Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами»
рабочая программа по конструированию, ручному труду
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью на начальное развитие творческих способностей в конструировании из бумаги детей дошкольного возраста, а также на подготовку к последующему обучению исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_do_sohr.docx | 40.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1987» (ГБОУ Школа № 1987)
109469, г. Москва, ул. Белореченская, д. 36, корпус 1
тел. 8 (495) 347-45-54; 8 (495)347-97-30 e-mail: 1987@edu.mos.ru
ОКПО 13616300, ОГРН 1037723008762
ИНН/КПП 7723329921/772301001
Принята на заседании педагогического совета от «___»_______2023 г. протокол №__________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ШКОЛА № 1987 _____________ Швец Е.В приказ №____ от «___» _____2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Оригами»
(ознакомительный)
Направленность: __художественная
Возраст обучающихся: 4 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год (16 часа)
Количество часов в год: 16 часов
Автор-составитель: Мамедова Алла Геннадьевна
Должность: Воспитатель
г. Москва
2023 год
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами» имеет художественную направленность.
Уровень программы
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность программы
Оригами - традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей. Это связано с уникальными возможностями влияния оригами на развитие детей.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью на начальное развитие творческих способностей в конструировании из бумаги детей дошкольного возраста, а также на подготовку к последующему обучению исследовательской, изобретательской и проектной деятельности.
Актуальность программы «Оригами» заключается в том, что благодаря развитию мелкой моторики пальцев рук, возрастает скорость мыслительных процессов, гибкость и оригинальность мышления, развивается воображение, логика, речь. Оригами знакомит детей с основными геометрическими фигурами. Оригами не только развивает ребенка эстетически, но и помогает ему учиться аккуратности и терпению.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий.
Оригами можно соединить с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями и совершают путешествия в мир прекрасного.
Цель программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы
Обучающие:
– познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
- формировать умение следовать устным инструкциям;
– научить работать с бумагой;
– научить аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами, четко следуя правилам;
– учить проговаривать свои действия при работе с бумагой;
– активизировать мыслительную деятельность.
Развивающие:
– развивать мелкую моторику пальцев;
– способствовать развитию глазомера при работе с бумагой;
– развивать конструктивное мышление детей, творческое воображение, художественный вкус;
– развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к искусству оригами;
– расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций;
- воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативу;
– формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Учащиеся, для которых программы актуальна
Возраст обучающихся по данной программе: 4-7 лет. Группы формируются с учетом возрастных особенностей
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная, групповая. Основная-форма обучения фиксируется в учебном плане.
Количество обучающихся в группе: 10-12 человек.
Режим работы учебной группы: 1 раз в неделю по 30 минут.
Работа учебной группы организована следующим образом: 15 мин. занятие, 5 мин. перерыв, 10 мин. занятие.
Срок реализации программы
Срок реализации программы –1 год. Количество учебных часов в год – 33 часа.
Планируемые результаты
По итогам 1 года обучения, обучающиеся будут
знать:
– основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– различные приемы работы с бумагой;
уметь:
– работать по правилу и образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям;
– ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости.
Личностные результаты:
(результаты воспитания и развития личности)
– художественно-образное освоение мира;
-способность самостоятельно по схемам складывать простые фигуры оригами;
Метопредметные результаты:
– определять и формировать цель деятельности на занятии, проговаривать последовательность действий с помощью педагога.
– планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
– понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
Реализация программы «Оригами» предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика осуществляется в форме тематической выставки
«Волшебный мир оригами», беседы с детьми. Главный критерий на этом этапе диагностики- интерес ребенка к данному виду деятельности.
Текущий контроль включает следующие формы: наблюдение, устные рекомендации педагога, коллективные обсуждения.
Промежуточная аттестация проводится в формах: выставка творческих работ по итогам изучения разделов.
Итоговая аттестация проводится в форме итоговой выставки практических работ детей.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.
Публичная презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме: фотоотчет для родителей, выставка работ, оформление сказки в технике оригами.
Средства контроля
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров:
1. понимать словесную инструкцию;
2. выполнять задание по схеме;
3. правильно выполнять задание.
Результативность обучения дифференцируется по трем уровням: низкий, средний, высокий.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1. затрудняется в создании работы даже при помощи педагога;
2. не называет основные геометрические понятия и базовые формы оригами.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1.испытыват трудности при складывании бумаги в разных направлениях;
2. с помощью педагога выполняет работу в определенной последовательности;
3.знает не все основные геометрические понятия, путается в называние базовых форм оригами.
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1. знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
2. владеет различными приемами работы с бумагой;
3. применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в свободной деятельности).
Позиция педагогического наблюдения:
- для определения уровня освоения программы были предложены следующие задания: «Лиса», «Петушок», «Тюльпан», «Рыбка».
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теорети- ческих | Практи- ческих | |||
1. | Вводное занятие: знакомство с оригами, техника безопасности | 1 | 30 мин. | … | Выставка «Волшебный мир оригами» |
2. | Знакомство с уловными знаками и приемами оригами | 1 | 30 мин | … | Беседа, обсуждение |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 8 | 30мин. | 2 час 10 мин. | Беседа, выставка |
4. | Базовая форма «Книжка» | 3 | 20 мин | 1 час10мин | Беседа, выставка, сказка |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 4 | 20 мин | 1час 40 мин | Беседа, выставка |
6. | Базовая форма «Конверт» | 4 | 20 мин | 1час 40 мин | Беседа, выставка |
7. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 5 | 20 мин | 2час.10 мин | Беседа, выставка |
8. | Базовая форма «Рыба» | 3 | 20 мин | 1час 10 мин | Беседа, выставка |
9. | Итоговые занятия | 4 | 25 мин | 1час 35 мин | Выставка готовых работ |
10. | Итого | Общее кол-во часов 33 | Общее кол-во часов, отведенных на теоретичес-кие занятия 3час 35 мин | Общее кол-во часов, отведенных на практичес-кие занятия 10час 25 мин |
Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие
Теоретическая часть.
Знакомство с обучающими. Правила поведения на занятии. Правила пользования материалами и инструментами. История возникновения Оригами. Виды и свойства бумаги для оригами.
2. Знакомство с условными знаками и приемами оригами
Теоретическая часть.
Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Термины, принятые в оригами. Форма листа для оригами.
Практическая часть.
Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги пополам, по диагонали, загибать углы квадрата к центру, загибать край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам.
3 Базовая форма «Треугольник»
3.1 «Собачка, кошечка»
3.2 «Стаканчик»
3.3 «Заяц»
3.4 «Медведь»
3.5 «Лиса»
3.6 «Мышка»
3.7 «Лягушка»
3.8 «Волк»
Теоретическая часть.
Познакомить детей с первой базовой формой «треугольник». Рассказать о другом названии – «Косынка». Графический язык оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина». Общие сведения о предмете изготовления.
Практическая часть.
Складывание изделий на основе базовой формы «Треугольник».
Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закреплять приемы сгибания листа в разных направлениях. Украшение поделки, «оживление» ее с помощью рисования.
4. Базовая форма «Книжка»
4.1 «Домик-теремок»
Ожившая сказка «Теремок»
4.2 «Кораблик»
4.3 «Краб»
Теоретическая часть.
Знакомство с базовой формой «Книжка». Графический язык оригами: условные обозначения.
Аккуратно сложенная базовая форма «Книжка» помогает определить точное местоположение средних линий в квадрате, а также середину квадрата. На основе этой базовой формы складываются базовые формы «Дверь», «Дом», «Водяная бомбочка».
Практическая часть.
Складывание изделий на основе базовой формы «Книжка».
Складывать квадрат пополам чётко совмещая противоположные стороны.
5. Базовая форма «Воздушный змей»
5.1 «Павлин»
5.2 «Уточка»
5.3 «Лебедь»
5.4 «Петух»
Теоретическая часть.
Знакомство с базовой формой «Воздушный змей».
Базовая форма «Воздушный змей» можно сложить только после того, как в квадрате будет намечена диагональная складка (линяя сгиба, образованная в результате складывания базовой формы «треугольник»). На основе базовой формы «Воздушный змей» складывается базовая форма «Рыба». Базовую форму «Воздушный змей» можно сложить как вдоль одной диагонали, так и вдоль другой диагонали квадрата.
Практическая часть.
Складывание изделий на основе базовой формы «Воздушный змей». Основное внимание при складывание базовой формы «Воздушный змей» необходимо обращать на «острие носа»; кончик «воздушного змея» должен быть острым, как стрела, а боковые стороны при этом должны совмещаться с диагональю квадрата.
6. Базовая форма «Конверт» (блинчик)
6.1 «Пароход»
6.2 «Лодка»
6.3 «Лодка под парусом»
6.4 «Оригами-гадалка»
Теоретическая часть.
Знакомство с базовой формой «Конверт» (блинчик). Сгибание квадрата по диагоналям, намечая центр квадрата. Аккуратно «завернем блинчик», совместив все углы с центром квадрата.
Практическая часть
Складывание изделий на основе базовой формы «Конверт».
7. Базовая форма «Двойной треугольник»
7.1 «Тюльпан»
7.2 «Ирис»
7.3 «Бабочка»
7.4 «Жучок»
7.5 «Ель»
Теоретическая часть.
Знакомство с базовой формой «Двойной треугольник», закрепить умение находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы.
Общие сведения о предмете изготовления. Графический язык оригами: условные обозначения. Сгиб «гора», «долина».
Практическая часть.
Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Складывание изделий на основе базовой формы «Двойной треугольник».
8. Базовая форма «Рыба»
8.1 «Карп»
8.2 «Кит»
8.3 «Морской котик»
Теоретическая часть.
Знакомство с базовой формой «Рыба». Сгибание квадрата по диагоналям. Знакомство с новым приемом – «двойная молния».
Практическая часть
Складывание изделий на основе базовой формы «Рыба».
9. Итоговые занятия
Теоретическая часть. Подведение итогов.
Практическая часть. Складывание изделий на основе изученных базовых форм. Составление композиций, оформление выставки.
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические условия реализации программы
Реализация программы «Оригами» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности: практические занятия, выставки.
В целях качественной подготовки обучающихся к промежуточной и итоговой аттестации предусмотрено участие в конкурсных мероприятиях, включенных в рекомендуемый Департаментом образования и науки города Москвы.
При реализации программы используются следующие образовательные технологии: игровые технологии, технологии развивающего обучения.
При реализации программы используются следующие методы обучения:
словесные (беседа, объяснение, решение проблемных ситуаций); наглядные (показ, работа по образцу); практические (упражнения для отработки необходимых навыков, самостоятельная работа).
Перечень методического обеспечения к программе:
№ п/п | Название раздела (темы) учебно-тематического плана | Название и форма методического материала |
1. | Вводное занятие: знакомство с оригами, техника безопасности | Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Схемы поэтапного складывания. |
2. | Знакомство с уловными знаками и приемами оригами | Афонькин С. Ю. Уроки оригами. Схемы поэтапного складывания. |
3. | Базовая форма «Треугольник» | Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Схемы поэтапного складывания. |
4. | Базовая форма «Книжка» | Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Схемы поэтапного складывания. |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. Схемы поэтапного складывания. |
6. | Базовая форма «Конверт» | Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Схемы поэтапного складывания. |
7. | Базовая форма «Двойной треуголь-ник» | Водяная Л. А. Чудеса из бумаги. Схемы поэтапного складывания. |
8. | Базовая форма «Рыба» | Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. Схемы поэтапного складывания. |
9. | Итоговые занятия | Водяная Л. А. Чудеса из бумаги. |
Материально-технические условия реализации программы
Требования к помещению для занятий:
Хорошо освещенное групповое помещение.
Требования к мебели:
Соответствие размеров стола и стула росту и возрасту ребенка
Расходные материалы (в расчете на одного обучающегося):
№ п/п | Наименование расходного материала | Количество |
1. | Двухсторонняя цветная бумага | 33листа |
2. | Набор фломастеров 6 цветов | 1 |
3. | Ножницы | 1 |
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).
9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе
10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе
11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ вводного уровня
12. Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922». – актуален для программ, реализуемых на бюджетной основе, следующей тематики: медицина, комплексная безопасность, инженерия, научно-технологическое творчество
13. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 1987.
Литература
- Водяная Л. А. Чудеса из бумаги. Ростов-на-Дону.
- Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие.
- Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ.ФГОС.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников.
- Игрушки из бумаги.
- Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи.
- Афонькин С. Ю. Уроки оригами Москва
- Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. М., 2012.
Интернет-ресурсы:
1. https://origamin.ru/cat/ostalnye/
Кадровое обеспечение программы
Программа «Оригами» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет "Волшебный мир оригами"
Цель программы: Развитие конструктивных и творческих способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирован...
Дополнительная общеразвивающая программа по техническому воспитанию в старшей группе «Оригами для дошкольников»
Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами для дошкольников» является авторской и реализуется в технической направленности.Программа составлена на примере методической разрабо...
дополнительная общеразвивающая программа по оригами
Занятия в кружке «Страна оригами» - это работа, используемая как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бума...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»
Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности кружка «Оригами» для детей 6-7 лет
Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Волшебный мир оригами»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности "Магия оригами" 2022 - 2023 гг
Цель программы. Всестороннее творческое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как одним из способов конструирования из бумаги....