Проект "Мини-музей тряпичной куклы"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Тимченко Наталья Александровна

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tryapichnaya_kukla.docx634.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №141

«Детский сад комбинированного вида»

Проект на тему:
«Мини-музей тряпичной куклы»

https://sch962sv.mskobr.ru/files/MUZEI/tradicion/3/%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8.jpg

Составители:
Погорельчук Э.В.
Тимченко Н.А.

Кемерово 2021г.

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность: долгосрочный

Возраст: 2 – 3 года (первая младшая группа)

Участники: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.

Проблема. 

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

В настоящее время  рынок игрушек поражает изобилием  интересных,  ярких,  но порой  бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.

Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?

Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных

путей  решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.

Актуальность.

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям  не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой.  Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

Народная тряпичная кукла – это  та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям  познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста.  Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений.  В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Кроме всего прочего, тряпичная кукла – это великолепный образец  для занятий по рукоделию, художественному труду  и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

Цель проекта.

Создание мини-музея тряпичной куклы.

Задачи:

Познакомить  с  традициями на Руси; в которых были задействованы лоскутные куклы. Прививать интерес  и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег,  рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т. д. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада. Воспитывать патриотические чувства. Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами). Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира. Формировать художественно-эстетическое воспитание. Воспитывать Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей. Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников. Принцип опоры на интересы ребёнка. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого. Принцип наглядности. Принцип последовательности. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.


Аспекты музейной деятельности

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Как показывает опыт, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы. Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.

Этапы работы по созданию мини-музея:

1.Подготовительный этап:

Содержание работы

Срок реализации

Знакомство детей с видами тряпичных кукол, с историей  их изготовления.

В течение года

Разучивание колыбельных песен, пословиц, поговорок, потешек, народных подвижных игр.

В течение года

Чтение художественных произведений о народных куклах.

В течение года

Знакомство детей с историей появления кукол на Руси

Сентябрь-Октябрь 2021г.

Беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой.

Ноябрь-Декабрь 2021г.

Рассматривание иллюстраций с изображением кукол.

В течении года.

Изготовление тряпичной куклы.

Январь-Февраль 2021г.


2.Основной этап:

Содержание работы

Срок реализации

Оформление мини-музея традиционной тряпичной куклы

Март-Апрель 2021г.

3.Заключительный этап:

Содержание работы

Срок реализации

Мультимедийная презентация  мини-музея

Май 2021 г.

Работа с родителями:

─ Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей". 

Мастер-класс: изготовление тряпичной куклы оберег.

-Изготовление народных кукол .

-Оформление мини-музея.

- Консультация «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей».

-Экскурсия по мини –музею.

Работа с детьми:

-Ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?!».

-Беседа «Моя любимая игрушка».

-Беседа «Как появились куклы».

-Беседа «Как родилась тряпичная кукла»

-Беседа и рассматривание иллюстраций по содержанию сказки А.Толстого «Буратино».

-Чтение стихотворений о  куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков.

- Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки».

-Постепенное знакомство с каждой куклой, с ее назначением.

-Слушание музыки П.И.Чайковский «Детский альбом. Новая кукла. Болезнь куклы. Лошадка.»

-Чтение потешек, сказок о сороке.

-Чтение весенних закличек.

Изодеятельность:

-«Украшение для куклы»

-Аппликация «Русский платок»

Материалы и средства:

Тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол, детская литература с народным фольклором.

Заключительный этап:

-Музей кукол –берегинь.

-Экскурсия по музею для родителей.

- Открытая образовательная деятельность в рамках дня открытых дверей.

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и приобщение к русской народной культуре.

Выводы:

Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческого проекта приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.

Сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.

Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.

Современные куклы выполняют исключительно игровую функцию, а в старину же русская народная кукла являлась одним из основных видов обережного рукоделия. Люди верили, что некоторые события в нашей жизни могут быть изменены под влиянием оберегов и тряпичных кукол, в частности. Может это и правда!? А вы не хотите попробовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"

Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....