Дополнительная образовательная программа "Мастерская ремёсел"
рабочая программа (подготовительная группа)

Кузнецова Татьяна Александровна

Программа для детей подготовительной группы, ориентирована на развитие творческих способностей детей, развитие мелкой моторики, изучение истории и традиций, создание условий для самовыражения личности в познавательно-творческой деятельности. Реализуется совместно с родителями, бабушками и дедушками детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДОП "Мастерская ремёсел"216.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад»

623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Нефтяников,10. тел.: (834394)9-25-07, e –mail: madou52@mail.ru

                            ПРИНЯТА:

                     педагогическим советом

                     МАДОУ ЦРР – детский сад

                           Протокол № 4 от «25» мая 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующим МАДОУ ЦРР – детский сад  

________________Т.М. Медведева

Приказ №57/4 – ОД от «27» мая_2022 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Мастерская ремесел»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:                                                                                                                            Кузнецова Татьяна Александровна,

воспитатель, ВКК

г. Красноуфимск

РАЗДЕЛ №1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Направленность: художественная.

Актуальность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская ремёсел» (далее программа) разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)  Министерства образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 30.09.2020 г. №533 «О внесении измененийв Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
  • Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д);
  • Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Уставом МАДОУ ЦРР – детский сад;
  • Положением о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах  и порядке их утверждения в МАДОУ ЦРР – детский сад.

Программа разработана и реализуется в целях удовлетворения индивидуальных потребностей воспитанников в соответствии с социальным заказом населения ГО Красноуфимск.

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является его подготовка к школе. Один из необходимых навыков, который должен быть  сформирован  к моменту поступления ребёнка в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой и крупной моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, графическое письмо.

Педагог-классик В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Чтобы развить творческие способности у детей дошкольного возраста, необходимо включать его в творческую деятельность, в ходе которой создаётся новый продукт; развивать мелкую моторику и координацию движений; поддерживать веру ребёнка в его способности. Отличительной особенностью и новизной программы является работа по ручному труду в мастерских, где дети не только развивают мелкую моторику, но и знакомятся с различными ремёслами народных промыслов, традициями русского народа и своей семьи, овладевают разными видами деятельности.

Программа направлена на:  развитие творческих способностй  детей дошкольного возраста; создание условий для самовыражения личности в познавательно-творческой деятельности в «Мастерских ремёсел»: изучение истории и овладение прикладными навыками художественной деятельности: вышивка, лепка, шитьё, декоративно-прикладное искусство, изобразительная деятельность, ремёсла;  развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

Регулярно проводятся комплексы пальчиковой гимнастики, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш,  кисточку,  на закрепление правильного расположения руки во время рисования, задания на удержание позы кистей рук. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Подобран диагностический комплекс, позволяющий определить состояние мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, основанный на методике О. Наумовой, диагностике готовности ребёнка к школе под ред. Н.Е. Вераксы и Книги тестов С.Е. Гавриной.

Адресат программы: возраст воспитанников  6-7 лет.

Возрастные особенности. Формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности важен для углубления их пространственных представлений. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Образы, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. В подготовительной к школе группе  завершается дошкольный  возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем спешно учиться в школе. Продолжается знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, с керамическими изделиями, народными игрушками. Расширяются представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов, воспитывается интерес к искусству родного края.

Срок освоения: – 1 год.

Режим занятий: продолжительность одного академического часа - 30 минут; общее количество часов в неделю – 1 академический час; занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Число воспитанников одновременно находящихся в группе от 10 до 15.

Форма обучения: очная.

Объем Программы:36 часов.

Форма реализации  программы: традиционная.

Виды занятий: беседа, презентация, практическое занятие, мастер-класс и другие. Занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической части и практической работы.

Формы подведения итогов: мастер-класс, творческий отчёт, фестиваль.

1.2        Цель и задачи общеразвивающей программы

Цель программы: развитие творческих способностей  детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями прошлого в «Мастерских ремёсел» в ходе  познавательно-творческой деятельности.

Образовательные:

  • формировать основы художественной культуры, закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • закреплять умение использовать разную по фактуре бумагу; учить сложным формам сложения из листа бумаги;
  • закреплять умение владеть разными видами трудовой деятельности (делать аппликацию из кусочков ткани разнообразной фактуры, делать разметку с помощью шаблона);
  • формировать умение работать с разными инструментами (работать с ножницами, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, шить простейшие изделия швом «вперёд иголку»);
  • познакомить детей с историей и традициями русского народа и семьи.

Развивающие:

  • развивать у детей мелкую моторику рук;
  • развивать умение планировать и выполнять игровые и практические действия;
  • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Воспитательные:        

  • воспитывать коммуникативную компетенцию: формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, в паре;
  • воспитывать социально-трудовую компетенцию: настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлённость в достижении конечного результата;
  • воспитывать интерес к искусству.

1.3.        Содержание программы                                                                          Учебный (тематический) план

 Тема

Всего учебных часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

1

0

1

  • Педагогическое наблюдение
  • Лист фиксации

2

Мастерская «Сундучок»

5

1,5

3,5

  • «Секреты бабушкиного сундука» - мастер-класс с бабушками

3

Мастерская «Рукоделие»

8

0

8

  • Мини-музей «Необычные шкатулки»

4

Мастерская «Ковроткачество»

3

0

3

  • Выставка работ

5

Мастерская

«Гончарная»

8

0,5

7,5

  • «Ярмарка мастеров» - фестиваль

6

Мастерская

 «У самовара»

4

0

4

  • Мини-музей «Русский самовар»

7

Мастерская «Лозоплетение»

7

0

7

  • Выставка работ

Итого:

  36

2

34

Содержание учебного (тематического) плана

Тема 1.Вводное занятие.  Планирование работы кружка на год.  Знакомство с правилами  техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами (иголка, ножницы, вязальные спицы), при обращении с мелкими предметами.

Практическая работа: Мониторинг: тест «Лабиринт», обведи по точкам, штриховка, раскрась фигуры; выполнение упражнений для координации движений.  1 занятие.

Тема 2. Мастерская «Сундучок». Знакомство детей с сундучным промыслом. Рассматривание узоров на камнях, создание коллекции «Необычные камни». 1 занятие.

Практическая работа: Конструирование «сундучков» из коробок, знакомство с разными техниками окрашивания по узорам камней. Обклеиваем сундуки полосками ромбовым рисунком. «Чеканка» - узорная картинка для крышки сундука (картон, фольга, карандаш, рисунок на бумаге). 3 занятия.

Мастер-класс с бабушками «Секреты бабушкиного сундука» - рассказы бабушек (прабабушек) о рукоделии, вышивке, вязании, куколках-оберегах, лекарственных травах; знакомство детей с традициями народной культуры, с изделиями ручной работы бабушек. Изготовление «куколки-оберега» вместе с бабушками для хорошего настроения и радости в доме. 1 занятие.

Тема 3.Мастерская «Рукоделие».

Практическая работа: «Игольница» - объёмная аппликация. Лоскутная аппликация из ткани (вырезывание кусочков разной формы и цвета и составление из них рисунка). «Букет для мамы» - вырезывание цветов из ткани, пришивание пуговиц. «Салфетка сервировочная» - знакомство со швом «вперёд иголку». «Узор на платке для бабушки» - знакомство детей с пяльцами и швом «крестиком»; вышивка рисунка на платке по рисунку с клетчатой основой. «Шкатулка из открыток» - конструирование из открыток, сшивание краёв «обмёточным швом» (через край косыми стежками). 8 занятий.

Оформление мини-музея «Необычные шкатулки».

Тема 4.   Мастерская «Ковроткачество».

Практическая работа:«Коврик» из бумажных полосок – знакомство детей с плетением; составлением узоров на ковре. «Плетёный туесок» - плетение из бумаги, конструирование туеска, знакомство со старинными предметами русской народной избы. «Сплети узор» - знакомство с разными видами плетения из вязальных ниток. Выставка работ. 3 занятия.

Тема 5. «Гончарная» Мастерская.

Практическая   работа: «Глиняная игрушка» - знакомство разными глиняными игрушками, со свойствами глины; лепка из глины; раскрашивание игрушки после высыхания. «Матрёшка» - знакомство с русской народной куклой-матрёшкой, с народными деревянными игрушками; лепка матрёшки из пластилина; знакомство детей с техникой папье-маше. Создание игрушки техникой папье-маше в 3 слоя. «Нарядное платье для матрёшки» - раскрашивание объёмной игрушки. «Необычный музыкальный инструмент» - изготовление необычного музыкального инструмента своими руками с участием родителей. 7 занятий.

«Ярмарка мастеров» - ярмарка-выставка с приглашением родителей, знакомство с традициями народного гуляния; песни с танцами «матрёшки», игры на необычных музыкальных инструментах под ритмичную музыку. 1 занятие.

Тема 6. Мастерская «У самовара».

Практическая   работа: «История самовара» - знакомство детей с историей самовара и традициями чайной церемонии у русского народа; аппликация с элементами рисования «Русский самовар». «Прихватка для горячих блюд» - вырезывание формы и пришивание петельки, сшивание «обмёточным швом». «Сладкое печенье» - замешивание теста, раскатывание и выдавливание формового печенья. «Чаепитие у самовара» -  заваривание ароматного чая разных вкусов; чаепитие с приглашением бабушек, слушание рассказов бабушек о чайных традициях семьи и о лекарственных целебных травах. 4 занятия.

Оформление мини-музея «Русский самовар» с участием родителей.

Тема 7. Мастерская «Лозоплетение».

Практическая   работа: «Бумажные бусы» - скручивание бусинок; нанизывание на нитку с подбором цветовой гаммы. «Бумажная лоза» - Знакомство детей с лозой, изготовление бумажной лозы (скручивание трубочек на спицу). «Корзинка для грибов» - изготовление дна из картона; плетение корзинки; плетение ручки косичкой. Выставка работ. 7 занятий.

1.4. Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • дети знают об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • умеют использовать разную по фактуре бумагу; владеютсложным формами сложения из листа бумаги;
  • владеют разными видами трудовой деятельности (делают аппликацию из кусочков ткани разнообразной фактуры, делают разметку с помощью шаблона);
  • умеют работать с разными инструментами (работают с ножницами, вдевают нитку в иголку, завязывают узелок, пришивают пуговицу, шьют простейшие изделия швом «вперёд иголку»);
  • знают правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами;
  • умеют планировать и выполнять практические задания;

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • умеют изготавливать простые поделки из разных материалов своими руками.

  Регулятивные:

  • у детей развита мелкая моторика рук.
                Коммуникативные:
  • умеют  работать в паре, в команде и в коллективе; договариваются, учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других.

Личностные:

  • проявляют настойчивость, самостоятельность, трудолюбие, целеустремлённость в достижении конечного результата.

РАЗДЕЛ № 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

п/п

Основные характеристики образовательного процесса

Учебный год

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

183

3

Количество часов (в неделю)

1

4

Количество часов (в год)

36

5

Недель в I полугодии

16

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

1 сентября 2022 г.

8

Выходные дни

День народного единства – 04.11.2022г.

Новогодние и рождественские каникулы -02.01 - 06.01.2023 г.

День защитника Отечества - 23.02.2023 г.

Международный женский день - 08.03.2023 г.

Праздник Весны и Труда - 01.05. 2023 г.

День Победы – 08.05 -  09. 05. 2023 г.

9

Окончание учебного года

31 мая 2023 г.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:  в процессе реализации работы в рамках данной программы используется групповое помещение, в развивающей предметно-пространственной среде группы создан центр «Ателье» с необходимым оборудованием, наглядными пособиями, играми; остальные центры в течение года пополняются играми и пособиями.

№ п/п

Наименование

Количество

Стул детский

15

Столы детские

5

Доска

1

Стеллаж для хранения наглядного и игрового материала

2

Алгоритмы, наглядный материал

Иголки, ножницы, нитки, ткань

Бумага, глина, клей

Информационное обеспечение: созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников; для проведения занятий используются: мульти-медиа проектор ViewSonic; компьютер с учебным программным обеспечением; интерактивная доска.

Кадровое обеспечение: среднее профессиональное педагогическое или высшее профессиональное педагогическое образование, первая или высшая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по данному направлению.

Методические материалы

№ п/п

Название раздела, темы

Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал

Формы, методы, приёмы обучения. Педагогические технологии

Формы учебного занятия

1

Мастерская «Сундучок»

«Драгоценные камни» - наглядный материал.  Ножницы, карандаши, линейки, картон, фольга, трафареты. Изделия рукоделия бабушек, куколки-обереги.  Лекарственные травы, ткань, нитки.

творческая мастерская; объяснение, иллюстрации, чертежи; мастер-класс (семейная гостиная)

фронтальная, групповая, индивидуальная

2

Мастерская «Рукоделие»

Картон, ткань, синтепон или холкон, ножницы, клей; нитки, пуговицы, открытки, шаблоны, калька.

творческая мастерская; объяснение, модели, чертежи; творческий час; выставка

групповая, индивидуальная

3

Мастерская «Ковроткачество»

Иллюстрации «Предметы русской избы». Цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, нитки, иголки.

творческая мастерская; выставка

групповая, индивидуальная

4

Мастерская

«Гончарная»

Глина, пластилин, бумага, газеты, клейстер. Краски гуашь, кисти, непроливайки, салфетки. Иллюстрации «Матрёшки». Русские народные костюмы, песни о матрёшках, музыкальные инструменты.

творческая мастерская; ярмарка-фестиваль, тематический праздник

фронтальная, групповая, индивидуальная

5

Мастерская

«У самовара»

Презентация «История самовара и чайные традиции». Цветная бумага, альбомные листы, шаблоны, карандаши, клей, краски гуашь, кисти. Ткань, синтепон, нитки, иголки, тесьма.

Фартуки, косынки, колпачки, доски, скалки, формочки для печенья, ингредиенты для песочного теста.

Целебные травы, чаи, самовар, чашки, блюдца.

творческаямастерская, семейная гостиная

фронтальная, групповая, индивидуальная

6

Мастерская «Лозоплетение»

Бумага разной фактуры, спицы вязальные, клей. Картон, вязальные нитки.

творческая мастерская; выставка

групповая, индивидуальная

Методические материалы:

  • ресурсы информационных сетей;
  • иллюстрации по темам;
  • стихи, презентации;
  • картотека пальчиковых гимнастик;
  • картотека физминуток;
  • диагностический материал.

Программа предусматривает использование элементов следующих образовательных педагогических технологий:

  • проектная технология;
  • технология мастерских, коллективной творческой деятельности;
  • здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению возможности сохранения здоровья (физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика).

Программа основывается на принципах обучения:

  • принцип личностно-ориентированного подхода;
  • принцип  доступности (усвоение материала  с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников);
  • принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала);        
  • принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Методы и приемы  работы:

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях иллюстраций, схем и алгоритмов.

Игровой

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: работа по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и умений.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, демонстрация образцов, разных вариантов решения нестандартных задач.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения нестандартных задач. Творческое и самостоятельное использование предметов.

Формы занятий: занятия проводятся в различных формах: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Программа состоит из шести направлений:

  • мастерская «Сундучок»;
  • мастерская «Рукоделие»;
  • мастерская «Ковроткачество»;
  • мастерская «Гончарная»;
  • мастерская «У самовара»;
  • мастерская «Лозоплетение».

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 9 сентября.      Промежуточный контроль осуществляется в период с 19 по 23 декабря.

Итоговый контроль осуществляется с 22 по 31 мая.

        Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, пальчиковые игры, тестовые задания.

  • лист фиксации (диагностика уровня ).
  • тестовые задания (срез знаний).
  • выставка поделок детского творчества.

Формы отслеживания образовательных результатов:

  • педагогическое наблюдение;
  • беседа;
  • игры;
  • продуктивная деятельность;
  • выставки.

Основная задача мониторинга - определение качества реализации программы и влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка. Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника. Проверка знаний и умений проводится после изучения каждого раздела программы с целью выявления качества усвоенных знаний.

Характеристика оценочных материалов

Результаты

Планируемые результаты

Критерии оценивания

Виды контроля/промежуточной аттестации

Диагностический инструментарий (формы, методы, диагностики)

Личностные результаты

проявляют настойчивость, целеустремлённость

3балла - высокий уровень

2 балла –средний уровень

1 балл – низкий уровень

наблюдение, тест

«раскрась фигуры», «лабиринт»

Метапредметные результаты

развита мелкая моторика рук

тест

графические действия

умеют  работать в паре, в команде и в коллективе

наблюдение

умеют договариваться

наблюдение

Предметные результаты

умеют работать с ножницами, бумагой и тканью

практическое задание

Вырезывание, сгибание

Умеют выполнять практические задания

практическое задание

Повторение фигур из пальцев и координация движений

владеют приёмами работы ниткой и иголкой

наблюдение

2.4. Список литературы

  1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы. Т.С. Комаровой. Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М: Мозаика-синтез. – 2019г.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
  3. Малышева А.Н. Работа с тканью. Старшая и подготовительная группы/Художники Н.И. Витковская, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия,Ко: Академия Холдинг, 2001
  4. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд. –М: Просвещение: Владос, 1994
  5. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО. -  2016г.
  6. http://naymenok.ru/diagnostika-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk/
  7. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-starsh.html
  8. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/18/metodiki-issledovaniya-tvorcheskih-sposobnostey
  9. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/metodika_vyiavleniia_tvorcheskikh_sposobnostei_doshkolnikov

Нормативно-правовые документы:

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства
  • РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
  • общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства
  • образования и науки России от 18.11.2015 г. 09-3242.
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018г. № 196 (новая редакция Минпросвещения
  • России от 30.09.2020г. № 533) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
  • образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
  • требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
  • молодёжи»;
  • «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
  • для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
  • образования детей Свердловской области» (Приложение к приказу ГАНОУ СО
  • Свердловской области «Дворец молодёжи» от 26.02.2021г. № 136-д

2.5. Приложения

Приложение №1

Диагностические материалы

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Графические действия.

  1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

Рис. 1. Методика «Дорожки».

  1. Методика «Мячики» (рис. 2).

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/16/s_58f390948f87b/612488_2.png

Рис. 2. Методика «Мячики».

  1. Методика «Лес» (рис. 3).

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/16/s_58f390948f87b/612488_3.png

Рис. 3. Методика «Лес».

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Работа с бумагой.

  • «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

  • «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Упражнения на координацию движений.

  1. «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

  1. «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

  1. «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

  • «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).
  • «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).
  • «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).
  • «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

№ п/п

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред.балл)

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Коза

Заяц

Вилка

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Дорожки

Мячики

Лес

1

2

Ссылка на сайт: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-starsh.html

Ольга Наумова

Исследование координации движения руки и глаза

Ребёнок получает изображение круга на плотной бумаге тремя линиями: 2 узких и в 1,5 мм между ними — широкая (1,5 мм) (рис.9),  ножницы.
Работа проводится индивидуально. Продолжительность — 1 минута.
Необходимо вырезать круг по широкой линии.
Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). Допускается не более двух перерезаний узкой линии или одно перерезание широкой. За большее количество перерезаний и превышение времени результат оценивается как отрицательный.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Раскрась фигуры

Ребенку показывают рис.11 с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.
Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной работы.

Диагностика развития мелкой моторики рук

Тест «Лабиринт»

Оценивается умение соблюдать правила.
Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.
Инструкция для ребёнка:

  • поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
  • сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
  • не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
  • нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)
    Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и составить портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми,  с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные автором Э. П. Торренсом, а также В. Синельниковым, В. Кудрявцевым. Рассмотрим данные тесты и методики более подробно.

Тест № 1: «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).

Является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось:

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).

Для исследования образной креативности использовался данный тест. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы).

3. Методика «Солнце в комнате» (авторы:В. Синельников, В. Кудрявцев).

Цель: выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Показывается ребенку картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для исправления картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания (не знаю, как исправить, картинку исправлять не нужно) - 1 балл.

2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - солнышко на улице) -3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - сделать из солнышка лампу) - 4 балла.

4. Конструктивный ответ, т. е. отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации (картинку сделать, нарисовать окно, посадить солнышко в рамку и т. д.) -5 баллов.

4. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).

Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Познакомьтесь с зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, поднялись огромные волны, и стал зайчик тонуть. Помочь зайке можем только вы ребята. У вас для этого есть несколько предметов.

Что бы вы выбрали, чтобы спасти зайку?

После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, воспитатель просит его обосновать свой выбор.

Данные оцениваются по трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик («Зайка на шарике может улететь?») или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка 3 балла.

Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента позволяет получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.

Воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.

Методики выявления творческих способностей дошкольников

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Критерии творческих способностей:

Оригинальность

Низкий уровень 0—2 балла

Средний уровень 2—6 баллов

Высокий уровень свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше 14 баллов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/04/04/k_6069f1a0ec645/577469_1.jpeg

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

2—3 балла — средний уровень; свыше 4 баллов — низкий уровень.


https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2021/04/04/k_6069f1a0ec645/577469_2.jpeg

Методика «Солнце в комнате» (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев)

Цель- выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи: обогащение представлений детей о солнце; активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей на музыку; развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Материал: картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С. Прокофьева «Дождь и радуга».

Инструкция к проведению: воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной». Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных: в ходе обследования воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») – 1 балл.

- Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) – 2 балла.

- Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») – 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») – 4 балла.

- Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации - «Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....