Стендовый доклад «РОБОТОТЕХНИКА - как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Проведение современных занятий по лего-конструированию и основ робототехники без сомнения очень полезно для дошкольника.

Они полностью соответствуют времени, позволяют подготовить ребенка к реальной жизни, где механизмы и машины играют ключевую роль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_robototehnika_2023g.docx183.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

               633010, Россия, Новосибирская обл.,Z:\Воспитательно-методическая работа\Коллажи\19 шустрик.png

              г.Бердск,     ул. К.Маркса, 54

тел. (383-41) 2-26-83

«РОБОТОТЕХНИКА - как средство формирования

 инженерного мышления

у старших дошкольников»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/10/18/doklad_gmo_29.04.2021g.docx_image1.jpg

Выполнила: Субнишанян И.В.

                                                                                                                                                   

г,Бердск, 2023г

  Сегодняшний мир не похож на вчерашний, а завтрашний – не будет похож на сегодняшний.

  Выбор темы возник не случайно. Она проектировалась с учетом современных запросов общества, накопленного опыта реализации программы, проблемных моментов в нашей практике, интересов и возможностей детей.

  В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Что же такое инженерное мышление?

  Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как лего -конструирование, робототехника и других видов конструирования; рационально, выражается как продукт деятельности; систематично формируется в процессе научно-технического творчества; имеет тенденцию к распространению на все сферы человеческой жизни.

  Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами

  И в данном аспекте, робототехника выступает ведущей деятельностью в формировании инженерного мышления. 

  Робототехника формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества; объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

  Использование Лего-конструкторов в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т. к. при этом требуются знания практически всех образовательных областях. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с дошкольниками по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Проведение современных занятий по лего- конструированию и основ робототехники без сомнения очень полезно для дошкольника. Они полностью соответствуют времени, позволяют подготовить ребенка к реальной жизни, где механизмы и машины играют ключевую роль. Кроме того, польза занятий состоит в следующем:

  • Ребенок работает с небольшими элементами, что помогает развить мелкую моторику;
  • Получает первый опыт программирования;
  • Улучшает математические знания;
  • Учится общаться с ровесниками и педагогами, работать в команде, быстро ориентироваться в пространстве;
  • Получает первые навыки презентации своего «творения»;
  • Развивает мышление, внимание, память.

Это становится очевидным, что использование робототехники и лего-конструирования отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время и является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения юных исследователей.

Для конструирования в нашей группе мы используем разные конструкторы LEGO и LЕGO WEDO, электронный и металлический конструктор и  добавить мини роботов т.д… Создавая лего-модели и роботов, дети легко и с интересом учатся понимать азы программирования и технического конструирования.

  Все эти личностные качества дошкольника полностью соответствуют задачам развивающего обучения и основным положениям ДО.

Создавая необходимые условия для вовлечения детей в мир технического творчества, организовывали образовательную среду, погружающую детей в мир моделирования.

Мы рассказывали детям о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств. Учили детей собирать постройки по готовым схемам, а также создавать с детьми различные сооружения и поделки по замыслу, техническим картам, картам-схемам тд, обыгрывали лего-героев в играх макетах, дидактических, сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности. Длительное время они могли конструировать, фантазировать, обмениваться информацией, обсуждать, доказывать.   И тем самым сотрудничали и взаимодействовали с друг с другом.

В рамках конкурсной и проектной деятельности, с детьми мы создавали лего-сказки, дома, замки, военную технику, «Мой любимый двор», «Мой город», зоопарк, лего –аквариум, макеты: «Парк -Победы», по сказкам «Гуси – Лебеди», «Заюшкина - избушка» и т.д.

Для детей педагогами были разработаны:

  • Картотеки лего –игр со схемами;
  • Информационные папки с подобранными сюжетами для игр;
  • Поля для игр с мини- роботами;
  • Книги Лего –сказок и т.д.

Наиболее эффективными в развитии инженерного мышления дошкольников являются:

  • Игровые технологии;
  • Проектная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Интегрированное обучения;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Практико-ориентированные технологии.

Совместно с детьми и родителями принимали активное участие

в конкурсной и проектной деятельности. 

Внедрение инновационных программ в ДО, в том числе развития лего – конструирования и инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности, является актуальной и востребованной в современном обществе.

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Вот почему многие родители начинают интересоваться, что собой представляет робототехника для дошкольников, так ли она эффективна, как обещают руководители кружков и школ по этому направлению, какие навыки развивает. Отметим, что направление не новое, но только сейчас начало стремительно завоевывать популярность.

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Не надо думать, что появляется нечто сложное, некий искусственный разум, – нет, дети, по сути, работают со специальными конструкторами, создавая фигуры и машины, используя подсказки педагога и собственную фантазию. Суть занятий состоит в изучении механизмов, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом, создании моделей по схемам или даже придумывании своих. Такие виды деятельности по силам детям 5-6 лет. Ребята постарше начинают знакомство с программированием – их задача усложняется: нужно не просто собрать модель, но и написать для нее простейшую программу на ПК. Такие развивающие упражнения дают возможность сформировать у детей интерес к технике и получить важнейшие навыки.

Сами занятия помогают развить усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества, в свою очередь, очень помогут и в школе, и в дальнейшей жизни ребенка. Вот почему вопрос о занятиях робототехникой в детских садах поднимался на государственном уровне – такая форма работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением.

ВИДЫ

Робототехника может быть подразделена на 3 вида:

  1. спортивная;
  2. образовательная;
  3. творческая.

Спортивная разновидность направлена на решение олимпиадных задач, помогает детям, которые увлекаются данным направлением, продемонстрировать свои успехи. В ней ярко выражен соревновательный элемент, в течение определенного периода юный робототехник создает свой продукт, а после принимает участие в соревнованиях.

Творческая разновидность представляет собой конструирование робота «для себя», без ориентации на соперничество, создание продукта и есть самоцель.

Образовательная робототехника – главный объект нашего внимания – это интеграция математики, информатики, технологии, позволяющая сформировать и развить в ребенке важнейшие качества гармоничной творческой личности. Она выявляет технические склонности у дошкольника на ранних этапах, что делает возможным их дальнейшее совершенствование. На таких занятиях дети  конструируют машинки, погрузчики, самолеты – все то, с чем они хорошо знакомы в реальной жизни.  Дошкольникам  интересно создавать из деталей своих любимых сказочных персонажей.  

ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ СТАРТА

Отметим, что целью занятий по робототехнике для дошкольников является прежде всего развитие личности малыша, его творческих и интеллектуальных способностей, а не создание какого-то технически сложного уникального продукта. Дети в 5 лет начинают испытывать интерес к механизмам и конструированию, что и необходимо использовать для их продуктивного развития.

Для самых маленьких «робототехников» предлагаем  использовать особый вид конструктора – с крупными деталями, интуитивно понятными механизмами, которые легко соединить между собой. Первый успех очень важен, поскольку помогает ребенку обрести уверенность в своих силах и желание заниматься дальше. При желании ребенка занятия можно продолжить и в школе, в этом случае они выйдут на новый уровень и будут не только развивать общие умения и навыки, но и помогут ребенку обрести специфические знания.

 ПОЛЬЗА РОБОТОТЕХНИКИ

Проведение современных занятий по конструированию, без сомнения, очень полезно для дошкольника. Робототехника полностью соответствует духу времени, позволяет подготовить ребенка к реалиям нынешней жизни, где механизмы и машины играют ключевую роль. Кроме того, польза занятий состоит в следующем:

  • ребенок работает с небольшими элементами, что помогает развить мелкую моторику;
  • получает первый опыт программирования;
  • улучшает математические навыки (счет, симметрия, пропорции);
  • учится общаться с ровесниками и педагогами, работать в команде, быстро ориентироваться в пространстве;
  • получает первые навыки презентации своего «творения»;
  • развивает мышление, внимание, память.

Такие занятия за счет игровой формы интересны ребенку, не вызывают у него скуки, поэтому работает он с удовольствием. Через игру ребенок учится мыслить, сосредотачиваться на решении поставленной задачи. Робототехника активирует его познавательную активность, повышает интерес к самому процессу обучения.

КАК И ГДЕ ЗАНИМАТЬСЯ

Занятия по робототехнике для воспитанников проводятся в группах. В нем располагается все необходимое для комфорта ребенка: сами конструкторы, инструкции, столы для работы, ПК для программирования.

Алгоритм выглядит так:

  1. Малыши получают набор конструктора и задание (к примеру, собрать животное по инструкции).
  2. Конструирование. Как правило, над созданием одного робота работает команда из 2-3 ребят.
  3. Программирование. Написание ребенком простейшей программы, которая будет управлять роботом (на создание которой потребуется не более 10-15 минут).
  4. Тестирование. Дети вместе с педагогом проверяют, удалось ли им выполнить цель – то есть производит ли робот те действия, которые заложены в него программой. На ранних стадиях этап убирается, заменяется презентацией своего творения. Данный этап включает в себя несколько занятий, которые поддерживают  интерес ребенка, ведь ему хочется завершить создание собственного робота и проверить его работоспособность.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Чтобы робототехника как средство развития детского технического творчества в наилучшей степени смогла реализовать свой потенциал, предлагаю придерживаться таких правил организации занятия:

  • В группе не более 10-15 детей, и она разбита по подгруппам. Так педагог сможет уделить внимание каждому и ответить на возникающие вопросы.
  • Работа по обучению проводится педагогом, который получил необходимую квалификацию. В этом состоит основная проблема детских садов – не все кадры имеют желание или возможность изучать современные конструкторы, чтобы потом передавать эти знания юным воспитанникам.
  • Работа ведется по заранее составленному тематическому плану.
  • Важно общение педагогов с родителями малышей, это поможет организовать совместную работу над развитием технических и творческих способностей дошкольников.

Занятия робототехникой с детьми предполагают также различные соревнования, выставки, презентации работ, на которых юные конструкторы смогут показать то, что им удалось сделать. Такие мероприятия помогают ребенку научиться уверенно держать себя перед публикой.

Заниматься лучше всего не дома, а в специальных учреждениях, поскольку, во-первых, оборудование (сами конструкторы) стоит недешево, во-вторых, не каждый родитель обладает необходимыми знаниями, чтобы передать их ребенку, и, наконец, только в коллективе, под руководством опытного наставника можно добиться успеха и научиться общению. А дома мама и папа могут послушать, как ребенок с восторгом делится впечатлениями, посмотреть фотографии его работ. Родителям стоит также посетить выставку, на которой будет представлен результат трудов малыша. Все это будет дошкольнику приятно и укрепит его стремление к дальнейшей деятельности.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Для успешного занятия по робототехнике с дошкольниками нужно иметь специальные конструкторы, отличительными чертами которых являются: крупные яркие детали; минимум электроники; простые механизмы соединения.

Дети в 5 лет не занимаются программированием, но позднее, в 7-10 лет, работа на ПК также станет видом деятельности. Современные производители предлагают огромный выбор самых разных моделей, рассчитанных на разный возраст и уровень подготовки. Некоторые наборы представляют собой не только сами элементы, но и рабочие тетради, инструкции, схемы – все то, что поможет дошкольнику не просто весело провести время, но и обучаться.

К востребованным брендам относятся LEGO Education, Fischertechnik, Huna, Makeblock. Первый считается самым популярным и универсальным, чаще всего именно он приобретается для занятий с дошкольниками. Преимущество такого конструктора состоит еще и в том, что разработано несколько линеек, каждая из которых ограничена определенными возрастными рамками. Так, есть наборы 5+ и 7+, наиболее простые и понятные крохам, а также специальные линейки для 8-10 лет, дающие возможность собрать настоящего робота.

Робототехника – эффективные занятия, которые помогут детям научиться конструировать, развить техническое творческое начало, усовершенствовать ряд важнейших навыков. Конечно, не каждый дошкольник, посещающий подобные занятия, станет инженером, но полезные знания и умения получат все. Вот почему это направление все более активно включается в обязательную программу детских садов, а также существует огромное количество кружков, проводящих занятия на платной основе.

Для реализации системы работы на базе нашего сада были созданы собственные LEGO-центры. И поэтому результатом ряда тематических недель стало коллективное LEGO –творчество. Так же воспитанники нашего детского сада выступили на городском научно-исследовательском конкурсе «Юность в науке»: «LEGO-мир без границ», «LEGO-мой первый робот».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»Составила воспитатель МБДОУ детский сад №345 г.о. СамараМ.В. Серепенкова  СодержаниеВведение…………………………………………………………………....

Доклад «Игра как средство развитие речи для старших дошкольников»

Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях....

«РОБОТОТЕХНИКА - как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников» (доклад)

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Вот почему многие родители начинают интересоваться, что собой...

Доклад для LEGO-конференции «Lego-конструирование как средство формирования прединженерного мышления у старших дошкольников»

В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности....

Робототехника- как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников с использованием конструктора Robotis Dream2 »

Инженерное мышление – вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автом...