Проект «Кукла- оберег «Кувадка» для детей дошкольного возраста.
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)
Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили не только для игры , но и для оберегов.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Дети должны знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.
Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kukla_obereg.docx | 262.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Умка»
Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста
«Кукла – оберег «Кувадка»
Автор: воспитатель
Рахматуллина М.Г.
г. Урай, 2022
Паспорт проекта
Название проекта: «Кукла-оберег Кувадка»
Цель проекта: Формирование у родителей и детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
- познакомить с историей создания куклы «Кувадки»;
- прививать интерес к тряпичной кукле , как к виду народного художественного творчества;
- познакомить с технологией изготовления куклы.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий
по продолжительности – краткосрочный
Авторы проекта: воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» г. Урай Рахматуллина Марина Геннадьевна
Участники проекта:, педагоги, воспитанники средней группы, родители (законные представители).
Место реализации: МБДОУ «Детский сад №8 «Умка» г. Урай.
Сроки реализации проекта: неделя
В проекте принимали участие 13 детей в возрасте 5-6 лет и их родители.
Актуальность
Народная игрушка – это бесценное сокровище, истоки детства и культуры. Игровая культура народов всего мира формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры, семейного и общественного быта.
Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально.
Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили не только для игры, но и для оберегов.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Дети должны знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.
Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.
Предполагаемый продукт проектной деятельности:
Предполагаемые результаты для детей
- дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
- дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
- овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для воспитателей
- появится тесный контакт с родителями воспитанников
- пополнится предметно — развивающая среда
- Создание мини- музея «Куклы-обереги»
- разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей
- у родителей повысится уровень степени информированности об истории традиционной русской народной куклы и ее видах.
- станут активными помощниками в жизни группы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- изучение литературы по проблеме;
- подбор художественной литературы по теме проекта;
- подбор игровых ситуаций;
- подборка цифровых образовательных ресурсов (презентаций, иллюстраций);
- подбор музыкальных произведений для слушания, для заучивания;
- подбор материала для родителей по теме проекта.
II. Организационный этап
-подбор пособий для работы с детьми;
-пополнение окружающей среды;
-подготовка материала для продуктивной деятельности с детьми;
-создание мини- музея в группе «Куклы-обереги».
III. Практический этап
- совместные мероприятия с родителями и детьми;
-творческие задания для родителей;
-беседы, наблюдения, НОД с детьми;
-изготовление куклы-оберега.
Интеграция образовательных областей при реализации проекта:
Познавательное развитие:
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок «Народная игрушка».
- беседа с детьми « Тряпичные куклы».
Чтение художественной литературы:
-народная сказка Чтение потешек, поговорок, загадок.
Игровая деятельность:
- дидактическая игра «Узнай по описанию»; «Угадай на ощупь, что внутри куклы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани».
Речевое развитие:
- чтение М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек».
- рассматривание тряпичных кукол;
- пальчиковая игра « Игрушки»;
- беседа по картине «Моя любимая игрушка»;
Музыкально - театрализованная деятельность:
- разучивание русских народных потешек, прослушивание народных песен- закличек.
Художественно-эстетическое развитие:
- изготовление с детьми куклы Кувадки для выставки.
Работа с родителями:
- консультация «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре»;
- поиск информации вместе с родителями воспитанников по теме « Кукла – Кувадка»;
- мастер – класс «Изготовление тряпичной куклы Кувадки»;
- оформление информационного стенда «Народная кукла ,как средство приобщения ребенка к народной культуре »
Результаты проекта:
- изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
- освоена технология выполнения тряпичной куклы-оберега « Кувадка» с детьми.
- изготовление тряпичных кукол родителями для мини - музея.
- проведен мастер- класс для родителей изготовление куклы- оберега «Кувадки»
- презентация.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Народная кукла , как средство приобщения ребенка к народной культуре »
Вот уже более ста лет внимание ученых привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребенком.
Куклы в разных странах делаются по- разному. Они выражают особенности своей эпохи и страны, где появились. Роскошная французская играла в былые годы роль манекенщицы: демонстрировала модные костюмы, аристократический стиль жизни. Немецкие же, наоборот, отличались внешней сдержанностью, сентиментальностью и романтичностью, подчеркивали культ семьи. Испанские красавицы сохранили следы религиозного культа, а восточные — таинственность.
Самобытна русская кукла: оберегалка, стригушка, пеленашка, балбешка, скелетка, горбач, дергун, неваляшка, кувыркал, кувадка... В начале прошлого столетия широкое распространение получила кукла баба. Почитание и любовь к ней объяснялись тем, что долгое время она сохраняла отголоски славянских верований, повлиявших на ее внешний вид. У игрушки обязательно полагалось обозначить грудь, которая подтверждала связь с культом плодородия и материнским началом. Зачастую куклы выполнялись без лица, чтобы в них не могла вселиться нечистая сила. Поскольку с древних времен считалось, что кукла является оберегом ребенка, ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла с лицом как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка, а безликая считалась предметом неодушевленным и не могла навредить. Вместо лица иногда чертили древесным углем крест: такой оберег спасал ребенка и его родственников от беды, болезней, невзгод и сглаза.
Технологию изготовления кукол знали не только взрослые, но и дети: стригушку делали из соломы и ткани, пеленашку из ткани, балбешку вырезали из дерева, скелетка имела деревянное туловище, шарнирные ручки и ножки из тонких палочек. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутов ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.
Делают ли дети кукол своими руками в настоящее время? Такой вопрос мы задавали ребятам. Ответы были такими: «А зачем? В магазинах их полно! Они очень красивые, делают их на фабрике!». Сердца детей наших покорила кукла Барби. Началось ее победное наступление на отечественную фабричную игрушку. А надо ли покупать Барби? Вот что пишет американский терапевт и сексолог Джек Уилки:
«Безобидная игра с куклой-красавицей, ее волосами, телом и роскошными туалетами закладывает в душе ребенка первый кирпичик для создания потом идеала эгоистичной и капризной женщины вместо мягкой, любящей, заботливой, которая могла бы вырасти из девочки, если бы она играла со своим пупсом».
Куклы-пупсы появились лишь в середине ХIХ в., а в нашей стране такой детский типаж вытеснил кукол-дам только в конце позапрошлого столетия. До этого дети играли куклами, изображавшими взрослых женщин. Почему же опасной оказалась именно Барби? «Нет искусства, если нет преображения», — писал Поль Гоген. Именно это и отсутствует в Барби. Она слишком натуралистична. И эта натуралистичная кукла воспитывает женщину для общества потребления, которая будет требовать все больше и больше модных роскошных вещей и развлечений. думаю, необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы . Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
Плохо, если нет кукол , сшитых своими руками! Подтверждение этой мысли есть в книге «Не плачь, казачка!» замечательной русской актрисы Нонны Мордюковой. «Игрушек у нас никогда не было магазинных и не заведено было на них рассчитывать. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У нее есть имя, одежда; с ней разговаривают дети . Мы убеждены, в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонность к труду уважение к родной культуре и своей земле.
Мастер-класс с участием родителей по изготовлению «Куклы- оберега «Кувадка».
Цель: познакомить детей с историей народной игрушки на примере куклы Кувадки, развивать интерес к традиционной народной культуре.
Задачи:
- Познакомить с историей создания куклы «Кувадки».
- Прививать интерес к тряпичной кукле , как к виду народного художественного творчества.
- Познакомить с технологией изготовления куклы
- Развивать мелкую моторику рук.
Наглядность:
Компьютер, презентация с изображением кукол,технологические карты поэтапного изготовления куклы «Кувадки»
Оборудование:
Лоскутки тканей (бязь, сатин, фланель и т.п.) , 20*10 см, 6*6 см, нитки красного цвета, ножницы.
Активация словаря: « оберег»,кукла-Кувадка, «пеленашка», подорожница, веснянка, кубышка-травница.
Актуальность:
Наша народная кукла не изменилась с тех давних пор как сделали ее наши предки. В русской деревне больше всего любили тряпичные куклы. Куклы мастерили не только для игры , но и для оберегов.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики. Дети должны знать историю своего народа, его традиции, культуру. Храня и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в жизнь детей самодельную куклу. Играя с куклами дети учатся общаться, фантазировать, развивают мелкую моторику рук, тренируют память.
Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Делая своими руками, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек.
Ход мастер- класса:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Возьмёмся за руки ,друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
2. Теоретическая часть.
Знакомство с историей возникновения народной русской куклы.
Воспитатель: Ребята, какими игрушками играли в старину такие же дети, как и вы? (предположения детей)
В старину куклы необходимы были и взрослым, и детям. Она была знаком продолжения рода, хранительницей семейного очага, отгоняла злобных духов. Люди считали если ребенок в семье много играет в куклы, то будет в семье достаток. Куклы делали из разных материалов: веточек, травы, соломы, глины, тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные .
Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная. Передавали кукол от мамы- дочке. Тряпичных кукол было много. Самодельные куклы изготавливались из старой и изношенной ткани (к новой ткани относились бережно, изготовить ткань было трудным делом).
Воспитатель: Как по- вашему, что такое кукла?
(ответы детей ).
Воспитатель:В кукол играют почти все дети, это увлекательное занятие. Куклы наших предков были безликими, по старинным русским поверьям, в кукле без лица не может поселиться нечистая сила.
Воспитатель: А что такое оберег? Как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель: Оберег- это предмет защиты. Оберег- обладает способностью оберегать, спасает человека от опасных болезней, помогает в хозяйстве. Поэтому, люди делали себе обереги сами, в виде кукол.
Воспитатель: Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуду, одежду, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег.
Куклу стали вешать над колыбелью младенца , чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка Кувадки - часто становятся любимой игрушкой. Существует множество кукол- оберегов отличающихся по форме и используемому материалу- это кукла- подорожница, веснянка, кубышка-травница и самая популярная- кукла- Кувадка.
(Показ презентации)
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю изготовить куклу- оберег «Кувадку». Это одна из самых простых кукол.
Воспитатель: Скажите, из какого материала они сделаны? Дети: Куклы сделаны из кусочков ткани и ниток.
Воспитатель: Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы?
Дети: Нам нужно два лоскутка.
Воспитатель: . Какой формы лоскутки ткани ?
Дети: Это прямоугольник и квадрат.
Воспитатель: Для чего нам нужен большой прямоугольник?
Дети: Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.
Воспитатель: А для чего нам нужен маленький квадратный лоскуток?
Дети: Из маленького сделаем руки.
Воспитатель: Для чего нам нужны нитки?
Дети: С помощью ниток соединим руки с туловищем.
Воспитатель: Обратите внимание на цвет ниток. Красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.
Воспитатель: А сейчас подготовим наши руки к работе.
Пальчиковая гимнастика.
С нами ты уже знаком
Мы из ярких лоскутков:
Людям помогаем и обрегаем.
Кукла Кувадка, кукла Кубышка,
Кукла Зернушка, Зайчик, Малышка.
Кукол в корзинку мы соберём……
И на полку в музей отнесём.
3.Выполнение работы
Давайте и мы сегодня сделаем таких куколок, чтобы они оберегали нас от
всего злого. А делать мы будем их из материала и ниток. Возьмите в руки
кусочек ткани и расскажите мне о нём, какой он? (Дети называют свойства
ткани: мягкий, мнется, можно резать...)
- Положите перед собой большой лоскуток ткани.
- Скручиваем лоскуток к середине по длинным сторонам.
- Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягиваем лоскут несколькими витками нитки. Концы нити завязываем тугим узлом, остаток ниток не отрезаем.
- Берем маленький лоскуток ткани. Таким же способом как и большой лоскуток ткани скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.
- Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке.
- Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Кувадка готова.
4.Рефлексия:
В: Мы сегодня познакомились со старинной куклой Кувадкой. Узнали её историю.
- Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле?
- Что такое «оберег»?
-Почему куклы делали безликими?
(Ответы детей)
В: Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с родителями.
Давайте сфотографируемся с ними. (Устраиваем фотосессию.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»
Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....
Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...
Методические рекомендации по разработке и реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Кукла в военном костюме»
Методические рекомендации для педагогов...
План мероприятий Муниципального проекта «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» (старшая разновозрастная группа для детей трёх возрастов)
Формирование культуры поведения у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ, В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ» для детей старшего дошкольного возраста.
Получение образования дошкольников в новых условиях, в условиях самоизоляции, в дистанционном формате, требует от педагогов, воспитателей нового подхода при взаимодействии с детьми, родителями....
Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...