Проектная работа "Ярмарка народных ремёсел"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОЧУ ПМГ
Проект «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ»
Проект подготовили и провели воспитатели старшей группы: Колмакова И.С., Русяева С.Н.
Тема: «Ярмарка народных ремесел»
Вид проекта: творчески – информационный.
Участники проекта: воспитатели, логопед, музыкальный работник, дети старшей группы.
Срок реализации: один месяц.
Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве.
• Дети неуверенно используют обобщающие понятия.
Проблема: • У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, каргополя.
• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Цели: • Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Ярмарка народных ремесел».
Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с народными промыслами.
• Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством, с росписью хохломской, гжельской, дымковской, карго польской.
• Познакомить детей с историей возникновения игрушки: дымковской, каргопольской.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, каргопольской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные: • Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
Развивающие: • Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Схема реализации проекта Виды деятельности Пути реализации
Игровая деятельность • Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару», «Создай свой рисунок», «Слепи свою тарелочку»
В Компьютерном классе «Раскрась игрушку»
Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам»,
Развитие речи • Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская , гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература • Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) . Изобразительная деятельность Аппликация
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Гжельская роза».
• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Петушок», «Барыня», «Няня», «Водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
Итог проекта. Милости просим на ярмарку.
ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ
Перед музыкальным залом зазывают гостей 4 скомороха.
1.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка ждет!
2.
НА ЯРМАРКУ! НА ЯРМАРКУ!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
3.
ЧТО ДУША ТВОЯ ЖЕЛАЕТ –
Все на ярмарке найдешь,
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
4.
ЭЙ! НЕ СТОЙТЕ У ДВЕРЕЙ!
Заходите к нам скорей!
Народ собирается –
Ярмарка открывается!
В музыкальном зале стоят коробейники с лотками товара. Зрители сидят на стульчиках.
1-й КОРОБЕЙНИК:
Я веселый коробейник,
А на шапке бубенцы,
Покупайте карамельки,
Покупайте леденцы.
Мятные конфеты
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
2-й КОРОБЕЙНИК:
У меня товар не хуже!
Вот орешки, мармелад!
Шоколад кому-то нужен?
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
3-й КОРОБЕЙНИК:
А вот – сушки, бублики,
Цена всего два рублика!
Вы их с радостью возьмете,
С ними вы чайку попьете!
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
4-й КОРОБЕЙНИК:
Пирожки горячие!
С пылу! С жару!
Подходи, покупай!
Гривенник за пару!
Нажарила – напекла
Акулина для Петра!
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
5-й КОРОБЕЙНИК:
Покупайте эскимо:
Вкусное, прохладное!
Лимонное, ванильное!
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
6-й КОРОБЕЙНИК:
Ленточки атласные,
Все по цвету разные.
Булавки, иголки,
В прическу приколки.
Румяна, помада –
Все это вам надо!
КОМУ? КОМУ? КОМУ?
7-й КОРОБЕЙНИК:
А вот – шелковый платок,
С розочками уголок.
Есть платки любого цвета –
Вам для танца подойдут.
Вы купите, наши гости
Хоровод уже ведут!
Танец «НЕВАЛЯШКИ»
Ребенок находит шапку.
РЕБЕНОК:
Ребята, а чья это шапка?
Давайте, положим ее аккуратно в коробочку,
И кто будет ее искать, тому и отдадим!
Прячет шапку в коробку.
В зал вбегает Петрушка. Его роль исполняет взрослый.
ПЕТРУШКА:
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Здравствуйте, мои друзья!
Петрушка хватается за голову
Что-то голая макушка…
Я без шапки – не Петрушка!
РЕБЕНОК:
А ты, Петрушечка, поищи,
А мы тебе поможем!
Проводится игра с Петрушкой «Горячо - холодно»
ИГРА С ПЕТРУШКОЙ «ГОРЯЧО – ХОЛОДНО»
После того, как нашел шапку
ПЕТРУШКА:
- Нашел! Нашел!
А куда же я пришел?
ДЕТИ:
На ярмарку!
ПЕТРУШКА:
На ярмарку?
А что тут можно делать?
ДЕТИ:
- Товар покупать!
- Товар продавать!
- Женихов искать!
-Невест выбирать!
Петрушка подходит к коробейнику с музыкальными инструментами
КОРОБЕЙНИК:
Вот свистульки и трещотки!
Бубны, ложки и гармошки!
Инструменты покупайте,
Звонко, весело играйте!
ПЕТРУШКА:
Берет в руки дудочку
Эти дудки по рублю?
Очень музыку люблю!
Прикладывает дудку то к уху, то к глазу, то начинает ее вертеть: не знает, как на ней играть.
Коробейник раздает музыкальные инструменты детям.
ПЕТРУШКА:
Вы сейчас играть будете? А умеете?
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
РЕБЕНОК:
Велика Россия наша
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!
Музыкальная заставка. Выходят коробейники с товарами народных мастеров, рассказывает стихотворение, показывает свой товар.
ХОХЛОМА:
Ты разгляди-ка, не спеши,
Миски, ложки и ковши!
Там травка вьется, там – цветы
Необычной красоты!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришли из сказки,
Где цари и терема,
Золотая хохлома!
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА:
В Богородске-городке
Все гуляют налегке,
На широких улицах
Никогда не хмурятся!
Там из липовой доски
Есть лекарство от тоски,
Потому что стар и млад
Всем игрушки мастерят.
МАТРЕШКА:
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Раз, два, три, четыре, пять –
Даже всех не сосчитать!
Все расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные:
Складные, ладные!
Матрешки всюду славятся!
Купите! Всем понравится!
ДЫМКА:
Почтенные господа!
Посмотрите все сюда!
Игрушки вятские, на все манеры,
Вот вам барышни и кавалеры!
Хоть всю ярмарку обойдете,
Лучше «дымки» не найдете!
Игрушки наши повсюду славятся!
Подходите! Купите! И вам понравится!
ЖОСТОВО:
Круглые, железные,
В хозяйстве полезные,
Черные, желтые, красные,
Удивительные и прекрасные!
ПЕТРУШКА:
А теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора!
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
В золотые ворота проходите, господа!
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз – не пропустим вас!
ДЕТИ:
- День прошел!
- Вечер пришел!
- Так всегда и случается
- Наша ярмарка закрывается!
-А теперь всем на прощанье
ВСЕ: Скажем дружно: «До свиданья!»
Список используемой литературы.
1. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис.М.1981г.
2. Савенков А.И.Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
3. Большева Т.В.Учимся по сказке .Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие .2-е изд. испр.- СПБ .: "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2005.
4. Боровик А. Развитие воображения / А. Боровик // Дошкольное образование: приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - (февраль) № 3. - С.14-15.
5. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А.Ветлугина. - М.: Педагогика, 1992.- 284с.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1998. – 214 с
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников / О.М. Дьяченко. - М.: РАО, 1996. - 197с.
8. Захарчук Д.В. Педагогические условия развития креативного мышления детей / Д.В. Захарчук. - М.: Педагогика, 1989. - 137с.
9. Камаева Т. Нужен ли детям театр? / Т. Камаева // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5 - 7.
Просвещение, 1982. - 191с.
10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995. - 160с.
11. Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству // Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей. - СПБ.: «Детство-Пресс», 2000. – 374 с.
12. Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
13. Дорожин Ю.Г. «Дымковская игрушка», М., 2000
14. Дорожин Ю.Г. «Сказочная гжель», М., 2000
15. Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников / А.В. Усова. - Челябинск: ЧГПИ, 1997. – 176 с.
16. КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Народная игрушка"
Проектная работа с интеграцией областей...
Презентация "17 самых красивых видов народных ремёсел России"
Знакомство детей с самыми крсивыми видами народных ремёсел России...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ЯРМАРКА НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ»
На дворе 21 век, у всех в домах имеется современная техника: посуда, мебель, люди носят современную одежду. Но, никто из детей не имеет представление о жизни людей в старину. Как одевались, из какой п...
Проектная деятельность "Народные традиции"
Цель:приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Руссой народной культуры, ее наследию формирование чувства любви и добравоспитание патриотизма.Задачи:1. Познакомить...
Проектная деятельность "Народная игрушка"
Проект предназначен для детей средней группы. Направлен на познавательно-творческую деятельность....
Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка....
Проектная работа "Народные промыслы вчера и сегодня"
Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры, художественных промыслов и традиции родного края посредством проектной деятельности, создание условий для художествен...