Возможности конструктора «ТИКО» в деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Ломакина Елена Алексеевна

Возможности конструктора «ТИКО» в деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности конструктора «ТИКО» в деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста

На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по развитию речи. Данный конструктор позволяет развивать мелкую моторику, мышление, фонематическое восприятие, способствует формированию и развитию звукового анализа и синтеза, пространственную ориентацию. Почему же мы выбрали именно конструктор? Именно конструирование? Мы считаем, что обучение конструированию способствует не только формированию конструктивных умений, но и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление,внимание, воображение, восприятие).

Современность конструктора ТИКО «Грамматика» заключается в разработке игровых заданий для предотвращения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к усвоению навыка чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению. Число отдельных букв соответствует частоте их употребления в письменной речи. Конструктор ТИКО Грамматика позволяет варьировать занятия по изучению букв и обучению чтению, превратить их в игру. В игре с конструктором «ТИКО», ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники, малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера. Для ребенка важно, чтобы результаты его творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.        

 Конструктор «ТИКО» создает для этого самые благоприятные возможности. Уже через 2 – 3 месяца обучения воспитанники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. Используя конструктор «ТИКО» в собственной деятельности, дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в пространстве, общаются, работают в группе, в коллективе, конструируют поделки как плоскостные, так и объемные, увлекаются самостоятельным техническим творчеством. Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную или совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. Работая над совершенствованием конструктивной деятельности, мы параллельно тренируем тонкие движения пальцев рук, оказывая воздействие на работоспособность коры головного мозга, что, в свою очередь, опосредованно влияет  на развитие детской речи.

Детали конструктора закрепляются между собой с помощью шарнирных соединений (шарообразный выступ защелкивается в круглую выемку). Работа по лексическим темам с помощью данного конструктора даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у детей накапливание словаря происходит через увиденное и осознанное. Во время деятельности с построением на лексические темы дети учатся общаться. Поэтому применение данного конструктора является незаменимым в педагогической деятельности.

 Конструктор ТИКО помогает детям воплощать в жизнь свои замыслы, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. В процессе работы физическое соединение (сцепление) руками двух квадратов с буквами в одно целое, в одну «дорожку», позволяет детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов.

Из этого следует, что побуждая стимулировать движения пальцев рук, соединяя детали конструктора между собой, мы помогаем развитию речи ребёнка, которая формируется под влиянием импульсов, интенсивно идущих из пальцев рук. Составление рассказов по построенным предметам помогает детям изучить пространственновременные отношения необходимые для связности высказывания. Таким образом, использование конструктора «ТИКО» на занятиях оказывает положительное коррекционное влияние на детей. Работа по развитию речи с применением данного конструктора делает процесс более результативным. Дети относятся к занятию как к игре, которая не вызывает у них негатива, а тренирует детей внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. А это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее приемы, тем успешнее формирование речи. Использование конструктора «ТИКО» это первая ступенька для усвоения универсальных логических операций и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. Не обойтись без этого конструктора и при развитии навыков сотрудничества: при затруднении дети стремятся обращаться за помощью к взрослому, а чаще всего предлагают свою помощь друг другу сами.

Список литературы

 1. Карпова Н. М. Тико — конструирование: метод, рекомендации/ Н.М Карпова.

 2. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.

3. Логинова И. В. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты № 1» для создания объемных конструкций с диском-приложением «Фотографии объёмных ТИКО-конструкций». — СПб.: ООО НПО РАНТИС, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (4-5 лет)

 Дети 4-5 лет, занимаясь рисованием с педагогом, нуждаются в определенной мотивации своих действий. Чтобы дети изобразили конкретный предмет по теме, необходимо поставить перед ними задачу...

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (5-6 лет)

Предлагаю мотивационные ситуации к лексическим темам в изобразительной деятельности с дошкольниками  коррекционных (речевых) учреждений....

Мотивационное сопровождение к совместной изобразительной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)

      Наши любимые детки не всегда желают рисовать на заданную педагогом тему. Что делать? Заинтересовать... Предложить вниманию детей короткую сказочную историю в стихах или про...

Использование конструктора ЛЕГО в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР

Презентация опыта работы использования конструктора ЛЕГО с детьми, имеющими ОНР: по формированию звуковой стороны речи, постановке и автоматизации звуков, совершенствованию грамматического строя речи,...

Психологический анализ совместной и регламентированной образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста

Схема психологического анализа совместной и регламентированной образовательной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста по Л. Т. Охитиной/...

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...