"Куклу сделаю сама"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Степаненко Ольга Вл.

Комплексное занятие в старшей группе. Знакомство детей с раздичными видами народных кукол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuklu_sdelayu_sama.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое комплексное занятие в старшей группе

«Куклу сделаю сама»

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

#1054;бразовательные: познакомить детей с различными видами народных кукол, рассказать о профессии мастера кукольника, познакомить детей с технологией конструирования человека.

#1056;азвивающие: развить глазомер, чувство цвета и симметрию, коммуникативные навыки, творческие способности детей, инициативность, самостоятельность, мелкую моторику рук.

#1042;оспитательные: воспитывать бережное отношение к игрушкам, уважительное отношение к труду взрослых, интерес к народным промыслам.

Предварительная работа:

1) Образовательная Деятельность на тему «История создания куклы».

2)Создание в мини – музее выставки на тему: «Такие разные куклы».

3)Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы- обереги».

4)Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).

5)Разучивание с детьми стихов Кретовой М., Рубальской Л., Пожаровой М. о куклах и русской народной игры «Маланья».

6)Рассматривание кукол – самоделок.

7)Сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери»

8)Разучивание физминуток, пальчиковой гимнастики,

9)Пополнить мини—музей куклами – оберегами

10)Подбор информационного материала, коллекционирование цветных ниток

Материалы, оборудование:

Ноутбук, народные куклы (мартенички, пеленашки, кувадки), современные игрушки, шерстяные нитки, сундук (тряпочки, солома, ложка, бревнышко), старинная утварь, табличка «Мастерская Маланьи».

Для каждого ребенка в тарелочке большой цветной лоскуток, поменьше белый лоскуток, две длинные нити, две короткие нити.

Ход занятия:

(Под музыку «Широка страна моя родная» дети заходят, встают в круг)

Приветствие:

Здравствуй, группа (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)

Здесь гостям все рады дети. (протянуть руки к гостям)

Воспитатель:

Издавна русские люди были очень гостеприимны и сами любили ходить в гости и общаться без телефонов и компьютеров.

Воспитатель:

И сегодня нас вновь ждет гостеприимная бабушка Маланья к себе в русскую избу. Что же она сегодня для нас приготовила? Интересно?

  • А как вы думаете, дома ли хозяева? (Да).
  • Почему так решили? (Ставни открыты).

(Стучится в дверь.)

- Дома ли хозяева?

(Открывается дверь. Встречает Маланья в русском костюме, кланяется)

Маланья:

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

(Дети садятся на лавочку.)

Очень часто за делами,

За чередою наших дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И так более привычно

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

- Садитесь поудобнее, всем в моей избе найдется местечко. Посмотрите, сколько домашней утвари, назовите. (Красный угол, самовар, рушник, печь, прялка…)

- А это?... старинный волшебный сундук. Он откроется только тогда, когда вы отгадаете, что в нем.

- А умеете ли вы разгадывать загадки? Её надо дослушать до конца, а только потом сказать отгадку.

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка,

Днем - подружка?

Дети: Кукла.

-А как ты думаешь? (Опрашивает нескольких детей)

Сударушка:

- А сейчас проверим! Открылся наш сундучок и там кукла.

Правильно.

- А у вас есть куклы?

- Как их зовут?

(Ответы)

А это кукла Маша! Ну вот и познакомились!

Давайте рассмотрим куклу.

- Что есть у Маши? (Глазки, ручки…)

Потрогайте.

- Из чего сделана эта кукла? (Из пластмассы)

Маша наша посидит

И на вас поглядит.

Поиграем мы в игру «Из чего сделана кукла?»

- Маша сделана из пластмассы, значит она какая…? (пластмассовая)

(Вытаскивает из сундука следующую куклу)

- Из чего сделана..? (Из соломы)

- Какая кукла? (соломенная)

(Аналогично – из глины, из тряпки)

- Ребята, давайте повнимательнее рассмотрим тряпичную куклу.

Потрогайте.

- Похожа ли она на современную Машу? Чем?

- Чем отличаются? (Нет глазок, нет лица)

Правильно, если нет лица у куколок их называют безликими.

Повторите.

- Да, они необычные. А хотите узнать историю этой куклы? (Да)

Хорошо. Но сначала давайте поиграем в мою любимую игру. Вставайте в круг, возьмитесь за руки.

ФИЗМИНУТКА

У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)

Отдохнули. Сядем рядком, да поговорим ладком.

Ваши глазки смотрят – да видят,

Ушки слушают – да слышат,

Ножки не мешают – спокойно стоят,

Коленочки дружат.

- И так слушайте историю этой куклы.

Первые игрушки делали не на фабрике, а сами люди: мамы, бабушки, дедушки…Назывались они «самоделки». Повторите.

Делали их из того, что было под рукой. (Достает тряпочки, ложки, бревно…)

Значит их делали из подручного материала.

- Из какого материала? (Из подручного)

Самая первая куколка для малыша была кукла «Пеленашка» (Достает)

Матвей прочитает стихотворение М. Кретовой:

Свёрнута из старенькой рубашки,

Ниткой перетянута льняной,

Маленькая кукла – Пеленашка

Охраняет малыша покой.

Не боится кукла непогоды

И болезней, и дурных людей.

Обойдут младенца все невзгоды,

Если спит он в колыбельке с ней.

Куклу «Пеленашку» - делали из кусочков ткани, давали деткам постарше, чтобы ребенок мог её держать, подбрасывать, а позже пеленать, кормить, укачивать. На голову куколки надевали платочек, закрутив концы за спину.

- Повторите, как эта куколка называется? (Пеленашка).

А вот еще одна очень интересная кукла «Крупеничка». Потрогайте. В неё насыпали крупу, а потом варили из неё для детей кашу.

Таких кукол было много и называли их оберегами. Или берегинями.

- А как вы понимаете слово «Оберег»? От какого он происходит слова? (Беречь, оберегать, т.е охранять и защищать).

- Дети, а вам хотелось бы самим, своими руками сделать кукол-оберегов? (Да).

А делать мы будем куклу – «Кувадку»– первые куклы-обереги. Их делали своими руками мамы для своих малышей. Их сматывали, скручивали из ниток. В процессе изготовления не пользовались ни иголкой, ни ножницами. Такие игрушки были разноцветными, их вешали над кроваткой, они развивали зрение и заменяли погремушки. Взрослые верили, что кукла охраняет сон младенца. Очень часто куколки передавались от старших младшим детям.

(Слышен плач малышей)

Хозяюшка. Что же это такое? (Малыши плачут).

- А как мы можем их успокоить? (Взять на ручки, ласковое слово сказать, песенку спеть…)

А ещё дать такую куколку «Кувадку».

Но вот беда куколка одна, а малышей много. Что мы можем сделать?

Мы сделаем куколок! Я вас научу. Хотите?

А у меня для этого всё приготовлено в моей «мастерской». (Встали около дверей).

Но чтобы зайти, надо вспомнить пословицы о труде.

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Кто не работает, тот не ест»,

« За всякое дело берись смело»

«Дело мастера боится»

Проходите. Присаживайтесь поудобнее.

Спинки ровно. Коленочки дружат. Ручки гимнастику сделают.

Наша куколка гуляла,

И играла,

И плясала,

Наконец она устала,

Улеглась под одеяло.

В моей мастерской всем дело найдется, для каждого всё готово.

Есть лоскутки тряпичные: один побольше - цветной, второй поменьше – белый и ниточки. Обратите внимание мастерицы не пользовались не иголками, не ножницами.

Сначала я возьму большой лоскуток и начну его сворачивать в скалочку, сверну её пополам и возьму в одну руку. Другой рукой возьму ниточку, отмерю, где будет голова куклы, на этом уровне закручиваю ниточку.

Как вы ловко справляетесь, настоящие рукодельники.

- А теперь надо найти, где же будет талия, закрутите здесь другую ниточку.

Получились юбочка и кофточка. В старину это называлось «тулово» куклы, повторите «тулово». (Выполняют).

-Но чтобы сделать ручки я возьму белый лоскутик поменьше. Сверну также в скалочку. Ниточками закручу на двух концах, получились две ладошки на ручках. (Выполняют).

- А теперь самый ответственный момент. Возьмите тулово. Ручки надо продеть здесь.

И вот у нас получились куклы. С первого взгляда похожие, но всё же все они разные, так как их делали не на фабрике, а вручную. Каждый из вас вложил в неё свою любовь и душу.

- Как эта кукла называется? (Кувадка)

- Что у этой куклы есть? (Тулово, ручки, голова)

- Чем отличается от современных кукол? (Сделана без иголок, ножниц, вручную, нет глазок…)

- Как называю кукол без лица? (Безликие, куклы – обереги)

- Для чего делали кукол – оберегов? (Оберегали от злых сил, успокаивали малышей, хранили покой в доме…)

- Слышите, малыши спят, понравились им ваши игрушки. А самое главное вы сделали их сами, значит они называются «самодельные».

- А кому вы подарите своих кукол- оберегов? (Маме, братишке…)

- Молодцы, ребята! Много вы сделали, много узнали, да и меня порадовали.

И я для вас подарочек приготовила. Спою свою любимую песню и подарю вам куклу – оберег…

В заключении исполняется песня на мотив русской народной песни «Бывайте здоровы, живите богато!» (сл. М.Кретовой):

Гостей мы сегодня у нас привечали,

О всех оберегах мы вам рассказали:

Для дома, любви, для удачи и счастья,

О том как себя уберечь от несчастий.

От всякого лиха Чеснок пригодится.

Для дружной семейки горошек годится.

А шишки, конечно же, для долголетья,

А вот кукуруза - здоровые дети.

Зерно для достатка, для женщин - рябина,

А веник, чтоб не было зла и в помине.

Так будьте здоровы, богато живите

И в гости ещё к нам не раз приходите!

Пусть в вашем детском саду будет добро, счастье и мир.

- До свидания, гости дорогие! Жду вас в гости!

(Под русскую народную прощальную покидают мастерскую).

Отрывок из сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная».

«В некотором царстве жил- был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из –под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу - Столбушку, береги её, всегда при себе носи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью»…

Когда мать умерла, отец Василисы женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила её, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако Василиса всё переносила безропотно, и с каждым днём всё хорошела, а между тем мачеха с дочками дурнели от злости, несмотря на то, что они всегда сидели сложа руки, ничего не делали. Кто же помогал Василисе?

Помогала её куколка. Без неё девочке не сладить было бы со всей работою! Зато Василиса сама, бывало не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, как все улягутся, она запрётся в чуланчике, где жила, и потчивает её, приговаривая: « на, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу никакой радости, злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть, что делать?» Куколка покушает, да потом и даёт ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу выполняла за Василису…Хорошо было жить ей с куколкой…

Вот такая тряпичная кукла - Столбушка помогла Василисе пережить много горя и пройти все испытания. Берегла свою куколку девочка и всегда носила в кармане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Помоги мне сделать самому."

Данный материал включает в себя следующее:Освоение навыков приёма пищи,раздевание и одевание,гигиена тела,опрятности.Оно формируется под воздействием воспитания,при определённом уровне развития у ребё...

Мастер-класс «Сделаем сами!»

Мастер-класс «Сделаем сами!»...

Методическая разработка - Памятка для родителей "Помоги мне это сделать самому"

В памятке собраны советы и рекомендации для родителей по воспитанию самостоятельности у детей 3-4 лет....

Презентация:"Подарок маме мы с Осенью сделали сами"

Данная призентация, своено рода отчет о работе кружка "Марья Искусница" за текущий осенний период.  В ней я показала как мы с детьми собирали материал для работы кружка. Как испльзовали его в раб...

Сделаем сами, своими руками!

  Правильно организованный ручной труд даёт детям углублённые знания о качестве материала, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться, приобщает к труду, ...

Проект "Там, где играем, всё сделаем сами"

Проектная деятельность с целью обновить уголок экологии с учётом потребностей детей. На основе общего интереса, привлечь детей к деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом....