Участники проекта:
Воспитанники Старшей группы «Малинка»
Руководитель проекта: Закевосян Карине А.
Проекта «Пшеница – царица полей»
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Рябинка», возраст детей 4-5 лет. Родители.
Руководитель проекта: воспитатель: Закевосян К.А.
Цель проекта:. Познакомить детей со злаковыми растениями (пшеницей), расширить представления детей о многообразии использования пшеничного колоска в жизни человека ее изделиями, процессом выращивания и изготовления хлеба, формировать основы экологической культуры у детей через различные виды деятельности, бережное отношение к хлебу.
Актуальность проекта: человек - часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир. В связи с этим особенно важно воспитывать у детей любовь к Родине, её традициям и обычаям, уважение к людям труда, любовь к природе родного края. Воспитание уважительного отношения к хлебу насущному – это одна из ступеней духовно-нравственного становления наших детей.
Вид проекта: групповой, творческий, исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)
Обьект исследования: Мука и ее свойства
Методы исследования: наглядные, словесные, игровые, практические: (наблюдения, беседы, игры, чтение художественной литературы)
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формирование знаний о многообразии злаковых культур и хлебобулочных изделий;
- Формировать представления о долгом пути хлеба от поля до стола;
- Закрепить приемы лепки, рисования, аппликации, конструирования
- Формировать у детей чувство патриотизма.
Развивающие:
- Развивать творческие способности детей в изобразительной деятельности;
- Продолжать работу над развитием связной речи; формировать умение отвечать на вопросы;
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
- Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность;
- Развивать любознательность, познавательный интерес, воображение, память, мышление;
- Способствовать развитию детской любознательности;
- Побуждать к активным действиям совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей чувства уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу, природе родного края в целом, и рационального вмешательства человека в природу;
- воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие, любовь к русским традициям;
-Воспитывать коммуникабельность, активность, самостоятельность, дружелюбие, умение играть в группах, слушать друг друга.
Предмет исследования: свойства муки
Ожидаемы результат:
⦁ Расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб;
⦁ Сформировать способность воплощения собственного замысла в аппликации, рисовании, эксперементе, лепки;
⦁ Расширить и активизировать словарный запаса слов;
⦁ Развить наблюдательность, терпение, интерес к эксперементальной деятельности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта, оповещение родителей о реализации проекта с предложением к участию;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
Основной этап:
Беседы с детьми:
«Что такое злаки и из чего пекут хлеб?», «Бережное отношение к хлебу»
Цель: Познакомить детей с тем, что пшеница это злаковая культура, из которой получают муку. Учить бережно относиться к хлебу, как результату чужого труда.
«Вершки – корешки»
Цель: учить детей составлять целое из частей.
«Кто хлеб выращивает», «Какие машины помогают людям»
Цель: познакомить с техникой, которая работает на полях, профессиями людей которые выращивают и производят хлеб.
Беседа: «Что такое солома и для чего она нужна»
Цель: Познакомить детей с соломой, как продуктом пшеницы, для чего она нужна людям и животным, что можно из нее сделать.
Беседа: «Откуда берут манную кашу?»
Цель: Обогатить знания детей о том, что манная крупа – это продукт пшеницы.
Просмотр презентации «Пшеница- царица полей»
Цель: обогатить представления детей о колоске и пшенице
Рассматривание сюжетных картинок «Откуда хлеб пришел?
Цель: Развитие связной речи и последовательности рассказа.
П/и «Чье зерно скорее соберется?»
Цель: ознакомление с названием зерен растений: овес, пшеница, развитие ловкости детей.
Хороводная игра: «Каравай»
Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность
Дид. игры: «Назови ласково»
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
П/и «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Д/и «Назови профессию»
Цель: закреплять представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба.
Д/и «Разложи блинчики»
Цель: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.
Д/и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Цель: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Д/и «Что сначала, что потом»
Цель: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Чтение художественной литературы
р.н.сказка «Колобок»,; укр.н. сказка, «Колосок», литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Чтение и разучивание стихов о хлебе, отгадывание задок
Чтение М. Глинская «Хлеб»
Экспериментальная деятельность
«Получение клейстера»
«Соленое тесто»
«Мука растворяется в воде»
«Просеивание муки»
Материал для самостоятельной детской деятельности
Настольно-печатная игра «Разрезные картинки» (продукты из пшеницы)
Цель: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.
«Игры на развитие сенсорно-моторных качеств»
Цель: Закрепление навыка закрашивания в контуре, развитие детей изделий из пшеницы.
Обведение и штриховка трафаретов «Крендельки - бараночки цветовосприятия.
Пополнение развивающей среды атрибутами к с/р играм «Пекари», «Хлебный магазин».
Цель: Развитие игрового сюжета, диалогической речи детей, умения соблюдать последовательность действий. Воспитывать уважение к разным профессиям.
Просмотр презентаций:
Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»
Цель: Расширить представления о том, откуда появляются хлебобулочные изделия.
Художественное творчество:
Лепка: «Кондитерские изделия»
Аппликация: «Цветы для мамы»
Рисование: «Хлеб»
Конструирование (квилинг) «Колосок»
Конструирование из строительного материала:
«Хлебоуборочная техника»
Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал
«Зернохранилище», «Хлебный магазин»(домик)
Цель: учить детей строить по образцу, развивать воображение, фантазию.
Вывод
-В результате работы над проектом дети узнали:
-Как вырастить хлеб.
-Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
-Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. -Посмотрели презентации о том как выращивают хлеб.
-Узнали, сколько интересного можно сделать, используя муку.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлечение родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Литература
- Абрамов Ф.А. «О хлебе насущном и хлебе духовном»; Москва 2014 г.
- Алмазов Б. Наш хлеб;- Л.; 2009
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»; г. Воронеж 2006
- «Злаки» в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2005
- Сборник загадок. Пословиц и поговорок– М., изд-во «Экзамен», 2008
- Хлебные изделия в картинках. Наглядное пособие для педагогов. – М., 2004.