«Азбука робототехники – конструирование роботов»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ступникова Екатерина Владимировна

Автором представлена программа кружка технической направленности для дошкольников старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_robotov.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«Азбука робототехники – конструирование роботов»

(программа кружка технической направленности для дошкольников старшей группы)

                                                                                                         Воспитатель:

Ступникова Е.В.

                                                                                                                                                   

2022 -2023 учебный год

п.г.т. Стройкерамика.

Перспективный план кружковой работы в старшей группе

«Азбука робототехники – конструирование роботов».

Пояснительная записка.

В настоящее время окружающее цифровое неотъемлемой составляющей жизни ребёнка, начиная с первых лет его жизни. Развитие познавательной, исследовательской, игровой деятельности детей с помощью компьютерных средств является повседневным привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Цифровой мир всё больше стирает привычные традиционные границы трудовой деятельности отдельно взятого профессионала: между трудом и отдыхом, между местом работы и пространством досуга. И самое главное, размываются границы между отдельными профессиями и специальностями. Человек вынужден применять свои профессиональные навыки во множестве смежных областей.

Период старшего дошкольного возраста в жизни человека имеет колоссальное значение для закладки произвольности и самостоятельности. Ребёнку в этом возрасте хочется походить на взрослого, выполнять деятельность самому. Он стремится всё делать сам, учится принимать решения и отвечать за них.

Основная смысловая нагрузка современного образовательного учреждения — научить детей справляться с неопределённостью будущего, построить конкретные технологии организации готовности детей к жизни в конвергентном мире, где постепенно исчезают границы между науками, технологиями, искусством, завершённостью образования.

Программа дополнительного образования детей «Азбука робототехники – конструирование роботов» является модулем парциальной программы «Наустим – цифровая интерактивная среда», которая направлена на расширение и систематизацию представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире посредством погружения их в цифровую интерактивную развивающую среду Академии Наураши.

Цель:

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников и приобщение их к инженерно-техническому творчеству средствами цифрового интерактивного и игрового оборудования Академии Наураши.

Задачи:

  1. Познакомить детей с азами робототехники.
  2. Развивать пространственное воображение, научно-техническое и инженерное мышление, техническое творчество.
  3. Формировать навыки командной работы, навыки контроля и самоконтроля.

Методы реализации работы.

1. Словесные:

-беседы, дидактические игры, моделирование ситуаций.

2. Наглядные:

-сбор иллюстраций, фотоматериалов, наблюдения, пример взрослых.

3. Практические:

-создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей, моделирование ситуаций.

Ожидаемые результаты:

  1. овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  2. активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх;
  3. развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватное проявление своих чувств, стремление предупреждать и разрешать конфликты;
  4. развитие воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  5. освоение устной речи, развитие способности выражать свои мысли и желания;
  6. развитие крупной и мелкой моторики; поддержание подвижности, контроль своих движений и управление ими;
  7. формирование способности к волевым усилиям, следованию социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдению правил безопасного поведения и личной гигиены;
  8. умение принимать собственные решения, опираясь на знания и умения, способность к вариативности, гибкости, импровизации;
  9. проявление инициативы в решении проблемных ситуаций;
  10. владение навыками командной работы.

Организация процесса обучения.

Программа «Азбука робототехники - конструирование роботов» включает16 занятий и рассчитана на период с января по май. Предполагается две подгруппы по 2 человека. Занятия проводятся в первой половине дня 1 раз в неделю продолжительностью 30 мин. Состав группы – одновозрастной (5-6 лет). Форма работы: подгрупповые и индивидуальные занятия.

Срок

Тема

Задачи

Ход НОД

Январь

  1. Ознакомительное занятие. Знакомство с деталями, способом крепления, строительство по замыслу
  1. Знакомство с названиями деталей, учить различать и называть их.
  2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.
  3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1.Орг. момент.

Педагог от лица мальчика рассказывает детям о замечательном конструкторе.

2. Физкультминутка

3. Техника безопасности в работе с конструктором.

4. Предложить детям скрепить блоки между собой способами, которые показал педагог от имени Наурашика.

5. Выберите игрушку, для которой вы бы хотели что-нибудь построить и приступайте к выполнению задания. (Дети под музыку конструируют).

6. Итог.

  1. Моделирование робота Тема: «Сделай Робота по образцу» Игра «Роботы»
  1. Продолжать знакомить детей с конструктором.
  2. Показать новые способы соединения деталей (блоков).
  3. Учить строить робота правильно соединяя блоки шипами.
  4. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования.
  5. Учить доводить дело до конца.

1.Орг. момент

Повторение названия деталей.

2. Физкультминутка

3. Беседа с рассматриванием иллюстраций различных роботов.

4.Практическая часть

Ребята, давайте построим роботу друзей. Ведь ему одному скучно.

5. Итог. Обратить внимание, каким способом соединены детали. На детали, из которых построены друзья-роботы.

  1.  «Домик – клетка для котёнка»
  1. Закреплять представления о многообразии животного мира.
  2. Учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
  3. Развивать способность анализировать, делать выводы. 

1.Орг. момент

Ребята, кто знает, что такое зоопарк? Кто был в зоопарке? А вы хотите там побывать еще раз?

2.Проблемная ситуация все звери вышли из клеток и гуляют по зоопарку.

3.Беседа с рассматриванием иллюстраций животных, живущих в зоопарке.

4. Физкультминутка.

5.Практическая часть

Давайте поможем, построим для зверей в зоопарке домики и заборчики. (Конструирование по замыслу)

6.Пальчиковая игра

7. Итог. Вы все молодцы! Помогли зверям. (Педагог просит детей рассказать, для кого они построили домики, какие детали использовали)

  1.  «Рысёнок»

  1. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.
  2. Учить строить животных (слона и жирафа) из лего – конструктора.
  3. Развивать творческие навыки, терпение.
  4. Воспитывать заботливое отношение к животным. 

1. Орг. момент. Загадывание загадок

2. Рассказ воспитателя об этих животных с рассматриванием иллюстраций животных.

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть.

Ребята, сегодня мы будем конструировать котёнка рыси. Посмотрите на образец, из каких деталей состоит котёнок. Какого цвета блоки мы используем?

5.Пальчиковая игра

6. Итог

Февраль

  1. Управляемая машина
  1. Учить строить машину с мотором и колёсами.
  2. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.
  3. Учить рассказывать о постройке. 

1.Орг. момент Загадывание загадки

Железные звери рычат и гудят. Глаза, как у кошек, Ночами — горят… (Машины)

Ребята, сегодня мы с вами будем строить управляемую машину

2. Беседа и рассматривание схемы. Возьмите схемы и посмотрите, как нужно правильно соединять блоки вместе. Как правильно установить мотор. Правильность крепления колёс.

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть. Предлагаю разбиться на пары. У вас одна схема на двоих. Договоритесь, кто что будет собирать. Дайте название своей машине. (В ходе работы педагог оказывает практическую помощь, подсказывает). (Конструирование по схеме)

5.Пальчиковая игра

6.Итог.

  1. Робот – сумоист

  1. Учить анализировать, устанавливать последовательность и на основе этого создавать объект.
  2. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.
  3. Дать понятие – симметрия.

1.Орг. момент. Ребята, посмотрите, какая Снежинка залетела к нам в группу сегодня утром! Снежинка-пушинка не простая, а волшебная… Она принесла с собой письмо, а от кого мы сейчас узнаем, отгадав загадку.

2.Рассматривание иллюстраций разных роботов.

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть. А сейчас предлагаю построить нашего робота. Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят робота. (Конструирование по инструкции)

5.Пальчиковая игра

6. Итог.

Март

  1. Весёлые дятлы
  1. Развивать навыки пространственной ориентировки.
  2. Закреплять навыки анализа объекта по образцу, выделять его составные части.
  3. Развивать фантазию и конструктивное воображение.

1.Орг. момент. Ребята, скажите, а вы любите птиц? А каких птиц вы знаете?

(Дети перечисляют названия птиц).

2. А теперь отгадайте загадку про птицу, которую мы будем строить.

3. Рассказ воспитателя о дятле.

4.Практическая часть. Конструирование дятла по схеме.

Практическая помощь (при необходимости).

5. Итог.

  1. Кусачий крокодил

  1. Познакомить с детей со средой обитания крокодилов
  2. Учить строить по предложенным схемам, инструкциям.
  3. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей.

1.Орг. момент.

Загадаю вам загадку.

2. Беседа о крокодиле. О местах его обитания.

3. Какие вы знаете сказки, чтобы героем был крокодил? Подумайте!

4. Физкультминутка.

5. Разбор постройки модели.

Сборка модели.

Практическая помощь (при необходимости).

6. Итог.

Апрель

  1. Мотоцикл
  1. Учить строить мотоцикл.
  2. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

1.Орг. момент. Загадывание загадок  

2.Рассказ воспитателя о мотоциклах с рассматриванием иллюстраций.

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть.

5. Итог  

  1. Установка для запускания бумажных самолётиков

  1. Учить конструировать модель установки, используя схему. Сделать бумажный самолётик по образцу.
  2. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.
  3. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей

1. Орг. момент. Ребята, давай те поиграем в одну очень интересную игру. Она называется: «Кто дальше запустит самолётик». Но для этого нам нужна установка по запуску самолётов. Вот её мы и будем собирать.

2. Рассматривание схемы установки. Посмотрите на схему и скажите, какие детали нам нужны, чтобы её собрать. Что нам понадобится для самолётика?

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть.

5. Итог.

Май

  1. Игра в боулинг.

  1. Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика.
  2. Учить строить ударную установку по схеме, выделяя функциональные части
  3. Развивать интерес, мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать любознательность.

1.Орг. момент. Дети приглашаются к демонстрационному столу.  Загадка. Сегодня мы узнаем что же такое Боулинг.

2. Просмотр презентации.

3. Физкультминутка.

4.Практическая часть.

5. Итог.

  1. Итоговое мероприятие. Фото – выставка юных рационализаторов и изобретателей «От замысла – к воплощению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Конструирование "Роботы"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6839604","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"68...

Конспект НОД по конструированию роботов с детьми 5-8 лет на тему: «Вводное занятие. Основы работы с Технолаб»

Конспект занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования представлений о способах работы с собразовательным робототехническим  конструктором нового покол...

Технологическая карта по конструированию "Роботы"

Техкарта по конструированию в подготовительной группе ....

Мастер-класс «Конструирование робот-пятиминутка» по использованию программы компьютерного моделирования LEGO Digital Designer в организации образовательной деятельности по конструированию

quot;РОБОТОТЕХНИКА-ЭТО НЕ ИГРУШКИ, а ВКЛАД в БУДУЩЕЕ РЕБЕНКА"Наступили времена самоизоляции, все сидят дома. И не у всех имеются конструкторы. И в решении этой проблемы помогла программа компьют...

рабочая программа по робототехнике "Мой Робот"

Программа дополнительного образования "Робототехника " для детей от 4-7 лет имеет техническую направленность.Данная программа составлена с учетом нормативно-правовых документов с использован...

Игровые упражнения с использованием конструктора «Азбука робототехники. Академия Наураши»

Доказано, что конструктор – очень хорошее развивающее средство. Игры с конструктором предельно концентрируют внимание ребенка, активизирую процессы мышления, и развивают речевые навыки. «И...

Лего-конструирование и робототехника Тема: «Робот»

Лего-конструирование и робототехника Тема: «Робот»...