Конспект образовательной деятельности по техническому конструированию образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе на тему «Парк отдыха» (имени Атласа Булатова)
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Образовательная  деятельность по ЛЕГО конструированию на тему «Парк отдыха» способствует развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Представленное занятие направлено на развитие способностей детей в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_tehn_konst.docx34.01 КБ
Файл konstruktorskoe_byuro_izobretatel.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Малова А. С.

воспитательница,

высшая квалификационная категория,

г.Кукмор

МБДОУ «Детский сад №1 «Березка»

Конспект образовательной деятельности

по техническому конструированию

образовательной области

«Познавательное развитие»

в старшей группе

на тему «Парк отдыха» (имени Атласа Булатова)

Тема : «Парк отдыха» (имени Атласа Булатова)

Введение

         Образовательная  деятельность по ЛЕГО конструированию на тему «Парк отдыха» способствует развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста. Представленное занятие направлено на развитие способностей детей в конструктивно-игровой деятельности развивающей системы «ЛЕГО».

Возрастная группа: старший дошкольный возраст, возрастная категория детей от 5 лет до 7 лет

Цель: Формирование умения создавать конструкцию  с использованием     легоконструкции.

   Задачи:

  Воспитательные задачи: 

  • Способствовать сплочению детского коллектива при работе в группе.
  • Воспитывать интерес к конструированию из конструктора с помощью вращающихся деталей.
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Образовательные задачи:

  • Формировать умение детей передавать реальное сходство с качелями, каруселями с помощью деталей конструктора по типу LEGO; умение работать с образцом, схемой, создавать постройку по замыслу, подбирать соответствующие детали.
  • Закреплять название деталей.

Развивающие задачи:

  • Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников, память, внимание, воображение, пространственное ориентирование и  умение творчески обыграть постройку.
  • Развивать навыки партнерского взаимодействия.
  • Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  • Развивать связную речь, обогатить словарь детей: аттракционы, ось, вращение, шкив, колесо зубчатое, балка.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие,  речевое развитие.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: вопросы, напоминания, поощряющая оценка, практические действия, показ.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)  подгрупповая

Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Комплект заданий к набору "Первые механизмы" Книга для учителя.

Наглядные средства обучения:

Демонстрационный материал: карточки-схемы качелей и каруселей; конструктор LEGO «Мои первые механизмы», стол с мини- парком для обыгрывания построек.

Раздаточный материал: конструктор LEGO «Мои первые механизмы»: кирпичики 2*2; 2*8;2*4; кирпичики с отверствиями 2*4;2*10;балка, ось, шкив, колесо зубчатое, червяк.

Технические средства обучения: ноутбук,  аудиозапись музыкальных произведений песня  «Крылатые качели» муз.Крылатов Е., автор текста- Энтин Ю.

  • Словарная работа: аттракционы, ось, вращение, шкив, перекидные качели, карусели, червяк, колесо зубчатое.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать/понимать:

  • названия деталей конструктора;
  • способы крепления деталей друг к другу;
  • меры безопасности при работе с оборудованием;

Дети должны уметь:

  • быстро найти нужную деталь конструктора;
  • скреплять детали конструктора между собой;
  • выделять путь решения в зависимости от поставленной задачи;

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, игровой, исследовательский.

Время занятия: 25-30 минут

Ход образовательной деятельности:

1.Вводная часть

Воспитатель: 

-Ребята, станем дружно вместе в круг.  (Дети встают в круг).

Я твой друг и ты мой друг(Каждый ребенок сначала на себя. Затем  на товарища).

Дружно за руки возьмемся(дети берутся за руки).

И друг другу улыбнемся.

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

-Ребята! Наверное, у каждого из нас есть любимые места в нашем поселке, в которых мы бы хотели побывать еще и еще раз. Назовите их.

 -Я очень рада, что многие из вас вспомнили   наш  парк отдыха в честь имени «Атласа Булатова» и не случайно, ведь в нем   есть многое для отдыха.                                          

-Что особенно вам нравится или особенно запомнилось в нашем парке? Какое общее слово можно подобрать к словам: качели, карусели, машинки 

и т.п. Правильно, это слово аттракционы - устройство для развлечений в местах общественного отдыха. 

-Какие должны быть качели,  на детской площадке? (прочные, безопасные, разноцветные, пластмассовые, деревянные, веревочные).

-Однажды, я услышала выражение «крылатые качели», что оно обозначает? (качели позволяют чувствовать себя птицей, летящей в облаках).

-Скажите, а для чего нужны качели, карусели? (качаться, смотреть, как качаются другие, играть,  улучшать настроение, осматривать окрестности).

2.Беседа.(Макет «Парк отдыха»)

Воспитатель: 

-Ребята в  нашем парке отдыхе есть качели и карусели. А детей в Кукморе очень  много и каждому хочется покататься, но карусели и качели не хватает

Воспитатель: 

- Что можно бы  было сделать для того, чтобы в нашем парке стало лучше отдыхать?

-Хотелось бы вам создать свой парк аттракционов? А можно и мне участвовать  создать в  парке Атласа Булатова площадку с  качелями…. Нам поможет в этом конструкторы лего «Мои первые механизмы».  Сейчас Lego  является самым известным в мире игрушек. Мало кто знает, что впервые игрушки Lego были из дерева. И придумал эти игрушки плотник из Дании,  Оле Кирк. В 50-х годах он стал выпускать уже и пластиковые игрушки Lego. В переводе с Датского Lego означает «играть легко» или «увлекательная игра».

Воспитатель: (Дети садятся на свои места)

Что за чудо из чудес?

Вот у нас конструктор есть.

Он всегда всем помогает,

И, конечно, развивает.

Ведь детали в нём любые-

Маленькие и большие.

И качели без труда,

Построит быстро детвора!

-Воспитатель: Для того чтобы достичь результата, чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? Чего нельзя делать с конструктором lego(брать в рот, кидать)  Правильно.

И первое самое главное правило - это не брать в рот детали, и не кидать их.

2. Работать дружно, сообща, помогать друг другу

3. Быть внимательными

4. Справился сам, не мешай другу.

5. После игры складываем детали на место, разбираем постройку.

Воспитатель: (перед детьми стоят наборы Lego)

- А теперь  поиграем с вами в игру «Кто самый быстрый и внимательный». (Объяснить детям, что нужно быстро найти деталь того цвета, которую я назову).

Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться.

И, в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)

Воспитатель: - «Найдите, пожалуйста, все детали синего цвета. Сколько деталей синего цвета у вас получилось? Ответ детей – 4 кирпичика 2х4, 4 кубика 2х2.

Воспитатель:- Найдите все детали красного цвета. Сколько деталей красного цвета у вас получилось? Назовите их.  Ответ детей – 3 кирпичика 2х4.

Воспитатель: - Найдите все детали зеленого цвета. Отложите в сторону (2 кубика зеленого цвета 2х2).

Воспитатель: - Найдите все детали желтого цвета. Отложите в сторону (2 кирпичика желтого цвета 2х4).

Воспитатель: - А это что у нас? ( Шкив, ось, зубчатое колесо, мост, балка, рукоятка и т.д.) - Молодцы, ребята. Справились с заданием.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего нам с вами детали разного цвета и величины? Ответ детей: – Для конструирования модели качели, карусель  и горку  из ЛЕГО. - Верно. Эти детали нам пригодятся для постройки наших качели.

Воспитатель: 

- Вспомните, как называются ваши детали? Что нам необходимо для того чтобы построить парк аттракционов?  (кирпичики 2*2,2*8, плата, шкив, ось

и т.д. )

-Вы можете воспользоваться схемой выбранной вами качели ,  либо придумать сами свой аттракцион.

- Физминутка

Лего - умная игра, (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра (руки в стороны).

Интересно здесь играть, (круговорот рук)

Строить, составлять, искать! (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей (руками зовем к себе)

«Лего» собирать скорей.

-Теперь мы с вами готовы к работе Приступаем к работе 

Практическая работа. Сборка модели «Перекидные качели», «Качели» Самостоятельное изготовление изделия. (работа в парах)

Воспитатель: -Если кому-то из вас понадобится помощь, то обращайтесь ко мне или к  своим друзьям.                               

Конструирование по схеме.   Звучит музыка «Крылатые  качели» муз.Крылатов Е., автор текста- Энтин Ю..

Воспитатель:

-Ребята, наша работа подходит к концу, посмотрим, какие качели, карусели,  у вас получились? В контейнере есть игрушечные человечки  Катя и Дима. Покажите, как они будут качаться. Какое настроение у детей? Катя решила сесть ближе к центру. Что произошло? Кто выше? Кто ниже? Почему? 

Воспитатель: 

-Что приводит в движение твою качель ? (Да, только ось приводит механизм в движение)

-Как вы думаете, с удовольствием ли человечки будут кататься на этих качелях, каруселях? Катя и Дима качаются, что происходит с качелями? (она поднимается вверх и опускается вниз).

Вывод: чем ближе к центру предмет, тем он легче, а чем дальше от центра, тем он тяжелее). Как сделать, чтобы качели снова были на одном уровне (пересадить Диму ближе к центру или Катю дальше от центра)

Воспитатель: 

-Представьте, что у Кати был с собой рюкзак, поставим его перед Катей. Что произошло? Как сделать, чтобы дети оказались на одном уровне? (поставить перед Димой рюкзак или убрать рюкзак у Кати). Мы увидели, если предметы находятся на одном расстоянии от центра и одинаковы по весу, то качели находятся на одном уровне.

Эксперимент: Мы провели с вами интересный эксперимент. Такой же эксперимент вы можете провести в группе и показать его своим друзьям.

Итог:

Воспитатель: А теперь найдите своего друга, с которым вы строили качели. Расскажите друг другу, что вам понравилось.

Дети рассказывают друг другу. Затем говорят воспитателю, что понравилось его другу.

Воспитатель спрашивает у ребенка, что понравилось его другу.

Воспитатель: Что было для вас новым, чего вы раньше не видели и не знали?

-Кому вы бы хотели рассказать? -Всё ли у вас получилось сегодня на занятии? Что не получилось? Какие были трудности? - Довольны вы своей работой?- Какие объекты вы хотели бы еще построить?

         - Молодцы ребята, сегодня вы хорошо поработали, а сейчас можно поиграть .

       

   Используемая методическая литература: 

1. Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. Презентация в электронном приложении/ О.В.Мельникова.- Волгоград: Учитель.- 51 с.

2. Первые механизмы: книга для учителя. – Институт новых технологий. – 2009656RM.- 82 с.( CD – диск «Комплект заданий к набору "Первые механизмы" Книга для учителя.2009656).

3. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду.- М.:ТЦ Сфера,2012.-144 с.



Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы и МБДОУ«Детский сад № 1 «Березка» г.Кукмор»учащимися начальных классов с использованием робототехники

 в конструкторском бюро «Изобретатель»

воспитатель высшей квалификационной категории,

руководитель кружка по робототехнике

 Малова АйгульСирачтиновна

Посередине группы макет двухэтажного дома.

В бюро сидят учащиеся и воспитанники по парам. Каждая пара собирает проект и программирует.

Трое детей у большого макета.

1 р. :-С вами снова Винтик и Шпунтик
2 р.:-Вас приветствует конструкторское бюро «Изобретатель»,
Полезных идей и дел создатель.
1 р. :-В каждом из нас живет гений.
Будь то Малика, Самат, Арсений.
Наш девиз:
Вместе:- Не отступать!
Думать, строить и мечтать!

1 р. :Сколько праздников в наших семьях проходит,
И мама целый день от плиты не отходит.

Потом накрывает столы,         

2р:-

И вот после такой кутерьмы

Посуду надо помыть.

Мы с папой, конечно, помогаем

Но всегда за мамой не успеваем.

:

-Решили  мы: робот нужен нам.

Пришли в магазины, но нет их там.

Сходили в библиотеку, заглянули в интернет

Убедились, что их просто  нет!

И вот  совместно со школой, за круглым столом

Придумали мы помощника в дом.

1р.:

Мы представляем наш проект
Аналогов не найдете, нет.
- Робота-официанта мы представляем,
Каждой семье этого робота приобрести мы желаем.

3 р.:

-Механизм лифта состоит из:

Двух роликов  –внизу и вверху,

Резинки и кабинки.

Поворачивая звездочку направо,

Лифт поднимается.

Поворачивая звездочку налево,

Лифт спускается.

Все очень просто.

1р.:

В доме у нас горит свет.

Электрическая цепь собрана из конструктора «Знаток».

Она состоит из: двух  батареек, выключателя и  включателя, одной лапочки и цепи соединения, вентилятора  и  пожарная сигнализация.

3р.:

Стол уже накрыт, ура!
И гостям давно пора,
В дверь звонят – 
Идём встречать,
Развлекать и угощать.

А сейчас мы представляем вам проекты

конструкторского бюро  «Изобретатель»

Если нужен будет вам агрегат  стремительно

На помощь мы приедем незамедлительно!

Работа мини-лабораторий в конструкторском бюро «Изобретатель»

Модели проектов, которые будут представлены в конструкторском бюро “Изобретатель” детьми подготовительной к школе группы и учащимися начальных классов с использованием робототехники LEGO–WEDO

В   доме живёт семья из трёх поколений: мама и папа, их дети и бабушка с дедушкой. Мы придумали роботов, которые в большом доме могут помочь каждому члену семьи: для мамы  и бабушки «Чудо – миксер», для папы «Трактор –погрузчик»  и дедушке «Дрель», для братишки «Карусель» и даже «Вентилятор» и т.д.

Модель:  «Веселая карусель». ( Зиятдинова Ландыш и  )

Цель: создание, программирование и испытание модели. Подготовка и представление модели в проекте.

Эта  карусель для  моего любимого братишки.

Описание модели: Чтобы  собрать  карусель  мне  нужны   детали  конструктора  ЛЕГО WEDO: балка с шипами, пластина, зубчатое колесо или шестеренка, ось, мотор, соединительный штифт, лего-коммутатор.

Для этого мы  открываем нэтбук,  собираем модель по инструкции, а теперь можно запрограммировать:   составить  программу. Из палитры на рабочее поле ставим: начало, мотор по часовой стрелке, мощность мотора, мотор против часовой стрелке, звук -4 и экран -2.

Вот карусель готова. Мотор- включается и карусель вращается. Мой братишка  будет очень рад.

Модель:  «Чудо-миксер». ГамбаровДанияр и

Цель: создание, программирование и испытание модели. Подготовка и представление модели в проекте.

Скоро праздник, посвященный Дню мамы. Конструируя различные модели, я задумался, а не  сделать ли сюрприз для мамы. Моя мама, как и мамы других детей очень загружена работой. К вечеру она очень устает и чтобы хоть немного ей помочь, я решил изобрести модель чудо – миксер. Я  хочу узнать возможно ли с помощью конструктора  лего - ведо изобрести  чудо - миксер.

Я начал свою работу с изучение слова «миксер».

Сначала я узнал, что такое миксер? Попытался узнать у папы, заглянул в компьютер. Этот прибор называется красивым иностранным словом – миксер, с его помощью можно смешивать какие- либо продукты, миксер от слова –смешивать.

Так же благодаря  папе узнал, как устроен миксер и из каких частей состоит:

-двигатель     -выключатель   -шестеренки   -насадки и.т.д.

Потом составил свою  схему ( показ схему)

Описание модели:

Начинаем сбор по инструкции  (показ схемы), к изобретению чудо-миксера пригодятся    детали  конструктора  ЛЕГО WEDO: балка с шипами, пластина, зубчатое колесо или шестеренка, ось, мотор, соединительный штифт, втулка и лего-коммутатор.

Вот мой чудо- миксер готов, а теперь надо запрограммировать. Для этого мы  открываем  программу в нэтбуке и  из палитры на рабочем поле составляем программу: начало, мотор по часовой стрелке, мощность мотора, мотор против часовой стрелке, звук -15, экран-16    и т.д.

     Мотор - включается и вращает ось. А теперь испытаем модель, чудо-миксер  вращается…

Хочу  завершит работу экспериментом изобретения. В миску наливаем воду и добавляем  капельку моющего средства. Взбиваем воду с жидкостью миксером.. Включаю  модель «чудо – миксер» и  вижу -  жидкость пенится. В ходе работы я убедился, что из лего - ведо можно собрать чудо - миксер и запрограммировать.

    Закончив свою работу, я могу сказать, что ощутил себя настоящими изобретателем и узнал, что с помощью этого чудо- миксера можно получить вкусный коктейль, взбить пышное тесто, сделать омлет. Я решил поделиться схемой модели чудо-миксера со своими друзьями, надеюсь, они так же как  и я почувствуют себя настоящими изобретателями и  придумают модель бытовой техники.

Модель «Трактор-погрузчик».

    Я хочу  сделать сюрприз для папы. Мы строим дом и этот  трактор –погрузчик нам пригодится в строительстве. Я  хочу  узнать возможно ли с помощью конструктора  лего - ведо изобрести «Трактор –погрузчик» .

   Чтобы собрать такой трактор мне   нужны   детали  конструктора ЛЕГО WEDO: балка с шипами, пластина, зубчатое колесо или шестеренка, ось, мотор, соединительный штифт, балка и лего-коммутатор.

    Вот мой трактор - погрузчик готов, а теперь надо запрограммировать.    Для этого мы  открываем нэтбук  и составляем  программу. Из палитры на рабочее поле ставим: начало, мотор по часовой стрелке, мощность мотора, мотор против часовой стрелке, звук-16 и экран-5.

    Мотор- включается и  погрузчик начинает работать.

    В ходе работы  я узнал, что из лего-ведо можно собрать  «Трактор –погрузчик». Папа будет очень рад.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект непосредственной организованной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Три брата»

Конспект  непосредственной организованной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Три брата»...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непрерывно – образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область: «Познавательное развитие» (Ф.Э.М.П.) Тема: «Красная Шапочка идёт в гости к бабушке»

Задачи: Образовательные:- формировать умение детей сравнивать предметы по высоте;- соотносить значение цифры с количеством предметов.-упражнять детей в составлении целого из частей; (треугольник,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область «Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений". Тема : "Шар".

Конспект НОД. Образовательная область "Познавательное развитие. ФЭМП". Тема: "Шар".  Формирование представления о шаре на предметной основе....