платная образовательная услуга
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)
чудесное правращение бумажного квадратика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_prgramma_origami_2023-2024.docx | 91.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка 2
- Цель и задачи программы 3
- Учебно-тематический план 4
- Содержание программы 12
- Годовой календарно учебный график 14
- Организационно-педагогические условия реализации программы 26
- Планируемые результаты 28
- Оценочные методики 29
-формы контроля 29
-условия реализации программы 29
-воспитательная работа 29
9. Литература 27
10.Приложение №1 29
11.Приложение №2 30
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только
не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать»
Ян Амос Коменский
Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Предлагаемая программа «Чудесное превращение бумажного листа» предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Оригами – это сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Сами эти цветные листы бумаги тоже называют по-японски оригами.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Разработка тонких и точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, прямоугольник), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.
По мнению многих авторов, эти действия доступны детям дошкольного возраста. Также не стоит забывать о том, что оригами развивает мелкую моторику рук, а, следовательно, и речь (речевой центр и центр, управляющий мелкими движениями пальцев, находятся рядом в головном мозге человека, взаимно влияют друг на друга).
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
-умение слушать воспитателя;
-принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
-переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
-развитие самоконтроля и самооценки;
-осознание собственных познавательных процессов.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы - ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
- Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.
- Научить складывать квадратную форму листа пополам и по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба.
- Научить детей складывать базовые формы «книжка», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»
- Закреплять умение делать надрезы в определенном месте; добиваться конечного результата; украшать свою поделку с помощью рисования или аппликации.
- Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции.
- Приучать к аккуратности во время работы с клеем и тонкими видами бумаги.
- Формирование самостоятельности, уверенности в себе, правильной самооценки.
- Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские способности.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.
Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур.
Сейчас оригами известно во всём мире. Оно используется в настоящее время не только, как средства развлечения или отдыха, но в основном сфере образования в школах и институтах, в реабилитационных центрах после нескольких болезней. Также оригами приобретает и всё большую популярность среди педагогов и психологов в детских садах. Его даже включают в сетку занятий, как отдельный предмет. И это неслучайно. Развивающий потенциал оригами высок. Ведь такая деятельность оригами принесут особую радость и пользу детям, так как они направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Они позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и информировать в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность.
Большой выбор моделей позволяет ребёнку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе деятельности возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребёнка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки. Также в процессе создания фигурок дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз, что развивает глазомер.)
Занятия оригами довольно кропотливая работа. Для этих занятий подбираются хорошо известные модели, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приёмов сгибания. Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанного с изучением особенностей окружающего мира и в соответствии с интересом детей: птицы, животные, рыбы, цветы и т. д. При этом учитываются уже освоенные детьми приёмы сгибания бумаги и подводятся к более сложным. Также, чтобы занятия проходили интересно, приходится разнообразить и формы общения с детьми. Вот некоторые из них.
1. Показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приёмов.
2. Занятие-загадка: когда нет образца и, результат будет ясен только в конце занятия.
3. Изготовление «оригами с тайной». Здесь дети видят образец, делают вместе с воспитателем такой же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся части).
4. Занятия «придумай сам» - они проводятся, когда дети уже могут что-то придумать самостоятельно.
5. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Они применяются для проверки усвоения пройденного материала, развития произвольной памяти детей.
6. Складывание по сказке. Здесь дети складывают фигурки не по описанию, а по сказке.
Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю, 25 минут. По окончанию дополнительной образовательной услуги воспитатель организовывает выставку, которая демонстрирует родителям достижения их детей – оригами-поделки, объединенные единой тематикой
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ.
Дополнительная образовательная слуга «Чудесное превращение бумажного листа», объединяет несколько, видов деятельности: пальчиковую гимнастику, физминутки, практическую часть и обыгрывание поделок. Первая часть – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность, третья часть – игра с поделками.
5.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ занятия | содержание | цель | Дата проведения | Время проведения | |
сентябрь | |||||
1 |
| Ознакомление детей с новым видом искусства «оригами». | 19.09.23 | 16:30-17:00 | |
2 |
| Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | 22.09.23 | 16:30-17:00 | |
3 | «Мышка» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 26.09.23 | 16:30-17:00 | |
4 | «Собачка» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 29.09.23 | 16:30-17:00 | |
Октябрь | |||||
1 | «Заяц» | Преобразование базовой формы в разные поделки. | 03.10.23 | 16:30-17:00 | |
2 | «Лиса» | Преобразование базовой формы в разные поделки. | 06.10.23 | 16:30-17:00 | |
3 | «Волчок» | Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. | 10.10.23 | 16:30-17:00 | |
4 | «Медведь» | Закрепить складывание квадратного листа бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Закрепить прием перегибание треугольника пополам, с опусканием острых углов вниз. | 13.10.23 | 16:30-17:00 | |
5 | Коллективная работа «Сказка «Теремок» | Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. | 17.10.23 | 16:30-17:00 | |
6 | «Для чего нужна дверь?» | Познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, складывания домика, складывание двери, приклеивание двери на домик. | 20.10.23 | 16:30-17:00 | |
7 | «Гриб» | Закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. | 24.10.23 | 16:30-17:00 | |
8 | «В осеннем лесу» | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). | 27.10.23 | 16:30-17:00 | |
9 | «В осеннем лесу» (коллективное панно) | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 31.10.23 | 16:30-17:00 | |
ноябрь | |||||
1 | «Собачья семейка» | Самостоятельное изготовление базовой формы «треугольник». Складывание мамы-собаки по показу воспитателя. Самостоятельное изготовление щенка из квадрата меньшего размера. Дорисовывание мордочек собаки и щенка фломастерами | 03.11.23 | 16:30-17:00 | |
2 | «Дары осени – «Капуста», «Тыква» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 07.11.23 | 16:30-17:00 | |
3 | «Дары осени – «Морковь» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 10.11.23 | 16:30-17:00 | |
4 | «Дары осени – «Помидор», «Перец» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 14.11.23 | 16:30-17:00 | |
5 | «Дары осени – «Кукуруза» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 17.11.23 | 16:30-17:00 | |
6 | «Дары осени – «Баклажан» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 21.11.23 | 16:30-17:00 | |
7 | «Дары осени – «Репа» «Редис» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 24.11.23 | 16:30-17:00 | |
8 | Коллективная работа «Дары огорода» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 28.11.23 | 16:30-17:00 | |
декабрь | |||||
1 | «Воздушный змей» | Познакомить с базовой формой «воздушный змей» (другое название «мороженое»), используя новую базовую учить изготавливать детали, соединяя их в определенной последовательности, используя аппликацию | 01.12.23 | 16:30-17:00 | |
2 | «Снежинка» | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей» | 05.12.23 | 16:30-17:00 | |
3 | «Снежинка» | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей», учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности | 08.12.23 | 16:30-17:00 | |
4 | «Двойная снежинка» | Отработка складывания базовой формы «воздушный змей», учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и украшать аппликацией | 12.12.23 | 16:30-17:00 | |
5 | «Синица и снегирь» | Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях. Совмещая стороны и углы, хорошо проглаживая сгибы | 15.12.23 | 16:30-17:00 | |
6 | Композиция «Птицы на ветке» | Закрепить умение складывать из квадратного листа фигуру птицы. Совмещая стороны и углы, хорошо проглаживая сгибы и применяя способы аппликации. | 19.12.23 | 16:30-17:00 | |
7 | «Царевна-ёлочка» | Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «воздушный змей», готовить несколько заготовок из квадратов разного размера, соединять детали в единое целое в определенной последовательности. | 22.12.23 | 16:30-17:00 | |
8 | «Дед Мороз», «Снегурочка» | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединяя детали в единое целое дополнить деталями, придавая выразительность | 26.12.23 | 16:30-17:00 | |
9 | Коллективная работа «Скоро новый год» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 29.12.23 | 16:30-17:00 | |
январь | |||||
1 | «Гномик» | Учить детей изготавливать фигуру, состоящую из 2 заготовок (туловище и голова).Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы | 09.01.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Снеговик» | Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 12.01.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Пингвин» | Закреплять знания базовой формы «воздушный змей» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 16.01.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Шапка для вечеринки» | Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 19.01.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Шапка для гномика» | Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 23.01.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Шапка для самурая» | Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 26.01.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Шапка» | Закреплять знания базовой формы «треугольник» и умение изготовить ее самостоятельно. Закрепить навыки складывания квадратного листа в разном направлении. Проглаживая сгибы. | 30.01.24 | 16:30-17:00 | |
февраль | |||||
1 | «Корона» | Познакомить с базовой формой «блин». Используя новую базовую форму, учить изготавливать корону. | 02.02.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Пилотка» | Учить складывать фигуру из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». | 06.02.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Кораблик» | Расширение знаний складывать фигуру из квадратного листа бумаги, используя базовую форму «блин». | 09.02.24 | ||
4 | Коллективная композиция «Кораблик в море» | Закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. | 13.02.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Самолет №1» | Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. | 16.02.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Самолет №2» | Отрабатывать выполнение базовой формы «книжка». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. | 20.02.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Солдатики» - поздравительная открытка | Учить складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы «воздушный змей», совмещая вершины углов и стороны деталей. | 27.02.24 | 16:30-17:00 | |
март | |||||
1 | «Цветы» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». | 01.03.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Тюльпан» | Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. | 05.03.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Солнце и луна» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «воздушный змей», познакомить с базовой формой «блинчик». | 12.03.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Деревья» | Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания и базовую форму «дверь». | 15.03.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Цветущая ветка вишни» | Развитие воображение, умение создавать живописную композицию, красиво и выразительно оформить ее. | 19.03.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Трава и облако» | Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник и блинчик». Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. | 22.03.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Дома» | Учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания. Дополнение деталями (окна, двери), используя аппликацию. | 26.03.24 | 16:30-17:00 | |
8 | Коллективная работа «Весна во дворе» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 29.03.24 | 16:30-17:00 | |
апрель | |||||
1 | «Зверушки – говорушки» | Преобразование базовой формы в разные поделки | 02.04.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Игрушка-лягушка» | Преобразование базовой формы в разные поделки | 05.04.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Ракета» | Развитие глазомера, мелкой моторики рук, объяснительной речи. | 09.04.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Звезда» | Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. | 12.04.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Звезда №1» | Базовая форма «треугольник» Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. | 16.04.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Звезда №2» | Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. | 19.04.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Звезда №3» | Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. | 23.04.24 | 16:30-17:00 | |
8 | «Звезда №4» | Закрепление приемов складывания; умения работать по линиям; развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. | 26.04.24 | 16:30-17:00 | |
9 | Коллективная работа «Звездный хоровод» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 30.04.24 | 16:30-17:00 | |
май | |||||
1 | «Бабочки» | Закрепление приемов складывания базовой формы «треугольник». Создание общей композиции. Развитие мелкой моторики, фантазии и воображения. | 07.05.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Птица» | Закрепление приемов складывания в стиле оригами; совершенствование навыков работы ножницами; воспитание самостоятельности и усидчивости. | 14.05.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Лодка№1» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. | 17.05.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Лодка№2» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. | 21.05.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Парусник» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. | 24.05.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Яхта» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. | 28.05.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Моторная лодка» | Закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. | 31.05.24 | 16:30-17:00 | |
июнь | |||||
1 | «Обитатели морей и океанов» - «Ракушка», «Черепаха» | Учить придавать деталям характерную форму (округлость), сгибая уголки. Используя базовую форму «воздушный змей». Придать выразительность, наклеив глаза. | 04.06.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Обитатели морей и океанов» -«Кит» | Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию | 07.06.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Обитатели морей и океанов»- «Акула» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 11.06.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Обитатели морей и океанов»- «Дельфин» | Учить складывать квадратный лист бумаги известным способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. | 14.06.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Обитатели морей и океанов»- «Касатка», «Скат» | Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. | 18.06.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Обитатели морей и океанов» - «Рыбы» | Используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. | 21.06.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Обитатели морей и океанов» - «Крабы» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 25.06.24 | 16:30-17:00 | |
8 | Пано «Обитатели морей» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 28.06.24 | 16:30-17:00 | |
июль | |||||
1 | «Дары лета-клубника» | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. | 02.07.24 | 16:30-17:00 | |
2 | Дары лета-хурма | Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. | 05.07.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Дары лета-арбуз» | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | 09.07.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Дары лета-ананас» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 12.07.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Дары лета-яблоко» | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | 16.07.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Дары лета-банан» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 19.07.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Дары лета-виноград» | Учить складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя, соединять детали в единое целое. | 23.07.24 | 16:30-17:00 | |
8 | «Дары лета-персик» | Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы | 26.07.24 | 16:30-17:00 | |
9 | «Ваза с дарами лета» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 30.07.24 | 16:30-17:00 | |
август | |||||
1 | «Коала» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 02.08.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Панда» | Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. | 06.08.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Носорог» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | 09.08.24 | 16:30-17:00 | |
4 | «Бегемот» | Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов. Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования. | 13.08.24 | 16:30-17:00 | |
5 | «Тигр» | Научить преобразовывать базовую форму в разные поделки, отрабатывать выполнение базовой формы | 16.08.24 | 16:30-17:00 | |
6 | «Крокодил» | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям. | 20.08.24 | 16:30-17:00 | |
7 | «Лев» | Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. | 23.08.24 | 16:30-17:00 | |
8 | «Обезьянки» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 27.08.24 | 16:30-17:00 | |
9 | Коллективная работа «Животные жарких стран» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 30.08.24 | 16:30-17:00 | |
сентябрь | |||||
1 | «Овца» | Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. | 03.09.24 | 16:30-17:00 | |
2 | «Свинья» | Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. | 06.09.24 | 16:30-17:00 | |
3 | «Корова» | Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию | 10.09.24 | 16:30-17:00 | |
4 | Коллективная работа «Домашние животные» | Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место. | 13.09.24 | 16:30-17:00 |
6.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для работы с детьми использованы следующие методы и приёмы работы:
Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает дошкольника от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством пальчиковую игру или гимнастику. Отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих у героев.
Форма работы платной образовательной деятельности в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Платная образовательная деятельность проводится два раз в неделю и предназначен для индивидуальной и групповой работы.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предполагаемом предмете складывания.
- Подготовка к занятию (установка на работу).
- Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы;
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
- Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали);
повторение правил складывания.
- Практическая часть:
показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте, в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация воспитанником некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы воспитанника (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика
7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатами освоения программы являются умение ребенка:
- сравнивать и классифицировать фигуры по одному свойству;
- ориентироваться в свойствах: большой - маленький, высокий - низкий, широкий – узкий, длинный – короткий;
- ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «сбоку», а также – над, -под, -в, -на, -за, -перед;
- конструировать плоские фигуры по образцу, по схеме.
- развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- овладение приемами индивидуального и совместного конструирования;
- самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета»;
-знать и называть геометрические фигуры; уметь намечать линии; тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
- уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы и т.п.);
-добиваться конечного результата;
-самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
8.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
Выставки детских работ, организуемые в группе после проведённых занятия.
Творческий отчёт руководителя на педсовете.
Формы контроля
Основные формы контроля
- выборочный
- предупредительный
- итоговый
Критерии отслеживания усвоения программы
Приложение №1.
Условия реализации программы
Детский сад «Светлячок» (с. Падун), филиал Детского сада «Светлячок»
Воспитательная работа
Я изучила научно-методическую литературу по данной теме; дополнила картотеку пальчиковых игр, оформила каталог схем оригами; подобрала цикл консультаций для родителей по темам: «История искусства оригами», «Влияние оригами на развитие речи», «Значение оригами для всестороннего развития ребенка», «Почему оригами. Советы родителям», «Влияние оригами на всестороннее развитие дошкольника», буклеты со схемами для домашнего творчества.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы;
- Стулья – по количеству детей;
- Стеллаж для хранения наглядного материала – 1 штука.
- Цветная бумага по количеству детей;
- Белая бумага для компьютера 2 пачки
- Цветная двустороння бумага для компьютера по количеству детей;
- Ватман 13 шт
- Клей-карандаш по количеству детей;
- Ножницы по количеству детей;
- Линейка по количеству детей;
- Простой карандаш по количеству детей;
- Альбом по количеству детей;
- Белый картон по количеству детей;
- Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами по количеству детей;
- Салфетки влажные и бумажные по 6 штук каждого вида
- Маркеры (зеленый, синий, красный, черный, серый) по 2 шт каждого цвета
- фломастеры по количеству детей;
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994
2.АфонькинС. Ю., АфонькинаЕ. Ю. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с
3.Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
4.Долженко Г.И.,100 оригами, Ярославль, «Академия развития», 2003г.
5.Коротеев И.А. Оригами для малышей. М, «Просвещение», 1996
6.МалышеваН.,Сказочные поделки, Москва 2001г.
7.Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005
8.СоколоваС.,Сказка оригами, Москва 2004г.
9.СержантоваТ.Б.,Оригами базовые формы, Москва 2012 г.
10.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
11.Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
12. интернет ресурсы
-https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html
-https://infourok.ru/programma-kruzhka-origami-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-2586955.html
-http://www.karakyli.ru/2014/07/10/prostye-bazovye-formy-origami/
-http://www.tvoyrebenok.ru/origami-pingvin-2.shtml
Приложение №1
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка оригами «Волшебный квадратик»
(старшая группа)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
Приложение 2
Консультация для родителей.
"Влияние оригами на всестороннее развитие дошкольника"
Орига́ми — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005). Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения ножниц.
Существует множество версий происхождения оригами. Одно можно сказать наверняка — по большей части это искусство развивалось в Японии. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования свадеб и представляли жениха и невесту.
Однако, независимые традиции складывания из бумаги, хоть и не столь развитые, как в Японии, существовали среди прочего в Китае, Корее, Германии и Испании.
В начале XIX века Фридрих Фрёбель сделал огромный вклад в развитие складывания из бумаги, предложив это занятие в качестве обучающего в детских садах для развития детской моторики. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь.
Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т. д), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления и т.д. Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Оригами помогает:
- сделать рывок в развитии речи;
- улучшить произношение и обогатить лексику;
- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;
- предотвратить появление так называемого писчего спазма - частой беды начинающих школьников;
- развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз - умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
- стимулировать фантазию, проявить творческие способности;
- играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат", что предотвратит возможность возникновения неврозов;
- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
Таким образом, ведущими педагогами и психологами доказано, что оригами имеет большое значение в развитии пространственного воображения у детей старшего дошкольного возраста, их подготовки к обучению в школе, а также для решения психологических проблем личности дошкольника.
Консультация для родителей.
В простом листе бумаги скрыто бесконечное число самых разных фигурок – зверей, птиц, рыб, цветов и многого другого. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Такие способности считались у придворных одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в поколения. Чтобы творить такие бумажные чудеса, надо овладеть волшебным искусством оригами.
Почему именно оригами? Что оно может дать ребенку? Ведь существует столько захватывающих занятий и игр для детей. Зачем вспоминать игры пятисотлетней давности? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем разобраться, с какими проблемами постоянно сталкивается человек в течении всей своей жизни. Как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности – вот главная проблема для ребенка. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех.
Для творческого развития главное – ребенок должен постоянно решать проблемы( и простые и сложные). Искусство оригами – интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо! В одном листке скрыты мириады разных образов: и традиционные кораблики, самолетики, шапка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат.
Оригами в переводе с японского – это искусство бумажной пластики. «Найди скрытые в бумаге сгибы и изломы – и ты получишь оригами». Оно привлекло внимание многих жителей России, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Психологи считают, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны.
Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие»: мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятия оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения.
Таким образом, занятия оригами:
- дисциплинируют;
- воспитывают усидчивость, ответственность; аккуратность;
-бережное отношение к предметам и материалу(бумаге);
-способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможностьвыразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своимируками;
- влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе,самооценки;
- позволяют детям испытывать свои возможности и проявить способности:
-конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей,использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний,чередования цвета;
- творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение вариаций на классические модели, изобретение своих фигурок;
- оформительские – оформление открыток, помещений к празднику;
- театральные – обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.
Оригами. Советы родителям
Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
- Где угол квадрата? и так далее.
- Начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок,предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой.
- Получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от негослишком многого.
- Не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
- Применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь.
- Помните, что занятие не должно длиться более 25 минут.
- При проявлении усталости используйте патешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем, Снова складывать начнем.
«Влияние оригами на развитие речи дошкольников»
Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий»
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. К ним можно отнести:
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
«Значение оригами для всестороннего развития ребенка»
Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовка ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами способами действия с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен заполнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотношения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Только совместными усилиями мы можем добиться хороших успехов.
Консультация для родителей «История искусства оригами»
Ручной труд является огромным фактором умственного развития ребенка.
Блонский.
Слово “Оригами” - японское. В переводе оно означает – “сложенная бумага”, а также искусство складывания из бумаги, создание различных фигурок и декоративных композиций. Издавна считается, что искусство оригами возникло в Японии после прихода в страну технологии изготовления бумаги. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся буквально на каждом шагу: раскрывая газету, читая книги, рассматривая альбомы. Редко кто задумывается о том, что бумага необыкновенное изобретение человека, одно из важнейших и величайших его завоеваний. Она была впервые получена во втором веке в Китае.
Некоторые историки полагают, что искусство оригами было и в других странах. Но только в Японии это искусство проникло почти во все сферы жизни человека – театр, образование, приятный и полезный досуг, оригамииспользуется в определенных церемониях и религиозных ритуалах. Оригами из церемониального искусства превратилось в любимое занятие и времяпровождение всех Японцев. Именно в оригами японцы смогли воплотить чувство красоты, характерное для культуры этой страны.
Искусство складывания бумаги зародилось в Японии приблизительно в восьмом веке, и на протяжении нескольких столетий развивалось только в этой стране. Постепенно искусство складывания из бумаги стало проникать в светскую жизнь японцев, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков. Особая роль складывания из бумаги отводится в системе образования младших школьников. Во второй половине девятнадцатого века оригами перешло границы Японии, а после Второй мировой войны началось его бурное развитие в других странах мира.
Изготовление любой фигурки оригами начинается с определенной заготовки – базовой формы. Все они очень древние, были придуманы японцами в далекие времена, когда искусство оригами только зарождалось. Каждая базовая форма имеет свое название, всего их двенадцать: треугольник, книжка, дверь, воздушный змей, рыба, дом, катамаран, блинчик, водяная бочка, квадрат, птица, лягушка. На первый взгляд, кажется, что сложить фигурку из листа бумаги просто, однако это занятие требует некоторого творческого потенциала. Увлечение оригамипомогает развить наблюдательность. Ведь для того чтобы сделать животное или птичку, необходимо знать их форму, движения и повадки, иначе собака не будет похожа на собаку, а воробей на воробья. Кроме того, важно чувствовать и видеть объект, иначе работа не даст удовлетворения и останется чисто механическим повторением. Для выполнения изделий нужно иметь лист бумаги соответствующего формата. Оптимальные размеры бумаги для оригами: 15х15, 20х20,12х18, 15х30, 20х30. Квадрат в древнем Китае был символом ЗЕМЛИ, Земля составляла единое целое. В знаменитом афоризме ЛАО – ЦЗЫ как бы объединяя КВАДРАТ и КРУГ, провозгласив: “У великого квадрата нет же и углов”. Квадрат считается отражением КОСМОСА основой ВСЕЛЕННОЙ, ЕДИНОГО, символом ПУСТОТЫ в буддизме. Существует три потока создания фигурок способом оригами: 1 поток – сложенные в традиционной манере из квадрата, без единого надреза. 2 поток это модели сложенные из правильного треугольника, половины того же квадрата. 3 поток составления модулей из 2 – 3 и более модулей. Отрабатывая технику складывания элементов изделий, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически острыми и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. Когда основные моменты отработаны, можно переходить к выполнению сложных фигурок или орнамента. В процессе изготовления форма животного может принять более абстрактный вид, но он должен быть всегда узнаваемым. Есть определённая точка зрения на понимание красоты оригами. Воспринимать его как искусство возможно, только имея тонкий вкус. Это искусство очень личностное, так как изделие, выполняемые разными людьми, несут отпечаток их характеров, наклонностей, интересов. Не случайно в настоящее время искусством оригами активно занимается высшая школа во многих странах мира. Международным символом оригами является бумажный журавлик, символ удачи и долгой жизни. Этих журавликов делают дети всего земного шара и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции “Волна мира” в небо Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов. А как вечный символ протеста против войны возвышается журавлик на памятнике в мемориальном парке Мира в Хиросиме. Классическая тема оригами являются цветы, выглядят очень привлекательно и изящно. Бесконечно разнообразен зоопарк оригами, модульные конструкции, представляют собой фантастические сложные фигуры, поражающие богатством, многообразием и необычностью форм. Техника оригами постоянно совершенствуется. Галерея дома оригами открытого в 1989году в Токийском районе БУНКЁ собраны невероятные бумажные экспонаты.
В России свой путь развития, большинство взрослых отечественных оригамистов – педагоги, а юные складыватели – их ученики. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Для изготовления игрушек используется обычная бумага. Это, пожалуй, самый доступный материал. Иногда могут понадобиться ножницы, клей, карандаши или фломастеры, чтобы вырезать или приклеить, или дорисовать какую-нибудь мелкую деталь. Практически всю работу ребенок сможет сделать сам при минимальной помощи и поддержке взрослого. Однако результат деятельности будет эстетически и эмоционально привлекательным для ребенка, ведь эту милую игрушку он сделает сам. Ребёнок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. При организации работы с бумагой важно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач при ведущей роли последних. При конструировании игрушек полезно использовать игровые приёмы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальные сопровождения, фантазировать вместе с детьми. Оригами это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие? Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе. Одно из первых слов, которое учится произносить ребенок – "Я сам". Все ему хочется сделать самому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна
Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...
приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детском саду № 46 «Кот в сапогах»
Приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. "Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах»"....
Этапы оформления образовательным учреждением разрешения на оказание платных образовательных услуг.
Согласно п.1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям, платные дополнительные о...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (платные образовательные услуги) Цирковая студия «Сюрприз»
Образовательная программа дополнительного образования Цирковая студия "Сюрприз"...
Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги "Логика"
Образовательная программа дополнительной платной образовательной услуги, познавательно-интеллектуального направления "Логика"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Аквафитнес «Лягушонок» (в рамках дополнительных платных образовательных услуг по плаванию для детей дошкольного возраста )
Оздоровительная программа по плаванию с элементами аквааэробики...
Особенности организации платной образовательной услуги по хореографии в Частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 180 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные образовательные ...