ком становится горшком, кувшином или миской. В «Мастерской гончарного ремесла» сегодня в центре изобразительного творчества вы сможете слепить кашпо из настоящей глины или из цветного воздушного пластилина. Подумайте, в какой мастерской вы хотите поработать и создать кашпо? Какому ремеслу хотите научиться? - В «Мастерской кузнечного ремесла» вас ждёт кузнец, Владимир Викторович. - В «Мастерской рукоделия» вас ждёт рукодельница, Софья Сергеевна - В «Мастерской гончарного ремесла» вас ждёт гончар, Татьяна Александровна. Разместите свои картинки на доске выбора «Мастерская кузнечного ремесла» в центре конструирования, «Мастерская гончарного ремесла» в центре изобразительного творчества и «Мастерская рукоделия» в центре мастерской ремёсел. В мастерских, ребята, вы будете работать с колющими и режущими инструментами, поэтому вспомните правила безопасного обращения с ножницами, иголкой, отвёрткой и мелкими предметами. Желаю удачи в творчестве. А через 15 минут мы снова соберёмся на ковре и покажем, что у нас получилось. | Мотивирует детей к деятельности. Даёт новую информацию. Мотивирует детей на включение в деятельность. Согласовывает с детьми действия. Организует работу. | Внимательно слушают. Проявляют интерес к заданию. Делают выбор. | Подбирает количество предметов, соответствующее данной цифре. |
2 этап. Деятельностный: работа в центрах активности Задача: помочь детям освоить умения создания кашпо на основе народных ремёсел. Развивать творческие способности. | - Посмотрите, как можно изготовить кашпо для цветочного горшочка. Какие необычные и красивые вещи создают мастера …(кузнечного, гончарного и рукодельного) ремесла. - Выберите себе цветочный горшочек, для которого вы хотите сделать кашпо. - Подумайте, как будет выглядеть ваше кашпо, чем вы хотите его украсить. Посмотрите и подумайте, какие материалы вам для этого нужны. Возьмите необходимые материалы и инструменты… И приступаем к работе. - Задавайте вопросы, если сомневаетесь и вам нужна помощь. | Организует работу детей в центрах активности (под фоновую музыку): творческих студиях ремёсел. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Учитывает интересы детей. Задаёт уточняющие вопросы. | Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями. Осуществляют самоконтроль. Соблюдают технику безопасности. Задают уточняющие вопросы. | Проявляют заинтересованность и инициативу. Самостоятельно работают под руководством взрослого. Умеют внимательно слушать и выполнять задание совместно. Развита мелкая моторика. |
3 этап. Рефлексия. Задача: самоанализ собственной деятельности. | -Примерные вопросы: - Какой результат у тебя получился? - Ты выполнил всё, что задумал? - Вы довольны своей работой? - Ребята, что для вас было сложным сегодня? - Что для вас было самым интересным? - Что нового вы узнали? - Чему вы сегодня научились? - Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания и умения? Модель трёх вопросов: - Посмотрите на первый вопрос: «Как можно сделать кашпо?» Мы с вами ответили на него, посетив мастерские ремёсел. Спасибо мастерам. Софья Сергеевна, Владимир Викторович, скажите пожалуйста, что для вас сегодня было интересным или сможет сложным. Поделитесь с нами своими впечатлениями. | Активизирует обсуждение. Стимулирует детей к самоанализу. Анализирует результаты, успехи и трудности вместе с детьми. Предлагает рассмотреть выполненные работы. | Собираются в круг. Представляют результат своей деятельности. Делятся впечатлениями, открытиями, выражают эмоции посредством слов. | Испытывают чувство удовлетворённости. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослыми и сверстниками. |
4 этап. Заключительный Открытость: ориентация на самостоятельную деятельность в группе и в семье. Задача: Переход детей из одной деятельности в другую. | Наши кашпо готовы. Но впереди ещё много работы. Нам с вами нужно приготовить землю, достать и посадить семена в цветочные горшочки, поставить их в красивые кашпо. А свои наблюдения за ростом семян вы можете записывать в дневники наблюдений, которые у нас уже сделаны и находятся в центре природы. В центре изобразительного творчества вы можете сделать наклейки со своим именем и приклеить на кашпо. Там же вы можете вырезать и наклеить картинку цветка, который посажен, или нарисовать его самостоятельно. В центре мастерской ремёсел сможете, как кузнецы, заняться художественной ковкой и изготовить изящные кашпо из цветной проволоки. Или, как гончары, слепить кашпо из природной глины. Альбомы с иллюстрациями цветов и их семян, вы сможете найти в познавательном центре открытий и экспериментов. А в трудовом центре мы найдём всё для посадки семян. А сейчас давайте красиво расставим наши кашпо с цветочными горшочками на подоконнике, где будет наш мини сад. И после этого продолжим заниматься творчеством и играть в других центрах. | Обсуждает с детьми предстоящую деятельность. Поддерживает инициативу детей. | Самостоятельно решают дальнейшую деятельность. Делают самостоятельный выбор, определяют перспективу. | Проявляют самостоятельность, креативность в выборе дальнейшей деятельности. Умеет рассуждать. Настраиваются на творческую самостоятельную работу. |
2 этап. Деятельностный: работа в центрах активности Задача: помочь детям освоить умения создания кашпо на основе народных ремёсел. Развивать творческие способности. Поддерживать детскую инициативу. | ||||
Центр активности | Содержание деятельности | Презентация деятельности в центрах активности | Материалы, средства для самостоятельной деятельности детей | Результат, продукт деятельности |
«Мастерская кузнечного ремесла» в центре конструирования | Развивать умение создавать изделие (кашпо) из проволоки или фольги и картона в технике скручивания, изгибания, обёртывания, прикручивания саморезов отвёрткой для создания объёмного изображения. | - Вы сможете создать красивые изделия из металла. Как настоящие кузнецы отливали скульптуры и статуэтки, вы сможете сделать кашпо из картона и тонкого металла – фольги. Заняться художественной ковкой и изготовить изящные кашпо из проволоки. | Иллюстрации кузнечного ремесла: кузнец в кузнице за работой, инструменты кузнеца. Изделия художественного литья: скульптуры, статуэтки; и художественной ковки: ворота, скамейки, предметы быта. Правила пользования инструментами. - Цветочные горшочки разной формы и размера, картонные заготовки, фольга, медная проволока, заготовка каркаса из картона, ножницы, отвёртки, саморезы. Образец оформления кашпо. Правила безопасной работы в мастерской. | Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера. |
«Мастерская гончарного ремесла» в центре изобразительного творчества | Развивать умение создавать изделие (кашпо) из глины или воздушного пластилина используя декоративную лепку в технике лепки на каркасе, процарапывания или пластилиновой живописи. | - Вы сможете слепить кашпо из настоящей глины, после высыхания можно будет раскрасить. Или слепить кашпо из цветного воздушного пластилина. | Иллюстрации разных техник лепки: декоративная, процарапывание, пластилиновая живопись; приёмов лепки. - Цветочные горшочки разной формы и размера, глина нужной вязкости, перчатки (для работы с глиной), досочки для лепки, стеки, воздушный пластилин, влажные салфетки, картонные заготовки. Правила безопасной работы в мастерской. | Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера. |
«Мастерская рукоделия» в центре мастерской ремёсел | Развивать умение создавать изделие (кашпо) из фетра, фоамирана или ткани с помощью техники сшивания, плетения, склеивания. | - Вы сможете создать кашпо-аппликацию из ткани, собрать кашпо из фетра и фоамирана с помощью нитей, лент, ножниц и иголки. | Иллюстрации рукоделия: лоскутное шитьё, плетение, художественное оформление предметов (кашпо, шкатулки), аппликация из ткани, вышивка. Правила пользования инструментами (ножницы, иголка). - Цветочные горшочки разной формы и размера, фетр, фоамиран, материал ЭВА, ткань плотная (кусочки), заготовки из картона, фетра, плотных салфеток, трафареты цветов, ленты, вязальные нитки и нитки для шитья, пуговицы декоративные, иголки портные, игольницы, иголки пластмассовые для сшивания пряжи и контейнер под них, ручки цветные, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, двухсторонний скотч, салфетки влажные. Правила безопасной работы в мастерской. | Кашпо для цветочного горшка, выбранной формы и размера. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей 6-7лет "Ярмарка ремёсел"
Ярмарка проходит в форме народного праздника. Несколько продавцов предлагают свой товар по разным направлениям: русская изба, рукоделие, игрушки, выпечка....
Итоговое занятие по познанию с применением ИКТ «Город ремёсел»
Формирование у детей знаний о народных ремёслах....
Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл)
Праздник по сохранению и развитию традиционных промыслов и ремёсел исторического и культурного наследия народов населяющих Югру «Вороний праздник» (Ворнга Хатл).Праздник посвящается главно...
Проектная работа "Ярмарка народных ремёсел"
Проектная работа с интеграцией областей...
Презентация "17 самых красивых видов народных ремёсел России"
Знакомство детей с самыми крсивыми видами народных ремёсел России...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ»
На дворе 21 век, у всех в домах имеется современная техника: посуда, мебель, люди носят современную одежду. Но, никто из детей не имеет представление о жизни людей в старину. Как одевались, из какой п...
«Город ремёсел»
Цель: Формировать у детей знания о народных ремёслах. Задачи: • Развивать умения детей различать особенности, характерные для каждого вида ремесла. • Учить петь разнохарактерные песни (серьёзные, ...