Проект "Мини-музей тряпичной куклы"
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tryapichnaya_kukla.docx | 634.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №141
«Детский сад комбинированного вида»
Проект на тему:
«Мини-музей тряпичной куклы»
Составители:
Погорельчук Э.В.
Тимченко Н.А.
Кемерово 2021г.
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Возраст: 2 – 3 года (первая младшая группа)
Участники: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.
Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всех отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых отношений, закрепляет и расширяет свои представления об окружающем мире.
Проблема.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.
Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?
Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных
путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.
Актуальность.
Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная тряпичная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.
Народная тряпичная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной тряпичной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.
Кроме всего прочего, тряпичная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.
Цель проекта.
Создание мини-музея тряпичной куклы.
Задачи:
Познакомить с традициями на Руси; в которых были задействованы лоскутные куклы. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т. д. Обогащение предметно-развивающей среды детского сада. Воспитывать патриотические чувства. Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать воображение, художественный вкус, моторику рук (пеленание, игры с куклами). Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира. Формировать художественно-эстетическое воспитание. Воспитывать Привлечь родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада. Включить родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме; развивать познавательную активность детей. Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников. Принцип опоры на интересы ребёнка. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого. Принцип наглядности. Принцип последовательности. Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Аспекты музейной деятельности
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться, наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Как показывает опыт, что таким объединяющим средством становится музей.
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейная педагогика позволяет использовать дополнительные пространства помещения, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы. Является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса. Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада. Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с «особыми» детьми.
Этапы работы по созданию мини-музея:
1.Подготовительный этап:
Содержание работы | Срок реализации |
Знакомство детей с видами тряпичных кукол, с историей их изготовления. | В течение года |
Разучивание колыбельных песен, пословиц, поговорок, потешек, народных подвижных игр. | В течение года |
Чтение художественных произведений о народных куклах. | В течение года |
Знакомство детей с историей появления кукол на Руси | Сентябрь-Октябрь 2021г. |
Беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой. | Ноябрь-Декабрь 2021г. |
Рассматривание иллюстраций с изображением кукол. | В течении года. |
Изготовление тряпичной куклы. | Январь-Февраль 2021г. |
2.Основной этап:
Содержание работы | Срок реализации |
Оформление мини-музея традиционной тряпичной куклы | Март-Апрель 2021г. |
3.Заключительный этап:
Содержание работы | Срок реализации |
Мультимедийная презентация мини-музея | Май 2021 г. |
Работа с родителями:
─ Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей".
Мастер-класс: изготовление тряпичной куклы оберег.
-Изготовление народных кукол .
-Оформление мини-музея.
- Консультация «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей».
-Экскурсия по мини –музею.
Работа с детьми:
-Ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?!».
-Беседа «Моя любимая игрушка».
-Беседа «Как появились куклы».
-Беседа «Как родилась тряпичная кукла»
-Беседа и рассматривание иллюстраций по содержанию сказки А.Толстого «Буратино».
-Чтение стихотворений о куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков.
- Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки».
-Постепенное знакомство с каждой куклой, с ее назначением.
-Слушание музыки П.И.Чайковский «Детский альбом. Новая кукла. Болезнь куклы. Лошадка.»
-Чтение потешек, сказок о сороке.
-Чтение весенних закличек.
Изодеятельность:
-«Украшение для куклы»
-Аппликация «Русский платок»
Материалы и средства:
Тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол, детская литература с народным фольклором.
Заключительный этап:
-Музей кукол –берегинь.
-Экскурсия по музею для родителей.
- Открытая образовательная деятельность в рамках дня открытых дверей.
Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и приобщение к русской народной культуре.
Выводы:
Совместная деятельность всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) по созданию и реализации творческого проекта приводит к единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку.
Сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического воспитания, художественного образования, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.
Главный результат, на который очень хотелось бы нам всем надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, любви к Отечеству.
Современные куклы выполняют исключительно игровую функцию, а в старину же русская народная кукла являлась одним из основных видов обережного рукоделия. Люди верили, что некоторые события в нашей жизни могут быть изменены под влиянием оберегов и тряпичных кукол, в частности. Может это и правда!? А вы не хотите попробовать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»
От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...
Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»
Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...
Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»
Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....
"Сказки тряпичной куклы". Изготовление куклы "Куватка"
Мастер класс Уржунцевой Светланы Владимировны преподавателя художественного отделения МБУ ДОД "ДШИ 13" по изготовлению куклы "Куватки". Рассказы о традиционной тряпичной кукле. Выставка самодельн...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....